Развитие идеи личности в российской психологии 14 страница

Структура самосознания

Структура определяется в философской литературе как упорядоченность, вид организации целого, который обра­зуют устойчивые, существенные, необходимые связи, от­ношения, формы расположения и характер взаимодействия элементов или компонентов системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе. Структурный подход к изучению самосознания и его продукта Я-концеп­ции наиболее представлен в изучении ее внутренней согла­сованности, непротиворечивости, взаимосвязанности ее от­дельных компонентов, измерений, уровневой организации, величины дистанции, последствий и факторов рассогласо­вания между различными измерениями Я-концепции.

В разных психологических подходах согласованность, внутренняя непротиворечивость самосознания и Я-концеп­ции обозначается как специфическая способность личности [46] или потребность человека во внутренней гармонии [6], или характеристика самоактуализирующейся личности и условие ее самореализации [22].

С внутренней противоречивостью Я-концепции связы­ваются эмоциональный отклик людей на различную по со­держанию и не всегда адекватную информацию о них са­мих, а также совершение человеком реальных, но несов­местимых с его ценностями действий, с неоправданием человеком собственных ожиданий [18]. Психиатрии извест­ны феномены множественных, чередующихся Я, раздвое­ния и множественности личности, широко обсуждаемые в


психологической литературе [18, 28, 46] для подтвержде­ния фактов появления «двойника» в самосознании.

Внутренняя противоречивость Я-концепции обусловлена рядом факторов: «контекстуального диссонанса», возника­ющего в результате реального отличия какого-то качества человека от среднего; изменения статуса и межролевого кон­фликта [6, 18]; внезапного изменения образа жизни, соци­альной ситуации и, как следствие, мировоззренческих взгля­дов человека; влияния «статусных» людей и социальных ожи­даний на инициированного в новую роль человека [40]; сложности и многообразия деятельности человека, порож­дающей дифференцированность и тонкость его самосозна­ния; конфликта в мотивационной сфере [18]; наличия фаль­шивого Я, сковывающего подлинные стремления личности и выступающего внутренне хронически действующим фрус-тратором [28]. В качестве психологического механизма уст­ранения рассогласования рассматривается [89] внутренний диалог, который с развитием самосознания начинает играть существенную роль в становлении личности. В рамках внут­реннего диалога происходит соотнесение, образование свя­зи между знанием о себе, о своих чертах, самоотношением и потребностями и мотивами субъекта. Различают [9] внут­ренние диалоги, характерные для нормально функциониру­ющего самосознания, и присущие множественной личности конфликтные диалоги — следствие законсервировавшегося примитивного родительско-детского внутреннего диалога.

В рамках структурного подхода наиболее изучены ве­личины дистанций между измерениями Я-актуальное, Я-иде-альное, Я-отраженное, Я-настоящее, Я-прошлое, Я-буду-Щее и последствия этих дистанций для сознания, самочув­ствия, поведения человека. Менее изучены связи между компонентами (когнитивным и самоотношенческим) и харак­теристиками Я-концепции, с одной стороны, и поведением человека, с другой стороны.

В различных исследованиях согласованность Я-концеп-Ции и реального поведения субъекта изучается в разных


контекстах- Но для психологической практики наиболее ак­туально установление связи между характеристиками Я-кон­цепции и поведением человека. Так, нечеткая Я-концепция может препятствовать адаптивным первичной и вторичной оценкам стрессовых ситуаций и активному совладающему поведению [10). Особенности Я-концепции коррелируют со склонностью к депрессии или к тревоге, а также к совмеще­нию той и другой. Ясность Я-концепции (степень внутренней последовательности, стабильности и уверенности убеждений, знаний человека о Я) прямо связана со стремлением людей обращаться к социальной поддержке, с развертыванием ак­тивных стилей (деятельностного, планирующего, позитивной переинтерпретации событий) совладающего поведения [10]. Дефекты общего самосознания, выявленные [25] у серийных преступников, могут проявляться в тотальном характере их самоутверждения, в частности, в сексуальной агрессии.

