Развитие идеи личности в российской психологии 13 страница

 

Список литературы

161) Абулъхапова-Славская К .А. Стратегия жизни М., 1991.

162) Брату еъ B.C. Аномалии личности. М., 1988.

163) Вичев В. Мораль и социальная психика. М.. 1978.

164) Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,1987 С. 177-188.

 

165) Епанчинцев А.О, Социальный капитал в западных и российской социо­культурных системах. Автореф. канд. соц. наук. Ростов-н/Д, 2005.

166) Зинченко В.П. Психология доверия. Самара, 1999.

7. Патнем Р Процветающая комьюнити, социальный капитал и обще­ственная жизнь. МЭИМО. № 4. 1995.

8 Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социально-психологические явление и его трансформация в развитии челове­чества. // История и психология. М., 1971.

Лраворотова Т.Д., Говир Т Недоверие как практическая проблема. / Социология. № 3. 1994.

Руткоаский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике. Автореф. канд. филос. наук. Киев, 1967.

167) Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблема об­щения в психологии. М., 1981. С. 264-272.

168) Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002

169) Скрипкипа Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные

и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 33-52.

14. Скрипкииа Т.П. Психология доверия. Уч. пособие для высших учебных

заведений. М., 2000.


15. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как условие межличностных взаимо-
действий. / Вопросы психологии. № 1. 2001.

170) Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности Вопросы психологии. N<± 1. 2003.

171) Скрипкина Т.П. Доверие е себе как условие субъектности // Психо­логия личности и ее бытия. Краснодар, 2005. С. 156-184.

172) Скрипкина Т.П. Кризис доверия как причина дезадаптации детей-мигрантов и вынужденных переселенцев. // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень. М., 2006.

173) Современный философский словарь. М., 1996. С. 63-71.

174) Фуку яма Ф. Доверие. М. 2004.

175) Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М., 2000.

176) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,19.96. С. 106-116.

177) Altman Taylor О. Social Penetration. N.Y 1973.

178) Giffin К. Patton B.R. Personal communication of human Relation. Columbus Ohio. 1974.

179) Coleman J. Foundations of social Theory Cambridge, 1990.

180) Lewicki R.J., Bunker B.B. Trust in relationships: A Model of Development and Decline. // P A. 1993.

181) Rotter J. A new scalt for the measurement of interpersonal trust. J. of Personality.V.35.1967

182) Swap W.C. Measurement of Specific Interpersonal Trust. Construction and Validation of a Scale to Assess Trust in a Specific Other // J. Of Personality and Sosial Psychology 1982. V 43 (6).

183) Yamagishi T The Provision of a Sanctioning System in the United States and Japan. / Social Psychology Quarterly. V. 51. 1988.


Раздел 3

 

 

САМОСОЗНАНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

3.1. Самосознание личности

Определения самосознания

В отечественной психологии существуют различные трактовки самосознания как важнейшей субъективной ре­альности человека. Оно определяется через понятия: мо­мент, форма сознания; собственный опыт себя; интегратив-ное свойство личности и феноменологически превращенная форма ее действительных отношений. Самосознание, буду­чи существенным моментом сознания в целом и его выра­жением в актуальный данный момент [38], составляет с со­знанием внутренний, субъективный мир человека: мысли, переживания, отношения, желания, стремления во вре­менном континууме.

Самосознание, как форма сознания, характеризует­ся [33, 39] специфическим предметным содержанием, про­тотипом которого выступает человек, осознающий себя са­мого как познающего, действующего, сознающего себя в различных связях и отношениях с миром, в различных фор­мах своей активности и жизнедеятельности в целом. Глав­ными свойствами самосознания выступают его рефлексив­ность, выражение отношений человека к действительнос­ти, диалогичность.

В другой трактовке [17] самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого со­


впадает с формой существования опыта внешнего мира: зна­ниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведен­ческими программами.

Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъ­емлемым компонентом становления человека как личности [20, 33], выступает ее сложнейшим интегративным свой­ством [23], центральным образующим [44, 45] или подструк­турой [28].

