Развитие идеи личности в российской психологии 18 страница
Борьба за первенство, сопровождаемая «черной завистью», начинается с изменения отношения к тому — другому (бросила зеркальце под лавку), который должен был безоговорочно подтверждать самоотношение к внешнему облику, с поиска способа уничтожения объекта зависти («Весть Царевну в глушь лесную... /На съедение волкам») и исполнителя чужой воли («Позвала к себе Чернавку»). Выполнив череду действий, субъект зависти возвращается к волнующему его вопросу, а для ответа на него ему опять понадобился другой (зеркало). Фрустрация самоотношения, потреб
ности в подтверждении влечет за собой новые, уничтожающие другого действия и поступки. Субъект зависти в конце концов уничтожает и того, кто не оправдал его ожиданий, и погибает сам («Злая мачеха, вскочив, /Об пол зеркальце разбив,..../Тут ее тоска взяла /И царевна умерла»).
Таким образом, самоотношение к внешнему облику, включающее превосходные (самоуничижающие) оценки, обуславливает направление преобразовательной активности субъекта, а вместе с ним выбор стратегии взаимодействия, отношения к другому, выбор способа бытия. Внешний облик становится ценностью, занимающей одно из первых мест в иерархии ценностей. «Борьба» за внешний облик, за его соответствие определенным социокультурным идеалам определяет образ жизни, ведет к эскалации сравнений, сопоставлений, к расширению либо к сужению круга общения, к различным способам бытия человека.
Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я
Проанализированные в этом разделе книги факты, данные эмпирических исследований еще раз свидетельствуют о том, что не отношение к своему внешнему облику и его конструктам и «не бытие сами по себе, а субъект, находящийся внутри бытия» [8] определяет взаимосвязи между отношением к своему внешнему облику, содержанием самопрезентации и бытием, преобразовывающие и самого субъекта и его бытие.
С точки зрения субъектно-деятельностного подхода, самопрезентация — это не только управление впечатлениями других людей, но и один из способов получения знаний субъекта о себе, об отношении к самому себе. Она включена в качестве важнейшей, значимой составляющей в событийную картину мира человека. Самопрезентация, трактуемая и как конструирование образа для других, или переструктурирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанной с самоотношением, которое,
Б свою очередь, опосредованно взаимодействием определенных жизненных событий и психологических, социально-психологических характеристик субъекта.
Отношение к различного рода презентациям себя и знак отношения к своему внешнему облику, степень его принятия, отделения от своей собственной личности зависит от того места, которое занимает внешний облик в ценностно-смысловой картине бытия субъекта.
Направление взаимосвязей между целенаправленным конструированием своего внешнего Я и отношения к нему субъекта опосредовано рядом фундаментальных факторов: тип сложившейся системы отношений, жизненный этап и модальность его переживания, вид социальной, статусной, возрастной, тендерной идентичностей, которые, в свою очередь, отражают связи субъекта и его бытия.
Любой вид самопрезентаций сопровождается рефлексией, субъект пристрастно, избирательно относится к зафиксированному внешнему облику, содержание его интерпретации, опосредовано всем жизненным опытом. Оно переживается субъектом и превращается в значимое явление, наполняемое смыслами, далеко выходящими за пределы самого акта самопрезентации и оценивания своего отраженного внешнего Я.
Оценочно-содержательная интерпретация отраженного внешнего облика всегда включает отношение субъекта и позицию, взгляд других, ситуацию представленности, актуализирует «дихотомию: я — не я», придает процессу конструирования самопрезентаций незавершенный характер. И. только, отличающиеся по модальности события в жизни субъекта, привносящие новые смыслы в его бытие становятся теми факторами, которые обуславливают «временную» завершенность самопрезентаций и модальность отношения к внешнему облику.
В обыденной жизни самоотношение к внешнему облику соответствует по знаку, модальности отношениям к другому, себе и ожидаемым отношениям. Оно вплетено в систе
му отношений личности, поэтому к «онтологической незащищенности» приводит не просто самоотношение к внешнему облику, а, в целом, тип отношений субъекта с миром, представленный в его преобразовательной активности.