Несмотря на неоднозначность связи между Я-концеп-цией и поведением, не всегда явной ее фиксации из-за со­циальной неприемлемости, нравственных сомнений челове­ка или его страха перед последствиями [6], все же созна­тельное последовательное поведение расценивается [46] как результат представлений человека о самом себе, форми­рующихся на основе последовательного обращения с ним окружающими. Даже в случае невроза не проникающая в сознание человека потребность удовлетворяется в совме­стимых с Я-концепцией осознанных формах поведения [31].

Несовместимое с Я-концепцией поведение человека раз­вертывается при стрессе, шоке, серьезной опасности, не­произвольных движениях во сне, сильно обострившейся органической потребности, в гипнотическом трансе, в со­стоянии алкогольного или наркотического опьянения, во­обще при детерминированном неосознанными органически­ми ощущениями поведении и трактуется самим человеком как бесконтрольное и не предполагающее ответственности с его стороны [31, 46].


Несовпадение Я-концепции человека и его внешних про­явлений (внешнего экспрессивного Я) может быть следстви­ем как сознательного, умелого сокрытия человеком своего Я в соответствии с ситуацией общения [19], так и неточнос­ти, неадекватности, трудностей в осознании им своих от­дельных характеристик, обусловленных индивидуальными различиями по степени легкости, адекватности [46] и уров­ню развития самосознания.

В немногочисленных психологических работах специ­ально рассматривается соотношение между когнитивной и самоотношенческой составляющими Я-концепции. В одних работах [37] усматривается влияние самоотношения на ког-йитивный компонент самосознания или [34] реорганизую­щее влияние отношенческого и конативного компонентов одной из разновидностей Я-концепции на ее когнитивную, содержательную структуру. Согласно другим исследова­ниям [12], когнитивный компонент оказывается определя­ющим в соотношении «когнитивный компонент — самоотно­шение». В.В. Столин [39] усматривает связь между самоот­ношением и знанием о себе в феноменальном плане, субъ­ективно как следствие с причиной; а связь между самоот­ношением к себе и поведенческим компонентом — в функ­циональном плане, как выражение в общении и деятельно-<рги субъекта стабильной стратегии в отношении себя само­го. Специфика связи между знанием о себе и самоот-нощением обусловлена уровнем самосознания. Для индивид­ного уровня когнитивный и самоотношенческий компоненты связаны через оценку содержания когнитивного компонен­та (черты) с точки зрения его социальной желательности, а оценочным основанием выступает потребность субъекта в общении (принадлежности и признании). Для личностного самосознания характерен иной способ связи самоотношения и знания о себе — через соотнесение, оценку собственных черт или Я в целом с собственными же целями и мотивами, выражающими потребность в самореализации, через соот­несение наличных мотивов и целей с исходной потребнос­


тью в самореализации [39]. Соотнесения в личностном само­сознании осуществляются в форме внутреннего диалога, а само установление соответствия мотивов и черт, мотивов и потребностей и т.п. не есть одноразовый акт, а длитель­ный процесс, иногда на протяжении жизни.

В общем плане связь самопознания и самоотношения (или когнитивного и самоотношенческого компонентов) ус­танавливается на разных уровнях самосознания через оценку содержания когнитивного компонента. Различие в характе­ре связи на разных уровнях самопознания обнаруживается через содержание оценочных оснований, точнее, через сто­ящие за ними различные по содержанию потребности и мотивы. Если оценка и реализует связь между когнитивным и самоотношенческими компонентами самосознания, то, сле­довательно, когнитивный компонент является определяю­щим в этой связи, так как для оценивания необходимо на­личие его предмета, который и включен в содержание ког­нитивного компонента самосознания.

Факторы динамики самосознания и Я-концепции

Динамический подход к изучению самосознания рассмат­ривает его онтогенетические закономерности: источники, этапы, стадии, уровни, динамику в различных жизненных обстоятельствах и профессионального становления субъек­тов, соотношение устойчивого и изменчивого и факторы изменения самосознания и Я-концепции. Базовыми для ди­намического подхода являются принципы единства созна­ния и деятельности, историзма, развития при ведущем зна­чении последнего.

В конкретных психологических исследованиях разви­тие самосознания изучается как системно осуществляющи­еся необратимые, закономерные, направленные качествен­ные его изменения. Оно рассматривается как результат, продукт, неотъемлемый компонент, момент, сторона станов­ления человека как личности [20, 33, 45], неразрывно свя­


занное с основными событиями жизненного пути личности и с процессами развития у субъекта его феноменального «Я», обладающего важными функциями в деятельности [39].

