Развитие идеи личности в российской психологии 11 страница
вертый типь1 — подавлением агрессии или направленностью ее на себя.
Таблица 1
Типология личностей по Д. Шмертцу
"~ Личности, которые предпочитают принадлежность к другим людям | Личности, которые предпочитают автономию от людей |
1 .Низко социализированные. Отрицают авторитеты, имеют минимум отношений, высокая ' самооценка. Антисоциальные, параноидные личности. | 1. Изолированные. Отрицают авторитеты, имеют минимум отношений, считают себя исключительными личностями. Шизоиды. |
2. Эксплуататорские. Признают авторитеты. Требуют внимания со стороны окружающих. Лицемерные, садистические. | 2. Высокомерные. Признают авторитеты. Требуют внимания со стороны окружающих. Нарциссизм. |
3. Подав ленные. Отрицают авторитеты. Выражают негативизм. Испытывают чувство вины в сочетании с низкой самооценкой. Пассивно-агрессивные личности. | 3. Отстраненные. Отрицают авторитеты. Выражают негативизм. Испытывают чувство стыда в сочетании с низкой самооценкой. Пассивно-агрессивные и избегающие. |
4. Стремящиеся к близости. Признают авторитеты. Отзывчивы к окружающим. Принимают себя. Мазохистский тип. | 4. Покорные. Признают авторитеты. Считают себя проигравшими в социальной борьбе. |
Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.
Классификация Т. Лири [7] основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения — стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.
Типология, предложенная К. Юнгом [12], является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны. на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К. Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.
М. Майерс и К. Бригг [11] в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К. Юнга, которая включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К. Юнга и один новый:
151) способ пополнения запаса энергии (экстраверсия интроверсия);
152) способ сбора информации (сенсорность — интуиция);
153) способ принятия решения (мышление — чувствование);
154) способ организации взаимодействия с внешним миром (решение — восприятие).
Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.
Типология Г. Айзенка [11] перекликается с типологией К. Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г. Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты — это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты — на внешний
мир Нейротизм — эмоциональная стабильность характери-
зует
степень эмоциональной отзывчивости на внешние и
внутренние стимулы.
Таблица 2
Характеристики типов личности с ориентацией на внутренний и внешний мир
Преимущественная ориентация на внутренний мир | Ире им у щественная ориентация на внешний мир |
Интроверсия | Экстраверсия |
Созерцательность | Активность |
Внутренний локус контроля | Внешний локус контроля |
Эгоцентризм | Альтероцентризм |
Автономия | Принадлежность к группе |
В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.
Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми. Чувствующими в себе силу для организации и руководства деятельности других людей. Уверенными в себе. Энергичными. Стремящимися к созиданию.
Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.
Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Чувствующими в себе силу для жесткого контроля за деятельностью других людей. Уверенными в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.
Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.
Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной са
мостоятельности. Не уверены в своих способностях, знаниях, силах. Боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.
Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.
Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Ослабленными болезнью или возрастом. С недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивными. Депрессивными. Созерцательными. Самодостаточными. Независимыми.
Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.
Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.
Креативные, с адекватной Я-концепцией.
Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.
Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.
Список литературы
155) Бодалев А. А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. № 4. 1999.
156) Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии. № 4. 1999. С. 81-99.
157) Келли Дж. Теория личностр!. Психология личных конструктов. СПб. Речь, 2000.
158) Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.. Речь, 2000. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998
& Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. № 1. 2002.
7. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1999.
а Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.
ф Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
1,0. Хорни К, Невротическая личность нашего времени. М.. Прогресс, 1993.
1Д. Хъелл Л., Зиглер А. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
li Юнг К.-Г Психологические типы СПб.: Ювента, 1995.
13. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени. // СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. Ежегодник РПО в 8 томах. Т. 8. г.. С. 668-673.
,14. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality. // Psychology, A Journal of Human Behavior. No. 2.1991. Vol. 28. P. 15-26
2.4. Доверие в социальном бытии личности
Этико-социологический подход к доверию как базовой характеристике общества и личности
В начале рассмотрим доверие как этическую категорию морали, имеющую социально-психологическую природу. В понятии «доверие» в обыденном сознании отражается практика повседневных отношений между людьми, подразумевающая совершенно различные оттенки. До последнего времени в антропологической литературе данное понятие принято было относить к этическим категориям морали. В понятии «доверие» с этической точки зрения традиционно отражаются те нравственные нормы, которые связаны с добровольными взаимными обязательствами, как в общественной, так и в личной жизни людей. Под доверительными понимают отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных взаимных обязательствах. Эти обязательства, в конечном счете, связаны с требованиями, которые общество предъявляет к личности, и которые вы
работаны в течение длительного времени развития человечества. В то же время практически все авторы, разрабатывающие данную категорию, отмечают, что доверие представляет собой качественно особое состояние нравственного сознания, включающего в себя нравственные чувства и убеждения, которые и являются мотивами или стимулами поведения личности. В этой связи доверие выступает в качестве регулятора нравственных отношений, и в этом философы усматривают его основную функцию.
