Развитие идеи личности в российской психологии 20 страница
Исходя из перечня результатов затрудненного общения, обусловленных направленностью преобразовательной активности субъекта (против себя и других), можно указать на интегральные последствия общения субъекта затрудненного общения: обезличивание, разрушение и психологическое уничижение партнера. Сопровождает этот процесс фрустрация социальных потребностей партнера, раз- рыв эмоционально значимых связей с ним, создание внутрилич-ностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по по
воду своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, вплоть до полного разрушения личности партнера.
Сила, тяжесть психологических последствий (результатов) преобразовательной активности субъекта затрудненного общения повышается с увеличением спектра отношений к себе и другому, имеющих отрицательную модальность. Субъект затрудненного общения наделен такими особенностями, которые делают недостижимыми, невозможными установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глубоких межличностных отношений и удовлетворение базовых социальных и экзистенциальных потребностей, что деформирует развитие личности, разрушает ее внутренний мир и связи с внешним миром.
Схема анализа социально-психологических и личностных особенностей субъектов общения
Типы субъектов общения, описанные нами на основе особенностей их преобразовательной активности, результатов и последствий их общения, отличаются социально-психологическими и личностными особенностями. Выше мы отмечали, что портреты субъектов общения включают характеристики их направленности, установки, ценностные ориентации, систему отношений, стили, стратегии взаимодействия, социально-перцептивные образования, навыки и умения в области интерактивной, коммуникативной деятельности. Их совокупность указывает на направление и качество преобразовательной активности субъекта общения. Ниже приводятся социально-психологические и личностные особенности субъектов, принадлежащих к субъекту затрудненного и незатрудненного общения.
Социально-психологические и личностные характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения
Социально-психологические и личностные характеристики субъекта | Тип субъекта | ||||
Субъект затрудненного общения | Субъект незатрудненного общения. | ||||
1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения | обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознавае-мые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипул яти в ная направленность | признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные, направленные к людям отношения, диалогическая, личностная направленность | |||
2. Мотивационно- потребностная сфера | внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого | внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого | |||
3. Эмоционально-волевые характеристики | эмоциональная, нестабильность, частая смена настроения, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия, невыразительность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль | эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направленность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль | |||
4. Социальные способности | низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитив-ности и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий | высоко развитые способности к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитивно-сти и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий | |||
5. Социально-психологические свойства личности | робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость "Я", безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцентричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипуля-тивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость | смелость, уверенность, общительность, сила "Я", инициативность, воспитанность, децентрация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость | |||
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия | отсутствие умений аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-контролиру-ющая, формально-вежливая дистантная стратегии | ||||
7. Роль, статус | нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы | следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к "центру" группы |
8. Социокультурные нормы | дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм | следование моральным и нравственно-этическим нормам |
9. Преобразовательная активность | ||
а. направленность | против себя и других | на себя и к другим |
б. интенсивность | различная | различная |
в. качество | обезличивание дезадаптация деградация разрушение уничтожение | персонификация адаптация развитие созидание сотворение |
г. субъективные последствия | фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии | удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально-значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сен-зитивности, высокого уровня эмпатии |
д. объективные последствия | трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение развития личности |
Из приведенных социально-психологических и личностных особенностей субъекта общения следует, что субъект общения не сливается полностью с его личностью, с демонстрируемыми им качествами, отношениями. Он не становится субъектом затрудненного или незатрудненного общения только потому, что ему свойственно определенное сочетание социально-психологических и личностных особенностей. Для формирования его как субъекта затрудненного или незатрудненного общения необходимо, чтобы конкретное сочетание его свойств и характеристик, представленных в поступках и действиях в отношении партнера, отразилось бы на определенном уровне «ценностно-смысловой плоскости сознания» и не только его, но и окружающих его людей. Субъект вносит объективные и субъективные изменения в общение и осуществляет качественно определенную детерминацию изменений своей личности и партнера.
Список литературы
297) Лбульханова-Слаеская К А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 218-241.
298) Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии. // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987 С. 10-14.
299) Абульханова-Славская К А. Принцип субъекта в философско-психо-логической концепции СЛ. Рубинштейна. / / СЛ. Рубинштейн. Очерки, воспоминания и материалы. М.: Наука, 1989. С. 10-61.
