Развитие идеи личности в российской психологии 21 страница
основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомео-стаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности.
Смыслы жизни личности
Проблема смысла жизни, как уже указывалось, относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это смысловое образование личности и что это — особое смысловое образование. Отечественный исследователь Б.С. Братусь подчеркивает, что это наиболее всеобъемлющее и глобальное смысловое образование [4]. Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельные поступки человека.
Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь — необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), «пассивное самоубийство», экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния. Анализ этих явлений ассоциируется в психологической науке с именем В. Фран-кла и уже упоминавшейся нами его работой «Человек в поисках смысла» [19].
Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней и обладает собственной динамикой. Если попытаться отразить аспекты его существования, можно представить это следующим образом.
Схема 3
Представленные выше аспекты (грани) существования смысла жизни не исчерпывают всего многообразия его проявления, и о некоторых из них пойдет речь ниже.
В зарубежной психологии начало исследованию смысла жизни положено А. Адлером в 1924 г. Его представле
ние состоит в следующем. Смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к 5-летнему возрасту. Он остается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида [13].
По мнению другого зарубежного исследователя КГ, Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность и задача. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни относит к основным потребностям личности. По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом — люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни — сугубо субъективен; существует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, — на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла — проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.
Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, считает, что смысл жизни не складывается автоматически; поиски смысла — сложнейшая жизненная задача, которую человек решает в процессе жизни (см. по 13). Д.А. Леонтьев рассматривает их точки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопрос о смысле на протяжении всей его жизни. Концепцию В. Франкла он считает объединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни — важнейшая задача и врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человеку приходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а не словами. Смысл жизни уникален и неповторим. С точки зрения В. Франкла, необходимо отверг
нуть некоторые «философии жизни» — например, не может быть смыслом жизни наслаждение, т.к. это внутреннее состояние субъекта, а смысл жизни не изобретается человеком, а находится в объективном мире. Поэтому человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья [19].
В отечественной психологии К.А. Абульханова-Слав-ская утверждает, что смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого другого действия, поступка, события) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия или поступка. Способность человека переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своего «Я», своей личности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает притязания и стремления личности, а с другой — определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать; это ответственность за осуществление собственной жизни, своеобразное чувство своей субъектности, возможность творчества жизни. Это, скорее, не когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью. Насыщенность, интенсивность жизни усиливает ее динамику и смысл, усиливают ценность, значимость. К.А. Абульханова-Славская указывает, что смысл жизни проявляется в специфическом мотиве — успеть воплотить себя в жизни чем-то непреходящим. Это теоретический способ организации личностью жизни [1].
Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватной представляется категория «отношение». На полюсе субъекта отношения — это переживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь — соб
ственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл зкизни осознается тогда, когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборвется с ее физическим прекращением [4].
Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее [7].
В отечественной психологии также имеют место исследования, авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостности индивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаря процессам саморегуляции, рефлексии, «смыслового связывания» как одного из механизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений [7, 10].
С 1995 г. в отечественной психологии ведутся систематические исследования психологических, психолого-педагогических, социально-психологических и религиозных аспектов проблемы смысла жизни, возглавляемые А.А. Бода-левым и В.Э. Чудновским.
Рассмотрим некоторые идеи, высказанные в рамках данного направления.
По мнению В.Э. Чудновского, правомерно несколько ослабить акцент на вторичности, производности, «отражательное™» психики и психических образований и подчеркнуть их относительную устойчивость, относительную самостоятельность, их обратное влияние на поступки и результаты
деятельности человека.. Смысл жизни как психологический феномен — это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и эманси-пированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека — действовать как некий «буферный механизм», как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям [16].
Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего. А.В. Суворов в работе «Филосфера и смысл жизни» противопоставляет духовную сферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную, античеловеческую, антиприродную направленость [16].
В тесной связи со сказанным выступает проблема адекватности смысла жизни. Были выделены следующие основные характеристики его адекватности:
• Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, с другой, — индивидуальным возможностям человека.
