Развитие идеи личности в российской психологии 36 страница
На основании вышеперечисленных критериев безопасности, Н.А. Лызь [9] выделяет четыре подхода к обеспечению безопасности личности:
627) ограждающий подход — сам человек выступает как объект безопасности, для которого создают необходимые условия;
628) образовательный подход — исходит из признания активности человека, рассмотрения его как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предлагается обучать его предвидению и распознанию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях;
629) личностно-развивающий подход — предполагает формирование личностных образований, позволяющим человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь информационно-психологическим, воздействиям. «С этих позиций обеспечение безопасности человека включает поддержку формирования его личностной целостности (наличие собственного центра, интегрирующего все подструктуры «Я» и позволяющего выполнять управляющие функции) и субъектности (способности личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям и ценностям). Здесь человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни» [9, с. 22];
630) созидательный подход к обеспечению безопасности человека — исходит из того, что основной причиной создаваемых опасностей является сам человек, рассматривает его как субъекта собственного развития, фактор прогресса, человечества и эволюции мира и предполагает воспитание человека нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой, социумом и Вселенной (теория глубокой экологии Арне Наэсс, гайя-теория Джемс Лав-лок, Линн Маргулис) [8, с. 27].
Н.А. Лызь на основе выделенных и вышеназванных четырех подходов вычленяет четыре основные стратегии, «четыре ракурса безопасности (устранение опасностей, защищенность — готовность, устойчивость, минимизация создаваемых опасностей), исходящие из различных оснований: человек — объект безопасности (первый подход), субъект безопасности (второй), субъект жизни и развития (третий и четвертый)» [9, с. 23].
Выделенные подходы не противоречат друг другу. Каждый следующий в определенной степени предполагает предыдущий, опирается на него. Так, субъект собственного развития не может быть без формирования субъекта жизнедеятельности, который, в свою очередь, есть интегральный субъект множества деятельностей: учебной, трудовой,
коммуникативной, — необходимым аспектом которых является деятельность по самообеспечению безопасности.
Эта иерархия моделей представлений о природе и системе операционализации безопасности дает возможность определить гипотетический портрет безопасной личности как «человека, строящего свою жизнь в контексте единства с обществом, природой, Вселенной, регулирующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддержать свое здоровье за счет преобразования опасностей и факторов собственного развития» [9, с. 25].
В ряде других работ, в частности в работах И.А. Бае-вой [5], для определения существенного в категории «психологическая безопасность» предлагаются иные критерии. С точки зрения личностных проявлений можно рассмотреть этот феномен как:
631) процесс, т. е. психологическая безопасность создается фактически каждый раз заново, когда встречаются участники среды;
632) состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности;
633) свойство личности, характеризующее ее манипуля-тивную или диалогическую направленность.
Были выделены также виды состояний психологической безопасности личности [6], способной проявить устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями:
634) состояние полной психологической безопасности (устойчивости личности к внешним и внутренним воздействиям);
635) отсутствие психологической безопасности (подверженность срывам в функционировании личности, проявляющимся в поведении и деятельности);
636) состояние «скрытой» психологической незащищенности (как возможность перехода в состояние «1» и «2» под воздействием внешних и внутренних факторов).
Перечисленные подходы, выделенные критерии и уровни позволили Т.И. Колесниковой определить безопасную личность как «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменить психические состояния, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [6, с. 139].
Личностный смысл и безопасность личности
В группе основных потребностей человека потребность в безопасности и защите от всего, что ставит под удар жизнь и здоровье, стоит одной из первых и определяет социальное поведение людей, формируя те или иные мотивы поведения. Безопасность становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов человеческой психики в чрезвычайных обстоятельствах — катастрофические природные явления и стихийные бедствия, социальные потрясения, рост преступности. «Эта потребность — важнейшее для человека необходимое условие нормального существования и развития. Она реализуется в обществе через создание определенных организационных форм социального взаимодействия, взаимосвязей личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому мы нуждаемся в ощущении связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам, поэтому так остро воспринимаем изменения, разрушение привычных связей, тяжело переживаем условия изоляции и одиночества» [6, с. 139-140].