Субъект отделяет тело, внешний облик от души, разрушает в своем представлении и самоотношении их целостность, связность, порождая тем самым не только внутриличност-ные конфликты, но и деструктивные отношения с бытием.
Превращение внешнего облика в смысловой центр жизни субъекта влечет за собой перестройку всей системы его отношений, актуализирует потребность в определенном типе подтверждения, фрустрация которой обуславливает направление преобразовательной активности субъекта, выбор стратегии взаимодействия, способа бытия.
Таким образом, самопрезентации, конструирование внешнего Я, формирования отношения к нему — это феномены, суть которых раскрывается в результате рассмотрения субъекта в контексте его бытия, субъекта, находящегося внутри бытия.
Список литературы
258) Алешина Л.С> Стернииа Г.Ю. Образы и люди серебряного века. М.: Галарт, 2002.
259) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979.
260) Белова О. Тело в русской и иных культурах. // НЛО. № 56. 2002.
261) Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период кризиса середины жизни. // Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 1.
262) Белугипа Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2003.
263) Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. № 1. 1993.
264) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996.
265) Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.. Алетейя, 2003.
266) Вулис А.З. Литературные зеркала. М.: Сов. писатель, 1991.
10. Вульф В. Серебрянный шар: Преодоление себя. Драмы за сценой. М.. ОЛМА-ПРЕСС: АВАНТИТУЛ, 2003.
267) Герасимова ОЛ. Социально-психологические характеристки ольфак-торной самопрезентации личности. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-н/Д. 2004.
268) Герасимова О.А., Лабу некая В.А. О взаимосвязи самооценок различных компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути. // Психологический вестник РГУ, Ростов-н/Д: РГУ, 2004. Вып. 7.
269) Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
270) Знаков В.В., Павлюченко ЕЛ. Самопознание субъекта. //Психологический журнал. № 1. 2001. Т. 23.
271) Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. М..: Слово, 2003.
272) Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: НЛО, 2002.
273) Лабунская В.А, Герасимова ОЛ. Тендерная интерпретация парфюмерных запахов. // Психологический вестник РГУ Ростов-н/Д: РГУ, 2000. Вып. 5.
274) Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения. // Психологический журнал. № 5. 2003. Т. 24.
275) Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
276) Лабунская В Л., Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику субъекта затрудненного общения. // Психология общения: социокультурный анализ. Материалы Международной конференции. Ростов-н/Д, 2003.
277) Лабунская В.А., Буракова М.В. Феминность s маскулинность внешнего облика женщин (психосемантический анализ причесок) // Психологический вестник РГУ Ростов-н/Д: РГУ, 1998. Вып. 3.
278) Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001.
279) Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. № 1. 1985.
280) Лэнг Р. Расколотое «Я». М.: Академия, 1995.
281) Менджерицкая ЮЛ. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 1998.
282) Муздыбаев К. Завистливость личности. // Психологический журнал. № 6. 2002. Т. 23.
283) Муздыбаев К. Психология зависти. // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6..
284) Петрова ЕЛ. Визуальная психосемиотика общения. Автореф. д-ра психол. наук. М., 2000.
285) Петрова Е.А. Знаки общения. М.: ГНОМ и Д, 2001.
286) Пушкин АС. Полное собрание сочинений в 6 томах. М.: Художественная литература, 1938. Т. 2.
287) Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. М., 1957.
288) Тищенко П. Дано мне тело... // Человек. № 3. 1990.
289) Фаулз Д. Apucmoc. М.: Эксмо, 2002.
290) Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2001.
291) Ямпольский М. Демон и лабиринт. М.: НЛО, 1996.
292) Ямпольский М. Дзен-Барроко. // НЛО. № 62. 2003.
293) Ямпольский М. Язык-тело-случай: Кинематограф и поиски смысла. М.. НЛО, 2004.
294) Яременко СИ. Внешность человека в культуре. Ростов-н/Д: Изд-во ДГТУ, 1997.