В определение самосознания исследователи включают понятие «отношение», обозначающее как реальное, так и субъективное отношение. В первом случае возникновение, функционирование, развитие, сложность и дифференциро-ванность самосознания связываются с действительными от­ношениями личности [20], с предметным отношением к дру­гим людям, с практической деятельностью и ее результа­тами [45]. Самосознание раскрывается как осознание чело­веком своего способа жизни, своих отношений с миром и с людьми, как построение личностью через действия своих отношений к миру и одновременно как выражение ею свое­го отношения к миру [33]. Во втором случае самосознание определяется как феноменологическое превращение форм действительных отношений личности [20]. Подчеркивается особая роль в самосознании субъективных отношений чело­века, которые «в известном смысле» порождают самосозна­ние» [3, с. 172], включены в его структуру Дифференциа­ция самосознания обосновывается в единстве «нарастающей глубины осмысливания (отражения] реальной... действитель­ности» и формирующихся психологических структур отно­шения личности к ее требованиям, а также требований личности к действительности [27, с. 61]. Сознательное, об­щественное отношение человека к труду выделяется в ка­честве основы и стержня самосознания [33].

Общее функционально-целевое назначение самосозна­ния рассматривается [38] как историческая необходимость самоконтролирования поведения человека в обществе, воз­никшая на основе появления общества и труда. Онтогене­


тически функционально-целевое назначение самосознания личности заключается в вытекающем из жизненной необхо­димости познании и осознании человеком самого себя, сво­его места в осуществляемых им реальных отношениях, в регуляции (адаптации) и интеграции собственного пове­дения и деятельностей, в обеспечении собственного ста­новления и развития.

Процессуально самосознание выступает [24, 38, 39, 45] в виде процессов, с помощью которых человек познает (вос­принимает, осознает) себя и относится (оценивает) к себе в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, что обеспечи­вает самотождественность человека и позволяет ему ори­ентироваться в самом себе во всех этих ситуациях и взаи­модействиях.

Конкретными проявлениями самосознания выступают Я-концепция, оперативные Образы Я, измерения Я-концеп­ции, самооценка. Я-концепция — устойчивая, более или ме­нее осознанная, индивидуальная система представлений че­ловека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. В психологическом анализе самосознания она выступает главным предметом ис­следования. Образ Я носит специфичный ситуативно-измен­чивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик че­ловека (главным образом, интериоризованный репертуар со­циальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуа­тивными препятствиями в деятельности, с приспособитель­ной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синони­мично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, от­ражающих представления человека о себе в конкретных сфе­рах его жизнедеятельности.


Самооценка рассматривается как включенная в самосоз­нание, но не тождественная ни Я-концепции в целом, ни ее когнитивной или самоотношенческой составляющим. Опи­раясь на концепцию оценочной функции психики Н.А. Бату­рина [4] и на положения Л.В. Бороздиной [7] о самооценке, мы определяем последнюю как автономный элемент само­сознания, функция которого заключается в представлении самосознанию его содержания в форме оценки-результата. Эта форма такова, что позволяет результаты различных по содержанию и по оценочным основаниям (когнитивного или эмоционального) сравнений использовать для последу­ющей регуляции поведения и деятельности человека, в том числе и для преобразования Я-концепции.

Содержание самосознания

В самосознании выделяют имеющие собственное содер­жание, но взаимосвязанные компоненты (когнитивный, са­моотношение, поведенческий). Наиболее изученный в пси­хологии когнитивный компонент представлен [39] в форме многообразных по составу и по форме отражения (непос­редственно-чувственной или абстрактно-логической) знаний человека о себе. Обобщая и модифицируя положения ряда ученых, В.В. Столин [39] выделяет следующие источники знания о себе: 1) мнения и оценки ближайшего социально­го окружения (в реальном взаимодействии с ним в процес­се общественной совместной деятельности и в зависимости от выполняемых личностью ролей), опосредованные актив­ной их подготовкой и деятельностной проверкой самим че­ловеком; 2) анализ и осмысление человеком собственного поведения и условий его реализации на основе доступной ему информации о собственных внутренних состояниях; 3) ситуации реального или викарного поступка, порожда­ющие не только различные типы знаний о себе, но и эта­пы актуалгенеза (может занимать во времени часы, дни, годы) Образа Я, сходные с этапами фило- и онтогенеза са­мосознания.