Личностный механизм защиты как достижения безопасности исходит из смыслообразующих возможностей субъекта, преодолевающего те или иные жизненные препятствия. «Если подходить к проблеме именно с позиций личностного роста и развития, необходимо анализировать условия, при которых она сможет преобразовать проблемы в испытания, в задачи повышенной степени сложности, а затем и в возможности саморазвития. Именно тогда, когда человек
будет воспринимать свои препятствия как возможности, то есть при изменении субъективного отношения к ним, он сместит акценты — с личностного смысла проблемы на личностный смысл ее решения» [2, с. 83]. Личностные образования как «ядро личности», безусловно, можно рассматривать как центральный, базовый фактор формирования индивидуальной смысложизненной стратегии по преодолению «психологического дискомформа» (по терминологии И.В. Дубровиной) разной степени интенсивности, и обеспечивающий, тем самым, жизнестойкость личности. Осознавая собственную жизнь как миссию (Дж. Крамбо), человек ощущает свою значимость, причем, выходя на качественно новый уровень дерефлексии, — значимость не только для себя лично, но и для социума. Однако, как считает ряд психологов [2, с. 83], жизнестойкость не всегда равна выживанию и адаптации, а в некоторых, черезвычайных условиях прямо противоположна им. «В противном случае возникает вопрос — альтруизм и жертва, подвиг — это проявление жизнестойкости личности или нечто качественно иное?» [2, с. 83].
С. Мадди [2], автор концепции жизнестойкости, определяет этот термин как интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей, которая включает:
637) вовлеченность в процесс жизни;
638) уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать;
639) принятие вызова жизни.
Если рассмотреть понятие жизнестойкости в рамках отечественной психологии, опираясь при этом на основополагающие составляющие теории деятельности и теории способностей, то жизнестойкость можно рассматривать как интегральную способность человека к деятельности по преодолению жизненных трудностей, как результат развития и применения этой способности. Соответственно, совладаю-щее поведение (копинг-стратегии, выделенные Р Лазару-сом) можно рассматривать как деятельность, направлен
ную на преодоление жизненных трудностей, опирающуюся на жизнестойкость как на способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития.
Личностные ресурсы преодоления также подчинены логике смысла и деятельности. Часть из них, такие, например, как модель будущего или жизненные планы, сами могут выступать смыслом и мотивом деятельности преодоления. Одновременно жизненные планы есть результат деятельности планирования, которая сама имеет смысл и мотив. Когнитивные ресурсы дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, а следовательно, являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. «Эмоциональные ресурсы могут выступать и смыслом этой деятельности, и инструментальным ресурсом, «энергетически» обеспечивающим эту деятельность» [2, с. 84].
Эти положения дают возможность расширенно определить сущность жизнестойкости как основания психологической безопасности личности перед лицом «вызовов» настоящего и будущего. Соответственно, в структуру жизнестойкости необходимо включить:
640) личностные ресурсы преодоления, аттитюды жизнестойкости, выделяемые С. Мадди, которые обеспечены на уровне реализации развитыми стратегиями совладения (Р. Лазарус);
641) индивидуализированные смыслы (по терминологии В.Э. Мильман), с вектором жизнестойкости, направленным на актуализацию своих внутренних паттернов;
642) социализированные личностные смыслы, ориентированные на присвоение социальных схем по решению жизненных задач. При этом установка жизнестойкости — «принятие вызова жизни» — понимается скорее как субъективное отношение к возможным препятствиям [2].
Механизм раскрытия потенциала психологической безопасности личности описан как изменение структуры аль
тернатив и достаточно подробно рассмотрен Ф.Е. Василю-ком [7] в контексте анализа проблемы выбора. Собственно выбор личности (то, что имеет смысловое предпочтение и обеспечивает «психологический комфорт», «психологическую безопасность личности») характеризуется следующими чертами: 1. Выбор возможен лишь во внутренне сложном мире; 2. Альтернативы, между которыми совершается выбор, — не операции, не способы действия, ведущие к одной цели, а разные жизненные отношения, «отдельные деятельности» (в терминологии А.Н. Леонтьева); 3. Выбор является активным действием субъекта, а не пассивной реакцией; 4. Основанием выбора не может являться сила побуждения как таковая.
В типологии жизненных миров личности Ф.Е Василюк [7] выделяет реалистический, творческий и ценностный миры. Смысловые предпочтения, обусловленные пристрастиями личности, а не внешними стимульными обстоятельствами, порождают «внутренне сложный мир», характерный для ценностного и творческого миров субъекта. Именно здесь «каждое отдельное жизненное отношение, побуждаемое отдельным мотивом, разрослось в разветвленную систему «актов жизнедеятельности». На поворотах судьбы, в трагические минуты, на пике чувства человеку бывает ясно дан настоящий смысл в его жизни того или иного отношения, но чаще всего отношение представлено через сиюминутные цели, заботы, действия, жесты, эмоциональные реакции. И существует особая, непростая «задача на смысл» (А.Н. Леонтьев), состоящая в том, чтобы по ситуативным намерениям, эмоциям и плодам усилий восстанавливать реальный смысл воплотившегося в них жизненного отношениям.Задача на смысл оборачивается в таком положении задачей на различение смыслов, без решения которого человек, даже ощущая конфликтность или двойственность ситуации, не может точно определить, между чем и чем он, собственно, должен выбирать» [7, с. 288]. Удержание сложности мира инициируется «перекрещенностью» жизненных отношений.
