Развитие идеи личности в российской психологии 12 страница
Для того чтобы провести водораздел между этими двумя формами веры, необходимо учитывать, что в основе подлинной веры и веры косвенной (которая на социально-психологическом уровне трансформируется в явление доверия), изначально лежат различные психологические механизмы. Подлинная вера связана с актом принятия какого-то содержания за истину без достаточных на то оснований. Подлинность веры заключается в том, что содержание веры становится содержанием сознания верующего. В этой связи объектами подлинной веры могут быть лишь объекты сверхчувственной реальности.
Другая форма веры — косвенная вера, в основе кото-ой лежит акт ценностного отношения субъекта к объекту веры- Данное отношение выступает в роли механизма «проникновения» человека в мир. Но в отличие от подлинной веры это отношение предполагает изначальную принципиальную невозможность отождествления субъекта с объектом веры, т. е. принципиальную неустранимость дистанции между ними. Поэтому такая форма веры или доверие возможно как по отношению к сверхчувственным объектам (непознаваемым с помощью органов чувств). В этом случае доверие может предшествовать подлинной вере. Но данная форма веры возможна также и в отношении к различным объектам чувственно воспринимаемого предметного мира.
Итак, вера и доверие — это два различных социально-психологических явления, строящихся на разных психологических основаниях и выполняющих различные функции в жизнедеятельности человека. В отличие от веры сущность доверия как социально-психологического явления раскрывается в специфическом ценностном отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира. Данное отношение представлено человеку в его переживаниях. Если в процессе ценностного отношения к объекту и переживания связей с ним у человека появляется оценка объекта как значимого и одновременно безопасного для него, то в этом случае возникает доверие. Таким образом, субъективная значимость и субъективно воспринимаемая безопасность объекта доверия являются универсальными условиями самого его возникновения.
Онтологические функции доверия
Каждому хорошо известно чувство доверия. Оно сопровождает все лучшие стороны нашего бытия: привязанность, дружбу, любовь. Наиболее тяжелые наши переживания связаны с потерей доверия близким людям. Кто не переживал боль потери доверия, связанную с вероломством, предательством, ложью, фальшью? Но каждый раз, пе
реживая глубокое разочарование от потери доверия, человек вновь и вновь рискует доверять. Что бы ни делал человек, чем бы он ни занимался, он всюду сталкивается с выбором — довериться или нет. Человек не может жить без доверия, ибо без него он утрачивает связь с миром, что имеет для него самые негативные последствия. Он становится одиноким, подозрительным, пессимистичным. Однако, агитация за безоглядное доверие — плохая услуга. Каждый знает, что стратегия полного доверия абсолютно не эффективна, ибо доверие — это всегда риск, так как оно таит в себе опасность разочарования. Таким образом, доверие всегда сосуществует со своим антиподом — недоверием. Их зыбкое соотношение определяет основные характеристики этого динамичного, «ускользающего» от людей явления.
Давно известно, что первая базовая установка младенца, позволяющая ему испытывать чувство комфорта от процесса жизни, — это «доверие к миру» (Э. Эриксон). Социологи, психологи и философы утверждают, что доверие есть «стержневой элемент социального и психологического благополучия индивида и общества [9, с. 94]. Поэтому оно выполняет важнейшие функции в жизни человека, которые относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но к процессу взаимодействия человека с миром в целом и его отдельными фрагментами.
Во-первых, доверие есть фундаментальное условие взаимодействия человека с миром и именно в этом состоит его важнейшая функция. В каждой ситуации взаимодействия человека с миром, человек одновременно обращен в мир и в себя самого. Человек всегда, с одной стороны, учитывает условия, предоставляемые миром, а, с другой, — свои собственные интересы, потребности и желания. Двойственность направленности психики человека предполагает наличие доверия к миру как условие взаимодействия с ним и наличие доверия к себе как условие активности личности. Доверие к миру всегда связано с доверием к себе и иначе существо
вать не может. В том случае, когда доверие к миру и доверие к себе не взаимосвязаны, то распадается система «Человек и Мир». Поэтому главными функциями доверия выступают: функция моделирования целостности бытия; функция моделирования целостности собственной личности, функция связи человека с миром в единую систему.