Систематизация многообразных объектов самоосознава-ния осуществляется исследователями посредством обраще­ния к понятиям Я [44, 45], осознающего самого себя челове­ка как субъекта практической и теоретической деятельности и субъекта осознания [33], личности в целом или ее специ­фических областей [11], подструктур, качеств, свойств, ролей.

Но, что именно будет осознаваться человеком в себе самом, зависит, как свидетельствует анализ психологичес­кой литературы, от ряда факторов: деятельностных, ситу­ативных, социальных, индивидуально-психологических.

К деятельностным факторам отнесем: 1) обстоятельства поведения и деятельности, связанные с изоляцией от внеш­него мира, препятствиями, преградами, трудностями в до­стижении целей; «остановками», паузами в деятельности, когда особенности человека выступают в виде субъективно­го переживания трудности выполнения действия; 2) связи определенных характеристик человека с успехом его дея­тельности; 3) соотношение трудовых и внутренних функ­ций, в котором первые более подконтрольны сознанию че­ловека, чем вторые.

К ситуативным факторам отнесем: 1) особенности ситу­ации (например, выбора, критические ситуации, препят­ствия и преграды, самопредъявления, текущие жизненные ситуации); 2) наличие специальных задач, инструктирую­щих человека на акцентирование его внимания на собствен­ных проявлениях.

К социальным факторам отнесем: 1) особенности взаи­модействия с другими людьми; 2) случаи зависимости чело­века и его успеха от других людей; 3) угрозы разрушения подобной зависимости; 4) специальное со стороны других обращение внимания человека на его собственные харак­теристики; 5) случаи прогноза человеком негативной его оценки со стороны других.

Среди индивидуально-психологических факторов выде­лим: 1) прерывание нормального функционирования орга­


низма; 2) значимость различных свойств для человека и их непротиворечивость сложившемуся образу Я (обычно не осознаются психические автоматизмы, привычные действия, а также неприемлемые для личности свойства); 3) наличие межролевых конфликтов; 4) направленность самосознания на внутренние или на внешние аспекты существования субъекта; 5) выраженное отличие собственных свойств от какого-то подразумеваемого среднего («принцип отличи­тельности» или «контекстуальный диссонанс»); 6) критичес­кое отношение к самому себе и чувство вины.

Как подчеркивает И.С. Кон [18], нормальный взрослый человек, включенный в разнообразные связи и отношения с миром, осознает себя в двух главных сферах своей реали­зации: деятельности и общения, включая и его отношение к этим сферам, что и определяет содержание его рефлек­сивного «Я» и степень его удовлетворенности жизнью.

Вторую составляющую самосознания — самоотношение, рассматривают не только в аспекте самосознания, но и в аспекте самостоятельного личностного образования. В пос­леднем случае оно трактуется и как свойство человека как целого — личности, субъекта деятельности [15]; и как спе­цифическая подструктура или структурное образование личности, компонентами которого являются потребность в себе и в другом, интерес к себе и к другим, эмоциональное и оценочное отношения [2]. Оно устойчиво, активно под­держивается личностью [39], реализуется через самоува­жение и самооценку. Самоотношение в его позитивном вы­ражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в сохранении и по­вышении ценности своего Я [46]; или в качестве специфи­ческого, устойчивого и сильнейшего (наряду с мотивом чув­ства личного постоянства) мотива самосознания, защищаю­щего от тревожности [18].

Самоотношение соотносят с самосознанием либо как це­лое — компонент, либо как компонент — целое. В первом случае, самоотношение рассматривается [36] как устано­


вечное образование, подструктура личности, включающее в качестве одной из своих сторон самосознание и реализу­ющееся в актах самопознания, эмоциональном отношении к себе и действиях человека в свой адрес. Полагается, что познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание.