Это «есть плод особого усилия, особых психотехнических действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство» [7, с. 294]. В качестве мыслительных действий по осуществлению выбора в творческом и ценностном мире Ф.Е. Василюк выделяет следующие действия:
643) Разотождествление. Разделение «Я» и «Мое», через актуализацию «Я».
644) Совместная презентация. Действия, направленные на организацию одновременной представленности сознанию двух или больших отношений.
645) Выявление. Действие, направленное на осознание факта пересечения жизненных отношений.
646) Структурирование. Действие, направленное на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями.
Смыслообразующее обучение как фактор, обеспечивающий безопасность личности
Действия по поддержанию внутренне сложного мира (фактически это достижение состояния смысловой самоактуализации и наиболее ярко выраженной психологической безопасности личности) позволяют субъекту выйти на уровень актуализации глубинных ценностей и подойти к реальной оценке альтернатив. «Оценивание альтернатив мало напоминает измерение линейкой двух отрезков или сравнение с образцом двух деталей. Самый главный вопрос психологического описания этой, центральной части выбора состоит в том, чтобы понять, как, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность» [7, с. 297]. Ценностное сопоставление альтернатив происходит за счет актуализирующегося в данный момент личностного смысла и того смысла, который раскриталлизовывается в момент реализации деятельности.
Происходит своеобразное попеременное «прислушивание личности к себе — к тому, как в ней откликается и
звучит ценность и как в ней откликается и звучит образ жизни, представляемый каждой из конструирующих дея-тельностей» [7, с. 297]. В процессе познания, а в нашем исследовании внимание акцентировано на психологическом комфорте обучаемого, в той или иной степени управляемом преподавателем, задающим поле определенной смысловой насыщенности, внутри личности обучаемого должны возникать «созвучие двух ее образов» (Ф.Е. Василюк), пересечение зоны ближайшего развития личности и диалогового поля, «смысловая сингулярность» (И.В. Абакумова) [1]. Именно этот момент дает познающему ощущение внутренней согласованности, узнавания себя и своих ценностей, осмысленности. «Человек выбирает не один из двух предметов или даже мотивов. Он выбирает себя. Выбор изменяет его личность. Парадоксально выражаясь, не столько личность делает выбор, сколько выбор делает личность, формирует ее» [7, с. 298].
В свете важности данной проблематики становится очевидным, что проблема безопасности должна стать одной из приоритетных в целях современного образования. Очевидно, что «такая цель, включающая формирование, развитие как элементов опыта, так и устойчивых личностных образований, требует для своей реализации не только средств традиционного учебного процесса, но и всего нравственного, личностно-развивающего потенциала образования» [9, с. 2). Проблема психологической безопасности высвечивает новую грань учебного процесса, ориентированного на развитие, прежде всего, смысловой, ценностной сферы учащихся, то «содержательное обобщение» (В.В. Давыдов), которое позволяет выстроить модель смыслообразующего обучения, формирующего смысловую ориентацию, направляющую личность к поиску определенных высших смыслов, к формированию смысложизненной ориентации, к достижению психологической безопасности.
Человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и пси
хологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой непосредственно осуществляется взаимодействие субъекта. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия, личностная безопасность. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психосоциальному и ценностному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Психологическая поддержка с целью обеспечения психологической безопасности может быть реализована лишь при условии аппеляции к смысловым структурам обучаемых, что предполагает понимание самого процесса педагогической фасилитации (поддержки) как процесса смыслообразования и смыслораскры-тия. Поддержка может быть определена как создание условий в учебном процессе для естественного, свободного развития личности. Она направлена на обеспечение беспрепятственного развертывания внутренних, сущностных, универсальных свойств человека. Из такого подхода к поддержке следует, что она связана с развитием субъекта как психическим новообразованием [1]. Это классическое понимание развития как «развития субъектности». В контексте данного исследования, мы исходили из положений, разработанных И.В. Абакумовой [1]. Она рассматривает, как на «психические новообразования» накладываются «смысловые новообразования», выводя, таким образом, понимание развития за непосредственные пределы психического. В этом случае и традиционные «зоны развития»: зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона саморазвития — могут быть интерпретированы, как зоны смыслового развития (точнее сказать, «и смыслового развития»); и для понимания подлинного значения поддержки данное обстоятельство является существенным.
