Развитие идеи личности в российской психологии 17 страница
зрелость) и уровнем развития у него коммуникативного контроля, степенью выраженности феминности-маскулинности.
Во всех возрастных периодах наблюдается одна и та же тенденция: чем выше удовлетворенность внешним обликом, его оформлением, чем позитивнее отношение к наблюдению за своим отраженным внешним Я, тем выше оценивается его соответствие полу и возрасту субъекта общения, его ролевому репертуару. Вместе с этим установлено, что, чем интенсивнее выражены маскулинные черты, чем выше развиты умения коммуникативного контроля, тем выше удовлетворенность внешним обликом. Наряду с такими взаимосвязями имеются обратно пропорциональные связи между уровнем коммуникативного контроля, выраженностью маскулинных черт и степенью позитивности отношения к различным видам самопрезентаций и отраженного внешнего Я. Чем более выражена феминность, тем в большей степени проявляется интерес к отраженному внешнему облику, и тем в меньшей степени субъекты удовлетворены своим внешним обликом. Влияние тендерного фактора нарушает взаимосвязность оценок внешнего облика и отношения к отраженному внешнему Я, к его самопрезентациям. Выраженность фемининных и маскулинных черт, не сочетающаяся с соответствующим уровнем коммуникативного контроля, способствует формированию «конфликтной» оценки внешнего облика. Феминная «конфликтная» оценка внешнего облика — позитивное отношение к наблюдениям за своим отраженным внешним Я на фоне низкой удовлетворенности своим внешним обликом; маскулинная «конфликтная» оценка — это достаточно высокая удовлетворенность внешним обликом и негативное отношение к наблюдению за своим отраженным внешним обликом.
Таким образом, направление взаимосвязей между целенаправленным конструированием своего внешнего Я и отношения к нему субъекта может быть опосредовано как микрофакторами (недостаточный самоконтроль над презентациями: другие видят то, что субъект хотел бы скрыть, та
кая опасность детерминирована особенностями функционирования тех элементов, которые входят в структуру внешнего облика), так и макрофакторами, например, особенностями жизненного этапа, тендерной идентичностью, определяющими бытие субъекта. Правомерность данных выводов подтверждается не только результатами исследований, но и «случаями» из жизни. Приведу в качестве примера один из них, рассказанный участницей семинара «Экспрессия и личность». Женщина средних лет говорила о том, что она всегда считала себя весьма привлекательной, умеющей хорошо двигаться и танцевать. И вот, однажды, она увидела себя в зеркале во время танца. Ее охватил ужас, на нее смотрела немолодая, малопривлекательная женщина, которая некрасиво двигалась в танце. В процессе рассказа о «своем открытии» женщина очень волновалась. Она призналась в том, что «зеркальный образ» преследует ее, что она внесла существенные коррективы в свою жизнь: ограничила круг общения, практически не танцует, постоянно наблюдает за тем, как выглядят другие и сравнивает себя с ними.
Этот случай является также бытовой иллюстрацией некоторых выводов М.М. Бахтина [2] относительно феномена зеркала и функций отраженного облика в жизни человека. «Совершенно особым случаем видения своей наружности является смотрение на себя в зеркало», — писал М.М. Бахтин. С его точки зрения, человек, смотрящий на себя в зеркало, заблуждается в том, что видит себя непосредственно. Он видит «только свое отражение, которое не может стать непосредственным моментом нашего видения и переживания мира». Функция зеркала заключается в том, чтобы «дать лишь материал для самообъективации, и притом даже не в чистом виде> [2, с. 14-15]. Полемизируя с М.М. Бахтиным, А.З. Вулис [9] замечает, что мы не только смотрим на себя, но и «определяем, какая доля нашего внутреннего содержания» проявляется во внешнем облике, мы корректируем зеркальный образ, и его окончательный вариант несет на
себе отпечаток саморефлексии. Он подчеркивает, что житейская практика «вынуждает нас довольствоваться зеркальной версией самих себя». Исходя из нее, мы считаем, что такими видят нас окружающие и совершаем ошибку забывая о том, что зеркальный образ внешнего облика есть порождение нашего жизненного опыта.