Следующие функции доверия, связанные с предыдущими, состоят в том, чтобы устанавливать меру соответствия своего поведения, принятого решения, целей и поставленных задач, как миру, так и самому себе. Известно, что полная гармония с миром и одновременно с самим собой возможна лишь при равновесии (соответствии) уровня доверия к миру и к самому себе. Но такая ситуация возможна лишь при уже освоенных, известных человеку видах деятельности и поведения. Она не способствует ни развитию личности, ни познанию, ни преобразованию мира. Соотношение (соответствие) уровня доверия к миру и уровня доверия к себе должно находиться в состоянии подвижного равновесия. Когда возникает ситуация несоответствия либо миру, либо самому себе, человек всегда стремится к обретению его вновь. Ситуация неравновесия возникает потому что, человек постоянно попадает в новые для себя обстоятельства, в которых требования и условия мира расходятся с его собственными интересами, желаниями и возможностями.
В такой ситуации он должен сделать выбор — довериться условиям, требованиям, предоставляемым миром или своим собственным желаниям, потребностям, интересам, возможностям. Обрести равновесие, он может лишь увеличив либо уровень доверия к миру, либо уровень доверия к себе. С этой целью он должен либо следовать за Условиями, которые предоставляет мир, либо исходить из личных интересов, личных потребностей и желаний.
И, наконец, последняя функция доверия состоит в том, что оно способствует стиранию граней между прошлым, Настоящим и будущим, соотнося временные промежутки ^изни личности, и как бы сопрягая их, создает временную
целостность. Уровень доверия, как к себе, так и к миру во многом определяется прошлым опытом успехов и неудач, которые человек учитывает, делая свой выбор. Человек не может жить без доверия в правильность и осуществимость предполагаемых поступков, поставленных целей. Если проектируемое будущее полностью отрывается от собственного прошлого опыта, предопределяющего возможности человека, то его цели будут иллюзорны или фантастичны, они будут оторваны от реальности, их достижимость будет маловероятна. С другой стороны, если вероятность проектируемого будущего будет подвергаться сомнению в возможность его осуществления, то оно все равно останется иллюзорным. Таким образом, именно доверие способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в единый, целостный акт жизнедеятельности, и в этом заключается еще одна его важнейшая функция.
Итак, человек не может жить без доверия. Без него он лишается возможности познавать и преобразовывать мир. Доверие выступает условием развития, изменения самого человека, именно оно позволяет ему рисковать и испытывать вновь и вновь свои возможности. Доверие в жизни человека выполняет фундаментальные функции, основные из которых следующие: 1) доверие выступает условием целостного взаимодействия человека с миром; 2) доверие осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему; 3) доверие способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;
159) доверие создает эффект целостности бытия человека,
160) доверие способствует возникновению эффекта целостности личности; 6) посредством доверия устанавливается мера соответствия своего поведения, принятого решения, целей и поставленных задач миру и самому себе.
Личностное доверие как двухполюсная установка
Доверие к другому можно рассматривать, как частный случай доверия к миру Доверие или его отсутствие явля
ется фундаментальным условием формирования таких взаимоотношений между людьми, как дружба, любовь, уважение, вражда, ненависть. Без доверия одного человека другому трудно представить формирования отношения к нему как к авторитетной, значимой личности, без доверия не формируется внутригрупповая сплоченность, без доверия не возможно оказать влияние на другого, убедить его или что-либо внушить ему. Таким образом, одна из первых, фундаментальных характеристик доверия заключается в том, что оно выступает исходным условием межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Доверие выступает условием формирования всех видов и форм отношений людей и, одновременно, входит в качестве компонента во все виды и формы отношений человека к миру и к самому себе.
Во-вторых, доверие возникает тогда, когда существует готовность к проявлению доверия хотя бы у одного из двух взаимодействующих людей. Такая готовность формируется, если другой человек является значимым, надежным и безопасным партнером. Если хотя бы одно из названных качеств (значимость, надежность, безопасность) отсутствует у партнера, то это будет существенно влиять на основные характеристики доверия (мера, глубина, тема, длительность, интенсивность и т.д.)
В-третьих, человек одновременно обращен в мир и в себя, т. е., человек, с одной стороны, доверяет миру, а с другой — самому себе. Таким образом, существует два вида Доверия: доверие другому и доверие себе как самоценному суверенному субъекту активности. Уровень доверия к себе всегда связан с уровнем доверия к другому. Тот, кто способен относиться к себе как к самоценности, как к самостоятельному, суверенному субъекту активности, тот способен таким же образом относиться и к другим. Тот, кто не боится доверять себе, тот способен доверять и другому. Таким образом, следующей причиной возникновения доверия к Другим является доверие самому себе.