В большинстве исследований самоотношение и само­сознание соотносятся как компонент — целое. Выделяют­ся внесистемные и системные трактовки самоотношения. Во внесистемных трактовках самоотношение определяют, главным образом, через совокупность оценочных характе­ристик и связанных с ними переживаний субъекта по пово­ду его собственных черт, представленных в когнитивном компоненте Я-концепции. В этих оценках отражается зна­чение для человека тех или иных включенных в его Я-кон­цепцию характеристик [6], а то, что человек значит для себя, определяется через его устойчивую ориентацию к действиям в свой адрес [45].

При исследовании самоотношения фиксируются не толь­ко вербальные версии переживаний индивида по поводу соб­ственных черт или оценки «высший-низший», «хороший-пло­хой», «правильный-неправильный», но и когнитивные оцен­ки, отражающие степень развития у индивида различных характеристик своего «Я» [23], «сходство-различие» его черт с чертами других людей [18]. В реальном изучении Я-концеп­ции сложно отделить в ней оцениваемые и безоценочные человеком черты, однако в случаях деперсонализации и де­реализации [18], в практике консультирования и при анали­зе самоописаний по вербальным суждениям субъектов ус­матриваются различия и индикаторы когнитивного и само-отношенческого компонентов Я-концепции.

В системных трактовках самоотношения оно анализи­руется [29, 39] с учетом строения и уровневой организации самосознания, сходства строения самоотношения и строе­ния отношения человека к другому, несводимости самоот­ношения к набору эмоций или к парциальным самооценкам.


Самоотношение понимается как обладающая собственным строением, относительно стабильная и активно поддержи­ваемая личностью, многомерная структурно-уровневая со­ставляющая самосознания, включающая функционально и содержательно различные подсистемы. По В.В. Столину [39] самоотношение, будучи аддитивным, воплощается в спе­цифических измерениях, одновременное наличие которых зависит от уровня самосознания взрослого человека. Оно выражает смысл знаний человека о себе с точки зрения его потребностей и мотивов, связываясь с Образом Я только в феноменальном плане, субъективно.

Самоотношение понимается С.Р Пантилеевым [29] как индикатор успешности самореализации субъекта как лично­сти. Оно представляет динамическую иерархию самооценок и эмоционально-ценностных отношений, определяемую со­циальной ситуацией развития, иерархией деятельностей и стоящими за ними смыслообразующими мотивами и мотива­ми-стимулами. Эмоционально-ценностная подсистема само­отношения, в отличие от самооценочной, презентирует смысл «Я» для самого субъекта, функционирует в режиме внут­реннего диалога, в меньшей степени зависит от успехов или неудач, в своей основе определяется смыслообразующими мотивами, не связана как с характерологическими особенно­стями человека, так и с формой презентации им самооцен­ки, не основывается на том или ином восприятии собствен­ных личностных проявлений [13, 29]. Несовпадающие и даже противоречащие друг другу компоненты самоотношения орга­низуются в целостную систему по принципу смысловой ин­теграции. Взаимосвязь этих компонентов осуществляется через сопровождающие их функционирование эмоциональ­ные состояния (тревожности, депрессии, самоуничижении) в общем чувстве удовлетворенности или неудовлетворенно­сти человеком своими личностными свойствами.

Виды самоотношения выделяют на основе различных критериев: формы выражения и формы самооценок; направ­ленности на «Я» человека в целом или на «Я» в контекстах


различных сфер деятельности и жизнедеятельности; знака глобального самоотношения; невротизации личности; отно­шения к другим; модусов жизнедеятельности; индивидуаль­ной выраженности в общей структуре самоотношения от­дельных его компонентов; специфических характеристик, оценочных оснований; уровней осознанности и самосозна­ния; способов отношения человека к себе.

По формам выражения эмоционально-ценностного от­ношения к себе различают непосредственные эмоциональ­ные реакции и оценочные суждения в инактуальной форме существования эмоциональных переживаний [45]. Формами выражения самоотношения в самооценках являются гордость, самолюбие, тщеславие, самоуважение, совестливость [45], эмоциональные характеристики в адрес собственного «Я» [23].