О том, что зеркальное отражение может стать открытием для субъекта: «Волнующи «прорывы» зеркала в сферу субъективного, в человеческую психологию... Более того, для влюбленного или для актрисы — это даже драма: взгляд на собственную судьбу... [9, с. 32], вступающим в противоречие со сложившимся представлением о себе и своем внешнем облике, писали многие исследователи. Так, Ж. Лакан довольно категорично заявляет, что зеркало манифестирует несовпадение себя (своего «Я») с реальностью моего Я [по 37]. Данный тезис развивается в работах М. Ямполь-ского [36], который отмечает, что внутренний образ самого себя никогда не совпадает с обнаруживаемым в зеркале (на фотографии, на портрете) внешним образом. «Драма несовпадения» у Ж. Лакана превращается у М. Ямпольского в «травму» несовпадения, в «выворачивание глаза изнутри вовне».
Действительно, многие вопросы тревожат человека, когда он рассматривает свой внешний облик «как фигуру, посредничающую в наших взаимодействиях с другими» [9, с. 38]. К этому можно было бы добавить, что внешнее Я не только выполняет функцию посредника во взаимодействии с другими, но оно есть один из наиболее очевидных аспектов бытия человека.
Любой акт смотрения на себя в «зеркало» сопровождается рефлексией, что неизбежно возвращает к мысли о личностном, пристрастном, избирательном отношении к увиденному, о содержании интерпретации, опосредованной всем жизненным опытом человека, о ее переживании и превращении в значимое явление, наполняемое смыслами, далеко выходящими за пределы самого акта смотрения и оце
уивания своего отраженного внешнего Я, зафиксированной самопрезентации. Интерпретация самопрезентаций, отраженного внешнего облика всегда включает отношение субъекта и позицию, взгляд других, ситуацию представленности, актуализирует «дихотомию: я — не я», делает ее многовариативной, а процесс конструирования самопрезентаций бесконечным и незавершенным. Искусственным завершением данного процесса становятся отличающиеся по модальности события в жизни человека, привносящие новые смыслы в его бытие. Они усиливают сопротивление этой «бесконечной незавершенности» самопрезентаций, изменяют и опять оформляют их, трансформируют отношение к своему внешнему облику.
Виды самоотношения к внешнему Я
В зависимости от степени субъективной значимости, знака события, длительности и интенсивности его воздействия на жизнь, на смыслы бытия человека, оно может приводить к двум классам самоотношения к презентации, к конструированию своего внешнего Я и к самому внешнему облику: первый класс включает: «удержание» представления о своем внешнем Я, нежелание замечать изменения; негативное отношение к отраженному внешнему облику и постоянное подчеркивание, что «в жизни я выгляжу значительно лучше» или «на этой фотографии я на себя совсем не похож»; «сворачивание» презентации внешнего облика как для самого себя (не хочу, не люблю фотографироваться, смотреть в зеркало), так и для других (сержусь, когда Другие обсуждают мой внешний облик, смотрят мои фотографии, чувствую себя неловко, если попадаю в поле зрения других людей и т.д.); отсутствие стремления корректировать внешний облик, потеря интереса к нему, безразличие. Второй класс характеристик самоотношения к презентации, к своему отраженному внешнему облику также
включает «удержание» представления о своем внешнем Я, сопровождающееся активным выражением желания замечать позитивные изменения; высокую удовлетворенность своим внешним Я и постоянное подчеркивание этого факта, стремление к оформлению внешнего облика и презентации себя другим с его помощью, исходя из жизненных обстоятельств и управляя ими.