• «Конструктивность» смысла жизни — характеристика, отражающая степень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. Несомненно, что «конструктивность» смысла жизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главную цель жизни человека. Вместе с тем показано, что функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования.
Последнее представляет собой структурную иерархию жизненных целей (ценностей), в которой жизненные смыс-
Угы могут занимать ведущую роль, быть относительно равнозначными, либо находиться в отношении подчинения к ^Лав-ной жизненной цели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которой обусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, его субъективной активностью [16].
В.Э. Чудновский выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю.
346) Структура, которую условно можно обозначить как «конгломерат» жизненных смыслов. Это фактически «пред-структура», характеризующая первоначальный этап становления смысла жизни. Здесь возможны два варианта: а) так сказать, «мирное сосуществование» различных жизненных смыслов; б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу. При этом противопоставление и противодействие пока не приводят к образованию ведущего и подчиненных компонентов структуры.
347) «Монолитная» структура смысла жизни. Она характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим. Он как бы поглощает остальные компоненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру. Такой «оголенный» смысл жизни начинает играть негативную роль в становлении личности.
348) Следующий тип структуры называется условно «авторитарной» иерархией. Она характеризуется тем, что ведущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней, «подминает» ее под себя, деформируя всю структуру.
349) «Разорванная» структура смысла жизни. Ее суть в том, что главный смысл, главная идея отрывается от остальных компонентов системы, от конкретных смыслов и существует сама по себе. Иными словами, образуется двухполюсная
структура, одним из полюсов которой является главная, ведущая тенденция, другим — перефирическая часть иерархии, совокупность малых смыслов, которая под влиянием определенных условий может усиливаться, увеличивать свою значимость, достигая по своей мотивационной энергетике уровня главного смысла. Некоторое время существует неустойчивое равновесие между указанными полюсами.
350) «Номинальная структура» смысла жизни. В иерархии усиливаются компоненты, противоречащие главному смыслу. Последний под их влиянием теряет свою силу, свою энергетику и фактически остается, так сказать, официальным прикрытием нового не адекватного ему, но реально сформированного жизненного смысла.
351) «Распадающаяся структура» смысла жизни. Главный смысл жизни распадается на ряд малых смыслов. Происходит обратное развитие смысла жизни. Смысл жизни, который прежде был механизмом самотрансценденции, выхода за пределы собственной личности, теперь все более приземляется, локализуется в конкретной ситуации, укорачивается до элементарного стремления пережить сегодняшний день.
352) Иерархией гармонического* взаимодействия (гармоническая иерархия). Она характеризуется тем, что главный компонент иерархии, является ведущим, тем не менее остается элементом иерархии. Он не только воздействует на нее, но и испытывает ее влияние. При этом имеет место динамическое воздействие, которое приводит к развитию, а при определенных условиях — и к смене ведущего компонента. Эта адекватная структура смысла жизни как психического образования [16].
Таким образом, можно согласиться с В.Э. Чудновским, что смысл жизни как психическое образование представляет собой жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших
yi малых смыслов. Функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов. Существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.
С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит, оценить свою жизнь целиком.
Многообразие индивидуальных жизненных смыслов
Осмысленность жизни — не однородная структура. Можно полагать, что в каждом индивидуальном случае смысл жизни представлен системой жизненных смыслов, а какой-либо, или какие-либо из них играют доминирующую роль в жизни данного человека. По мысли Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые можно соотнести с основными периодами жизни: прошлым, настоящим и будущим. Человек может черпать смысл своей жизни в каком-то из этих периодов или во всех вместе [13].
Какими могут быть индивидуальные жизненные смыслы? Отечественными исследователями делаются попытки описать и систематизировать их. Так, например, описывая экзистенциальные жизненные сценарии, В.Н. Дружинин называет их, фактически определяя доминирующий жизненный смысл, соответствующий каждому из них: жизнь как «предисловие»; жизнь как творчество; жизнь как достижение; жизнь как сон; жизнь «по правилам»; жизнь — «трата времени» и жизнь — «против жизни» [9].