4. Ананьев Б.Г Избранные психологические труды. М.. Педагогика, 1980.
Ъ. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
300) Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журнал. № 1.1994. Т. 15. С 3-19.
301) Аржакаева ТА. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. канд. психол. наук. М., 1995.
302) Асмолов А.Г Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
303) Бодалев А.А. Личность и общение. М.; МГУ, 1983.
304) Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. № 1.1994. С. 122-127.
305) Бодалев А.А.У Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. № 5-6. 1992. С. 65-70.
306) Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. № 5. 1997. С. 3-19.
307) Бреус Е.Д. Динамика трудностей общения в процессе социально-психологического тренинга. // Психологический вестник. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1997. Вып 2. С. 230-238.
308) Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психол. журнал. № 6. 1996. Т. 17. С. 30~37.
309) Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психол. журнал. № 2. 1997. Т. 18. С. 18-32.
310) Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.
311) Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. // Психол. журнал. № 6. 1997 Т. 18. С. 73-83.
312) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во ЧеРо, МГУ, 1996.
313) Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
314) Каган М.С, Эткинд A.M. Общение как ценность и творчество. // Вопросы психологии. № 4. 1988. С. 25-34.
315) Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985.
316) Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. д-ра психол. наук. СПб., 1991.
317) Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПбГУ, 1995. С. 82-92.
318) Лабиринты одиночества. М.. Прогресс, 1989.
319) Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д, Психология затрудненного общения. М.. Академия, 2001.
320) Лабунская В.А., Ногерова М.Т Невербальные паттерны ролевого поведения // Психологический вестник. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1997. Вып 2. С. 467-486.
321) Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1998.
322) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
323) Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения. // Практическая психология. № 4. 1999. С. 54-64.
324) Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1961.
325) Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
326) Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психол. журнал. № 4. 1987. Т. 8. С. 51-60.
327) Парыгин Б.Д. Социально-психологичекий барьер и его природа. // Философия и социальная психология. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. Вып. 3. С. 3-13.
328) Парыгин Б.Д. Социально-психологичекий барьер и его функции // Философия и социальная психология. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1974. Вып. 8. С. 78-79.
329) Петровский В.А. Личность в психологи и парадигма субъектности. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
330) Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и история. // Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
331) Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
332) Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.
333) Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев: Лыбидь, 1992.
334) Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар: Изд-во КГУ, 1997.
335) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1991.
336) Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1989.
337) Фрустрация, конфликт, защита. Пер. с англ. А.В. Александровой. Вопросы психологии. № 6. 1991. С. 69-82.
338) Хараш А. У «Другой» и его функции в развитии «Я». // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 31-46.
339) Хараш А.У Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследовании познания людьми друг друга). // Психология межличностного познания. М., 1986. С. 30-42.
340) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
341) Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985.
342) Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-н/Д, 1996.
343) Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психол. журнал. №3. 1993. Т. 14. С. 28-37.
344) Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: РГУ, 1994
345) Южанинова А.Л. Типы затруднений у лиц с низким уровнем когнитивной сложности. // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-н/Д, 1990.
4.2. Ценностно-смысловые аспекты общения
В 1925 г. С. Франк в статье «Смысл жизни» писал: «Именно наше время таково, что все кумиры... рушатся один за другим, все украшающие и затуманивающие завесы ниспадают, все иллюзии гибнут сами собой». Эти слова, сказанные в начале прошлого XX в., переломном в жизни российского общества, удивительно точно отражают происходящее в начале нынешнего XXI в. в нашем обществе — в период кардинальных изменений всех сторон его жизни.
Человек — единственное живое существо, обладающее привилегией не просто жить, но и осмысливать свою жизнь. Эта потребность и способность человека составляет духовное измерение его существования. Это междисциплинарная проблема всего гуманитарного знания.
В психологии толчком к возрождению интереса к данной проблеме можно считать публикацию книги В. Франк-ла «Человек в поисках смысла» (1990) и выход в свет антологии русских философов конца XIX начала XX вв. «Смысл жизни» (1994).
В научный оборот отечественной психологии постепенно вошли терминологические сочетания «смысловой подход» (к изучению личности и общения), «смысловая сфера личности».
Смысловая сфера личности
Смысловая сфера личности — сложное многомерное образование. В современной отечественной психологии наиболее адекватно отражающим его сущность считают общенаучное понятие «система» и понятие «психологическая система». Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют целостность и единство [18].
