Развитие идеи личности в российской психологии 23 страница
Стилевая сторона социально-перцептивных оценок представлена несколькими характеристиками, которые проявляются независимо друг от друга. Как уже было отмечено выше, стиль оценивания отражает индивидуальные предпочтения в способе формирования суждений, хотя он мо
жет совершенно не осознаваться самим носителем. В большой степени он обусловлен когнитивным стилем и исследовался, как правило, в связи с ним [9].
Стабильность оценок проявляется в неизменности или малом изменении суждений о человеке в течение некоторого времени (от недели до года). Из личностных черт эта особенность связана с низкой тревожностью. Стабильности оценок способствует также хорошее знание объекта оценки и стабильный характер отношений с ним. Стабильность оценок и самооценок характерна для лиц с высокой полене-зависимостью, которые могут выделить некоторое ядро личности партнера по общению и не обращать внимания на несущественные отклонения в его поведении в конкретных жизненных ситуациях.
Под экстремальностью оценок понимается тенденция личности пользоваться крайними значениями шкал при оценке других людей. Это люди с, так называемым, «черно-белым» восприятием. Их суждения всегда категоричны и лишены полутонов. Такие педагоги делят класс на двоечников и отличников, для них характерны авторитарные методы воздействия на учащихся. Характерно, что и вне профессиональной деятельности они склонны к крайним оценкам.
Амбивалентность социально-перцептивных оценок означает увязывание в характеристике одного и того же человека как позитивных, так и негативных черт [9]. В некотором отношении амбивалентность является противоположностью экстремальности, при которой оценка человека всегда сдвинута к одному из полюсов. Амбивалентность характерна для людей, имеющих высокую социальную компетентность, которая позволяет им справляться с противоречивой информацией об окружающих людях. Ею обладают лица с высокой когнитивной сложностью, т.е. обладающие высокой степенью аналитичности восприятия окружающего мира.
Вариативность можно определить как способность дифференцировать между собой различные черты личности, что приводит к более детализированному образу оценивае
мых лиц. В эксперименте, проведенном Р Гарднером и р. Шоном, испытуемым предлагалось оценить степень выраженности 80 черт личности у себя и своих друзей, пользуясь 100-балльной шкалой [13]. Большинство испытуемых пользовалось только круглыми числами (0, 50, 80 и т.д.). Но были и такие, кто ставил 71 балл или 39 баллов, стремясь к максимальной точности оценок. Это и есть проявление вариативности оценок. Р Гарднер связывает эту особенность с понятийной дифференцированностью — когнитивным стилем, рассмотренным ранее [13].
Таким образом, социально-перцептивная оценка представляет сложное образование, включающее содержательные, уровневые и стилевые характеристики. Совокупность качественных характеристик социально-перцептивных оценок определяется рядом факторов, среди которых одно из первых мест занимают ценностные ориентации, когнитивные стили, уровень компетентности личности, ее социально-демографические особенности. Кроме них, на основные параметры социально-перцептивных оценок оказывают влияние многочисленные качества и свойства оцениваемой личности, и средовые факторы.
Характеристики мотивации межличностного общения
Одни люди задумываются над тем, зачем они вступают в общение с окружающими, другие нет, но каждый ждет от общения удовлетворения своих потребностей. Потребность в общении проявляется очень рано. Уже трехмесячный малыш может одарить улыбкой человека, продемонстрировав ему тем самым, что он рад общению. М.И. Лисина [2] экспериментально выявила, что для ребенка дошкольного возраста взрослый человек сначала выступает прежде всего как помощник и участник его игр и дел, затем как источник разнообразной информации, и только с 4~5 лет дети начинают интересоваться личностью взрослого собеседника. Таким образом, последовательность возникновения и
развития мотивов общения у дошкольников будет следующей: игровые — познавательные — личностные мотивы. Потребность в общении у взрослого человека не представляет какой-то самостоятельной побудительной силы. Через общение с окружающими человек удовлетворяет как собственно коммуникативные, так и внешние потребности. На основе эмпирических исследований И.П. Шкуратовой [10] были выделены следующие группы мотивов межличностного и делового общения:
376) эмоциональные и нравственные, к которым относятся мотивы, направленные на поиск или оказание эмоциональной и моральной поддержки;
377) деловые, связанные со стремлением субъекта использовать общение для решения своих или чужих проблем;
378) познавательные, состоящие в желании получить новую информацию, независимо от ее содержания (научную, политическую, житейскую и пр.);
379) интерес к партнеру как личности;
380) мотивы самоутверждения, состоящие в стремлении доказать свою значимость как личности или как профессионала;
381) мотивы обмена мнениями и выяснения отношений;
382) конвенциональные мотивы, под которыми понимается стремление поддержания разговора из вежливости;
383) мотивы игры и развтечения через общение;
384) житейские мотивы, направленные на решение конкретных бытовых проблем;
10) негативные мотивы, состоящие в стремлении досадить человеку, доставить ему неприятность. Кроме того, существуют еще две группы мотивов по критерию направленности мотивации общения: эгоцентрические — когда человек стремится к получению помощи, поддержки или информации от окружающих, и альтеро-центрические, когда разнообразные виды помощи и услуг направлены на партнера по общению.