Выбор первого или второго класса самоотношений к презентации, к своему отраженному внешнему облику является реакцией на событие, на те проблемы, которые порождены ими, или на появление счастливого периода. Они, одновременно, становятся особыми видами преобразовательной активности субъекта, направленной на его бытие и приводящей к переструктурированию пространства общения, деятельности, в целом жизнедеятельности и бытия человека. Так, мужчина средних лет, преуспевающий бизнесмен, участник группы тренинга «Культура невербального общения», излагая свои коммуникативные проблемы, рассказал о том, что он на протяжении длительного времени смотрит на свой отраженный внешний облик (зеркало, фотографии, видеозаписи), глазами значимого для него человека. Его переживания были связаны с тем, что «взгляд того другого» постоянно его приводил к негативным оценкам своего внешнего Я. Он обращался к имиджмейкерам, пытаясь изменить свой внешний облик. Но усилия специалистов, направленные на конструирование его внешнего облика, не увенчались успехом. По словам участника группы, он не мог принять ни одного предложения, т.к. они не учитывали (или ему только так казалось) значимого «взгляда» другого. Для него все виды отражений его внешнего Я начинают исполнять роль «кривого зеркала» не столько объективно, сколько в представлении и самоотношении. Для того, чтобы избавиться от мучающих его переживаний, он перестал смотреть на себя в зеркало, отказался от рефлексии, от пересмотра значимости «иного взгляда» для коррекции самоотношения. Он так
ясе сузил круг общения до необходимых деловых встреч. В данный момент, несмотря на интересную и экономически выгодную работу, несмотря на то, что, по-прежнему, имеет приятелей, он чувствует себя одиноким человеком. Р Лэнг [24], в известной книге «Расколотое «Я», утверждает, что отчуждение человека от его тела (от своего внешнего облика) актуализирует патологические процессы, приводящие к «онтологической незащищенности ».
В обыденной жизни отчуждение от своего внешнего облика вплетено в систему отношений личности, поэтому к «онтологической незащищенности» приводит не просто самоотношение к внешнему облику, а, в целом, тип отношений субъекта с миром. О том, что типичный, преобладающий для личности способ отношения к другому человеку, другим людям и соответственно к самому себе является ее важнейшей характеристикой, писали многие исследователи. Например, Б.С. Братусь [6], исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку, наметил несколько принципиальных уровней в структуре личности. Но, одним из первых, СЛ. Рубинштейн [31] назвал сложившийся тип отношений и условием бытия человека, и его бытием. Он писал: ....Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии... [31, с. 262-263].
О том, что отношение человека к миру, к другим людям (бытие-вместе, бытие-в-мире) связано с отношением к своему внешнему облику, свидетельствуют данные исследования, в котором изучалось отношение к своему внеш
нему облику у субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В этой эмпирической работе [20] рассматривалась как система отношения к себе, в том числе и к своему внешнему облику, так и ожидаемая система отношений со стороны других и система отношений к другому На первом этапе исследования использовался набор шкал, измеряющих выраженность определенной системы отношений к другому, предложенный Ю.А. Менджерицкой [25] и позволяющий определять субъектов затрудненного и незатрудненного общения, а также применялась «Методика исследования самоотношения», разработанная СР. Пантилеевым. На втором этапе определялось отношение к своему внешнему облику у субъектов затрудненного и незатрудненного общения. Самоотношение к внешнему облику рассматривалось в качестве сложного, интегрального показателя, включающего оценочно-содержательные интерпретации статических, среднединамических и динамических компонентов внешнего облика; отношение к отраженному внешнему Я (зафиксированным самопрезентациям); оценки соответствия внешнего облика (презентаций и самопрезентаций) гендерно-возраст-ным ролям; стремление изменить свой внешний облик. В качестве показателя удовлетворенности «внешним Я для себя» выступало отношение к отраженному, зафиксированному внешнему облику (зеркало, фотография и т.д.); показателями удовлетворенности «внешним обликом для другого» являлись оценочно-содержательные интерпретации статических, средне динамических и динамических компонентов внешнего облика, оценка соответствия внешнего облика гендерно-возрастным стереотипам. Интенсивность выраженности желания изменить внешний облик выступала в качестве показателя согласованности между удовлетворенностью «внешним Я для другого» и «внешним Я для себя».