Свою классификацию жизненных смыслов предлагает B.C. Котляков. В нее входят следующие категории: экзистенциальные, гедонистические, коммуникативные, самореализации, статусные, когнитивные, семейные смыслы.
Классификация жизненных смыслов Т.Н. Березиной построена на идее П.В. Симонова о существовании тесной связи между низшими и высшими уровнями индивидуальности человека. Смысл жизни, с ее точки зрения, формируется (надстраивается) на базе инстинктов высших животных, благодаря их одухотворению у человека. В данную классификацию входят следующие жизненные смыслы.
353) Витальные жизненные смыслы: жизнь ради жизни (выживание); жизнь ради удовольствия; жизнь ради богатства; жизнь ради приятного время препровождения.
354) Социальные смыслы: жизнь ради любви; жизнь ради карьеры; жизнь ради профессионального мастерства; жизнь ради конкретного человека.
355) Идеальные смыслы: жизнь ради познания; жизнь ради творчества; жизнь ради самосовершенствования; жизнь ради детей; жизнь ради «гнездышка»; жизнь ради большой социальной группы; жизнь ради дружбы; жизнь ради борьбы [2].
Нетрудно заметить, что вышеприведенные классификации жизненных смыслов перекликаются и, в целом, иллюстрируют действительное многообразие жизненных смыслов людей.
Ценности и смыслы личности как детерминанты ее общения с окружающими
В свое время В.Н. Мясищев предложил трактовать субъективные ценности как осуществляемый план личностных отношений (в субъект-объектном, субъект-субъектном взаимодействии), тем самым указывая в том числе на достаточно широкий контекст жизненных отношений личности, в котором они реализуются [15].
Общение с другими людьми пронизывает все жизненные отношения личности. Каково влияние ее ценностей и смыслов на ее общение с окружающими? В работах К.А. Абульха-новой-Славской, А.А. Бодалева эта проблема ставится и анализируется как проблема личностной опосредованности общения [1, 3]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, это опосредование осуществляется средствами, соответствующими жизненным ценностям, установкам, пра- вилам, которыми руководствуется человек. Общение происходит типичным для данной личности образом. При этом неважно, относится ли общение к деловой или личной сфере, важны те мировоззренческие, этические принципы, на основе которых данная личность вступает в общение. Личность активно стремится к общению, отвечающему ее жизненным ценностям, и избегает его, если оно идет с ними вразрез. Высшим типом человеческого общения К.А. Абульханова-Славская считает что общение, которое исходит из признания ценности самого существования личности. При этом она подчеркивает, что, с ее точки зрения, неправомерен в психологическом смысле принцип «обратимости отношений», сформулированный И. Кантом. Он предполагает «взаимосогласование», «соизмерение» этических позиций общающихся, появляется формула: «Ты — мне, я — тебе». Проявление же истинной свободы в общении — это абстрагирование от «обстоятельств», от непосредственной ситуации, от субъективного отношения другого. В зависимости от того, какова этическая позиция участников общения, обусловленная их индивидуальной системой ценностей и смыслов,
строится определенный тип отношений между ними. К.А. Абульханова-Славская выделяет, основываясь на идеях СЛ. Рубинштейна, два типа отношений, условно названных ею функциональными отношениями и отношениями, основан-ными на утверждении ценности другого человека. В первом случае другой человек выступает как средство для достижения личных целей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне, т.е. принимаются в расчет лишь поступки партнера, а не его отношения. Во втором случае один партнер к другому относится как к личности, т. е. за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть непохожим на меня, поступать в соответствии со своими интересами, право на собственный жизненный путь. Такой союз, независимо от того, дружеский он или деловой, при всех условиях создает возможности для взаимного проявления личностных качеств [1]. А.А. Бодалев, обсуждая данную проблему, указывает, что главное, с чего начинается развитие личностных качеств, необходимых для успешного общения, является формирование у нее такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а в центре складывающейся у него системы ценностей. Необходима выраженная направленность на других людей. Однако гораздо важнее то, в каком качестве стремится человек включить другого в общение с собой [3]/
К.А. Абульханова-Славская и А.А. Бодалев подчеркивают также и то, что личностные ценностные ориентиры в общении всегда воплощаются в определенных способах обращения с партнером по общению.