В-четвертых, доверие существует как личностная или социальная установка, как аттитюд, как эмоционально-оценочное отношение к другому и к самому себе. Взаимодействие (гармоничное — дисгармоничное) между личностными и социальными аспектами доверия, его эмоциональными, оценочными, поведенческими компонентами определяет качество, дифференцированность доверия. Таким образом, следующее условие возникновения определенного качества доверия — это степень (или мера) гармоничности его собственных компонентов (эмоционально-оценочных, когнитивных, поведенческих).
В-пятых, в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество или мера доверия, без которой общение вообще невозможно. Выход за пределы «необходимой меры» доверия как по отношению к себе, так и по отношению к другим, приводит к негативным последствиям в общении. Подлинная личностная гармония заключается в умении чувствовать эту меру и в то же время быть открытым как миру, так и самому себе и другим людям.
В-шестых, существующий уровень, мера доверия, соотношение его основных характеристик (эмоционально-оценочных, поведенческих, когнитивных) также может изменяться в процессе самого взаимодействия под влиянием различных переменных. Количество или мера доверия в общении определяются, с одной стороны, тем, каковы у человека сложившиеся установки, аттитюды относительно доверия другому и самому себе, что определяется культурными нормами и традициями общества и условиями воспитания. С другой стороны, тем, какими являются условия в процессе конкретного взаимодействия (кто партнер, какие у него сформировались установки на доверие, безопасен ли он, владеет ли субъектным, личностным общением, где протекает общение, каково содержание и цели взаимодействия и т.д.). Таким образом, важной характеристикой доверия является динамичность меры доверия, которая определяет вид общения (личностное или социально-ориентированное:
диалогическое или монологическое; глубинное или поверхностное и т.д.) и выступает причиной его проявления к другому.
В-седьмых, в каждом виде общения всегда присутствует мера взаимности доверия. Известно, что человек ориентируется на свое отношение к другому, что он рассчитывает на взаимность, на симметричность или конгруэнтность этого отношения. Такое стремление человека назвал Я.Л. Ко-ломинский, один из ведущих психологов, «презумпция взаимности». Полное взаимное доверие возникает в жизни довольно редко. Человек лишь предполагает, что другой тоже испытывает по отношению к нему доверие. Эти предположения, как известно, жизнь часто опровергает. Несоответствие меры доверия партнеров (неконгруэнтность) обусловлено как личностными особенностями партнеров, например, видом установок по отношению к другим людям, их ценностными ориентациями, чертами характера (подозрительность, агрессивность, стремление доминировать и т.д.), социально-психологическими обстоятельствами общения (статусы, роли партнеров, история их отношений, степень знакомства и субъективной значимости друг для друга и т.д.), так и объективными условиями взаимодействия.
В целом, лишь для взаимоотношений, с ярко выраженным эмоционально-оценочным компонентом характерна симметричность или конгруэнтность меры доверия партнеров (например, дружба-вражда; любовь-ненависть; уважение-презрение и т.д.). В основе других видов взаимоотношений лежит нарушение конгруэнтности. Например, манипуляции одного человека другим возможны потому, что в такой паре манипулятор отличается низким уровнем доверия, а тот кем манипулируют, наоборот, как правило, проявляет высокий уровень доверия.
Итак, сущность доверительных взаимоотношений сводится к переживанию актуальной значимости (ценности) и априорной надежности объекта, с которым предполагается взаимодействие, и собственной субъективной значимости и
безопасности. Несоответствие этих взаимопозиций по от ношению друг к другу и по отношению к самим себе у взаимодействующих людей становится причиной возникновения различных видов взаимоотношений, типов общений. Именно они выступают «пусковым механизмом» неустойчи вых, «текучих» и постоянно изменяющихся межличностных отношений, в основании которых всегда лежит определенная доля, мера доверия к себе и к другому.
Степень взаимности меры доверия к себе и к другому определяет формирование различных видов доверительных отношений. На основе сочетания показателей меры взаимности доверия, и соотношения доверия к себе и другому можно выделить шесть различных видов доверительных отношений [16].