Раздел 4
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
4.1. Личность как субъект общения
Понятие об общении
Многие отечественные психологи [4, 5, 8, 9, 19, 27, 28, 32, 33] считают, что за многообразием определений общения стоит само явление «общение», которое многогранно, и не может быть встроено в какое-либо определение без потери его некоторых характеристик. Поэтому ни одно из существующих определений общения не может полностью исчерпать его психологическую суть. Вместе с этим существует ряд характеристик, параметров, при отсутствии которых, наблюдаемое взаимодействие трудно отнести к общению. Прежде всего, следует указать на то, что общение возникает там, где партнеры видят в другом себе подобного и себе равного, ядром этого общения является передача мыслей и переживаний (Л.С. Выготский), в качестве главного процесса выступает взаимопонимание (СЛ. Рубинштейн). Большинство авторов в определении общения сходятся на том, что общение — это сложное явление, которое может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Как правило, общение рассматривается в связи с какой-либо деятельностью человека. Но такой подход к об
щению не является единственным. Оно может осуществляться в ходе совместной деятельности, а может быть самостоятельным, специфическим видом деятельности — «чистое общение» (Б.Г.Ананьев [4], А.А.Леонтьев [27], Б.Ф.Ломов [28], СЛ. Рубинштейн [37]). Многогранные связи между общением и совместной деятельностью представлены в работах Г.М. Андреевой [5]. Она отмечает зависимость развития различных характеристик общения от уровня развития и содержания совместной деятельности. В то же время ею подчеркивается, что влияние совместной деятельности на общение не безгранично. Со временем само общение, его коммуникативные, интерактивные, перцептивные процессы, начинают влиять на результаты совместной деятельности, выступать в роли «независимых» от предметной деятельности детерминант. Общение и деятельность являются двумя сторонами жизнедеятельности человека [28], они не сводимы одна к другой, автономны и влияют друг на друга.
В основе современного представления об общении лежат идеи Б.Г Ананьева, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, СЛ. Рубинштейна, А.А. Ухтомского, многократно развиваемые в трудах Г.М. Андреевой, А.А. Бодале-ва, Б.Ф. Ломова, А.У Хараша, А.В. Петровского, Л.А. Петровской. Центральная идея современных исследований общения — это рассмотрение его сквозь призму субъект-субъектных отношений, в которых выражены не просто действия или влияния одного субъекта на другого, а представлены их взаимодействия, содействия или противодействия, согласие, сопереживание, взаимопонимание или наоборот. СЛ. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» отмечал, что свойства одного человека раскрываются другому только через отношение одного человека к другому. Во взаимоотношениях субъектов нет никакой привилегии: мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне. Исходя из такого представления об общении, его характерной особенностью выступает то, что предмет общения, его цель — это партнер, что на пути достижения постав
ленной цели оба участника общения являются активными, что результатом их активности становится уровень взаимопонимания, сопереживания, сложившаяся система взаимоотношений.
В современной отечественной психологии предлагаются различные критерии классификации отношений и взаимоотношений. Но наиболее объемной и соответствующей представлениям об общении является классификация взаимоотношений, разработанная В.Н. Панферовым [32]. Им выделены взаимоотношения сотрудничества-соперничества, на основе предметно-практической деятельности; ролевые (ведущий-йедомый); коммуникативные (общительный-замкнутый); коллективистские (дружба-вражда); когнитивные (понимание-непонимание); аффективные (любовь-ненависть); правовые (ответственность-безответственность); моральные (добро-зло); нравственные (справедливость-несправедливость).
Существует несколько представлений о том, какие этапы, фазы проходит общение прежде, чем получится тот или иной результат общения (вид взаимоотношений, уровень взаимопонимания, знание о себе и другом, формирование субъективной привлекательности и значимости людей друг для друга и т.д.). Объединяет эти представления об этапах общения мысль о том, что общение разворачивается во времени, что оно носит циклический характер, что каждый цикл общения завершается решением определенной коммуникативной задачи, что началом любого вида общения является ориентировочный этап, а заключает его — Достижение определенных целей общения. Ориентировочный этап в ситуации общения осуществляется свернуто, бессознательно, и его результаты зависят от соотношения прошлого опыта и получаемой в данный момент информации. Субъект общения ориентируется на комплекс факторов ситуации и ранжирует их по степени важности. Поэтому один из элементов ситуации является доминантным для партнеров, а другие — нет.
