Развитие идеи личности в российской психологии 37 страница
Психологическая защита как отдельный механизм, всегда формируется Я-инстанцией и направлена на нейтрализацию шокирующих и невыносимых мыслей, болезненных аффектов и инстинктивных устремлений. В этом смысле психологическую защиту можно понимать как самозащиту Я — от опасностей со стороны инстинктивных тенденций Оно, и от угроз со стороны пугающих запретов и требований Сверх-Я. Среди причин, побуждающих Я создавать психологические защиты, можно отметить:
663) протесты и давление идеальных требований, исходящих от Сверх-Я;
664) объективная тревога, порождающаяся страхами и опасениями перед возможностью реального наказания со стороны родителей или социума в случае потакания личности своим инстинктивным импульсам;
665) реальные болезненные аффекты и внешние опасности;
666) инстинктивная тревога, порождаемая страхом перед силой и могуществом инстинктов. Я, первоначально дружественное по отношению к инстинктам, начинает испытывать тревогу и трудно объяснимый рассудком
страх перед ними, если сила Оно такова, что Я ощущает угрозу поглощения; 5) противоречивость, возникающая между взаимоисключающими инстинктивными импульсами Оно — пассивностью и активностью, гомосексуальностью и гетеросек-суальностью, либидо и деструктивными тенденциями. Впервые термин «защита» появляется в работе 3. Фрейда «Защитные невропсихозы» в 1894 г. [37]. Он использует его для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже он заменил его термином «вытеснение» и долгое время понятие «защита» и «вытеснение» использовались как взаимозаменяемые. В 1926 г. в работе «Торможения, симптомы и тревожность» 3. Фрейд [38] возвращается к старому понятию защиты. Здесь он утверждает, что этот термин имеет свои преимущества: поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозух оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты». Сам термин «защитный механизм» появляется впервые в работе 3. Фрейда «Я и защитные механизмы» [22] в 1936 г.
Некоторые психоаналитики считают, что любые аспекты функционирования Я могут использоваться в качестве защиты, а сам этот механизм настолько сложен, что обозначение отдельных защитных механизмов, упрощает проблему и лишь вводит в заблуждение. Тем не менее, многие психоаналитики используют описательные характеристики конкретных защитных механизмов. Следует заметить, что функция их идентична — защита от болезненных аффектов, угрожающих Я, но способы достижения этой цели различны.
Все типы психологической защиты, кроме сублимации, принося временное облегчение, не являются адекватными способами овладения ситуацией и ведут, в конечном итоге,
к развитию неврозов. Успешная защита — это различные типы сублимации; безуспешная или патологическая — это вытеснение, проекция.
Вытеснение (репрессия). Психологические защиты берут свое начало в вытеснении, так или иначе, вытекают из него и связанны с ним. С учетом своей эффективности, способности справится с наиболее мощными инстинктами, энергоемкости и высокой патогенности для самой личности оно занимает уникальное, обособленное место в ряду психологических защит. Под вытеснением понимается изъятие болезненного материала из сознания. Репрессированное содержание остается проблемной, хотя и бессознательной, частью души. Вытесненные побуждения постоянно стремятся вернуться в сознание, чему препятствует сопротивление (блокирование проникновения в сознание энергии Оно посредством энергии Я). Иллюстрацией вытеснения служит забывание имен или фактов, связанных с неприемлемыми инстинктивными побуждениями. Стремление вытесненного материала прорваться в сознание подтверждается известным ощущением, что забытое как бы крутиться на кончике языка, но никак не приходит в голову. Иногда сами факты вспоминаются, но их эмоциональная значимость остается за пределами сознания.
Динамический баланс, который устанавливается с помощью вытеснения может быть нарушен вследствие изменения силы влечения, проявления внешних стимулов, совпадающих с раннее вытесненным материалом, или в результате изменения самой вытесняющей инстанции (Я), причиной которых может быть соматическое заболевание, состояние сна или созревание личности. В этих случаях подавляющие силы могут оказаться не в состоянии удерживать ранее вытесненное, что ведет к образованию невротических симптомов, парапраксису и соответствующему изменению содержания сновидений, в которых обнаруживается вытесненный материал.
Вытеснение действует на протяжении всей жизни. Особенно подвержены вытеснению события критического периода детства — до шести лет (инфантильная амнезия)
Формирование реакции (реактивные образования).