Соотношение этих показателей указывает на существование ряда типов отношения к своему внешнему облику* 1) удовлетворен своим «внешним Я для другого» и «внешним
ft для себя»; 2) удовлетворен своим «внешним Я для другого», но неудовлетворен «внешним Я для себя»; 3) неудовлетворен «внешним Я для другого», но удовлетворен «внешним Я для себя»; 4) неудовлетворен как «внешним Я для другого», так и «внешним Я для себя». Эти представления легли в основу разработанной методики: «Оценочно-содер-ясательная интерпретация компонентов внешнего облика», включающая шкалы, фиксирующие отношение к отраженному внешнему Я, степень соответствия гендерно-возраст-ным стереотипам; шкалу выраженности желания изменить свой внешний облик. Эмпирическим объектом исследования явились 245 человек, из них 100 мужчин и 145 женщин, в возрасте от 25 до 60 лет.
Результаты, полученные на основе сравнения систем отношений к себе, ожидаемой системы отношений от других и самоотношения к внешнему облику субъектов затрудненного и незатрудненного общения (применялся Т — критерий Стьюдента), указывают, прежде всего, на то, что отношение человека к миру, к другим людям (со-бытие), связано с отношением к своему внешнему облику.
В работах [22, 18], посвященных изучению психологических особенностей субъектов затрудненного и незатрудненного общения, рассматривались не только система их отношений к другому, но и направленность, установки, ценностные ориентации, стили, стратегии взаимодействия, социально-перцептивные образования, навыки и умения в области интерактивной, коммуникативной деятельности, ролевые, статусные позиции и соответствие поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам. Исходя из этих характеристик, субъект затрудненного общения отличается тем, что его преобразовательная активность, направленная против себя и других, приводит к обезличиванию, разрушению и психологическому уничижению партнера. Сопровождает этот процесс разрыв эмоционально значимых связей, искажение понимания себя и другого,
отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, своей и чужой жизни. Эти особенности субъекта затрудненного общения были подтверждены и дополнены в рассматриваемом эмпирическом исследовании. Анализ самоотношения и ожидаемых отношений привел к выводу о том, что у субъектов затрудненного общения значимо ниже уровень самоуверенности, самопринятия, самопривязанности, чем у субъектов незатрудненного общения. Для них является характерным потеря интереса к своему внутреннему миру, чрезмерное самокопание, самообвинение. Они не ожидают от других уважительного отношения, одобрения, проявления чувства симпатии.
Оценочно-содержательная интерпретация «внешнего облика для других» включает у субъектов затрудненного общения такие характеристики, как некрасивый, невыразительный, несексуальный, непривлекательный для противоположного пола, немужественный/неженственный. Они считают, что выглядят старше своих лет и с возрастом становятся внешне менее привлекательными, менее мужественными/женственными, отмечают несоответствие своего внешнего облика различным социальным ролям и, в особенности, сексуальной роли. Субъекты затрудненного общения не удовлетворены также «внешним Я для себя». Они отрицательно относятся к своему отраженному внешнему облику, что проявляется в выраженном нежелании смотреть на себя (зеркало, фотоизображения, видеофильмы) и говорить о своей внешности с другими. У субъектов затрудненного общения вдвое выше интенсивность выраженности желания изменить внешний облик по сравнению с субъектами незатрудненного общения, что указывает на высокий уровень согласованности между степенью неудовлетворенности «внешним Я для другого» и «внешним Я для себя».