По мнению В.Н. Панферова [32], на ориентировочном этапе осуществляется выбор партнера и формирование первого впечатления о нем. На этом этапе особую роль играют пространственно-временные характеристики общения, выразительное поведение партнеров, их эмоционально-эстетическая привлекательность, такие качества, как общительность — замкнутость; доброжелательность — агрессивность. На втором этапе происходит предъявление себя партнеру (установление контакта). На этом этапе люди демонстрируют желательные, привлекательные для другого черты характера, свои способности, обозначают свой социальный статус. На третьем этапе наблюдается проявление встречной заинтересованности. На этой стадии широко применяются эталоны и стереотипы внешнего проявления психологической сущности человека. Уточняются первые впечатления друг о друге, а также «Я-концепции». На четвертом этапе происходит обмен представлениями, мыслями, чувствами, отношениями. В этот период выясняются позиции партнеров, их мировоззрение, установки, интересы, ценностные ориентации, происходит духовное взаимообогащение. В результате движения от этапа к этапу общения партнеры преобразуют друг друга, устанавливают определенные взаимоотношения. На последнем этапе партнеры стремятся к достижению социально-психологической совместимости. Появляется взаимопринятие, возникает круг референтных значимых лиц, возникают образы — представления о партнере и самом себе, очерчивается смысловое пространство общения. Все вместе выступает в качестве различных механизмов регуляции процесса общения. В конечном итоге, неповторимость каждого из партнеров приводит к личностному взаимообогащению [32].
На всех этапах общения не только формируется образ партнера, но и возвращается возникший образ каждым из них друг другу. А.У Хараш [44, 45] отмечает, что в современной психологии процесс возвращения или невозвращения образа партнеру называется эффектом подтверждения — не
подтверждения. При неподтверждении человек как бы не существует для партнера, его чувства обесцениваются, он отвергаем. Подтверждение раскрывается в понимании, принятии, диалоге. Подтверждения «Я» со стороны другого и постоянная потребность в нем делает общение существенно большим, чем коммуникация или взаимодействие.
Общение — это не только слышимая, но и зримая деятельность, включающая в себя весь комплекс речевых и неречевых проявлений субъектов, их выразительное поведение и проксемику. Общение — это многомерный процесс, характеризующийся высокой динамичностью и полифункциональностью. Традиционно выделяют три класса функций общения: 1) информационно-коммуникативные; 2) ре-гуляционно-коммуникативные; 3) аффективно-коммуникативные. Первый класс охватывает все те функции, которые представляют передачу и прием информации. Второй класс относится к регуляции общения, которую осуществляют люди по отношению друг к другу (мотивы, планы, программы). Третий класс относится к эмоциональной сфере общения. Другая классификация функций общения направлена на то, чтобы конкретизировать его основные результаты: 1) организация совместной деятельности; 2) познание людьми ДРУГ друга; 3) формирование и развитие межличностных отношений (Г.М. Андреева [5], А.А. Бодалев [9], Б.Ф. Ломов [28]). Наряду с перечисленными функциями, общению также присуща креативная — творческая функция. Развитию этой функции общения мешают различные запреты, попытки формализовать общение, свести его к какой-либо стороне или принципу.
Таким образом, общение представляет сложную, многогранную, многоуровневую специфическую деятельность, проходящую в своем развитии определенные этапы, сопровождающиеся коммуникативными, социально-перцептивными, интерактивными результатами. Главным инструментом общения выступает личность человека, предъявленная в речевых и неречевых формах выражения отношения к парт
неру, в способах обращения к нему, в приемах организации обратной связи и возвращения образов и представлений о ситуации общения партнеру. Общение есть условие жизнедеятельности человека и его главная социальная потребность. В общении происходит становление человека, проявление его сущности, его социально-психологических и психологических свойств и качеств.