Представленность разных мотивов общения в большой степени зависит от пола, возраста и социального статуса человека. Так, например, при обследовании девушек и юношей в возрасте 16-17 лет первые пять мест заняли мотивы развлечения, деловые, обмена мнениями, эмоциональные и познавательные мотивы. Наименее представленными оказались негативные, конвенциональные и мотивы самоутверждения. В этих данных наиболее удивительным является боль-щое преобладание мотивов развлечения, которые проявляются во всех сферах общения и превосходят другие мотивы в 2-4 раза [10].
На студенческой выборке мотивы по степени убывания их выраженности распределились следующим образом: эмоциональные, деловые, мотивы самоутверждения, познавательные, мотивы обмена мнениями и мотивы развлечения.
У женщин зрелого возраста (от 35 до 55 лет) они стоят в следующей последовательности: эмоциональные, деловые, житейские, познавательные, конвенциональные, мотивы обмена мнениями и мотивы развлечения. Данные показывают, что мотивация общения молодежи более похожа на мотивацию зрелых людей, чем подростков [10].
В общении каждого человека существует определенный баланс между эгоцентрическими и альтероцентричес-кими мотивами, который проявляется в позиции, занимаемой человеком по отношению к другому партнеру. При эгоцентрической позиции человек вступает в общение для получения помощи и поддержки всякого рода: эмоциональной, информационной, материальной и т.д. Эта позиция наиболее характерна для созревающей личности, поскольку она объективно нуждается в поддержке. По мнению Т.И. Пашу-ковой [4], между познавательным эгоцентризмом, выявленным в экспериментах Ж. Пиаже, и социальным эгоцентризмом существует связь через общий психологический механизм. В обоих случаях человек оказывается не в состоянии встать на чужую точку зрения, т.е. децентрироваться. При нормальном развитии, ребенок в 9 лет способен встать на
позицию другого человека и даже скоординировать ее со своей позицией. Однако, по мнению исследователей, ни познавательный, ни социальный эгоцентризм полностью не изживается, поэтому в общении даже зрелых людей он может наблюдаться в полном объеме.
Противоположностью эгоцентризму служит альтероцен-тризм, под которым понимается стремление оказывать разнообразную помощь и поддержку партнеру в процессе общения [10]. Альтероцентризм может иметь две формы:
385) альтруизм, при котором человек посвящает себя служению другому человеку с возможным ущербом для себя;
386) помогающее поведение, при котором человек оказывает посильную помощь без самопожертвования. Наличие аль-тероцентрической направленности является свидетельством социальной зрелости личности, принятием на себя ответственности за близких людей.
Наши исследования показали, что эгоцентрические мотивы у юношей преобладают над альтероцентрическими в 1,6 раза, а у девушек — в 1,3 раза [10]. Эти различия, очевидно, связаны с тем, что при воспитании девочек матери больше развивают в них эмпатию, сочувствие, стремление к оказанию помощи, в соответствии со стереотипом женского поведения. У женщин среднего возраста альтеро-центрические мотивы, наоборот, встречались чаще эгоцентрических более, чем в три раза. Это говорит о том, что в трех из четырех случаев они вступали в общение ради оказания помощи партнеру по общению. Особенно сильно аль-тероцентрическая направленность проявилась у них в семейной сфере.