Благодаря трудам отечественных психологов [20, 33, 38, 39, 45], источник развития самосознания усматривается в общении человека с другими людьми, в деятельности, в ре­альных создаваемых самодвижением деятельности трансфор­мациях субъекта, в становлении реальной самостоятельнос­ти человека, во внутренней работе человека над собой, щ. осмыслении человеком собственного поведения и условий его реализации, в столкновении личностных черт человека с его актуально значимыми мотивами в ситуациях поступка.

Анализ развиваемых в отечественной психологии кон­цепций уровневого строения самосознания [24, 39, 45] и ис­следований, так или иначе затрагивающих проблемы само­сознания [1, 32, 41], приводит к следующим выводам. Субъект низшего уровня самосознания преимущественно и в основ­ном осознает в форме образа или в форме самооценки от­дельные свои качества, привязанные к конкретным ситуа­циям, предметы, характеристики и условия своей деятель­ности. Он частично относится к отдельным характеристикам И фрагментам труда, а не к труду в целом; характеризуясь внешней утилитарной мотивацией, мотивами признания и принадлежности. Он оценивает свои качества с точки зре­ния технологии деятельности или вынужден приспособить свои действия к действиям других людей, эксплуатируя ранее наработанные навыки и шаблоны. Качества субъек­та, отраженные на низших уровнях самосознании, есть, главным образом, субъектно-деятельностные, так как от­вечают технологии деятельности, обеспечивая ту или иную (в том числе и профессиональную) идентичность, воспри­няты в другом человеке и перенесены на себя, составляют содержания Я-действующего и Я-отраженного. Для лиц с неразвитым самосознанием, несформированной Я-концеп-Цией характерны неадекватность внешних ролей внутрен­ним, выполнение несвойственных и чуждых самому чело­


веку профессиональных и социальных ролей, допущение че­ловеком манипуляций в свой адрес со стороны других лю­дей, неспособность оценить себя, отдифференцировать от других людей и выбрать удовлетворяющий человека способ самовыражения, невозможность как гармонического сочета­ния самовыражения и саморегуляции, так и истинной само­реализации.

Субъект высшего уровня самосознания целостно осозна­ет свой профессиональный труд, пределы собственной дея­тельности, свое Я, свои возможности, качества, чувства и побуждения, еще не проявленные, а устремленные в буду­щее и существующие как перспектива. Он осознает цели сво­ей жизнедеятельности и средства их достижения; переоцени­вает свое прошлое, настоящее и будущее. В качестве его ведущей мотивации выступают собственные ценности и мо­тивы, реализующие потребность в самореализации. Субъект рассматривает свои качества как условие потребности само­реализации и оценивает их с точки зрения мотивов, выража­ющих эту потребность, или рассматривает свои нынешние мотивы в соотнесении с исходной (прошлой) потребностью в самореализации. Он активно противоборствует внешним об­стоятельствам, организуя и творчески выполняя собственную деятельность. Качества субъекта, представленные в самосоз­нании на его высших уровнях — личностные. Они индивиду­ально неповторимы и своеобразны, включая всю полноту воз­можностей человека, выходящих за пределы конкретной дея­тельности. Лица с развитым самосознанием, сформированной Я-концепцией, характеризуются наличием постоянного само­контроля и малой импульсивности в поступках, более пол­ным видением своих качеств; выраженностью и развернутос­тью внутреннего диалога, а также усилением его роли в ста­новлении личности; активной рефлексивной критичностью и наличием феномена сопротивления адаптирующим воздействи­ям к жизненным ситуациям.

Динамический подход к изучению самосознания и Я-кон­цепции включает в себя рассмотрение устойчивого и из­


меячивого в них. Устойчивое в личности понимается [45] как типичное для нее, составляющее основу ее внутренне­го мира, выражающееся в индивидуально-характерных спо­собах связи и реализации собственного опыта, в способах познания, реагирования, реализации внутренних потенций, уществления изменений психических особенностей. Бла­годаря устойчивому в личности, в ее самосознании на про­тяжении всей человеческой жизни и обеспечивается само­тождественность человека, относительная устойчивость линии его поведения в разнообразных ситуациях.

