Развитие идеи личности в российской психологии 35 страница
Следующий этап предполагает отслеживание эффективности данной программы оздоровления, основным показателем эффективности является динамика показателей здоровья. Например, насколько меньше я стал болеть, стал активнее, позитивнее воспринимаю свою жизнь и т.д. Можно отметить несколько основных правил реализации оздоровительных программ: постепенность, последовательность, комплексность, природосообразность. Необходимо также соблюдать принцип индивидуальной ответственности и креативности при их реализации и помнить, что основным условием оздоровления личности является изменение мировосприятия и мировоззрения человека.
Социокультурными организационными формами, которые направлены на совершенствование соответствующей составляющей здоровья являются:
578) физическая культура как учебный предмет в образовательных учреждениях от дошкольных до вузов, а также индустрия физической культуры в виде различных спортивных и оздоровительных секций;
579) психологические консультационные и терапевтические службы;
580) службы занятости и службы семьи;
581) церковь, различные виды духовных практик, экзистенциальные аспекты образования.
Задачу интеграции всех этих направлений оздоровительной работы должно взять на себя образование при широком использовании средств массовой информации,
Важным моментом в психологии здоровья является осознание того, что здоровье не является самоцелью, а лишь условием, основанием и результатом активной, творческой жизни, способствующей совершенствованию человека. Главное не то что человек делает для здоровья, а то, ради чего он это делает.
Стратегии реагирования личности на болезнь
В контексте комплексного психологического подхода к здоровью личности болезнь трактуется как сигнал о внутреннем рассогласовании и дисгармонии, который требует осмысления. Необходимо понять ее возможные причины, осознать, с чем именно не справляется наше тело или душа, что необходимо изменить в нашем образе жизни, мыслях, чувствах, представлениях. Болезнь, как человека, так и общества, создает затрудненные условия, в которых иммунитет может укрепиться. Это как прививка, главное — найти в себе силы правильно выйти из болезни. Осмысливая истоки болезни и воздействуя на них, необходимо одновременно повышать уровень здоровья. Убирая симптомы болезни без изменения образа жизни, системы отношений и ведущих установок, мы каждый раз переводим организм на более низкий уровень здоровья, оставляя причину болезни, которая в последующем проявит себя в еще более острой форме. При таком подходе после осмысления причин болезни и природосообразности выхода из нее, выздоровевший человек переходит на более высокий уровень здоровья.
Таким образом, речь идет о более сознательном, ответственном, творческом отношение к болезни, не адаптация, приспособление или борьба с ней, а выход за ее пределы через осознание причин.
Болезнь — знак несовершенства защитных сил и адаптационных систем, сигнал к усилению работы над собственным телом и духом.
Можно выделить несколько стратегий поведения в болезни:
1) активная, творческая позиция — стремление преодолеть недуг и укрепить свое здоровье, отношение к болезни как к испытанию, способному сделать человека более сильным и зрелым; а в случае невозможности — жизнь вопреки болезни особенно часто эта позиция наблюдается у неизлечимо больных людей, которые стремятся реализовать свои планы в оставшееся время;
582) аутодеструктивная — игнорирование самого факта болезни и ее последствий (например, алкоголизм и наркомания), отсутствие культуры здоровья;
583) манипулятивная — использование болезни как способа манипулирования другими (феномен «ухода в болезнь», за которым скрыто стремление стать объектом внимания, жалости и заботы со стороны других);
584) пассивная, «пациентская» — болезнь это зло, результат несовершенства человека и мира, может выражаться в обвинении себя и чувстве неполноценности («я слаб, беспомощен, болезнь сильнее меня») или в претензиях к другим, вплоть до негативизма ко всему миру и его Творцу («я никому не нужен, никому нет дела до меня и моих страданий», «мир не совершенен», «жить — значит страдать»);
585) ипохондрическая — уверенность в наличии болезни, при отсутствии таковой. В этом случае болезнь — часто стиль жизни и ее смысл.