Таким образом, доверие входит в сферу субъективного внутреннего отношения человека к внешним связям с другими людьми и осуществляет функцию регуляции этих отношений. Так, с точки зрения одного из основных исследователей доверия в отечественной этике Б.А. Рутковского, доверие рассматривается как нравственное понятие, выражающее такое отношение одной личности к другой, которое исходит из убежденности в ее добропорядочности, верности, ответственности, честности и правдивости» [10, с. 14]. Будучи особым состоянием нравственного сознания, доверие включает нравственные чувства и убеждения, которые и выступают в роли мотивов, стимулирующих поведение. Именно поэтому доверие выступает нравственным регулятором отношений между людьми.
Анализ содержания данной категории в философской этике позволяет выделить четыре самые сущностные стороны доверия: во-первых, доверие рассматривается как нравственные отношения между людьми, исходящие из убежденности в добропорядочности, верности, ответственности, честности и правдивости друг друга; во-вторых, в доверии выделяется и рассматривается момент знания друг друга доверяющими людьми; в-третьих, отмечается, что акт доверия — это добровольное, ненасильственное проявление; и, наконец, в-четвертых, доверие реализуется как передача интимных мыслей и чувств.
С нашей точки зрения, в понимании доверия, разрабатываемом философской этикой и приведенном здесь, све
денном, по существу, лишь к актам взаимодействия людей причем преимущественно с точки зрения самораскрытия! чрезвычайно сужено пространство существования рассматриваемого явления. Естественно, что предметом этического анализа является определенный аспект, связанный с взаимоотношениями людей, причем отражающий лишь формальную сторону этих взаимоотношений. Видимо, это обстоятельство — традиционное отнесение доверия к этическим категориям морали и послужило причиной того, что доверие и в психологии стали рассматривать лишь в связи с общением людей, причем даже не общением вообще, а лишь в связи с доверительным общением, благодаря чему онтологические рамки феномена были чрезвычайно сужены.
Как показывает анализ, на самом деле, доверием пронизаны все сферы не только социального взаимодействия человека с другими людьми, но и все многообразие человеческого бытия, а также отношения человека с самим собой. Таким образом, с точки зрения развиваемого нами подхода, проблема доверия вплетена в целостное взаимодействие Человека и Мира. Наиболее фундаментальный подход к проблеме доверия в социологическом и социально-психологическом плане был предложен Б.Ф. Поршневым [8], который предпринял анализ психики человека в исторической ретроспективе. Путем реконструкции исторической ситуации его первоначального появления и развития ему удалось выделить не только сущность, но и функции доверия. Основная мысль автора сводится к утверждению, что любая информация между людьми проходит через специфический фильтр доверия и недоверия. Суггестия и контрсуггестия употребляются как тождественные понятия. Б.Ф. Поршнев считает [8], что, таким образом, доверие и недоверие выполняют специфическую функцию «шлюза» в общении людей. Он пишет: «Содержательную нагрузку несет здесь преимущественно негативное понятие недоверия: информацию следует считать принятой, если она не задержана фильтром... Получив инструкцию, указание действовать, мы пер
вым делом, вольно или невольно сверяем свою реакцию с выяснением того лица, кто нас побуждает, и, если источник речи вызывает настороженность, мы отклоняем иду^ щее от него побуждение или, по крайней мере, подвергаем это побуждение проверке, тем более критичной, чем сильнее настороженность» [8, с. 9].
По мнению Б.Ф. Поршнева, суггестия является исходным психологическим отношением между людьми. И в этом смысле недоверие «есть первый феномен из серии охранительных, психических антидействий», оно выступает как психическая защита личности от неограниченного действия суггестии, ...в более общем виде недоверие... может быть сведено к опасению, что нечто внушается кем-либо чуждым, чужим, и поэтому его влияние следует проверить, сопоставить с другим, иначе говоря, исток недоверия — встреча двух суггестии и тем самым возможность отклонить одну из них» [8, с. 13]. Б.Ф. Поршнев первым указал на фундаментальную функцию доверия, заключающуюся в том, что доверие есть исходное психологическое отношение между людьми. По его мнению, суггестия в чистом виде тождественна полному доверию к внушаемому содержанию. Далее, анализируя названные понятия с социально-психологической точки зрения, он указывает на еще одну функцию, выполняемую доверием — функцию связи между людьми. Он пишет, что полное доверие тождественно принадлежности обоих участников данного акта или отношения к одному «мы», т. е. к чистой и полной социально-психологической общности, не осложненной пересечением с другими общностями, а конструируемой лишь оппозицией по отношению к «они» [8, с. 14].