Субъект общения и субъектность в общении
В российской психологии отсутствует общепринятая трактовка субъекта общения, несмотря на то, что ведущие отечественные психологи постоянно обращались к данному явлению. Анализ работ философско-психологического плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров личности, которые превращают ее в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность. Чаще всего авторы многочисленных исследований ссылаются на работы Б.Г. Ананьева [4], Б.Ф. Ломова [28] СЛ. Рубинштейна [37] , пытаясь внести ясность в то, что стоит за понятием «субъект общения». Постоянно цитируется известное положение Б.Ф. Ломова: «Общение как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения». Вместе с этим в работах по психологии общения недостаточно представлена другая, не менее важная его мысль о том, что «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» [28, с. 248]. О преобразовательной активности как ведущей черте субъекта писал и Б.Г Ананьев [4]. Он указывал на то, что активность может проявиться в форме воздействия на других людей в целях преобразования или сохранения их положения в об
ществе, а также в виде создания и изменения обстоятельств собственной жизни и жизни других людей.
Преобразовательная активность как фундаментальная основа субъекта рассматривается в рамках субъектного, субъектно-деятельностного подхода [3, 14, 15]. Для данного подхода принципиальным является тезис о том, что для понимания субъекта «важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом... Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество... [36, с. 570]. Такой взгляд на природу субъекта определяет отношение к личности как к целостной системе внутренних условий, опосредствующих все внешние причины. «Не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий... — отмечает А.В. Брушлинский, — а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы — личности и вообще субъекта» [16, с. 22].
В контексте субъектно-деятельностного подхода определяется субъект как индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и характеризующийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью [3, 14, 15, 28, 37].
Наряду с этим базовым свойством субъекта называется в ряде работ такой параметр, как субъектность, претендующий на интеграцию ряда характеристик субъекта (автономность, свобода, целенаправленность, рефлексия и т.д.) и вбирающий в себя свойство преобразовательной активности индивида. В отечественной психологии понимание субъектности представлено несколькими дополняющими ДРУГ друга точками зрения. Первая точка зрения состоит в том, что субъектность обнаруживается в рефлексивном осознании субъектом себя как носителя связей с окружаю
щим миром и другими людьми, в котором отражается общность индивида с другими и непохожесть собственного психического мира. Данная точка зрения представлена в работах последователей интерсубъектного подхода. В них подчеркивается, что неразрывная связь одного индивида с другими, которые выступают как значимые другие, отражает то, насколько значимые другие способствуют удовлетворению основных социальных потребностей субъекта в понимании себя, подтверждении, самоопределении, в переживании своей самости, в избегании одиночества, влияют на душевное состояние субъекта, на поиск им «бытийной определенности» и утверждение образа себя.
Осознание своей связи с другими как проявление качества субъектности в концепции В.А. Петровского [35] представлено в терминах отраженной субъектности. Отраженная субъектность выступает как форма представленности и про-долженности субъекта в других людях, служащая источником преобразования ситуаций общения и взаимодействия в значимом для участников направлении. В концепции В.А. Петровского также подчеркивается в качестве основного свойства субъекта его преобразовательная активность, которая может быть различного качества и которая актуализируется в общении, значимом для его участников. Такое представление о субъектности рассматривается как предпосылка личной формы или личностного типа общения.
С другой точки зрения, субъектность проявляется в личных отношениях субъекта к окружающим. Б.Ф. Ломов отмечал, что субъектность раскрывается в личностных отношениях индивида к социальным системам разного уровня, в которые он включен. Субъектность отражает содержание социальных отношений, роль и место личности в их развитии, указывает на позицию субъекта в обществе. Б.Ф. Ломов указывал также на то, что отношения, как основная форма проявления субъектности, могут характеризоваться собственным уровнем активности. Он писал, что «субъективное отношение может проявиться как простая эмоцио
нальная реакция, но оно может выразиться и в активном действии, направленном на изменение окружения личности» [28, с. 334]. Наибольшее внимание отношениям как форме выражения субъектности индивида уделено в работах В.Н. Мясищева [30, 31] и его последователей. Разработанная В.Н. Мясищевым концепция отношений содержит понимание субъекта общения как субъекта отношений, которые лично пережиты, субъективно значимы и оставляют глубокий эмоциональный след.