Можно предложить ряд рекомендаций, способствующих выходу из болезненных состояний:
586) формирование позитивных мыслей и чувств, т.е. повышение степени принятия себя, окружающих и ситуации;
587) осознание актуальных жизненных целей, ценностей, смыслов и способов их реализации (т.е. размышление о том, как и для чего живем);
588) ограничение и оптимизация социальной активности (в кризисные периоды жизни человеку необходимо на время отказаться от привычных дел и устоявшихся связей с внешним миром и «вернуться к самому себе»);
589) оптимизация режима сна, отдыха, питания и т.п.,
590) проведение общеоздоровительных процедур с использованием естественных природных факторов («Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»).
Максимальная эффективность этих рекомендаций может быть достигнута лишь при их комплексном, индивидуализированном использовании.
Факторы, способствующие повышению уровня здоровья личности
На здоровье личности влияет множество факторов. Наиболее важными из них являются следующие:
591) Принятие ответственности за свою жизнь, в частности, за свое здоровье. Уход от ответственности стал столь характерной чертой современного человека, что это нашло отражение в обыденной речи. Так, часто приходится слышать: «мне плохо живется», «моя жизнь не сложилась», «не судьба». Лишенные местоимения «я», эти фразы выражают отказ от индивидуальной ответственности, подчинении обстоятельствам и пассивность по отношению к самому себе. Только приняв ответственность за осуществление свободного осознанного выбора и все его последствия, человек может стать творцом своей судьбы. Каждый способен осуществить выбор в пользу здоровья и самореализации. Психологи, психотерапевты, врачи могут лишь помочь нам в этой работе, но вся ответственность лежит на нас самих.
592) Самопознание, как анализ себя, также способствует самооздоровлению. Значение самопознания как необходимого условия достижения психического здоровья признавалось практически во всех системах психотерапии. Различался лишь предмет самопознания — в одном случае это были бессознательные комплексы и психотравмы детства (классический психоанализ), в другом — самость как интегрирующий центр личности (Юнг) [20]; социальные отношения, ценности, цели, потенциальные возможности человеческой природы (гуманистическая психология). Однако, всегда именно самопознание, пусть трудное и болезненное, но приводящее к неожиданным озарениям (инсайтам) создает основу психотерапевтического эффекта и открывает путь к исцелению. 3. Фрейд [16] блестяще показал в своих психоаналитических исследованиях, что многие психосоматические нарушения обусловлены вытеснением, отказом от самопознания, устранением из сознания любой информации, способной задеть наше самолюбие. Преодоление вытесне
ния и обретение более полного знания о самом себе повышает зрелость и ответственность личности за свое психическое благополучие.
593) Самопонимание и принятие себя как синтез, процесс внутренней интеграции. Самопознание является необходимым, но недостаточным условием оздоровления. Следующий шаг — принятие себя таким, каков ты есть, разрешение противоречий внутреннего мира и достижение целостности «Я». Психоанализ необходимо дополнить психосинтезом, процессом внутренней интеграции личности. Иначе остается опасность «увязнуть» в бесконечном и деструктивном самокопании, постоянно переходящем в самообвинения и недовольство собой, вместо того, чтобы однажды начать творить свою судьбу заново, как бы «с чистого листа». В этой связи важно отметить значение искусства, особенно экспрессивных его форм для достижения внутренней целостности и гармонии. Именно в искусстве сознательное усилие и бессознательный импульс, разум и чувства создают единое целое, поэтому люди с незапамятных времен использовали различные виды искусства, например, музыка, танец для исцеления душевных и физических недугов (в настоящее время это составляет основу арт-терапии).
594) Умение жить в настоящем моменте, чему уделено большое внимание в гештальт-терапии. Как показал Ф. Перлз, нарушения психического здоровья часто связаны либо с застреванием в своем травматическом прошлом, либо с бесплодным фантазированием о еще не наступившем будущем. Умение жить актуальными переживаниями и осуществлять (реализовывать) свою уникальность «здесь-и-теперь» является необходимым условием гармоничного существования и творческого самовыражения личности, а, следовательно, и психического здоровья.