Б.С. Братусь в своих размышлениях о сущностных характеристиках человека и его взаимоотношениях с миром ценностному отношению к другому человеку придает еще более глобальное значение. Опираясь на идеи СЛ. Рубинштейна, он вслед за ним утверждает, что первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к нему, к людям вообще — основная ткань, сердце
вина человеческой жизни. И более того, отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, является условием и одновременно критерием нормального развития человека, ведущего его к обретению родовой человеческой сущности [4].
Таким образом, по своему личностному основанию общение может строиться конкретным человеком исходя из признания другого человека безусловной и высшей ценностью, или быть «отчужденным», безличным. Именно в этом прежде всего раскрывается личность как субъект общения.
Помимо охарактеризованных, выделяются и другие типы ценностного отношения к партнеру. Так, в частности, заметно возрастание интереса к функциональному типу отношения. Более часто он называется манипулятивным. Специальному анализу ценностно-смыслового содержания этой и других форм общения посвящена работа Л.И. Рюмшиной [17]. В сути манипулятивного общения подчеркивается основополагающий момент — отношение к другому как к средству удовлетворения собственных потребностей, «использование» его в своих целях. Возможен такой тип общения, когда оба партнера стремятся к взаимному использованию друг друга. В таком случае нельзя, строго говоря, отнести этот тип отношения к чисто эгоистическому или эгоцентрическому (в противовес гуманистическому), поскольку партнеры не только удовлетворяют свои потребности, но одновременно дают себя использовать партнеру в качестве объекта удовлетворения его потребности. Е.Т. Соколова этот тип отношений называет «рыночным»: каждый из партнеров извлекает свою выгоду, но и платит за нее, делая другого средством (объектом), сам выступает в этом качестве (см. по Габдулиной Л.И.).
Противоположность манипулятивному типу отношения — открытое личностное общение, целями, ценностями которого являются полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, качеств и потенциальных возможно
стей друг друга. Это общение, «фасилитирующее» взаимное личностное развитие равноправных партнеров (К. Роджерс, 1987). В отечественной психологии эти идеи находят свое развитие в концепции межличностного диалога. Единственной целью и ценностью межличностного диалога утверждается личность и личностный способ бытия его участников. Основными атрибутами его, по мнению СЛ. Братченко, являются свобода собеседников, равноправие собеседников (взаимное признание свободы), личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Остальные особенности межличностного диалога — открытость и доверие собеседников, их сотворчество и др. — выводимы из основных. Таким образом, идея «самоценности другого человека», предлагаемая в качестве этической основы общения дополняется идеей диалога как свободного общения свободных (равноправных) людей, каждый из которых исходит из признания ценности другого. Участники диалога ориентированы на индивидуальные, лично переживаемые ценности — каждый на свои — и каждый отвечает за свои взгляды (перед собой), но не отвечает за взгляды другого. Равноправие как взаимное признание свободы друг друга, по мнению СЛ. Братченко, предполагает согласование прав, поэтому он считает необходимым ввести понятие «коммуникативные права личности». Подробно анализируя межличностный диалог как особый мир общения людей, СЛ. Братченко, заключает, что человеческое общение не исчерпывается только им, хотя несомненно — «это здоровое начало общения, конструктивный потенциал межличностных отношений», который может служить мерой реализации личнос-тно-развивающего потенциала других форм общения [6].
Итак, ценности и смыслы личности, обнаруживающие свою регулирующую роль в широком спектре жизненных сфер личности и являющиеся по сути превращенной формой ее жизненных отношений, в значительной мере определяют общение людей.