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что система отношений (к себе, к другому, ожидаемые отношения
от других) у субъектов затрудненного общения располагается в пространстве между отрицательными полюсами осей-измерений отношений: «дистанция», «позиция», «валентность». Они не только отчуждены, отдалены от других, демонстрируют равнодушие, безразличие, недоверие к ним, но проявляют такие же отношения к самим себе и ожидают их от других. Они не только стремятся к подавлению других, к власти над ними, к доминированию, эксплуатации и манипулированию. Они также проявляют повышенный самоконтроль на фоне неуверенности в себе и самообвинения. Кроме того, субъекты затрудненного общения относятся не только подозрительно, враждебно, агрессивно к другим, но и к самим себе. Они ожидают от других таких же отношений.
В соответствии со сложившейся системой отношений формируется, конструируется внешний облик субъекта затрудненного общения. Самоотношение к внешнему облика соответствует по знаку, модальности отношениям к другому, себе и ожидаемым отношениям. В этой связи самоотношение к внешнему облику ведет к его отторжению, что способствует не только разрушению общения, но и трансформирует отношения субъекта и бытия. Субъекты затрудненного общения не удовлетворены как «внешним Я для другого», так и «внешним Я для себя» (четвертый тип). Они выражают желание изменить внешний облик, но, как, правило, его трансформации не связывают с изменением отношений к себе и другому. Данный факт указывает не только на центральный внутриличностный конфликт субъекта затрудненного общения, но и на сложности его бытия в мире, на его «онтологическую незащищенность». Результаты данного исследования также позволяют высказать предположение, что участник группы тренинга «Культура невербального общения», рассказ которого был приведен выше, может быть отнесен к субъектам затрудненного общения. Он ничего не говорил о его отношениях с другими людьми, но он много времени уделил
изложению его отношения как к своему «внешнему облику для других», так и «внешнему облику для себя», долго рассказывал о том, как пытался изменить внешний облик, но ни одного раза он не заявил о том, что хотел бы понять, как он относится к другим и к себе. Его откликом на неудовлетворенность своим внешним обликом явилось «отторжение» внешнего Я от внутреннего Я, ограничение круга общения, в конечном итоге, — увеличение «онтологической незащищенности».
Отношение к своему внешнему облику в кризисные периоды жизни
Выше было отмечено, что на модальность и знак отношения к своему внешнему облику оказывает влияние этап жизненного пути личности. Но особое значение внешний облик приобретает тогда, когда период, так называемых нормативных кризисов, сопровождается различным отношением к жизни. В исследовании Е.В. Белугиной [5] было показано, что у субъектов, с различным типом переживания середины жизни, значимо отличается по знаку и модальности система отношений. В ее работе подчеркивается, что субъекты, которые устойчиво-негативно переживают середину жизни, имеют «негативно-гармоничный» тип сложившейся системы отношений, включающий негативное отношение к своему внешнему облику. Лица, достигшие середины жизни и переживающие ее устойчиво позитивно, обладают «позитивно-гармоничным» типом системы отношений. Они оценивают свой внешний облик как красивый, привлекательный для противоположного пола, соответствующий определенному виду тендерной идентичности (мужественный/женственный). Эти данные еще раз подтверждают вывод о том, что субъект фиксирует степень соответствия предъявляемых конструктов внешнего облика тендеру, что сам внешний облик выступает для него репрезентацией тендерной идентичности. Как отмечает Е.В. Бе-лугина [5], каждый возрастной этап развития личности ха
рактеризуется возрастно-специфическими особенностями формирования, функционирования и трансформации телесности, образа тела, динамических экспрессивных паттернов самовыражения, способов оформления своей внешности. Рассмотрение феномена самопрезентации и отношения к своему внешнему облику в контексте бытия субъекта и 0ких его важных составляющих, как возраст и тендер приводит к выводу о том, что на актуализацию презентаций и самоотношений влияет совокупность факторов: физические возрастные изменения, личные, профессиональные и нормативные кризисы, приводящие к перестройке сферы общения, к изменениям во взаимодействии между мужчинами и женщинами, к ограничениям в выборе профессии, тендерных ролей. Они ведут к изменению направленности преобразовательной активности субъекта относительно его бытия, следовательно, к динамике мотивов самопрезентации, оценок степени соответствия внешнего Я гендерно-возрастным стереотипам, отношений к своему отраженному внешнему облику.