В. Вичев [3], развивая идеи Б.Ф. Поршнева, рассматривает доверие и недоверие как отличительные особенности социально-психологического взаимодействия людей в процессе общения. У него доверие — одна из форм нравственных потребностей людей. При этом доверие как одна из форм отношения к людям развивалась в неразрывной связи со
своей противоположностью — недоверием. В. Вичев считает что в результате продолжительного общения и на основе общих интересов и стремлений возникает социально-психологическая общность, которая характеризуется устойчивой духовной связью между общающимися, взаимопониманием, сплоченностью и доверием» [3, с. 54]. С его точки зрения общность, с одной стороны, является предпосылкой и условием эффективного общения, а с другой — его результатом.
Итак, как Б.Ф, Поршнев, так и В. Вичев, указывают на факт наличия в сознании людей постоянной дихотомии всех окружающих на «мы» и «они». При этом все приятное, все интеллектуальные и эстетические наслаждения связаны с мыслимым «мы» и, наоборот, неприятное, вызывающее неудовольствие — с «они». Б.Ф. Поршнев пишет о том, что социально-психологическая оппозиция «мы» и «они» проникает вглубь индивидуальной психики человека и превращается в ее сущность. По В. Вичеву, основным механизмом возникновения и существования общности «мы» является идентификация, основанная на взаимном понимании людьми друг друга: «...Чтобы поступки и речь другого человека правильно понять, необходимо проникнуть «в его душу», уловить его настроения и планы, ход мыслей. А это предполагает идентификацию партнеров, осуществление своего рода взаимного перевоплощения» [3, с. 243].
В целом проведенный анализ работ, посвященных изучению доверия в философской этике и в социологии, позволяет сказать, что, несмотря на то, что доверию в философской этике придается категориальный статус, авторы по-разному трактуют сущность исследуемого явления, затрагивая лишь аспект, связанный с взаимоотношениями людей. Именно поэтому за рамками анализа оказались другие важные феноменологические характеристики исследуемого явления, и осталась невыясненной сама сущность данного явления, которое имеет глубоко психологическую при-Р°ДУ и распространяется на целостное взаимодействие Человека с Миром.
Изучение доверия в социальной науке. Основные положения концепции социального капитала
Концепция доверия как важнейшей составляющей социального капитала является одной из популярнейших в современной социальной науке. С конца 90-х годов XX в. предметом особого внимания социологов и антропологов стало исследование социальных групп и отношений в обществе с точки зрения проблематики проявления, механизмов, функций, условий накопления социального капитала в обществе. В настоящее время большинство ученых осо: нало, что доверие есть универсалия всех типов социальных отношений: экономических, политических, социокультурных и межличностных. Социальный капитал ассоциируете, с социальными характеристиками «идеальной» социальности, такими как доверие, социальная поддержка и солидарность между членами общества [12]. По мнению всех идеологов теории социального капитала, способность различных общностей людей к самоорганизации, является необходимым условием формирования гражданского общества, выполняющим главную функцию, заключающуюся в повышении доверия в социуме. При этом именно доверие является условием создания гражданских ассоциаций, формирования отношений толерантности. Доверие в обществе определяют как стержневой элемент социального и психологического благополучия индивида и общества. Оно рассматривается как социальный резерв демократизации стабилизации экономической и политической жизни. Как отмечают многие исследователи, в настоящее время представление о социальном капитале приобретает значение инте- тральной концепции гражданского общества. Другими словами, это означает, что социальный капитал — это интегральная качественная характеристика жизнедеятельности, как общества, так и общности.
Подробный анализ истории становления теории социального капитала содержится в исследовании, проведен
ном А.О. Епанчинцевым [5]. Считается, что первый систематический анализ социального капитала был сделан представителем французской социологии Пьером Бурдье. Он определил социальный капитал как нечто большее, чем прося© групповые связи. По П. Бурдье, это — связи особой Природы: они субъективно позитивно эмоционально окра-щ*ны и построены на доверии. В этой связи, специфика социального капитала в отличие от экономического капитала, основывается не на законе, а имеет в основе социально-психологические механизмы [5]. По его мнению, специфика социального капитала определяется отношениями взаимного обмена, ожиданиями, которые поддерживаются существующими в конкретном обществе рынками и культурами и по сравнению с экономическим обменом, социальный обмен характеризуется меньшей прозрачностью и большей неопределенностью.