595) Осмысленность индивидуального бытия и, как следствие, осознанно выстроенная иерархия ценностей. Например, А. Маслоу [8; 9] считал, что человек нуждается в цен
ностной системе отсчета, в соответствии с которой можно жить и понимать жизнь, в той же мере как он нуждается в солнце, кальции и любви. Для того, чтобы стать здоровым человеку важно осознать, чего он хочет и для чего, т.е. построить свою индивидуальную систему жизненных целей и ценностей.
596) Способность к пониманию, слышанию и принятию других. Эмпатическое понимание не только профессиональный навык психотерапевта, но и базовое свойство здоровой личности.
597) Доверие процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и сознательным планированием своей жизни необходимо то душевное качество, которое в позднем психоанализе определялось как «базовое доверие» (Э. Эриксон), а в процессуально-ориентированной психотерапии А. Минделла [10] получило название «доверие процессу». Иными словами, это умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.
Принципы и приемы психического оздоровления личности
Наиболее существенными принципами работы по развитию здоровья являются следующие.
598) Комплексность. Оздоровление необходимо осуществлять целостно, на всех уровнях, не ограничиваясь лишь физическим здоровьем, гармонизировать отношения с другими людьми, стремиться к осмыслению своего индивидуального существования, преодолевать препятствия личностному росту и реализовывать свой духовный потенциал. В случае «однобокости» оздоровления, например, при бездумной, изнуряющей работе на тренажерах или активном занятии хатха-йогой часто игнорируются духовный и социальный аспекты здоровья.
599) Креативность. Весьма вредны в процессе оздоровления различные догмы — необходимо быть гибким, не искать универсальных средств («панацеи»), а в каждый мо
мент творчески относится к своему здоровью. Нет смысла слепо следовать каким-либо стандартным схемам, а, прислушиваясь к собственному организму, выбирать из возможных оптимальные для себя способы оздоровления в каждой конкретной ситуации.
600) Принцип «внутреннего наблюдателя». Этот принцип требует внимательности к себе, своим ощущениям, чувствам, состояниям. Стремление к познанию, чувствованию себя, выработке особого вида интуиции-самоощущению, призванному осуществлять естественный контроль за внутренними состояниями организма и психики. Этот принцип подразумевает перенесение центра внимания с внешнего, окружающего мира, с других и т.д. на самого себя, на заботу, преобразование и преображение самого себя.
601) Укрепление и развитие позитивных установок. Преодоление фиксации на негативной стороне бытия, в частности, на болезненных состояниях, через принятие себя в мире и мира в себе; освоение стратегии сотрудничества как дающей возможность гармоничного сосуществования с другими людьми и миром в целом.
Можно предложить классификацию приемов психического оздоровления в зависимости от ведущей направленности на различные составляющие здоровья (физическая, психологическая, социальная и духовная).
602) Телесно-ориентированные техники, направленные на позитивное отношение к своему телу.
603) Психотехники, направленные на развитие отдельных психических процессов (память, внимание и т.п.).
604) Психотехники, направленные на выработку навыков конструктивного взаимодействия, преодоления конфликтов и развития креативности.
605) Психотехники, направленные на расширение сферы осознания «Я». Прояснение жизненных целей и ценностей, разрешение внутренних противоречий и интеграцию.
В качестве примера рассмотрим следующие упражнения, направленные на повышение уровня осмысленности
бытия, рефлексию, осознание и трансформацию своих жизненных целей и ценностей. Эти упражнения позволяют обозначить направления дальнейшего развития, наметить стратегические цели, а также выявить актуальные проблемы.
Упражнение 1. «Жизненные цели».