Невозможно представить себе какую-либо ценностную ориентацию или жизненный смысл как изолированное образование. Они образуют динамическую структуру, целостность, организованую иерархично (элементы ее могут рассматриваться как системы, а сама смысловая сфера личности как подсистема системы более высокого порядка); элементы смысловой сферы личности взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимовлияют. Как психологическая система смысловая сфера личности, помимо общих характеристик системы, обладает специфическими особенностями: целеустремленностью и самоорганизацией; это развивающаяся во времени система [11, 21].
Смысловая сфера личности может рассматриваться как подсистема более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.д., которая, в свою очередь, имеет сложный, многоуровневый характер.
Многосторонний теоретический анализ содержательных и функционально-динамических аспектов смысловой сферы личности в отечественной психологии впервые осуществил Д.А. Леонтьев в своей работе «Психология смысла» (1999).
Смысловую сферу личности предлагается рассматривать как динамическую систему смысловых структур личности, существующих как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Это относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое. В исследовании Д.А. Леонтьева и др. анализируется структура смысловой сферы, актуальное функционирование смысловых структур и систем. Д.А. Леонтьевым предложено понятие «смысловые процессы» (смыслостроителъство, смыслообразование, смыслоо-сознание), используемое им для описания динамики смысловой сферы личности.
Д.А. Леонтьевым выделяются ведущие, «ядерные» смысловые структуры (обобщенные смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности) и частные, периферические. Именно общие смысловые образования (в частном случае ценности) определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям, к самому себе, на необходимость рассмотрения которых указывал в свое время В.Н. Мясищев [15]. Источниками ситуативных смыслов могут стать не только мотивы, но и другие смысловые структуры, в том числе и так называемые, смысловые конструкты. Это понятие также предложено Д.А. Леонтьевым. В субъективной семантике личности смысловые конструкты описывают разные измерения (параметры) отношения объектов, явлений и ситуаций к жизнедеятельности субъекта в целом. Они отличаются обобщенностью и большой оценочностью; следствием оценки объекта или явления по смысловым конструктам является приписывание им смысла. Смысловые конструкты более или менее стабильны и трансситуативны [13].
Ценности и смыслы в смысловой сфере личности представляют собой функциональное и онтологическое единство. Многие из обращающихся к исследованию данной проблемы авторов подчеркивают эту мысль. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [19]. В отечественной психологии Ф.Е. Василюк утверждает, что смысл как целостная совокупность жизненных отношений является своего рода продуктом ценностной системы личности [7]. Г.П. Будинайте и Т.В. Корнилова приходят к выводу, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределяется (см. по Габдулиной Л.И.). Д.А. Леонтьев замечает, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [13]. Анализируя эти и подобные утверждения, М.С. Яницкий приходит к
справедливому выводу: развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер [22].
Ценности личности
Прежде чем перейти к характеристике личностных ценностей, сопоставим ряд понятий, используемых в их научном анализе. Это понятия: ценности, жизненные ценности, личностные ценности, субъективные ценности, ценностные ориентации, ценностные предпочтения. Самое широкое из вышеперечисленных понятий — это понятие «ценности». Во-первых, оно обозначает как общественные, так и личностные ценности. А во-вторых, это атрибут как объекта, так и субъекта. Все остальные перечисленные понятия относятся к субъекту. Большинство авторов трактуют ценность как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны — на полюсе объекта и на полюсе субъекта. На полюсе объекта — это атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей.
На полюсе субъекта — это значимость (ценностность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения et в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей (называемого интериоризацией, идентификацией, интернализаци-ей).
Проблема трансформации общественных, общечеловеческих ценностей в личностные, «утверждения» их в индивидуальном сознании — одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и
социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Однако известные другим знания человек не может просто «взять» — он должен их переоткрыть для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. По единодушному мнению теологов, философов и психологов, усвоение общечеловеческих ценностей несводимо к безличному знанию: оно есть не только знание, но и отношение, возникающее в реальных жизненных связях субъекта с окружающим миром. Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности» или «субъективные ценности» у которые Д.А. Леонтьев определяет как «консервированные» отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта [13]. Б.С. Братусь считает, что личностные ценности — это осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования [4].