Направленность личности в общении
Еще в 70-е годы прошлого века А.А. Леонтьев в своей работе «Психология общения» указывал, что проблема личности, как целостного образования, и роли ее направленности в общении еще не получила адекватного раскрытия в психологическом эксперименте. Это утверждение справедливо и по сей день. В работах многих авторов подчеркивается значение ее для общения конкретной личности. При этом не все авторы используют понятие «направленность личности в общении», имея в виду иногда сходные по содержанию или одну и ту же психологическую реальность. Направленность личности в общении есть, по сути, конкретизация ее общей направленности по отношению к сфере общения с людьми. В свое время СЛ. Рубинштейн отмечал, что люди существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, преобладает ли для них значение личностного контакта с людьми или объективного контакта с предметным миром. То есть, речь должна прежде всего идти о ценности для конкретной личности субъект-субъектных отношений, о потребности в общении, являющейся одним из мощнейших двигателей человеческого поведения и неразрывно связанной с другими социогенными потребностями, удовлетворяемыми через общение с другими людьми. И в отечественной, и в зарубежной психологии стало традиционным выделение таких видов направленности личности, как направленность на объект (на дело), на других людей и на себя. На этом общем основании жизненных ориентации и ценностей существуют ценности, смыслы, мотивы, цели общения и отношений с людьми. Неслучайно подчеркивается обусловленность направленности в общении всей системой ценностей личности, а также ее «отношенческая» суть — в ней выражается ценностное отношение к людям вообще и к другому человеку, как партнеру в общении, — в частности. Такой акцент в анализе данной проблемы делают К.А. Абуль-ханова-Славская, А.А. Бодалев и др. обсуждающие ее в связи с этическими проблемами общения. К.В. Вербова ис
пользует понятие «направленность ориентации в общении», рассматривая ее как форму проявления мотивационного компонента отношения к другому в общении. Е.Т. Соколова использует понятие мотивационная направленность личности в общении, имея в виду преобладающую ее мотивацию. М.Ш. Магомед-Эминов в понятие потенциальные отношения вкладывает близкий приведенному выше смысл: потенциальные отношения указывают на то, в каком качестве субъект стремится включить свою личность и личность другого в общение.
Таким образом, речь идет не только об отношении к другому в общении, но и об отношении к себе и о способе включения собственной личности во взаимодействии с другими людьми. М.Ш. Магомед-Эминов выделяет две мотива-ционные тенденции общения с другими людьми: «отделение от» (выделение я) и «соединение с» (включение в). Мотивация межличностного взаимодействия является единством этих двух противоположных мотивационных тенденций. Высшей ступенью развития данного единства является третья мотивационная тенденция — «быть собой среди других» как стремление отделить (выделить) себя через соединение с другими и в то же время соединиться с ними через отделение себя».
В рамках интерсубъективного подхода один из его разработчиков А.У Хараш предлагает понятие «коммуникативное состояние». С его точки зрения, каждый данный момент жизни человека характеризуется определенным коммуникативным состоянием, обращенностью к другим людям. Это, с одной стороны, обобщенное состояние готовности» к приему влияний со стороны других людей, то есть целостная рецептивная установка (преднастройка) субъекта, содержанием которой является предвосхищение и ожидание направленных на него действий и оценок. С другой стороны, это готовность к коммуникативному воздействию — предрасположенность к действиям и оценкам по отношению к другим людям, определяемая рецептивной установкой субъекта и в свою очередь ее определяющая. Таким образом, сфе
рой распространения коммуникативного состояния частично является сам индивид (его установка или преднастройка), но главные его свойства обнаруживаются в физическом и социальном «околоиндивидуальном пространстве».
Нетрудно заметить, два последних автора, описывая фактически личностную направленность в общении (стремление, установка, предрасположенность субъекта), включают в это описание пространство взаимодействия с другими людьми.
Как установочное образование понимает коммуникативную направленность и В.А. Кан-Калик. Понятие «коммуникативная направленность» используется как синонимичное понятию «направленность личности в общении». Под ней он понимает не только личностные, но и профессиональные установки человека, обеспечивающие возникновение потребности во взаимодействии с другими людьми, успешность этого взаимодействия, эмоциональное удовлетворение им в ходе обыденного или профессионального общения. (Обзор существующих представлений приводится по Л.И. Габдулиной, 1999).
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1427;