Каждому участнику упражнения задается вопрос: «Каковы ваши жизненные цели?» Предлагается записывать все, что приходит в голову. Независимо от того, насколько оно кажется общим, тривиальным и абстрактным. Можно записывать личные, семейные, профессиональные, социальные, духовные и другие цели. На это задание дается 2~3 минуты, после чего лист откладывается в сторону. На втором листе отвечают на вопрос: «Ваши цели на ближайшие 3 года?» На ответ дается 2~3 минуты. На третьем листе — ответ на вопрос: «Если бы вы узнали, что вам осталось жить три месяца с сегодняшнего дня, как бы вы прожили их?» Цель этого вопроса — выяснить, нет ли чего-нибудь важного для участников, что они не делают и о чем даже не задумываются. Ответ также в течение 2_3 минут. На четвертом листе пишутся три цели, которые кажутся наиболее важными из всех ранее записанных. После первого индивидуального этапа работы можно обсудит результаты со всеми участниками упражнения. Можно задавать схему анализа, например, «Есть ли какие-либо цели, повторяющиеся на всех четырех листах?», «Отличаются ли чем-нибудь цели, написанные на третьем, четвертом листах?» и т.д. Это упражнение выявляет в основном осознанные жизненные цели, но также (особенно на третьем листе) оно отражает, и бессознательные цели и является весьма полезным для более четкой рефлексии жизненных целей, соотнесения их с повседневной жизнедеятельностью и с целями других людей. Прояснение целей очень важно как для самопонимания, так и для понимания друг друга. Мы знаем основной вопрос философии, но часто не осознаем основной вопрос человеческой жизни -ее цель, в чем смысл человеческой жизни: «Кто мы, зачем мы, куда мы идем?»
Упражнение 2. «Поиск экзистенциальных оснований».
Упражнение проводится в три этапа. На первом этапе все участники фиксируют пять качеств, которые кажутся им наиболее важными в себе. На втором этапе они разбиваются по парам и задают друг другу вопрос: «Почему для тебя так важно быть... (об
суждаются те качества, которые человек считает важными, например, «быть добрым»)?»
Такая цепочка вопросов продолжается до тех пор, пока не доходят до внутренней аксиомы, которая может выражаться во фразах типа: «А иначе жить не имеет смысла» или «А как без этого жить?» и т.п. Иногда в реальности, в процессе выполнения этого упражнения возможны сложности, связанные с недостаточной степенью открытости, поэтому это упражнение хорошо работает в атмосфере доверия и открытости. Кроме того, если у человека есть актуальная неосознанная проблема, то это упражнение позволяет ее обнаружить, после чего можно выйти к экзистенциальным основаниям. На третьем этапе обсуждаются результаты этой работы. Можно даже записать на доске: «Как устроен наш мир», «на каких китах он стоит», «что важно для нас в жизни».
Таким образом, понимание и применение всех перечисленных принципов, приемов и упражнений позволяют человеку стать на путь постоянного укрепления и совершенствования своего здоровья, что неизбежно приведет к повышению уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека.
Список литературы
606) Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.
607) Белов В.И. Психология здоровья. М., 1994.
608) Брату съ Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
609) Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М.,1990.
610) Валеология человека. Здоровье-Любовь-Красота. // Под ред. Петлен-ко В.П. СПб.. Петроградский и К°, 1997 Т. 1.
6. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001.
7 Даниленко О.И. Здоровье души и поэзия. СПб, 1996.
611) Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
612) Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
613) Миндеял Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1997
614) Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб, 2002.
615) Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992.
616) Рождерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
617) Уолш Р Основания духовности. М., 2000.
618) Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
619) Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб, 1998.
17. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
620) Шабельников В.К. Психология души. М., 2003.
621) Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.. Логос, 1999..
622) Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
623) Ялом Я. Экзистенциальная психология. М.. Класс, 1999.
6.2. Основные подходы и критерии психологической безопасности личности
Приоритеты в обучении
Новый век в образовательной политике ознаменовался выдвижением идеи личностного роста как основного приоритета в обучении. Гуманизация образования, его ориентация на личность и ее развитие признаны наиболее актуальными для современного общества тенденциями. В различных дидактических моделях, ориентированных на инициацию личностного, таких как «личностно-ориентирован-ная» (В.В. Сериков, И.С. Якиманская), «личностно-деятель-ностная» (И.А. Зимняя), «персонализированная» (В.А. Бес-палько), «развивающая» (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), «инновационная» (В.Я. Ляудис), «гуманистическая, центрированная на мире детства» (А.Г. Орлов), «смысловая дидактика» (И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко) при всем их многообразии отталкиваются от критики традиционного обучения и имеют своей целью переход от «адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно ориентированной детоцентристкой модели вариативного образования» (А.Г. Асмолов, 1997). Они возводят в ранг такие ценности образования, как целостность личности и ее индивидуальный опыт, свобода, сотрудничество и сотворчество участников педагогического процесса.