Происходит в сочетании с вытеснением. Вначале неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания трансформируется в противоположный ему. Например, чрезмерная навязчивая чистоплотность является проявлением борьбы против инстинктивной анальной потребности в нечистотах и беспорядке. Другой пример — женщины, испытывающие тревогу в связи с гипертрофированным сексуальным влечением, становятся непреклонными борцами с порнографией. Личностная структура человека, построившего реактивное образование изменена таким образом, как будто опасность, исходящая от неприемлемых импульсов, постоянно присутствует, и он всегда готов к встрече с ней. Реактивное образование ограничивает индивидуум в возможности использовать другие зашитые механизмы.
Проекция. Этот психологический механизм защиты помогает избавиться от боли посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Проекция ведет свое происхождение от выплевывания неприятного. В этом случае окружению приписываются неприемлемые характеристики Я. Например, чувство агрессии по отношению к кому-либо из внешнего окружения, переживается как чувство опасности, исходящей от него.'На ранних фазах развития проекция функционирует без труда, в последующем, если проекция становится ведущим механизмом защиты, то это серьезно нарушает адекватное восприятие реальности. Архаическая природа проекции иллюстрируется выдающейся значимостью в анимистических мифологиях.
Отрицание. Является очень примитивным механизмом, который столь же древен, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному выполнению желаний. Человека, использующего механизм отрицания, метафорически можно сравнить со страусом, прячущим голову в песок. В детском возрасте отрицание — нормальное явление. Чтобы устранить восприятие травмирующей реальности, на помощь приходит фантазия. Так, например, на
пуганный и беззащитный ребенок может вообразить себя сильным и всемогущим, или придумать себе, наводящего на окружающих страх покровителя в образе грозного животного.
В прошлом рассматривались преимущественно патологические аспекты отрицания, проявляющиеся при психозах. В настоящее время отмечается тенденция к более широкому определению отрицания, включающему в себя нормальные и невротические формы.
Регрессия. Психосексуальное развитие никогда не завершается полностью, так как сохраняются характеристики ранних его стадий. Возвращение к поведенческим проявлениям предыдущих стадий и называется регрессией. Тревожность в этом случае ослабляется посредством ухода от реальности в поведение, которое в раннем возрасте являлось привычным и ослабляло тревогу. Практически любой активный отход личности от реальности в мир игр, азарта и грез является регрессией.
Изоляция. Прототипом изоляции, по 3. Фрейду, является нормальное логическое мышление, стремящееся отделить содержание от эмоционального наполнения. Процесс изоляции направлен на разрыв непрерывного психологического континуума, отрыв неприемлемых событий, побуждений, аффектов и воспоминаний от общего контекста жизни души. Травмирующие впечатления и эмоциональные компоненты изолируются от когнитивного содержания. Проявлением механизма изоляции являются случаи, когда человек считает себя играющим разные роли, которые не идентифицируются как относящиеся к собственному Я. Пожалуй, самым ярким примером работы защитного механизма изоляции является поведение нацистских преступников на судебных процессах — «я только выполнял приказ».
Еще одним примером действия механизма изоляции являются мысли, которые могут появляться без осознанного присутствия связанных с ними чувств. Например, неприемлемые по содержанию агрессивные мысли (как ауто
деструктивные, например, прыгнуть вниз с большой высоты, броситься под поезд или автомобиль; так и направленные на внешние объекты — ударить кого-то ножом, непристойно выругаться в общественном месте и т.п.), возникающие внезапно. Так как связанные с ними чувства изолированы от сознания, то эти мысли переживаются как чуждые ему. Благодаря механизму изоляции подобные агрессивные импульсы лишаются их мотивационной силы, вследствие чего намерение не реализуется.
Интеллектуализация (рационализация). Это защитный механизм, который появляется в юности в результате повышения эффективности функционирования интеллекта. Главная функция интеллектуализации — исказить реальность, чтобы защитить самооценку. Магия рационализации помогает оправдать молодому человеку любые ошибки, промахи, нелепые поступки. Притчей во языцех стала рационализация по типу «зелен виноград» из басни Эзопа «Лиса и виноград», в которой лиса обесценивает притягательность недоступных ягод.
Сублимация. Как уже было сказано, это единственный эффективный тип защиты, который позволяет человеку адаптироваться путем трансформации инстинктивных импульсов в социально приемлемую творческую деятельность. В этом случае Я изменяет цель или объект (иногда то и другое) импульсов Оно, не прибегая блокированию разрядки, а находит искусственные пути их разрешения. Например, агрессивные побуждения находят свою разрядку в высокоценимой деятельности хирурга, а анальные устремления могут быть сублимированы в профессии юриста или художника. Таким образом, благодаря сублимации энергии Оно создается цивилизация и культура.