В качестве устойчивого в самосознании выделяют са­мооценку, способ самопознания; устойчивое самоотноше­ние [45], относительно устойчивое понятие о себе, Я-кон-цепцию в целом [18, 46]; телесный Я-образ; Я-актуальное, динамическое Я, идеальное Я, представляемое Я как защит­но-адаптивную подструктуру самосознания [28]; устойчивое к психотерапевтическим воздействиям Я-идеальное [31]; а в ка­честве изменчивого ситуативные, локальные, специа­лизированные, оперативные Я-образы [45, 46]; фантасти­ческое Я и идеализированное Я [28]; частные самооценки [18]; менее устойчивое к психотерапевтическим воздействи­ям Я-реальное [31].

Результаты анализа психологической литературы, по­священной самосознанию, позволяют выделить влияющие на его динамику следующие факторы: профессионально-деятельностные, социально-психологические, индивидуаль­но-психологические или личностные, специализированные психологические мероприятия, жизненные события и си­туации.

Профессионально-деятельностные факторы связаны с включением новых признаков развивающейся профессии; с формой, предметом, методом, операциями, экстремаль­ным характером деятельности; с ходом профессионального обучения и профессионализации в целом; со стажем рабо-ты; с карьерными кризисами (кризисом 45 лет, норматив­ными кризисами карьеры и утраты профессии и с ненорма­


тивным кризисом самоактуализации); с кризисом профес­сиональной идентичности в связи со вторичной профессио нализацией; с переходом к новым видам деятельности и ка­рьерам; с потерей или сменой работы.

Социально-психологические факторы динамики Я-кон­цепции связаны с любой новой ролью человека и опробова­нием им себя в разных сферах жизнедеятельности; с включе­нием в новые социальные группы и установлением новых си­стем взаимоотношений; с предоставлением новой социальной средой благоприятных возможностей для высвобождения ра­нее сдерживаемых стимулов; с социально-психологическрши оценками окружающих и с образом, который создается в гла­зах окружающих; с мнением родителей; с допустимой крити­кой или поддержкой других людей и профессиональным сооб­ществом; с обесцениванием оценочных оснований в данной со­циальной группе. Все эти факторы влияют на Я-концепцию человека с учетом значимости окружающих и их оценок для субъекта, условий вынесения оценок; восприимчивости са­мого субъекта к мнениям других людей, меры единодушия окружающих в их оценках, предвосхищения субъектом по­следствий принятия этих оценок [6, 18, 39].

К собственно индивидуально-психологическим и лич­ностным отнесем следующие факторы: повзросление, воз­раст и возрастные кризисы; обретение личностью практи­ческого опыта; способность личности изменять свои соб­ственные образы и ее аутопсихологические способности; повышенная чувствительность воспринимающих свою не-реализованность людей к новым возможностям; воспомина­ния, осмысление прошлых переживаний и представлений о себе в прошлой же созидательной деятельности и плани­рование будущего; эмоциональные напряжения и глубокие переживания личности; принятие человеком новой карти­ны мира; выраженность и развернутость внутреннего, ха­рактерного для зрелой личности диалога; словесные само­приказы; осознание неправильной приспособляемости или неконгруентности между представлением о себе и актуаль-


ЯЬ1М опытом; углубленная работа самосознания, самопозна­ния и самокорректировки; изменение отношения личности к себе, к предметам, к другим людям, к ситуациям; изме­нение критериев самооценивания.

КС Кон [18], основываясь на данных зарубежных ис­следователей по возрастной динамике Я-концепции, отме­чает, что, начиная с 25-летнего возраста, она отличается высоким постоянством и мало изменяется вплоть до глубо­кой старости. Э. Берн [5] приводит временные закономернос­ти изменения образов к новой действительности, выделяя сроки в полтора (для приспособления к новой действитель­ности) и шесть (для хорошего освоения нового образа) меся­цев. По данным М. Мольца [26] Образ Я (отражает внешность) изменяется после трех недель (21 день) работы над ним.

Следующую группу факторов составили жизненные со­бытия и ситуации, связанные с жизненными неудачами или достижениями в значимой и избранной самим человеком жиз­ненной сфере, с кризисными событиями жизненного пути. Вообще разрушение или вынужденная смена личностью до­статочно четкой, сложившейся до наступления поворотно-го-события Я-концепции служит признаком отнесения со­бытия к разряду жизненных [14].