На эмпирическом уровне зафиксирован факт изменения отношения к различным способам презентации своего внешнего Я, к отраженному внешнему облику, в зависимости от типа переживания кризиса середины жизни. Эти данные представляют интерес не столько потому, что констатируют динамику самоотношения, сколько потому, что совокупность характерных особенностей середины жизни человека определяет его бытие, в том числе и существенные трансформации внешнего облика, следовательно, и отношения к нему, к его самопрезентациям, а они, в свою очередь, обуславливают изменения бытия субъекта. На основе имеющихся данных [5, 11, 18] можно заключить, что для субъектов, находящихся на различных этапах жизненного пути, устойчиво-негативно или амбивалентно переживающих «нормативные» кризисы, независимо от их пола, характерно негативное отношение к отраженному внешнему Я. Они не любят фото
графироваться, смотреть на себя в зеркало, сниматься на видеокамеру и т.д., не любят, когда об их внешности говорят другие. Субъекты, устойчиво-позитивно переживающие нормативные возрастные кризисы, по разному, в зависимости от их пола, относятся к отраженному внешнему облику и его представленности другим. Женщины в отличие от мужчин позитивно относятся к отраженному внешнему Я, любят смотреть на себя в зеркало.
Степень позитивности — негативности отношения к своему внешнему облику, к его презентациям напрямую связана с типом переживания определенных жизненных этапов, осмысления своего бытия в это время. В этой связи, такой показатель как отношение к презентациям своего внешнего облика, может быть использован в качестве критерия переживания жизненных кризисов, особенностей осмысления своего бытия. Очевидно, что человек, отрицательно оценивающий свою жизнь, негативно относящийся к своему внешнему облику, не желает видеть себя «со стороны», «глазами другого», фиксировать свой образ, заниматься конструированием своей самопрезентации, а вместе с ней и изменением своего бытия.
Таким образом, внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его тендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом (посредством различных типов зеркал), интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает Я личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику становится показателем отношения к себе как к личности, показателем ожидаемых отношений со стороны других. Поэтому любые «объективные, беспристрастные» интерпретации внешнего облика как самим субъектом, так и окружающими его людьми, практически не возможны.
Из приведенных выше примеров и результатов конкретных эмпирических исследований напрашивается вывод
о том, что, «зеркало» во всех его ипостасях, а вместе с ним и желание конструировать свой внешний облик, формировать адекватное самоотношение, может быть отброшено прочь, если, промысливая себя в контексте с другими, в связи с определенными действиями и событиями, мы обнаруживаем, что наш отраженный внешний облик не соответствует нашему представлению о собственном бытии или отдельных его составляющих. Страх, печаль, досада, переживаемые человеком в результате наблюдения за сво-шм отраженным, представленным другим внешним обликом, провоцируют желание научится жить, не акцентируя своего внимания на внешнем облике, не рефлексируя его изменения, не пытаясь конструировать свое внешнее Я в соответствии с возникающими проблемами и задачами бытия. Субъект отделяет тело, внешний облик от души, разрушает в своем представлении и самоотношении их целостность, связность, порождая тем самым не только внутриличност-ные конфликты, но и деструктивные отношения с бытием. Он, по меткому выражению М. Ямпольского [35], «вводит тело в такие отношения с пространством, которые можно описать как выпадение из, «места», растворение в потоке Тело как бы отделяется от самого себя и начинает существовать в ином пространстве-времени» [35, с. 32].