Согласно третьей точке зрения, субъектность выражается в своеобразии субъективных свойств и способностей человека. Исходя из такого представления о субъектности, основанием для описания субъекта общения служат результаты исследований, в которых ставилась задача изучить способности и свойства личности, влияющие на преобразовательную активность субъекта в процессе общения. К группе таких исследований необходимо отнести, в первую очередь, те, в которых изучается социально-психологическая компетентность, способности к общению, различные виды социально-перцептивных способностей.
Объединяет эти три точки зрения по поводу субъектности как свойства субъекта то, что в них представлены в качестве главных параметров субъектности различные характеристики системы отношений личности. Такое единство мнений относительно психологической сущности субъектности объясняется тем, что содержание отношений, с одной стороны, отражает опыт удовлетворения ряда социальных потребностей в общении, а, с другой стороны, влияет на активность, размеры и характер общения. Закрепляясь в практике взаимодействия и общения, отношения становятся личными отношениями и переходят в свойства личности и черты характера. В отношениях раскрываются особенности развития личности и его аномалии. Они отражаются в установках, мотивах, ценностных ориентациях личности, обусловливают выбор форм поведения и способов обращения. По мнению ряда исследователей, система отношений — это
устойчивая фундаментальная характеристика личности. Главное, заключается в том, что все перечисленные образования личности имеют один корень — систему отношений, и детерминируют ее преобразовательную активность, проявляющуюся в выборе форм поведения и способов обращения к партнеру.
Таким образом, субъект общения — это индивид, наделенный свойством субъектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), проявляющемся, прежде всего, в преобразовательной активности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми (иными словами, в установлении определенных отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка субъекта общения может быть конкретизирована в соответствии с различными точками зрения на психологическое содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов общения.
Направления преобразовательной активности субъекта общения
Субъектность личности, ее проявления в общении фиксируются в особенностях преобразовательной активности, соответствующей уровню развития и своеобразию субъективных свойств и способностей, а также в содержании рефлексивного осознания своих личных отношений и взаимоотношений с миром. Исходя из такого понимания субъекта общения, критериями определения его типов должны выступать направленность, интенсивность, качество преобразовательной активности личности, проявляющиеся в ее субъективных, личностных свойствах и одновременно обусловленные ими. Данный вывод находит подтверждение в ряде работ, обобщение которых позволяет сформулировать следующие положения: 1. Субъект общения вносит объективные и субъективные изменения в общение и осуществляет качественно определенную детерминацию изменений личности, соответствующих определенному уровню.
2. Субъект общения раскрывается через его направленность, установки, ценностные ориентации, т.е. через систему отношений. 3. Преобразовательная активность субъекта общения направлена на физические, психологические, социально-психологические свойства личности, изменения которых осуществляются в диапазоне от полного физического и психического разрушения до созидания, сотворения (актуализация личностного роста). 4. Преобразовательная активность личности, раскрывающаяся в системе ее отношений, должна рассматриваться с учетом такого параметра, как социально-приемлемое — антисоциальное общение, взаимодействие, поведение. Иными словами, субъект общения и качество его преобразовательной активности должны рассматриваться сквозь призму социальной, культурно-психологической нормы. Б.С. Братусь отмечает, что «нормальность» или «анормальность» будет зависеть от того, как служит она человеку, способствует ли ее позиция, конкретная организация и направленность приобщению к родовой человеческой сущности или, напротив, разобщает с этой сущностью, запутывает и усложняет связи с ней» [12, с. 8]. В понятии «нормальности» и «анормальности», сформулированном Б.С. Бра-тусем, остается центральной, смыслообразующей характеристикой человека его «способ» отношения к другому* 1) приобщающий к другому как к самоценности или 2) ведущий к обесцениванию, запутывающий, усложняющий развитие личности. С точки зрения данного определения, «нормальности» — «анормальности», субъект общения приобретает статус «нормального» — «анормального» в соответствии с его системой отношений к другому человеку, представленной в его преобразовательной активности (в диапазоне от полного физического и психического разрушения до созидания, сотворения). 5. Преобразовательная активность субъекта общения должна быть соотнесена не только с психологическим представлением о «нормальности» — «анормальности» развития личности, базирующемся на качественных параметрах изменений, но и с понятием социальной нормы,
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 833;