На данный момент в психоанализе описано множество других защитных механизмов: можно еще упомянуть такие, как интроекция, перемещение, борьба Я с самим собой, ограничение Я, идентификация с агрессором, форма альтруизма, символизация. Но, главное, как уже было ска
зано выше, несмотря на то, что они действуют различными способами, все они выполняют одну и ту же функцию: защищают душевный мир личности от болезненных аффектов.
Следует подчеркнуть, что механизмы, используемые в психологических защитах, являются необходимым условием раннего психосексуального развития и перехода от одной фазы к другой.
Методы изучения личности в психоанализе
В доаналитический период 3. Фрейд пользовался гипнотической техникой для работы с истерическими пациентами. Но постепенно в психоанализе от применения гипноза как метода изучения личности отказались, так как были найдены более эффективные методики, позволяющие получить доступ к бессознательному материалу без необходимости вводить пациента в сомнамбулическое состояние. Ведущий метод психоанализа, называемый свободным ассоциированием, стал результатом счастливой находки 3. Фрейда в ходе терапии Анны О., когда во время одного сеанса она его оборвала словами: «Доктор, Вы мне мешаете». В этот момент 3. Фрейд понял, что главная задача аналитика — дать возможность свободно высказывать свои мысли. Анна О. называла эту терапию «лечение разговором». Сейчас это называется методом «свободных ассоциаций». Сама терапевтическая ситуация обеспечивает наиболее благоприятные условия для свободных ассоциаций. В основе этого метода лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном по принципу психического детерминизма. Они интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств пациента. В процессе постепенного осознавания вытесненного материала высвобождается психическая энергия Оно, которая может быть использована в целях лучшей адаптации.
Толкование сновидений. Этот метод 3. Фрейд назвал королевским путем в бессознательное. Психическое состоя
ние спящего мало отличается от состояния пациента во время анализа. Этому способствует, в первую очередь, психоаналитический ритуал: пациент лежит на кушетке, что так же, как и во время сна, блокирует его возможности удовлетворить свои инстинктивные желания в действии; аналитик до минимума сводит свои интервенции, не ограничивая свободных ассоциаций пациента. Подчинение пациента основному психоаналитическому правилу тормозит функции Я так же, как это автоматически происходит во время сна. Считается, что благодаря интерпретации сновидений, включая анализ скрытой символики, можно способствовать более глубокому пониманию пациентом природы его симптомов и мотивационных конфликтов.
Толкование символов. Нахождению связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами способствует толкование символов. Зная язык символов, мы можем легко выявить содержание Оно, хотя это не приводит к более глубокому пониманию личности пациента — точно так же, как, зная язык математических формул, мы в состоянии успешно решать математические задачи, не обладая глубоким пониманием математики.
Символические значения так же, как и математические формулы, могут быть успешно использованы, независимо от того, известно ли нам, как они были получены. При этом важно помнить, что несмотря на то, чт<^ символы представляют собой постоянные и универсально значимые связи между конкретными содержаниями Оно и отдельными значениями слова или предмета, сама по себе интерпретация символов не ведет к глубокому психологическому пониманию индивида, и имеет терапевтический эффект только в сочетании с другими аналитическими техниками.
Толкование парапраксиса. Под парапраксисом понимаются любые виды ошибочных действий — забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки, а также несуразные действия, действия невпопад и т.п. Так, 3. Фрейд приводит
собственного ошибочного действия, которое нередко случалось с ним, когда он посещал больных на дому. Подойдя к двери пациента, в которую ему следовало постучать или позвонить, он доставал ключ от собственной квартиры. Сам 3. Фрейд интерпретирует это ошибочное действие как бессознательное проявление его мысли «здесь я чувствую себя как дома».
Парапраксии, подобно вспышке, освещают некоторые стороны бессознательного, которые упорно не поддавались обычными психоаналитическим методам. Они являются наглядным свидетельством существования бессознательного, даже для людей, скептически относящихся к психоанализу. Парапраксии имеют место, когда бдительность Я ослаблена или отвлечена, и бессознательный импульс внезапно прорывается.