Понятие «ценностные ориентации» популярно больше в прикладных, чем в теоретических исследованиях, и определяется как направленность личности на определенные ценности. Понятие «ценностные предпочтения» по сути тождественно понятию «ценностные ориентации», и то и другое может рассматриваться как индикаторы личностных ценностей. В социологических, аксиологических исследованиях используется понятие «жизненные ценности», которое трактуется как ценности, определяющие жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии.
По мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У Билски), ценности личности характеризуются следующими общими признаками:
• истоки ценностей — в культуре, обществе и личности;
*• влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;
• общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
• все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;
• ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности;
• ценности — это понятия или убеждения;
• ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
• ценности имеют ситуативный характер;
• они управляют выбором или оценкой поведения, событий (см. по Яницкому М.С.).
Типология систем ценностных ориентации личности в философии и психологии
В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них.
Автор | Основание классификации | Ценности | |
Н.А. Бердяев | ценность как объект направленности человека | 1) духовные 2) социальные 3) материальные | |
В.П. Тугаринов | сфера проявления ценностей | 1) духовные (образование, нау- ка, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость) 2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально- психическое развитие в сово- купности с общественно- политическими и духовными ценностями) | |
Автор | Основание классификации | Ценности | |
Д.А. Леонтьев | форма существования ценности | 1) общественные идеалы 2) предметные ценности 3) личностные ценности | |
Д.А. Леонтьев | «блоки» терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу) | I. Терминальные ценности 1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (по- знание, развитие, свобода, творчество) 2) ценности профессиональ- ной самореализации (инте- ресная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, лю- бовь, наличие друзей, развле- чения, семейная жизнь) 3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобо- да, активная деятельная жизнь, развлечения, уверен- ность в себе, материально обеспеченная жизнь) и цен- ности межличностных отно- шений (наличие друзей, сча- стливая семейная жизнь, сча- стье других) | |
Автор | Основание классификации | Ценности |
IL Терминальные ценности 1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональ- ной самореализации (ответственность, , эффективность в делах, твёрдая воля, исполнительность) 2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) - конформистские цен- ности (исполнительность, самокон- троль, ответственность) - альтруисти- ческие ценности (терпимость, чут- кость, широта взглядов) 3) ценности самоутверждения (высо- кие запросы, независимость, непри- миримость, смелость, твёрдая воля) - ценности принятия других (терпи- мость, чуткость, широта взглядов) 4) интеллектуальные ценности (обра- зованность, рационализм, самокон- троль) - ценности непосредственно- эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чут- кость). | ||
Э. Шпра-нгер | доминирующая ценность, определяющая направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности) | 1) поиск истины (теоретический чело- век) 2) полезные и практические ценности (экономический человек) 3) стиль и гармония (эстетический человек) 4) любовь (социальный человек) 5) личная власть, влияние, извест- ность (политический человек) |
Автор | Основание классификации | Ценности \ |
Ш. Шварц, У Билски | мотивационная тенденция, определяемая ценностью | 1) ценности сохранения (безопас- ность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция) 2) ценности самоопределения (благополучие группы и челове- чества в целом) - ценности само- возвышения (власть, достижения, гедонизм) |
М.Рокич | функциональное значение ценностей (ценности-цели, ценности-средства) | 1) терминальные ценности (убе- ждения в том, что какая-то ко- нечная цель индивидуального существования с личной или об- щественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться) 2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной \ или общественной точки зрения предпочтительным в любой си- туации) |
В. Момов | место ценности в жизнедеятельности личности | 1) ценности целевые (или мысли- мые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нор- мативные ценности) 2) ценности существующие (на- личные, актуальные) |
А. Маслоу | уровень личностного бытия | 1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и |
Автор | Основание классификации | Ценности |
2) дефициентные ценности (Д-ценности, «регрессионные») -низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т.д.) | ||
В. Франкл | ценности как смысловые универсалии | 1) ценности творчества, позво- ляющие человеку осознать, что он даёт обществу 2) ценности переживания, позво- ляющие человеку осознать, что он берет от общества 3) ценности отношения, позво- ляющие человеку осознать пози- цию, которую он занимает в от- ношении факторов, ограничи- вающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти : |
Э. Фромм | 1) официально признанные осоз- ! наваемые (религиозные и гума- нистические) |
Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей можно вслед за М.С Яниц-ким (рассмотревшим ряд из вышеприведенных классификаций) утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 535;