Рассмотрим основные характеристики мотивации общения. Первая из них — это интенсивность или степень выраженности потребности в общении, которая характеризует стремление человека к разнообразным формам общения с другими людьми, что проявляется в длительности, частоте и широте контактов с ними. Люди очень существенно различаются по потребности в общении, варьируя от тех.
1Р«го не может ничего делать в отсутствии других людей, ту желающих свести контакты с другими людьми к мини-Шуму. Второй характеристикой является направленность Мотивации общения или ее содержание, которые проявляйся в постановке целей общения. Эта характеристика представлена через степень выраженности тех групп мотивов, которые были рассмотрены выше.
Эти характеристики могут быть применены к любым Потребностям, и потому они не отражают специфики мотивации общения. Она состоит в том, что в отличие от других 'потребностей, потребность в общении в принципе не может быть удовлетворена без соответствующего поведения других людей. Это ставит перед человеком проблему управления поведением других людей для достижения собственных целей общения. Успешное удовлетворение мотивов общения зрелого человека зависит от двух условий: ясного представления о собственных целях и мотивах в каждом конкретном акте общения и умения находить в своем окружении людей, наиболее соответствующих этим целям. С этими условиями связаны две другие характеристики мотивации общения: дифференцированность и избирательность. Под дифференцированностью мотивов общения понимается способность субъекта разграничивать в своем сознании представления о разных мотивах собственного поведения и способах их удовлетворения. Одни люди могут проводить тонкие различия между мотивами, в то время как другие в качестве мотива общения могут назвать только нечто неопределенное типа «приятно провести время». Мотивационные модели формируются в детстве, но далее они трансформируются в сторону большей структурности и иерархичности системы мотивов. Если этого развития не происходит, то взрослый человек продолжает применять неразвитые детские модели, в которых мотивы «склеены» в некоторые «пакеты» ожиданий от окружающих. Такой взрослый человек может надеяться, что если его кто-то любит,
то он также должен жертвовать чем-то ради него, постоянно хвалить, развлекать и пр., как это делали его родители. Несовпадение ожиданий и реальности может вызвать у него подозрение в недостаточности любви, хотя неудовлетворенными оказываются на самом деле сопутствующие потребности.
Избирательностью мотивации общения является четкая направленность субъекта в удовлетворении своих потребностей на конкретных лиц, наиболее соответствующих этим устремлениям. Искусство получать удовольствие от общения строится на умении находить партнеров в соответствии со своими потребностями и желаниями партнеров. Только взаимность мотивации может обеспечить успех. Кроме того, далеко не любой человек может обеспечить удовлетворение некоторой потребности. Например, потребность в признании или в достижении авторитета может быть удовлетворена только с помощью тех людей, которые сами выступают как авторитетные фигуры для данного человека. Или потребность в информации удовлетворяется только в том случае, если мы доверяем источнику информации. В повседневной жизни люди с низкой социальной компетентностью демонстрируют неумение находить «мишени» для удовлетворения своих потребностей. Карен Хорни [7], имевшая большой опыт лечения невротиков, отмечает, что если такому «человеку нужны благорасположение и любовь, то он должен получить их от друга и врага, от нанимателя и чистильщика сапог». Естественно, не встречая достаточного подтверждения любви со стороны этих людей, невротик впадает в уныние и начинает считать себя малопривлекательным человеком.
Каждый человек имеет совершенно уникальную свойственную только ему систему мотивов общения, которая сложилась под влиянием особенностей его жизненного пути. Мотивы общения могут изменяться в зависимости от формы обще
дия: деловое, формально-ролевое или личностное, но моти-вационное ядро, которое может быть определено через вышеперечисленные характеристики остается неизменным.
Список литературы
387)Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
388)Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1973. С. 263-292.
389)Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.
390)Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998.
391)Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1997.
392)Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Учебное пособие. М.. ПЕР СЭ, 2002.
393)Хорни К. Самоанализ // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. С. 223-472.
394)Шкуратова И.П. Структура социально-перцептивных оценок. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1990. С. 6-12.
395)Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Д, 1994. С. 46-55.
396)Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения // Психологический вестник РГУ Ростов-н/Д, 1996. Вып. 1. Часть 1. С. 187-205.