Анализ переноса. Само понятие переноса подробно уже раскрывалось выше. Процедура анализа переноса является ключевым методом психоанализа. Развитие техники психоанализа было определенно эволюцией знаний о природе переноса. Отношение к переносу является главной отличительной чертой психоанализа, это единственное направление, которое систематически исследует и анализирует перенос. Реакции переноса предоставляют аналитику бесценную возможность обнаружить связи между актуальными проблемами пациента и его прошлым.
Пациент склонен скорее повторять прошлое, вместо того, чтобы вспоминать. Повторяя прошлое вновь и вновь, пациент делает возможным его вхождение в аналитическую ситуацию. Повторения переноса привносят в анализ материал из прошлых значимых отношений пациента. Если перенос должным образом проанализирован, он приводит к воспоминаниям, пониманию и прекращению повторений.
Личностное взаимодействие аналитика и пациента
Результатом взаимодействия аналитика и пациента является не только то, что им, по словам 3. Фрейда, удастся превратить истерическое страдание в простое несчас
тье [26]. Такая совместная работа направлена на расширение представлений о себе, в основании же этого процесса лежит развитие способности более четко дифференцировать реальность психическую и объективную. Находясь во власти собственной психической реальности, индивид обычно использует окружающих в качестве объектов, удовлетворения собственных иллюзорных желаний. В процессе аналитической работы над собственным переносом пациент с помощью аналитика научается различать отношения, основанные на принципе реальности от отношений, в основании которых лежит искажающий принцип неудовлетворенных желаний.
Ведущая цель психоанализа была сформулирована 3. Фрейдом еще в начале века: он утверждал, что она заключается в расширении сознания и овладении несовместимыми желаниями, т. е. в обретении человеком собственной целостности и независимости [24]. Какую же роль в данном случае играет психоаналитик? Он обеспечивает то пространство отношений, которое необходимо пациенту для проживания реальности, и, кроме того, играет роль проводника, ведущего пациента по темным лабиринтам его души, помогая преодолевать то сопротивление, которое неизменно возникает, как только человек пытается обратиться к собственному бессознательному. Л. Эйдельберг [34] считает, что аналитик напоминает более учителя, нежели врача, и для него в равной мере справедлив тот факт, что учитель, вызывающий скуку, никогда не добьется хороших результатов. Для того, чтобы преодолеть сопротивление пациента терапии, аналитик должен искусно комбинировать использование научного знания о структуре бессознательного и свою артистическую способность притягательно воздействовать на личность пациента. Это нужно для того, чтобы возбудить его любопытство, установить с ним тесный контакт, уменьшить его страхи, усилить мужество, а также улучшить умение пациента использовать слова для проникновения в свое бессознательное с целью дальнейшего пони
мания себя. Аналитик выступает в качестве усилителя сознания пациента, играет роль его внешнего анализирующего Я.
Для достижения этой цели существует некоторый набор условий, которые следует соблюдать как правила игры.
Мы уже знакомы с главным психоаналитическим правилом, основанным на методе свободных ассоциаций, согласно которому пациент говорит все, что приходит ему в голову. Еще одним важным условием организации взаимодействия пациента и аналитика является согласование устойчивого набора договоренностей (сеттинг), касающихся правил организации психоаналитической ситуации, в котором отражаются три основных условия: обязательность посещения сеансов и финансовая ответственность пациента за пропуски, частота сеансов (обычно 3-5 раз в неделю), размер и формы оплаты. Четкие условия контракта важны не только сами по себе, они также способствуют снижению тревожности за счет создания стабильности и относительной предсказуемости в этом диадном взаимодействии. Кроме того, такого рода установления (сеттинг) подчеркивают обращение к зрелому «Я» пациента.
Также следует упомянуть о психоаналитическом ритуале, с которым аналитик знакомит пациента перед началом терапии. По правилам классического психоанализа, введенным Фрейдом, пациент должен лежать на кушетке в удобной позе, а аналитик сидеть вне поля зрения пациента, позади него. Такая позиция лучше всего способствует продуцированию пациентом вербального материала при минимальном влиянии от присутствия аналитика.
Психоанализ — это каузальная терапия. Аналитик ставит пациента в известность о различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувстве вины, наказаниях, которые выражаются в его симптомах. Чтобы помочь пациенту установить связи между его симптомами и их источником, аналитик использует процедуру интерпретации. Повышению эффективности интерпретации способствуют
правила, которым должен следовать аналитик. Во-первых, организовать лечение таким образом, чтобы пациент принял аналитика и его способ работы всей душой — т.е. «привязать» пациента к процессу лечения и личности врача. Для этого следует проявлять искренний интерес к личности пациента.