По направленности самоотношения на «Я» человека в целом или на «Я» в контекстах различных деятельностей выделяют интегративное самоотношение, сформировавше­еся в течение всей жизни человека и направленное на его «глобальное Я»; и парциальное самоотношение, благодаря которому собственное «Я» рассматривается и оценивается в пространстве конкретной деятельности [18].

По критерию знака глобального самоотношения анали­зируются позитивное и негативное самоотношения, подроб­ные описания которых уже приводились [10].

Выделенные К. Хорни [43] типы невротических неосоз­нанных негативных самоотношений — неумолимые требо­вания к себе, беспощадное самообвинение, самопрезрение, самофрустрирование себя, самоистязание, самоуничтоже­ние — препятствуют активным занятием любым делом. Они отличаются от недовольства собой здорового человека по их предметной отнесенности, по способу выявления чело­веком неудовлетворяющих его свойств, по особенностям самоуважения. Снижение уровня самоуважения и самооцен­ки многих людей, проявляющееся на уровне общества росте преступности, невротиков, психотиков, лиц с деви-антным поведением, может быть следствием длительно


фрустрирующих факторов: постоянной угрозы жизни, войн, репрессий, отсутствия свободы личности, деспотизма, дог­матизма, бюрократизма, оскорбления достоинства челове­ка [28].

Виды самоотношения анализируются и с учетом отно­шения к другим. Эти виды, обозначаемые формами само­приятия [39], типами взаимосвязей структур самоотноше­ния и отношения к другому [2], жизненными позициями [42], характеризуют, соответственно, этап развития и конфлик­тности личности, взаимокомпенсирующий эффект обоих от­ношений, ответственность человека за организацию и изме­нение его жизни.

Виды самоотношений описываются [41] в зависимости от реализуемых человеком определенных жизненных отно­шений — модусов жизнедеятельности. При модусе облада­ния самоотношение — «Завоеватель, живущий по закону Джунглей», при модусе социальных достижений — «Зави­симость от окружения, жертва», при модусе служения — «Образ и подобие Божие».

Виды самоотношений изучаются [29] в зависимости от индивидуальной выраженности (преобладания ядерной струк­туры] самооценочного, либо эмоционально-ценностного ком­понентов в общей их структуре.

Формы проявления самоотношения личности анализи­руются [35] по комплексу специфических характеристик: глобальное-парциальное, внешнее-внутреннее, осознанное-неосознанное, иерархия-гетерархия, устойчивое-неустой­чивое, позитивное-негативное, высокое-низкое.

По уровням осознанности самоотношения различают [45] неотчетливые диффузные эмоциональные реакции и оцен­ки собственной мотивации, результатов поведения, соб­ственной ценности и четкое и полностью осознанное эмоци­онально-ценностное отношение к себе, связанное с собствен­ными убеждениями и с оценками других.

Виды самоотношения рассматриваются в связи с уров­нями самосознания по критерию содержания оценочных ос­


нований. На более низком уровне самосознания (у подрост­ка) оценочным основанием выступает не всегда адекватный, неустойчивый, противоречивый «эталон взрослости», на бо­лее высоком уровне — требования общества к человеку и его собственные требования к себе [45]. На индивидном уров­не самосознания самоотношение субъекта базируется на оценке социальной желательности воспринимаемых соб­ственных черт; на личностном уровне — на основе регист­рации соответствия субъекта себе самому [39].

Н.И. Сарджвеладзе [36] рассматривает по способу от­ношения человека к себе два его типа: субъектно-объект-ный и субъектно-субъектный, различающиеся по занимае­мой человеком позиции к самому себе, по обращению с са­мим собой, по испытываемым в свой адрес переживаниям.

Выделенные М.С. Яницким [47] по критерию доминиро­вания определенных терминальных ценностей адаптирую­щийся, идентифицирующийся и самоактуализирующийся типы личностей характеризуются определенными особен­ностями самоотношения. Адаптирующийся тип наиболее низко оценивает нынешнее отношение к себе со стороны окружающих и свою собственную ценность; идентифициру­ющийся тип проявляет большую аутосимпатию, отсутствие склонности к саморефлексии и к самообвинению; самоакту­ализирующийся тип личности демонстрирует наиболее кри­тичное и объективное самоотношение.