Первый вид доверительных отношений: оба взаимодействующих субъекта в равной мере доверяют и себе, и партнеру (другой актуально значим и потенциально надежен, также как значим Я и надежны мои собственные действия). Взаимодействие, основанное на таких взаимоотношениях, способствует возникновению личностного, диалогического общения.
Второй вид доверительных отношений: каждый из взаимодействующих субъектов доверяет только себе и не доверяет другому Поскольку каждый имеет в виду только себя самого, то результат такого взаимодействия, как правило, соперничество и конфронтация. Здесь речь идет об отсутствии доверия.
Третий вид доверительных отношений: оба партнера по взаимодействию друг другу доверяют больше, чем себе. Такой вид доверия становится рискованным для обоих и сопровождается перекладыванием ответственности друг на друга. В конечном итоге, это приводит к безответственности и к ненасыщаемости потребности в доверии.
Четвертый вид доверительных отношений: один парт нер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а другой — только к себе. Такая взаимосвязь меры
доверия приводит к манипуляции и к принуждению со стороны того, кто доверяет только себе.
Пятый вид доверительных отношений: один партнер по взаимодействию доверяет в равной мере себе и другому, а второй доверяет первому более, чем самому себе. Такое сочетание меры доверия порождает отношение к первому как к авторитетной личности.
Шестой вид доверительных отношений: один доверяет только себе, а второй — только другому. Такое сочетание меры доверия порождает зависимость от того, кто доверяет лишь себе, и способствует использованию другого в качестве средства.
Доверие к себе как условие субъектности
Как известно, доверие к миру невозможно осмыслить без анализа другой стороны этого явления — доверия к себе. Оба этих явления имеют лишь относительно самостоятельный онтологический статус: человек и мир — это всегда одна система, одна онтология. Поэтому доверие к себе и доверие к миру является частным случаем проявления доверия как целостного социально-психологического феномена. Формирование оптимального уровня доверия к себе зависит от того, насколько человек способен становиться в ценностную позицию по отношению к самому себе, т. е. относиться к своей субъектности как к ценности, и одновременно соответствовать миру, в котором он живет.
Вопрос о наличии доверия к себе впервые был поставлен и отрефлексирован в литературе, касающейся различных техник психотерапии и психокоррекщш. Из этих работ следует, что доверие к себе необходимо, прежде всего, Для того, чтобы человек мог самостоятельно определять масштабы своей деятельности, принимая решения и выбирая цели. Для того, чтобы человек мог доверять себе самому, ему, в первую очередь, необходимы знания о себе и своих возможностях. Но человек не может познать себя до
конца. Поэтому в процессе жизни человек вновь и вновь испытывает себя с целью проверки своих возможностей, существование которых он должен поверить. Именно для этой цели становится необходимым доверие к себе. И именно в этой связи оно выступает условием субъектности.
Доверие к себе относится к числу явлений, связанных активностью личности, способной действовать как целетворя-щий, суверенный субъект. Поэтому в любой активности имеет место проявление определенного уровня доверия к себе. Доверие к себе играет важнейшую роль в реализации возможности человека быть истинным субъектом активности.
Уровень доверия к себе связан с субъективно воспринимаемыми собственными возможностями поступать определенным способом. Далее, доверие к себе проявляется в способности личности «выходить за пределы» себя, своего опыта или конкретной ситуации, не вступая при этом в противоречие с самим собой. Соотношение степени «выхода за пределы» собственного опыта и содержания определенных личностных смыслов и ценностей обеспечивает целостность, устойчивость личности, с одной стороны, и ее саморазвитие и самоосуществление, с другой. Поэтому сложившийся уровень доверия к себе можно считать одним иг показателей зрелости личности.
Проявляется доверие к себе в бесчисленных поступках человека. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я» человека или системе его внутренних смысловых образований, он вступает в противоречие с самим собой (обычно, это тяжелое эмоциональное переживание). Человек не может находиться сколько-нибудь долго в таком состоянии, поэтому он стремится выйти из него. Для этого он может использовать несколько способов: отказ от деятельности, от поступка; принятие решения совершить поступок с использованием любого способа психологической защиты, что выглядит как самообман; изменение меры доверия к самому себе посредством честного признания самому себе своей неправоты или самораскрытия самому себе.