Отделение внешнего облика от души, выпадение из «ме-рста», формирование «онтологической незащищенности» происходит также и в том случае, когда субъект зачарован своим внешним обликом, на что указывает символическая фигура Нарцисса.
Превращение внешнего облика в смысловой центр жизни субъекта влечет за собой перестройку всей системы его отношений, актуализирует потребность в определенном типе подтверждения, фрустрация которой сопровождается теми или иными поведенческими актами. Данный вывод подтверждается теми ситуациями взаимодействия, в которых внешний облик одного из партнеров становится объектом за-
то Психология J
висти для другого. Как правило, завистливое отношение возникает в результате сравнения и оценки. Но было бы неправильным считать, что социальное сравнение и оценка, как фундаментальные механизмы поведения личности, группы, ведут к зависти безотносительно характеристик субъекта и его бытия. Следовательно, рассматривая феномен зависти к внешнему облику, необходимо ввести ряд социально-психологических переменных, обуславливающих сравнение и придающих ему качество зависти. В частности, следует обратить внимание на личностные особенности субъекта зависти, на интерпретацию им контекста его существования, на систему отношений, направленность, ценностные ориентации, степень удовлетворенности жизнью и т.д. К. Муздыбаев [26, 27] отмечает, что у завидующего субъекта преобладает только одно желание — восстановить баланс и сохранить неизменной шкалу ценностей. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что зависть, возникшая в результате сравнения и оценки, может выполнять функцию развития- Так, Д. Фаулз [33] считает, что зависть — это желание изменить образ жизни, «своего рода намерение жить, начиная с этого момента» [33, с. 118]. Но, если зависть к внешнему облику другого и заставляет рефлексировать по поводу своего собственного внешнего Я, провоцирует изменения в нем, то она все равно ведет к отделению внешнего облика от личности, придает ему статус автономно существующего объекта или субъекта, который начинает управлять жизнью. Яркой иллюстрацией взаимосвязей между характером оценки, осмысления своего собственного внешнего облика, придания ему особого ценностно-смыслового статуса, постоянного сравнения его с внешним обликом других людей и действиями, свидетельствующими о зависти, перестраивающими отношение и бытие человека, является «Сказка о царевне и семи богатырях» А. Пушкина. С детских лет мы помним вопрос, обращенный к зеркалу: «Я ль на свете всех милее, /Всех румяней и белее?», а также ответ и невербальный паттерн поведе
ряя: «Ты, конечно, спору нет; /Ты, царица, всех милее, / Всех румяней и белее». И царица хохотать, /И Плечами пожимать, /И подмигивать глазами, /И прищелкивать перстами, /И вертеться подбочась, /Гордо в зеркальце глядясь»./
Такое переживание оценки своего внешнего облика, совпадающей с самоотношением к нему, продолжается до тех пор, пока не обнаруживается, что есть некто другой, который «всех милее, всех румяней и белее». Данное открытие, несмотря на то, что внешний облик по-прежнему оценивается другими высоко («Ты прекрасна, спору нет»), изменяет поведение субъекта, направление его действий и высказываний. «Как царица отпрыгнет, /Да как ручку замахнет, /Да по зеркальцу как хлопнет, /Каблучком-то как притопнет!...«Ах ты, мерзкое стекло! /Это врешь ты мне на зло». И зеркало (другой, осмелившийся назвать иной внешний облик в качестве лучшего), и субъект этого внешнего облика (молодая царевна) подвергаются нападкам, оскорблениям, приводятся уничижающие объяснения некоторых преимуществ внешнего облика объекта зависти: «И не диво, что бела: / Мать беременна сидела, /Да на снег лишь и глядела!». Сомнения сменяются агрессивными утверждениями своего превосходства, неподкрепленными какими-либо аргументами: «Но скажи: как можно ей/ Быть во всем меня милей? /....Обойди все царство наше, /Хоть весь мир; мне ровной нет».
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 456;