Ксеркс и его религиозная реформа
Переходим к четвертому и последнему отрывку из "Истории буддизма" Таранатхи. После смерти Дария I (486 г.) царем стал его сын Ксеркс (др.перс. Хшаярша). Иранское имя тибетского текста Шрихарша представляет собой переделанное на индийский лад имя Хшаярша. В "Истории буддизма" Таранатхи упоминается в заключительных разделах его трактата правитель Кашмира Шрихаршадэва, живший около VIII в. н.э. [36, III, с. 201]. Кроме того, в бонских источниках упоминается древний иранский царь Кхриши (Кхариши), о котором кратко сообщается, что это был отпетый негодяй.
Дарий умер в тревожное для Ахеменидской державы время: поход против греков закончился неудачей, в Египте вспыхнуло восстание. Возможно, что и на восточных границах с Индией тоже было неспокойно. Отсутствие строго определенного порядка престолонаследия сильно ухудшало и без того тяжелое положение.
Ксеркс пришел к власти, преодолев сопротивление других сыновей Дария. Может быть, именно это обстоятельство имеется в виду в тибетском тексте, когда говорится, что он "стал царем, не имеющим соперником". Возможно и другое толкование этих слов, а именно, что он был, с точки зрения индийцев, "монархом всего мира". Как бы там ни было, но эта самая власть и дала ему возможность осуществить репрессии по отношению к жрецам традиционной иранской религии.
Как полагают, мероприятия Ксеркса в области религии были направлены против сепаратизма родовой и жреческой аристократии отдельных племен и сводились к уничтожению культа родовых божеств. При этом они имели значение не столько религиозное, сколько политическое [51, с. 98].
В 1935 г. в Персеполе была найдена надпись Ксеркса, в которой, в частности, было сказано следующее: "Говорит Ксеркс, царь: когда я стал царем, среди тех стран, что перечислены выше, (была такая), которая восстала. Затем Ахурамазда помог мне. По воле Ахурамазды эту страну я разбил и поставил на место. И среди этих стран (была такая), где прежде поклонялись дэвам. По воле Ахурамазды я разрушил капища дэвов и я приказал: "Дэвам да не поклоняются". Там, где поклонялись дэвам, я стал поклоняться святым Ахурамазде и Арте, и было другое, что делалось неправедно, это я исправил" [51, с. 98].
В древнеперсидском тексте говорится об одной стране и одном святилище дэвов (древних местных богов, или демонов в поздней зороастрийской терминологии), а в параллельном аккадском тексте — о "странах" и "святилищах". Хотя большинство ученых склонно толковать эту надпись как свидетельство о введении Ксерксом зороастризма с его абстрактным культом всеобщего бога Ахурамазды (Премудрого Господа) и обожествленной Праведности — Арты, но, как показали исследования наших ученых, такое толкование было бы упрощенным.
Несомненно одно, что введенный Ксерксом в Иране новый культ Ахурамазды, сопровождавшийся разрушением святилищ местных богов — дэвов, имел связи с учением магов. В то же время учение последних либо существовало наряду с восточно-иранским или среднеазиатским религиозным учением, связываемым сименем Заратуштры, либо развивало это учение. На основе этого культа впоследствии развивается религия, известная под названием зороастризм [51, с. 98—99].
Теперь представляется вполне уместным задать вопрос: в каких областях, подвластных Ахеменидам, почитали богов (дэвов), а в каких не почитали? С уверенностью можно сказать, что дэвов не почитали евреи, которых, между прочим, было много не только в Вавилоне, но и при дворе самого Ксеркса. Вместе с тем на территории Нереиды и некоторых других областей, в частности, в северо-восточной и западной частях Индии, подвластных Ирану, почитались древние индоиранские боги — дэвы. Если Ксеркс уничтожал культ этих богов, то почему же ни древние боги, как, например, Митра и Анахита, потом опять появляются в надписях того же самого Ксеркса? Болле того, пережив века, эти боги вошли в священные зороастрийские книги ("Младшая Авеста").
Существует, кроме персепольской надписи Ксеркса, еще один документ, который имеет прямое отношение к Ксерксу и проводимой им политике. Я имею в виду Книгу Эсфири, в которой, как показали исследования последних лет, говорится не об Артаксерксе, как ошибочно полагали старые переводчики Библии, а о Ксерксе (Ассуэре) [97, с. 65]. Ксеркс называется Ахашвером в Книге Ездры (IV, 6).
В Книге Эсфири рассказывается о Мардохес из колена Вениаминова, иерусалимском иммигранте, поселившемся в Сузах. Мардохей был воспитателем и приемным отцом красавицы Гадассы (она же Эсфирь), оставшейся без родителей. Эсфирь, благодаря своей исключительной красоте, скрыв, по совету Мардохея, свою национальность, стала наложницей Ксеркса, а потом и самой любимой и главной его женой. Благодаря своей талантливой воспитаннице не менее блестящую карьеру сделал и сам Мардохей, сумевший занять второе место в государстве после самого царя.
В Книге Эсфири утверждается, что фактическим руководителем в стране был Мардохей, который "... вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпурной. И город Сузы возвеселился и обрадовался. А, у иудеев было тогда освещение, и радость, и веселие, и торжество. И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у иудеев и веселие, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались иудеями, потому что напал на них страх перед иудеями" (Книга Эсфири, VIII, 15—17).
Согласно этой книге, царь, по совету Мардохея, издал указ, который отдавал на смерть в руки иудеев "всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, а имение их разграбить" (Книга Эсфири, VIII. 11). Далее, в том же источнике сообщается о страшной резне, которая была устроена на территории всей Персидской державы, причем на стороне царя в ней принимали участие князья в областях, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских (IX, 16). Только в городе Сузы было казнено около тысячи человек, а общее количество убитых значительно превышало семьдесят пять тысяч человек (IX, 117).
Отдавая себе отчет в том, что источник, которым мы пользовались, является тенденциозным, все же нет никаких оснований полностью отрицать все факты, о которых в нём сообщается, тем более такие, которые совпадают с уже известными нам по другим данным. Ведь речь в Книге Эсфири идет об уничтожении "сильных", и не будет слишком большой смелостью допустить, что в их число не должны были попасть жрецы древних иранских культов. Напомним, что в тибетском тексте речь идёт именно о поголовном уничтожении жрецов.
Теперь вернемся к тибетскому тексту. Основной акцент в нем сделан на репрессиях по отношению к жрецам, в том числе и к брахманам, которые, как известно, почитали в основном одних и тех же дэвов. Общее число убитых (двенадцать тысяч человек) относится, видимо, почти целиком к индийским жрецам. Не по причине ли почти полного уничтожения всех индийских жрецов в указанных районах Индии в них со временем начнет процветать буддизм?
Вполне возможно, что дело обстоит именно таким образом, и более того: иранский царь только потому и смог занять столь значительное место в "Истории буддизма", что своей деятельностью в Индии он подготовил почву для последователей учения Шакьямуни.
Оставив на время вопрос о том, какими соображениями руководствовался Ксеркс, проводя свои религиозные "мероприятия", перейдем к последнему иранскому царю из "Истории буддизма" Таранатхи.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 751;