Если «зона ближайшего развития» справедливо рассматривается как механизм развития личности, в том числе ее смыслового контура, и внимание к ней в последнее время повышено, то поддержку, как психолого-дидактическое действие, ориентированное на достигнутый ребенком уровень развития, следует рассматривать как шаг «назад», как уступку «зоне актуального развития», включающей, следовательно, и смысловую составляющую.
Поддержку в связи с проблемой психологической безопасности личности следует рассматривать сдвинутой не в сторону «зоны актуального развития», а в сторону «зоны саморазвития». Поддержка ребенка — это поддержка его на уровне саморазвития, в нашем контексте — «смыслового саморазвития». Чтобы осуществился акт смыслообразования, необходимы условия, «поддерживающие» этот процесс на уровне «данности». Следует, естественно, иметь в виду и то, что «зона саморазвития» — не что иное, как «зона актуального развития» в следующем цикле (диалектическом этапе) развития личности.
Список литературы
647) Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.
648) Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире. // Известия ТРТУ Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ № 7 (51). 2005. С. 83-84.
649) Аносова Н.Н. Реализация личностного подхода к образованию: вопросы психологической безопасности. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 99-101.
650) Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска. М.: Просвещение, 2004.
651) Баева И.А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологического исследования. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 103-107.
652) Баева Емелин Н.М. К вопросу о критериях психологической безопасности личности. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб., 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 107-108.
653) Василюк Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М: Смысл, 1997.
654) Каира Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В.Г Трилиса К. М.. ИД София, 2003.
655) Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ № 7 (51). 2005. С. 21-25.
656) Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2000.
657) Паттурина Н.П. Психологическое здоровье и личностный рост участников образовательного процесса. // Психологическая культура и психологическая безопасносгь в образовании (СПб, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 172-174.
658) Пескова Ю.В. Психологическая безопасность личности как аспект общественной безопасности. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 139-141.
659) Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологического исследования. // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (СПб, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003.
6.3. Психоаналитический подход в психологии личности и его применение к групповым практикам
Три уровня психической организации личности
В 1900 г. в своей работе «Толкование сновидений» [28] 3. Фрейд предлагает рассматривать психику как аппарат,
...построенный из определенного числа действующих частей, располагающихся в виде упорядоченной последовательности». Эту метафору он использует, как он пишет:
...С целью облегчить наши попытки понять всю сложность душевной деятельности, разделить отдельные функции и
отнести различные составляющие к отдельным непересекающимся частям психического аппарата». Важно помнить, что, используя метафору аппарата для психики, Фрейд исключает возможность абсолютно точного копирования анатомических закономерностей размещения и локализации психических функций. Первоначально им была предложена топографическая модель психической организации индивида. В рамках этой модели психический аппарат разделяется на три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Каждый уровень определяется природой тех процессов, которые в нем происходят, при этом границы между этими тремя уровнями проницаемы.
Сознание следует понимать как ограниченный предварительным отбором ряд мыслей, образов восприятия, чувств и воспоминаний, которые осознаются человеком в каждый конкретный момент времени. Метафорически можно представить, что в психической жизни личности сознание относится к бессознательному также, как видимая часть айсберга к его подводной части. То есть, основная часть психической жизни человека происходит вне сферы его поля зрения и влияния. Сознание следует рассматривать как качество психического аппарата, оно может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. По мнению 3. Фрейда, быть сознательным — это, прежде всего, чисто описательный термин, каждое явление психики, например, эмоция или образ, как правило, не может быть длительное время представленным в сознании. Представление, которое в данный момент находится в сознании, в следующее мгновение перестает быть таковым, но при определенных условиях оно может вновь стать сознательным.
Бессознательное как отдельное понятие и специальная психологическая категория (уровень психики) впервые было введено 3. Фрейдом [23, 24, 25, 26, 27, 28], хотя в философии на протяжении многих веков существовало представление о скрытых, неосознаваемых сторонах душевной жизни. Но именно 3. Фрейд поставил понятие бессозна
тельного во главу угла своей психологической теории, считая, что выделение сознательного и бессознательного в психике является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает возможность понять природу душевной жизни человека.