397)Южанинова А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности / / Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-н/Д, 1990. С. 21-28.
398)Bertini М. Some implications of field dependence for education // Field dependence in psyhological theory research and application. L., 1986. P. 93-106.
399)Gardner R. et al. Cognitive control of differentiation in the perception of persons and objects. // Perceptual and Motor Skills. 1968. Vol. 26. P. 311 — 330.
400)Lewis H. Clinical implications of field dependence. // Field Dependence in psychological Theory: Research and Application. L., 1986. P. 57-62.
401) Witkin H., Goodenough D. Field-dependence and interpersonal behavior. // Psychological Bulletin, 1977. Vol. 84. № 4. P. 661-689.
4.4. Эмпатия в межличностном общении
Современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности
Многие из феноменов, рассматриваемых психологической наукой, имеют определенную предысторию изучения в различных отраслях философского знания. Аналогичным образом обстоит дело и с понятием «эмпатия». История его изучения берет начало в конце XIX — начале XX вв. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В это время формируется интерес к явлениям симпатии вчувствования, который отражен в учениях Смита, Спенсера, Шопенгауэра, Липпса, Шелера и др. В этических теориях Смита, Спенсера, Шопенгауэра дается определение симпатии как свойства человеческой души, необходимого для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Рибо, Штерн и Шелер акцентируют внимание на выявлении специфики симпатии как формы отношений между людьми, предполагающей направленность на познание личности другого как высшей ценности. Липпс вводит термин вчувствование, который определяет как интуитивную познавательную направленность на объект [5, 6, 19].
Таким образом, в конце XIX - в начале XX вв. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатия в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии становится то, которое приведено в психологическом словаре [15]. Эмпатия толкуется как постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование
в переживания другого. Но данное определение не дает не-^ходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.
Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Эмпатия определяется, во-первых, как психический рроцесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г Бар-ретт-Леннард, В. Айкес [20, 26] и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу: 1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпа-тического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека; 2) экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого; 3) этап эмпатичес-кой коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.
Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гаврило-ва [5, 6, 18] выделили следующие фазы эмпатического процесса: 1) восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний; 2) построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.
Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул. Существует несколько видов эмпатических реакций, которые входят в две большие группы: эмпатические реакции в ответ на поведение группы и 2) эмпатические реакции в адрес конкретной личности. В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную
аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Данная способность раскрывается в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которое включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии. Некоторые исследователи считают, что эмпатия — это эмоциональная способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. Другие определяют эмпатию как поведенческую способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого [5, б, 7, 16].
В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет из себя совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать: 1) модальность ведущего компонента в структуре эмпатии (согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию); 2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию); 3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия); 4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).
Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А.П. Сопи-кова [18]. По его мнению, существует три вида эмпатии: 1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии; 2) по
знавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии; 3) поведенческая, если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь, расчет на его ответную эмпатию.
В свою очередь, В.В. Бойко [2] различает следующие виды эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого; 3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.
Существует еще один критерий определения форм эмпатии — это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Различия же между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии [18]. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии и оно менее подвержено рефлексии, по сравнению с сочувствием.
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмо-
13 Пси.чо.1
ционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию [23, 24, 25].
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему [23, 24, 25].
Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой «за другого» [5].
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.
Таким образом, эмпатия — это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпа-тию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.
Функции эмпатии в межличностном общении
Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпати-ей прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено, во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения [1] и, во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.
В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения (в восприятии человека человеком). В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления [6, 14].
Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет ш сбор и анализ информации двумя способами: 1) мотивируя индивида на получение какой-либо информации с целью усиления собственной вовлеченности в процесс общения, 2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.
В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения [28].
Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие: 1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать; 2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого; 3) расширяет представление о жизни других; 4) обогащает собственный эмоциональный опыт; 5) развивает личность и систему ее ценностей; 6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида [23, 24, 25].
Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки [28].
Многими исследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической модели объяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии как на одну из причин проявления агрессии [3]. Группа американских психологов, опираясь на результаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпа
тии, под которой они понимали способность индивида к оценке перспективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такой чертой личности, как агрессивность. Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.
Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в других работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности [27].
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 583;