Самую большую популярность понятие «социальный капитале» получило в расширительной трактовке Джеймса Ко-улмена в его фундаментальной работе «Фундаментальная социальная теория» вышедшей в 1990 г. [25]. Согласно его представлениям, социальный капитал — это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, направленно формируемый в межличностном пространстве. Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, но в отличие от них, он имеет место в структуре отношений между людьми и среди людей. От интенсивности взаимосвязей между людьми зависит величина социального капитала. Чем теснее взаимосвязи, тем выше уровень доверия и тем значительнее социальный капитал в обществе.
Дж. Коулмен выводит механизм производства социального капитала и считает, что его сущность состоит во взаимном ожидании и групповом усилении норм. По Дж. Коул-мену источником и эффектом материализации социального капитала являются социальные организации. Дж. Коулмен продемонстрировал использование этой концепции на примерах влияния социального капитала в семье и в обществе
[5]. Согласно его представлениям, социальный капитал в семье влияет на успешное обучение ребенка в школе, способствует доступности к человеческому капиталу их родителей (образовательного уровня), зависит от физического присутствия взрослых в семье и заключается во внимании, которое уделяют взрослые ребенку. В разных ситуациях дефицит социального капитала в семье сказывается по-разному на процессе образования. При определенных обстоятельствах результатом становится прекращение посещени; школы. Им было обнаружено, что семьи и сверстники ока зывают намного большее влияние на уровень получаемого образования, чем факторы, контролируемые обществом — такие как заработная плата учителей, размеры учебных помещений и траты на оборудование. Таким образом, Дж. Коулмен расширил эту категорию и использовал ее в качестве инструмента, объясняющего теорию обмена и рационального поведения каждого отдельного индивида.
Не меньшее распространение получили взгляды американских социологов Р Патнема и Ф. Фукуямы [7, 20], которые посредством категории социального капитала объясняли уровень благосостояния, а также устойчивость социально-экономического развития страны. Согласно представлениям Ф. Фукуямы [20], социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, нормы взаимности и доверие, которые создают необходимые условия для координации и сотрудничества в целях получения взаимной выгоды.
Р Патнем [7] большое внимание уделяет сетям гражданской активности, где происходит обучение взаимодействию, порождается доверие и обеспечивается коммуникация и выработка моделей коллективного поведения. Вертикальная структура общества у Патнема, который по данному вопросу солидарен с Ф. Фукуямой, не способствует утверждению социального доверия и сотрудничества. На это способны лишь горизонтальные потоки информации и связи между людьми.
Согласно предположению Патнема социальному капиталу свойственна тенденция к накоплению: чем интенсив
нее контакты и нормы сотрудничества, тем больше растет социальный капитал и при этом возрастает потенциал взаимного доверия [7]. По мнению Ф. Фукуямы, национальное благосостояние обусловлено такой единой всеохватывающей характеристикой, как уровень доверия, присущий обществу. Доверие определяется им как возникающее внутри сообщества ожидание постоянного, честного, ориентированного на разделяемые ценности поведения со стороны других членов этого сообщества. Превалирование доверия влобществе порождает социальный капитал, который отличается от других форм социального капитала тем, что он обычно создается и передается через такие культурные механизмы, как религия, традиция или историческая привычка. Другими словами, он обнаружил корни социального капитала в культуре, которая закладывает ментальные характеристики общества и каждого его отдельного члена.
Проявлением социального капитала является «самопроизвольная самоорганизация». Самоорганизация — способность создавать ассоциации (общественные организации) на существующих принципах добродетели (доверия), а не в условиях руководства принципами чьей-либо авторитетности. Наиболее полезен и значителен социальный капитал в обществах с высокой способностью к сотрудничеству и формированию ассоциаций. Социальным капиталом обладают и небольшие социальные группы, и каждая отдельная семья и большие общественные организации, и народ в целом [20].