Во-вторых, он должен устранять возникающее с самого начала терапии сопротивление и указывать пациенту на те моменты, когда оно проявляется. Например, сопротивление может проявиться еще до начала терапии в желании отодвинуть ее или в молчании, причину которого аналитик должен помочь найти пациенту.
В-третьих, аналитик должен избегать оценочных позиций, морализаторства. Акцент следует смещать с оценивания на понимание, тем самым, показывая пациенту путь к бессознательному материалу.
Четвертое правило. Аналитик должен занимать нейтральную позицию, не выступать в роли представителя одной из сторон — например, супруга, родителя и т.п.
И последнее — избегать искушения выдать свое решение «прежде, чем сам пациент непосредственно не приблизится к нему так, что ему остается сделать еще короткий шаг», говоря словами 3. Фрейда. То есть аналитик не должен давать свою интерпретацию до тех пор, пока сопротивление пациента не будет преодолено настолько, чтобы он мог принять интерпретацию.
Процесс психоаналитической терапии и закономерности взаимодействия аналитика и пациента лучше всего могут быть поняты при изучении практических случаев. Как говорит 3. Фрейд [26], психоаналитическая работа сравнима с игрой в шахматы, где хорошо разработаны начало и конец игры, но для того, чтобы иметь представление о самой игре необходимо изучать партии лучших игроков. Так же, как и в игре в шахматы, здесь нельзя дать раз и навсегда единых и четких правил. Психоаналитический процесс не может быть механизирован, потому что душевные
процессы настолько пластичны, сложны и обусловлены огромным числом детерминирующих факторов в своем приспособлении к реальности, что их невозможно просчитать или предсказать. Именно поэтому творческий подход к взаимодействию аналитика и пациента является единственно возможным для достижения эффективного результата.
Практика групповой психоаналитической работы
Термин «групповой анализ» впервые был использован Т. Burrow [18] в 1925 г. Он попытался применить психоаналитический подход в психотерапевтических группах. Т. Burrow предполагал, что такие феномены как сопротивление и перенос, которые были открыты в практике индивидуального психоанализа, могут быть обнаружены и в группе. По его мнению, анализ сопротивления и переноса делает работу группы более эффективной.
Психоаналитический подход к группам в процессе развития групповой психотерапии не привел к созданию единой теории и психотерапевтической практики. Некоторые психоаналитики делают акцент на работе с индивидом в группе. A. Wolf и Е.К. Schwartz [39] так и называют свою основную работу, опубликованную в 1962 г. в Нью-Йорке: «Психоанализ в группах». Авторы подчеркивают стимулирующее влияние межличностных отношений в группе на психотерапевтический процесс, они даже вводят в практику групповой работы, так называемые «альтернативные сессии», которые проходят без терапевта. Но в центре внимания остается индивид. В случае выраженного повышения тревоги пациента в группе, они рекомендуют проводить с ним индивидуальные сеансы. По мнению S.H. Foulkes [36], при данном подходе не уделяется должного внимания последствиям, связанным с психодинамическими процессами, происходящими в группе.
Для Тэвистовкской модели группы, разработанной W.R. Bion и J. Rickman [36], характерно то, что аналитик следует в
группе тем же самым принципам, что и при индивидуальном анализе. Сама же группа, в данном случае, представляется как одно целое (как если бы она была одним пациентом). W.R. Bion пишет, что при лечении одного пациента невроз проявляется как проблема отдельного лица. При лечении группы он должен быть выявлен как проблема группы. Интерпретации аналитика направлены на всю группу, при этом рекомендуется уделять внимание актуальной тревоге в ситуации «здесь и сейчас», которая связана с доминирующей в данный момент базисной установкой группы. К таким установкам относятся: зависимость; борьба-бегство; образование пар. Кроме того, W.R. Bion вводит понятие «феномена валентности», характеризующее склонность каждого участника группы спонтанно, на бессознательном уровне присоединяться к общей групповой фантазии. W.R. Bion характеризует феномен валентности как «спонтанную бессознательную функцию стадных качеств человеческой личности». Согласно этой модели, в начале каждого сеанса группа развивает общую бессознательную фантазию. Несмотря на то, что в этом процессе могут затрагиваться различные темы, в конечном итоге группу захватывает та тема, которая резонирует с бессознательными фантазиями большинства участников. S.H. Foulkes считает [36], что такой подход представляет собой, в отличие от первого, психоанализ группы как целого.