Таким образом, внутренние изменения личности могут быть направлены в две противоположные стороны — в сторону творческого развития (увеличение меры доверия к себе) и в сторону саморазрушения (отказ от деятельности, использование психологических защит).
Доверие к себе, так же как и доверие к другому, не может быть одинаковым во всех ситуациях общения. В одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована установка на доверие к себе, а в других — нет. Все зависит от того, как оценивает свои возможности человек, насколько адекватна его самооценка и уровень притязаний, каково его самоотношение и насколько удовлетворены его базовые социальные потребности (потребность в достижении, потребность в любви, признании, потребность во влиянии и, наконец, в доверии).
Доверие к себе не является величиной постоянной, его уровень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру.
Итак, доверие к себе есть форма доверия, относительно самостоятельный феномен. Доверие к себе представляет одну из личностных установок человека, направленных на себя, и включает когнитивный компонент (знание о себе и своих возможностях, Я — концепцию), эмоционально-оценочный компонент (самооценка возможностей, принятие — непринятие себя, любовь — ненависть к самому себе) поведенческий компонент, выражающийся в мере доверия себе, в избирательности доверия к себе в различных ситуациях жизнедеятельности.
Доверие к себе выступает фундаментальным условием полноценного овладения собой, входит в структуру способности прогнозировать результаты своей жизнедеятельности, определяет уровень адекватности критических позиций по отношению к самому себе, влияет на выбор стратегий Достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами.
Доверие к себе и доверие к миру — это две стороны одного и того же явления под названием «доверие». Мера
соответствия доверия себе и миру постоянно нарушается, что и приводит к саморазвитию личности, к познанию преобразования мира.
Психологические особенности личности, доверяющей себе и другому
Исследования, проведенные в нашей стране и данные, накопленные зарубежными исследователями, позволяют описать некоторые личностно-психологические характеристики индивида, способного доверять себе и другим и личностно-психологические характеристики личности, для которой свойственно отсутствие гармонии между доверием к себе и доверием к другим.
Вначале опишем личностно-психологические свойства человека, способного доверять себе: это человек независимый, уверенный в себе, ориентированный на достижения в различных сферах жизни, способный к позитивному самопринятию, характеризующийся высоким уровнем самоуважения, способный учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее. Такой человек умеет управлять собой, одобряет собственные планы и желания, верит в их безусловное осуществление. Такой человек не склонен к наличию и переживанию внутренних конфликтов, лишен склонности к рефлективному самокопанию, самоанализу. Вместе с тем, чрезмерная абсолютизация названных признаков приводит к деформациям личностного развития и функционирования, так как человек, ориентированный только на достижение собственных целей, превращается в функциональный орган этих целей и направляет свою активность лишь на поддержание собственных амбиций, в результате чего готов игнорировать обстоятельства и использовать других людей в качестве средства для достижения собственных целей.
В конечном итоге это приводит к разрыву личностных связей с миром людей, к стагнации способности доверять другим. Результатом этого становится формирование та
ких негативных личностных качеств как манипулятивность, подозрительность, лживость. Если охарактеризовать лич-ностно-психологические свойства человека, у которого недостаточно развито доверие к себе, то это, прежде всего, будет личность не способная нести ответственность за себя и свою жизнь, ищущая постоянной поддержки вовне — в обстоятельствах и в других людях. Такой человек оказывается неспособным к самостоятельному принятию решений. Для него доверие превращается в ненасыщаемую потребность и проявляется в бесконечном самораскрытии перед другими. Но такая стратегия поведения наблюдается лишь в том случае, если у человека сохраняется высокая мера доверия к другим. В результате человек превращается в удобный объект манипуляции со стороны других, от которых он чувствует зависимость, так как его самооценка зависит от оценки окружающих людей.
Результаты эмпирических исследований показывают, что случаи, одновременного снижения доверия, как к себе, так и другим, что можно классифицировать, как кризис доверия. Описанные свойства, характерные для выделенных крайних типов личности, подтверждают, что главное качество в доверии, как к другим, так и к себе — это мера, т. е. способность к гармоничному распределению доверия, направленного на себя и на окружающий человека социальный мир. Учет этой меры позволяет человеку быть аутентичным, уметь самостоятельно ставить цели и принимать решения, строить планы на жизнь, нести за нее персональную ответственность, относиться к себе как к самоценности, и в то же время не разрывать связи с окружающим социальным миром, не использовать людей в собственных целях, а относиться к ним как к ценности, равной себе, демонстрировать поддерживающее поведение и уметь планировать «кому» и «что» можно доверять.