Ф. Фукуяма в своей работе анализирует общества с высоким и низким уровнем доверия. Общества с высоким уровнем доверия склонны к созданию добровольных ассоциаций, промежуточных между семьей и государством, таких, как благотворительные организации, профессиональные объединения. Он также описывает общества, страдающие полным отсутствием социального капитала. В таких обществах нет ни прочных семейных связей, ни сильных добровольных ассоциаций, основанных не на родственных отношениях, а
потому они не могут обеспечить плодотворную почву для экономической активности ни в рамках семейного бизнеса, ни в структурах больших организаций. Причины обделеннос-ти социальным капиталом специфичны для каждого общества и обусловлены его культурой и историей.
Итак, наличие и запас социального капитала в «коллективной памяти» общества зависит от особенностей исторического развития страны, которое определяет ее культурные традиции, также накопление социального капитала предполагает последовательность развития, усвоение ценностей старшего поколения: все это и образует культуру как источник доверия и сотрудничества. С 90-х годов начались широко масштабные эмпирические исследования по изучению эффектов социального капитала. Социолог А. Порлес выделил множественные источники формирования социального капитала. Им было показано, что благодаря неравномерному распределению социального капитала, воспроизводятся стратификационные различия в рамках сетевой системы. Они связаны с неравным доступом к социальным сетям, которые могут быть мобилизованы индивидом или группой. Передача социального капитала невозможна непосредественно через транслирование знания, рассказы о сетях. Здесь необходимы знакомства и рекомендации, принадлежащих данному кругу. В этом смысле социальный капитал неотчуждаем от обладающих им людей. Причем речь идет не об отдельном носителе знакомств, а о некоем сообществе, переплетенном устойчивыми связями. И изменяться социальный капитал может только через степень включенности в те или иные сети, а также через характеристики самих этих сетей — их размер и плотность, силу и интенсивность сетевых связей [5].
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что социальный капитал является устоявшейся научной категорией, которая широко используется в современной социологической теории. Специфика социального капитала определяется его следующими характеристиками: проявлением
социального капитала является его способность к самоорганизации, то есть в возможности и умении людей, проживающих на определенной территории, создавать гражданские ассоциации. Социальный капитал передается и воспроизводится через исторически культурные механизмы, такие как традиции, разделение общепринятых норм и ценностей, что позволяет говорить, что он в своем основании имеет человеческую природу. Социальный капитал появляется из качества и количества социальных взаимодействий в обществе, поэтому он определяется такими показателями, как внутри-групповые нормы, развитие ассоциативной деятельности и доверие. Основными составляющими социального капитала являются доверие и социальные сети. При этом носителями социального капитала являются люди, умеющие создавать многоуровневые связи, построенные на доверии. В этой связи становится совершенно очевидным, насколько необходимо изучение доверительных отношений в обществе.
Вера и доверие в философии и психологии и различия между ними
Вера имеет ведущее значение в осуществлении человеком своих планов, замыслов и надежд, она может поднять на подвиг, связанный с риском для жизни, она может утратить свою значимость для человека, и тогда его жизнь обессмысливается, теряет всякую субъективную ценность. В обыденной речи мы часто говорим, что человек доверяет себе осуществление собственных замыслов и надежд, именно доверяет, а не верит. Человек доверяет свою жизнь различным обстоятельствам, когда рискует, когда поступает безрассудно. Так, когда же речь идет о вере, а когда о Доверии или это одно и то же явление?
В системе антропологических наук до последнего времени традиционно считалось, что вера принадлежит к числу важнейших философских категорий, а доверие — к числу этических категорий морали, регулирующих отношения между людьми. Одновременно вера и доверие являются важ
нейшими социально-психологическими феноменами личности. Современные исследователи, занимающиеся изучением феномена веры на основе анализа светской и богословской литературы, пришли к выводу, что в русском языке термин «вера» употребляется в нескольких значениях. Именно поэтому в настоящее время принято выделять, по крайней мере, две формы веры, которым соответствует в современном английском языке два слова: faith — вера и belief — вера [19]. Одна форма веры называется косвенной верой или «belief» — верой. Она проявляется как рефлексия по поводу какой-то деятельности или ее результата. Но поскольку результат предполагаемой деятельности или поступка, как правило, полностью непредсказуем, эта форма веры носит вероятностный характер. Вторая форма веры (или «faith» — вера), является истинной верой или собственно верой, потому что она означает достоверность особого порядка, недоказуемую привычным рациональным путем. Именно эта вера устраняет противоречие души и духа, субъекта и объекта. На психологическом уровне эту форму веры можно рассматривать в качестве механизма «проникновения» мира в человека. Именно в этом случае не только сама вера, но и то, во что верят, определяет всю жизнедеятельность, она связана с ценностями и смыслами, которыми руководствуется человек в своей жизни.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 483;