Последняя группа факторов динамики Я-концепции свя­зана со специализированными психологическими меропри­ятиями: психотерапией; приемами позитивного мышления; психологическими занятиями с привлечением психосинте­за, НЛП, центрированной на человека терапии и дидактоте-рапии; интегративного группового консультирования, тре-нинговых занятий; активных форм социально-психологичес­кого обучения.

Пределы изменения Я-концепции под влиянием факто­ров различной природы зависят [5, 6, 18] от дифференци­альной избирательности системы ценностей и самооценок; значимости качеств для человека; уровня притязаний, цен­ностных ориентации; ценностной иерархии деятельностей и сфер жизни, в которых человек видит главную сферу


самореализации; критериев измерения жизненных успехов и неудач, стабилизации основных психических структур индивидуальной способности человека к изменению своих образов.

Какой из компонентов Я-концепции является более под­вижным? Ответ на этот вопрос неоднозначен. В первом слу­чае приводятся данные [8, 26, 31] о приблизительно одно­временном изменении когнитивного и эмоционально-оценоч­ного компонентов Я-концепции в результате психотерапии, коррекционных и тренинговых занятий. Во втором случае подтверждается [30, 35] большая чувствительность когни­тивного компонента Я-концепции к профессионализации, жизненным событиям, к тренинговым занятиям. В третьем случае обращается внимание [16] на большую чувствитель­ность самоотношенческого компонента Я-концепции, кото­рый в ходе, в частности, профессионального становления личности появляется раньше, чем когнитивный компонент Я-концепции.

Учитывая имеющиеся в литературе данные о централь­ной роли когнитивного компонента Я-концепции, об отно­сительном постоянстве самоотношения личности, обеспе­чиваемом защитой, а также о самоотношении как индика­торе успешности самореализации субъекта как личности, можно полагать большую чувствительность к изменениям когнитивного компонента, по сравнению с самоотношенчес-ким компонентом Я-концепции.

 

Список литературы

184) Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.. Мысль, 1991.

185) Александрова Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к Другом} у взрослого человека. Дне...канд. психол. наук. М., 1999.

186) Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.

187) Батурин Н.А. Оценочная функция психики. Дис...д-ра психол. наук. СПб., 1998.


5 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб: МФИН, 1992.

188) Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

189) Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. №4. 1992. Т. 13. С. 99-101.

190) Бубнова М.С. Основные подходы к проблеме психокоррекции фор­мирования» Я-концепции». // Ежегодник Российского психологичес­кого общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов. В 8 томах. Т. 1. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2003. С. 606-608.

191) Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Дис... канд. психол. наук. М., 1987.

 

192) Джанерьян С.Т Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.

193) Джемс У Психология. / Под ред. Л.А. Петровской- М.. Педагогика, 1991.

194) Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе про­фессионализации. Автореф. ...канд. психол. наук. Пермь: Российский гос. профессионально-педагогический ун-т, 2002.

195) Зимачева ЕМ. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоот­ношения субъекта. Дис...канд. психол. наук. М., 1997.

196) Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии. // Психо­логия личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизнен-ный путь. М.: Наука, 1990. С. 88-101.

fJ.5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.

197) Кобцева Ж.В. Эффективность трудоустройства и особенности «Я»-модели индивида. // Психология и практика. Ярославль: Изд-во ЯрГу, 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 243-244.

198) Козиев В.Е. Структура и содержание профессионального самосозна­ния учителя. // Психологические проблемы развития профессиональ­ного сознания педагога-практика. М.: АПН РСФСР, 1992. С. 36-45.

199) Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1984.

200) Лабунская В.А. Экспрессия человека, общение и межличностное по­знание. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

201) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983.

202) Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.. Смысл, 1999.

203) Маслоу А.Г Психология бытия. М.: Ваклер, 1997.

204) Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосозна­ния. Автореф. ...д-ра психол. наук. М., 1999.


205) Мишина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Дис...д-ра психол. наук. М., 1995.

206) Михайлова О.Ю. Психологическая диагностика личности серийных сексуальных преступников. / Под ред. А.О. Бухановского. Ростов н/ Д: Изд-во РГУ, 2001.