Бессознательное является самым глубоким и наиболее значимым уровнем психики личности. Именно здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты. Бессознательное включает в себя инстинктивные элементы, изначально недоступные сознанию, а также материал, который был отщеплен от сознания, подвергнут цензуре и вытеснен. Основную часть вытесненного материала составляют угрожающие нормальному функционированию психики (психотравмирующие) моменты, например, запретные, враждебные и сексуальные чувства к родителям и близким людям. Это не означает, что такой материал является утерянным для сознания, он продолжает воздействовать на сознание опосредованно, через парапраксис (описки, оговорки и т.п.), сновидения, неврозы и отдельные невротические симптомы, через фантазии и грезы. В бессознательном не существует непоследовательности или перерывов, а фактически не существует пространства и времени. Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью, и даже несколько десятилетий спустя, воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.
Предсознательное — это все, что еще не осознанно, но способно проникнуть в сознание и при возникновении соответствующих условий, без особого сопротивления, стать объектом сознания. Согласно «Словарю психологических и психоаналитических терминов» Г. Инглиш и А. Инглиш [35], предсознательное рассматривается некоторыми психоаналитиками только как субсфера или часть сознательного. Образно говоря, предсознательное представляет собой «оперативную память души», которая содержит весь психический опыт, ак
туально не осознаваемый, но легко возвращающийся либо спонтанно, либо в результате минимальных усилий.
Суть взаимодействия сознания и бессознательного заключается в постоянных переходах психологического материала с одного уровня на другой. Познать содержание бессознательного можно только после того, как оно переведено в сознание. Психоаналитическая работа направлена на то, чтобы помочь пациенту преодолеть силы сопротивления, которые в свое время удалили из сознания тот или иной материал и продолжают удерживать его в бессознательном. Психоаналитическая техника обладает средствами, с помощью которых можно устранить противодействующие силы сопротивления и довести вытесненный материал до сознания. К техникам такого рода относится, в первую очередь, техника свободных ассоциаций, упомянутая выше.
Логическим развитием топографической модели организации психики стала структурная теория личности 3. Фрейда.
Структурная (трехкомпонентная) теория 3. Фрейда
Основой психодинамического подхода к пониманию психической жизни индивида является структурная модель ментального аппарата, разработанная 3. Фрейдом в 1923 г. в его фундаментальной работе «Я и Оно» [25]. С помощью этой трехкомпонентной модели описывается, каким образом обеспечивается устойчивая организация и взаимодействие отдельных, относительно стабильных и функционирующих определенным образом частей психического аппарата. По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия — увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. С этой точки зрения личность представляет собой динамическую систему, зависящую от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блокируют биологи-
ческие побуждения, возможные способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, как раз и пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни.
Как известно, в представлении Фрейда, личность состоит из трех инстанций — Id (Оно), Ego (Я) и Super-Ego (Сверх-Я).
Психическая организация личности с присущей ей динамикой понимается в психоанализе следующим образом:
660) энергия психической активности индивида черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой;
661) Я, возникающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности;
662) Сверх-Я действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Я, устанавливая границы подвижности последнего.
Итак, в психоанализе представление о психической активности личности неотделимо от следующего триединства: динамики психических процессов, принципа психического детерминизма, трех уровней структуры психики.
Защитные механизмы личности
Личность, (а точнее инстанция Я, как часть динамической системы «Оно — Я — «Сверх-Я»), находящаяся в потоке бесконечных психических конфликтов и компромиссов, естественным и закономерным образом создает целый ряд защитных механизмов. Причиной формирования защитных механизмов является тревога, источник которой в переживании неспособности справиться с внутренними или внешними побуждениями. Таким образом, тревога дает возможность личности адаптироваться к угрожающим условиям. В зависимости от типа угрозы, в психоанализе выделяется четыре причины формирования психологической защи
ты — тревога сознания, объективная тревога, инстинктивная тревога и борьба противоречивых устремлений Оно.
Действие защитных механизмов не осознается индивидом. Они могут проявляться как по отдельности, так и совместно в изменчивых или взаимосвязанных паттернах, для своей реализации ими используются различные формы поведения, идеи, аффекты, черты характера и другие функции Я. Хотя использование индивидом защитных механизмов и является необходимым условием социально-психологической адаптации личности, чрезмерно выраженные проявления психологических защит могут привести к искажению и даже разрушению различных аспектов объективной реальности, что, в свою очередь ведет к серьезным нарушениям адаптации личности в социальной среде и может стать причиной не только неврозов, но и тяжелых психических заболеваний.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 718;