Для того чтобы получить возможность более или менее целостно описать типы личностей с разным уровнем выраженности доверия к себе и к другим, в психологической на
уке к настоящему времени уже накоплен достаточно обширный арсенал способов, измерительных процедур для изучения и измерения уровня доверия к себе и к другим у людей.
В зарубежной психологии в настоящее время существует две основные традиции, направленные на изучение межличностного доверия. Наибольшее развитие получила традиция изучения межличностного доверия в интеракциониз-ме, где межличностное общение рассматривается обмен «приобретениями» и «потерями», соотношение между которыми влияет на общение. В эффективном общении «приобретения» и «потери» должны справедливо распределяться, т. е. мера доверия друг к другу должна быть взаимной. Эта идея наиболее полно была исследована в работах Гиф-фина и Пэттона [24], а также Алтмена и Тейлора [23], которые экспериментально обосновали идею о том, что если «приобретения» не соответствуют «потерям», индивид будет стремиться к прекращению взаимоотношений. В целом это направление исследований имеет давнюю традицию, начало которой было положено широко известной игрой «дилемма заключенного». С тех пор применение различных все усложняющихся игровых методов и составление их аналогов с помощью компьютерного моделирования стало одним из основных направлений исследования роли доверия в ситуациях обмена в американской социальной психологии.
На основании результатов полученных исследований, один из наиболее известных исследователей Т. Ямагиши [29], пришел к выводу, что люди не в одинаковой степени склонны доверять друг другу в сходных ситуациях взаимодействия, поэтому он предположил, что людей можно дифференцировать по тенденции к проявлению доверия как «низко доверяющих» и как «высоко доверяющих». Для этой цели им был составлен широко известный опросник, направленный на выявление соответствующих тенденций у людей.
Другое направление исследований, которое получило развитие в зарубежной психологии, — это изучение межличностного доверия в связи с уровнем развития межлич
ностных отношений. Это направление исследований возникло как альтернативное первому направлению, так как именно в недрах первого направления было обнаружено, что если в игры типа «дилеммы заключенного» играют незнакомые люди, они действительно проявляют тенденцию высоко или низко доверять партнеру, но как только в игровые условия попадают люди знакомые, состоящие в дружеских, приятельских или других отношениях, эта тенденция себя не проявляет.
В рамках этого направления Дж. Роттером [27] были разработаны шкалы, измеряющие тенденцию человека доверять другим, которые оценивали способность доверять другим в двусмысленных, новых или беспорядочных ситуациях. В 1989 г. Вальтер Свэп разработал специальные шкалы для измерения особого межличностного доверия, которые включали фактор надежности, фактор эмоционального доверия и фактор общего доверия [28]. В рамках этого направления исследований в 1993 г. другими авторами Р Ле-виски и Б. Банкером, на основе использования различных измерительных процедур была построена трехуровневая модель развития доверия в межличностных отношениях [26]. Авторы пришли к выводу, что на каждом уровне форма доверия имеет свои отличия, а прочность или хрупкость доверия зависит от стадии развития отношений.
В отечественной психологии, в отличие от зарубежных исследований, изучение доверия в межличностных отношениях и в совместной деятельности пока не стало традицией, однако, некоторые исследователи разработали ряд методик и методических приемов, направленных на изучение доверия и доверительного общения. Наибольшую известность получила методика B.C. Сафонова, которая называется «шкала уровня доверительного общения» [12].
Итак, в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии накоплено достаточно данных, позволяющих составить представление о качествах людей, чьи позиции способствуют установлению прочных глубоких отно
шений, а также тех, чьи позиции глубоко индивидуализированы, ориентированы только на самих себя и собственное благополучие. Имеется также набор измерительных инструментов, который можно использовать как в исследовательских, так и в диагностических целях. Изучение и диагностика способности доверять себе и другим людям является важным участком работы в системе различных психологических служб и консультаций. Именно эти свойства личности часто являются причиной таких негативных и трудно переживаемых личностью состояний как одиночество, неуверенность, подозрительность, внутренняя конфликтность и некоторых других.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 482;