207) Мольц М. Я-это Я, или Как стать счастливым. СПб.. Лениздат, 1992.

208) Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Психология сознания. Хрестоматия. СПб.. Питер, 2001. С. 56-63.

209) Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: АН Армянской ССР, 1988.

210) Пантилеев С.Р Самоотношение как эмоционально-оценочная систе­ма. М.: МГУ, 1991.

211) Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути. Автореф. дис...д-ра психол. наук. Минск, 1999.

212) Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Валгус, 1997.

213) Ронгинская Т.Н. Феномен сопротивления адаптирующим воздействи­ям. Дис...д-ра психол. наук. СПб., 1995.

214) Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 томах. Т. 2. М.: Педа­гогика, 1989.

215) Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1995.

216) Сапожникова Р.Б. Психологические факторы формирования самоотно­шения личности. Автореф. ...канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.

217) Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной сре­дой. Тбилиси: Мецниереба, 1989.

218) Соколова Е.Т Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.

219) Спиркин А.Г Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

220) Сшолин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

221) Фесшингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.

222) Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.. ИПАН, 1998.

223) Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. М.. Соль, 1993.

224) Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998.

225) Чамата П.Р Вопросы самосознания личности в советской психоло­гии. // Психологическая наука в СССР. М.. АПН РСФСР, 1960. В 2 томах. Т.2. С. 91-109.

226) Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.. Наука, 1977

227) Шибутани Т Социальная психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

228) Яницкий М.С Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.


3.2. Самовыражение личности в общении

Функции и индивидуальные особенности самовыражения личности в общении

Двадцать первый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитие мобильной телефон­ной связи привел к коммуникативному буму. Никогда еще человечество не общалось так интенсивно и так экстенсив­но, оно напоминает потревоженный улей, который гудит миллиардами голосов.

Фактически каждый человек представляет собой транс­лятор информации, небольшую станцию, которая посыла­ет много разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новые проблемы, связанные с общени­ем. Психология должна помочь каждому человеку не поте­ряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс меж­личностной коммуникации.

Проблема самовыражения личности в общении стано­вится темой все большего числа исследований в отечествен­ной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность отечественных пси­хологов гуманистической психологии, главной идеей кото­рой является представление о человеке как субъекте соб­ственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в соци­альной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и актив­ности современного человека.

Под самовыражением личности в общении нами пони­мается широкий круг вербальных и невербальных поведен­ческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенно­го образа себя.


В зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении изучается через два феномена: само­раскрытия, под которым понимается сообщение информа­ции о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям проте­кания этих процессов, а также факторам, их детермини­рующим.

Человек является сложным объектом восприятия, по­скольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уров­ней самовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного пове­дения личности и ее внутреннего содержания.

229) Непроизвольное невербальное самовыражение.

230) Произвольное самовыражение с помощью невербаль­ных средств.

231) Произвольное речевое и/или невербальное самовы­ражение, соответствующее внутреннему состоянию личности.

232) Произвольное речевое и/или невербальное самовы­ражение, направленное на формирование искаженно­го представления о своей личности.

По мере перехода от первого уровня к четвертому уси­ливается осознанность, целенаправленность, а также сте­пень искусственности, совершаемых личностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмеще­ны эти уровни самовыражения. Например, речевое поведе­ние может протекать на четвертом уровне, т.е. нести иска­женную информацию о человеке, а невербальное поведе­ние в это же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинные чувства.

Нами предлагается выделять следующие функции са­мовыражения.


Экзистенциальная функция состоит в том, что, посы­лая информацию о своей личности, человек утверждает факт своего существования и претендует на то, чтобы ок­ружающие включали его в социальное взаимодействие.

Адаптивная функция проявляется в том, что самовы­ражение, в первую очередь, направлено на включение кон­кретного человека в сложную социальную систему, посколь­ку человек действует как исполнитель большого числа со­циальных ролей, которые ему предоставляет общество.

Коммуникативная функция является генетически ис­ходной, поскольку вся информация, посылаемая личнос­тью, адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

Идентификационная функция состоит в том, что са­мовыражение личности направлено на отражение ее при­надлежности к определенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяет аудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социаль­ной общности.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 494;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.