В складывающейся сегодня новой парадигме образования делается акцент на социализацию подрастающего поколения, а ведущей тенденцией модернизации предполагается переход от знаниевой к личностной парадигме учебной
деятельности. Программа модернизации образования ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Образовательный процесс, наконец-то, начинает переориентироваться на то, что источник многообразных человеческих проблем следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие, как инфантильность и социальная деза-даптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность, во многом определяются отсутствием психологической культуры, порождающей стрессы, болезненные состояния, личностные кризисы в жизни и деятельности, как отдельных людей, так и общества в целом. Особое значение данная проблема приобретает в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма. «Российское подрастающее поколение в лице своих адаптированных, индивидуалистически и мо-дернизированно ориентированных представителей больше всех выиграло от происшедших изменений, но в лице традиционно ориентированных представителей больше всех проиграло — проиграло именно свою всестороннюю (духовную, политическую, социальную, экономическую) идентификацию с традиционным российским социумом» [4, с. 9].
В последние годы большое внимание уделяется проблемам нарушения личностной и социальной адаптации детей и подростков. Нарушения адаптации, или дезадаптация, — это, по сути, реакция приспособления ребенка к неадекватным для его развития, личностной активности и личностного роста микросоциальным условиям жизни. Виды дезадаптации соответствуют основным сферам жизнедеятельности ребенка, семейная, школьная и социальная. В рамках настоящего исследования именно школьная дезадаптация является значимой категорией. Школьная деза
даптация — это социально-психологическое и педагогическое явление неуспешности ребенка в образовательной среде (обучение, референтная школьная группа, общение с учителями и т.д.), связанное с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями и способностями, соответствующими его возрастному сензитивному периоду, уровню психического развития. При школьной дезаптации ребенок не может найти свое место в школьной среде, быть принят таким, какой он есть.
Психическое и психологическое здоровье
Гуманистические тенденции в обществе и образовании поставили перед психологами необходимость исследования механизмов развития «психологического здоровья» подрастающего поколения, участников образовательного процесса. При этом большинство психологов различают понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков). Психическое здоровье предполагает здоровое протекание отдельных психических процессов, а психологическое — здоровое проявление личности. В.И. Слободчиков выделяет два важнейших фактора, обуславливающих психологическое здоровье участников образовательного процесса — субъективная реальность и событийная общность.
Субъективная реальность, или внутренний мир, включает такие важнейшие характеристики, как «Я-концепция», «жизненный сценарий», «смысложизненные стратегии». «Результатом интеграции этих характеристик становятся такие образования, как личность и духовность» [11, с. 172]. Психологическое здоровье человека обусловлено гармонизацией его субъективного мира. Этой гармонизации способствуют личностный и духовный рост.
Личностный рост — это процесс формирования и реализации социальной психической функции человека. В процессе личностного роста человек осознает и формирует свои
социальные потребности, расширяет средства и способы их реализации, осознает и формирует собственную автономность, благодаря чему принимает ответственность за выбор собственных решений и поступков во взаимодействии с окружающими людьми. Личностный рост состоит как минимум из двух этапов: 1) осознание человеком своих социальных потребностей и расширение способов и средств их реализации и 2) формирование человеком на этой основе своей автономности, самодетерминации, самоуправления и ответственности за проявление своей автономии [11]. Перспективой личностного роста становится гармонизация человеком своих взаимоотношений с обществом.
Духовный рост — это процесс реализации трансцендентной психической функции человека. В процессе духовного роста человек осознает себя творцом своей жизни, исследуя свое бессознательное, расширяет свое осознание жизни, времени, окружающей действительности. На основе познания и принятия себя человек по-новому начинает относиться к проявлению их уникальности, автономии. Он устанавливает событийные отношения с близкими, формирует духовные отношения с ними.
Личностный и духовный рост взаимно обуславливают друг друга. Личностный рост является условием духовного роста. Духовный рост, в свою очередь, обуславливает новый уровень личностного роста. Соответственно процесс личностного и духовного роста представляет собой спираль, каждый виток которой свидетельствует о совершенствовании человека [11].