Другой подход к групповому анализу предложил S.H. Foulkes [36]. Он, как и S.R. Slavson [36], утверждает, что нельзя говорить о психоанализе в группе. Групповой анализ понимается как «психоанализ посредством группы». S.H. Foulks считает, что природа человека изначально социальна, а любой поведенческий акт можно рассматривать как частично осознаваемую коммуникацию: «Каждый человек в принципе и непосредственно определен миром, в котором он живет, а также его группой и сообществом, к которому он принадлежит». На этом принципе и основан предложенный им метод групп-аналитической психотерапии. По его мне
нию, психические расстройства связаны с нарушениями коммуникации с другими людьми, что, в свою очередь, ведет к отчуждению от общества. В основе этих нарушений лежат интернализованные конфликты раннего детства. Группа дает возможность восстановить нарушенные коммуникации и преодолеть отчуждение человека от самого себя и от общества. Групповые сеансы проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность каждой встречи полтора часа, оптимальное число членов группы 7-8 человек. Такая группа, как считает S.H. Foulkes [36], дает возможность наблюдать психологические реакции пациентов в конкретном социальном контексте — с одной стороны, она достаточно велика, чтобы быть репрезентативной социуму, с другой стороны, достаточно мала для наблюдения за реакциями каждого члена группы во время сеанса и интерпретации их скрытого содержания. Поскольку сама группа выполняет терапевтическую функцию, особое значение придается интерпретациям всех членов группы, а не только ведущего. S.H. Foulkes считает [36], что группа в целом является более здоровой, чем каждый отдельно взятый из нее участник, соответственно главная задача группаналитического терапевта — создание и поддержка такой групповой атмосферы, которая способствует активному участию всех членов группы в групповом взаимодействии. Сам терапевт остается анонимным и устраняется от прямого руководства группой, позволяя ей самой определять ход работы, при этом он обращает внимание группы и ее участников на возникающие во время работы сопротивления и реакции переноса, интерпретируя скрытое содержание ин-теракций членов группы во время сеанса. В каждой группе возникает специфическая сетевая система сознательных и бессознательных отношений в нее включены не только участники группы, но и ведущий. S.H. Foulkes определяет такую коммуникативную сеть как матрицу, которая может воспроизводится в группе на различных уровнях, начиная с коммуникативной матрицы семьи отдельного индивида; на следу
ющем уровне это матрица социума, в котором живет данная группа; и в конечном итоге матрица человечества как биологического вида. Как сделать бессознательное доступным для понимания в группе? В индивидуальном психоанализе основной техникой работы с бессознательным пациента является техника свободных ассоциаций. В группанали-тической практике эквивалентом свободных ассоциаций является свободно протекающая групповая дискуссия. Групповой аналитик предлагает участникам свободно говорить на любую тему и высказываться каждому обо всем, что в связи с этим ему приходит в голову. Такая вербальная коммуникация дает возможность рассматривать полученный материал как групповые ассоциации, которые и помогают сделать сознательными скрытые неосознанные коммуникации как по отношению друг к другу, к группе в целом, так и по отношению к терапевту.
Как видно из принципов работы аналитической групповой психотерапии, в таких группах терапевт не задает тему дискуссии и не использует никаких специальных упражнений для получения материала с целью дальнейшего его анализирования. Но, например, A. Wolf предлагает определенную технику анализа сновидений участников группы, которую он называет «хождение по кругу» (going around). Она предусматривает, что не только сам сновидец дает ассоциации к своему сновидению, но и участники группы, по кругу, также ассоциируют к материалу рассказанного сновидения.
Если говорить о групповых аналитиках в целом, то между ними больше сходств, чем различий. Как считает S.H. Foulkes [36], групповые аналитики, в отличие от неаналитических групповых психотерапевтов, говорят на одном языке. И, несмотря на определенные различия в теоретических подходах, все они сходятся в том, что групповой аналитик при осуществлении своих интервенций в группе должен руководствоваться принципами, разработанными в рамках психоаналитической практики — отслеживать ди
намику бессознательных процессов, интерпретировать сопротивления, защитные реакции, переносы и т.д. Еще один очень важный пункт, по которому у всех групповых аналитиков существует согласие, — это отношение к групповой ситуации, как в теории, так и на практике, они ставят группу и групповую ситуацию в центр внимания.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 434;