В процессе личностного и духовного роста формируется глубинная событийность участников процесса взаимодействия; в учебном процессе этот вид событийности возникает между учителем и учеником, учеником и одноклассниками, учителем и представителями администрации школы и т.д. По мнению Н.П. Паттуриной [11], понятие «глубинная» событийность отражает способность человека пребывать в полноценном контакте с другими людьми и организовывать
его. Различаются два уровня глубинной событийности: глубинная событийность, отражающая способность индивидуума с событию с самим собой, и глубинная событийность, отражающая способность к событию с другими людьми. «Первый уровень включает такие частные способности, как осознание индивидуумом бытия и настройка на внутреннее чувство. Второй уровень глубинной событийности включает частную способность к пониманию другого и вовлеченность в контакт. Эта способность является условием формирования событийной общности людей, т.е. такого пространства, в котором происходит развитие субъективной реальности человека» [11, с. 174]. Если в процессе обучения происходит нарушение (стагнации) личностного или духовного роста, то возникнет нарушение событийной общности всех участников взаимодействия, что станет причиной нарушения чувства психологической безопасности участников образовательного процесса.
Психологическая безопасность
Безопасность — отсутствие угрозы причинения зла или вреда; сохранность, надежность (Толковый словарь В. Даля). А. Маслоу [10] к категории безопасности причисляет следующие потребности: потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в постоянстве, структуре, порядке, законе.
Проблема безопасности человека стала в современном мире чрезвычайно актуальной. Именно она становится доминирующей в период кризисных социальных изменений и разрушения привычных стереотипов — «идеалов, объединяющих людей» [6, с. 140]. Цели по социальному обслуживанию общества объединяют всех участников, как государственной системы, так и негосударственных общественных структур, общественной системы безопасности. Это связано и с обеспечением условий для нормальной жизни людей, удовлетворением их потребностей в безопасности, т. е. с надежной защитой от всего того, что ставит под удар их
жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, уверенность в своем будущем. Очевидная невозможность оградить человека от всех опасностей, порожденных прогрессом, привела к необходимости переосмыслить понимание сущности безопасности — психологической и педагогической. Возникла реальная необходимость в научной трактовке самого понятия «безопасность» как составной части психолого-педагогического тезауруса.
Психологическую безопасность можно рассмотреть на разных уровнях [5]:
624) на уровне общества — как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни;
625) на уровне локальной среды обитания — это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы;
626) на уровне личности, в которой возникает аспект переживания своей защищенности-незащищенности, когда возможно говорить о понимании и представлении, о психологическом насилии и когда конкретные поведенческие акты, способствуют нарушению безопасности другого или саморазрушению.
Два последних уровня (среда обитания и личностный, или субъектный), безусловно, являются предметом исследования психологической науки, и если изначально они рассматривались как компонент психологического здоровья, то в настоящей период можно выделить достаточно самостоятельное научное направление — психология безопасности личности.
Личностный подход, рассматривает различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия. Анализ научных исследований в этой сфере (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, СВ. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Т.М. Краснянская,
Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, В.М. Розин, В.В. Рубцов, А.А. Реан, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев) показал, что понимание сущности безопасности «производно от представлений о человеке» [9, с. 22]. Именно исходя из этого, выявляются модельные представления о безопасной личности. Критерии безопасности трактуются исходя из тех структур, с которыми психологи идентифицируют человека. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры человека, соответствующая нормам стабильного функционирования организма. Вторая группа критериев безопасности объединяет характеристики, относящиеся к природно-психическому уровню человека, и включает адекватность отражения и отношения к миру (С.К. Рощин), защищенность психики (Г.В. Грачев), адаптивность функционирования (Т.С. Кабаченко), защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека (Т.И. Колесникова). Третья группа подходов к проблеме безопасности ориентирована на личностный уровень человека. Здесь состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим, уверенностью в будущем (С.К. Рощин), неснижением вероятности достижения жизненных целей (А.В. Непомнящий), защищенностью интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская) [9, с. 22].
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 419;