Самоотношение меняется в связи с возрастными кризи­сами. Эмпирически выявлен [2] вариант кризиса самоотно­шения (резкое снижение интереса к себе, минимизация по­казателей самооценок) — «период негативной рефлексии», приходящийся приблизительно на 31 год и ведущий к кри­зису отношения к Другому в 33 года.

Несмотря на то, что большинством ученых поведен­ческая составляющая включается в самосознание и в Я-кон­цепцию, традиционной остается проработка преимуществен­но когнитивного и самоотношенческого компонентов, в то время как относительно поведенческого чаще всего декла­


рируется его зависимость от первых двух. В психологичес­кой литературе трактовки поведенческого компонента са­мосознания осуществляются посредством понятий: действия, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция.

В первой трактовке поведенческим компонентом Я-кон­цепции обозначаются конкретные действия, поведенческие реакции, или потенциальные поведенческие реакции, по­рождаемые образом Я и самооценкой [6]; Я-поведение или поведенческая составляющая Я-концепции [24]; конативный компонент [30, 34]. В работах различных отечественных ис­следователей содержанием поведенческого компонента вы­ступают поддержание эмоционального тонуса и чувства гор­дости за себя и свою профессию; степень выраженности личностных качеств, изученных с помощью 16-факторного опросника Кеттелла, проективного рисуночного теста «Не­известное животное» и теста С. Розенцвейга; стаж и харак­тер (пассивная позиция у студентов и активная позиция у действующих преподавателей) включенности в профессию.

Во второй трактовке поведенческий компонент Я-кон­цепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих дей­ствий и поступков [44], в специфической функции [38] или форме [39] самосознания — самоконтроле, ориентирующем ч&ловека на вне его лежащие вещи; в регулятивной, дей­ственно-волевой стороне самосознания или саморегуляции [45]. Содержанием поведенческого компонента являются интег­ральные волевые качества личности: сдержанность, само­обладание, самоконтроль, самодеятельность, самодисциплина [44]; разумная организация своего поведения, установле­ние «правильных» взаимоотношений с другими людьми [38], виды саморегулирования [45], соответствующие уровням са­мосознания временные и уровневые аспекты поведения [39].

В другой трактовке поведенческий компонент есть са­морегуляция или специфическая форма регуляции поведе­ния, предполагающая момент включения в него результа-

 

8 Психо;


тов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе [45]. Это выражается для зрелого самосознания и личности в тонкости, дифференцированности, адекватнос­ти всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вер­бальных проявлений. И.И. Чесноковой [45] выделены виды саморегуляции по временным, уровневым критериям, по соответствию истинной сущности человека его поведенчес­ким проявлениям и по направленности. Она различает са­морегуляцию с четкими временными границами и долговре­менную саморегуляцию; саморегуляцию первого уровня, обеспечивающую непосредственное течение поведенческо­го акта на всех этапах его развертывания, и саморегуля­цию второго уровня как общения внутри личности, между действующей и планирующей личностью; прямое и скры­тое саморегулирование; саморегуляцию действий внутри системы «Я-Другие», направленную на достижение соци­альной адаптации, и саморегуляцию внутри системы «Я-Я», связанную с сознательной работой личности над собой.

В.В. Столин [39] предлагает рассматривать влияние са­мосознания на различные аспекты поведения человека с уче­том ряда факторов: временного, влияния результатов и про­цессов самопознания и самоотношения, уровня самосозна­ния. Он выделяет по временному критерию два аспекта влияния самопознания и самоотношения на поведение: акту­альный (краткосрочный) и долговременный. Краткосрочная регуляция проявляется на организменном и индивидном уров­нях самосознания как, соответственно, биологически обрат­ная связь и выбор допустимых средств достижения целей в деятельности. Долговременный аспект влияния самосознания на поведение и деятельность человека связан с постановкой социально и личностно значимых целей и эмпирически про­является в локусе контроля.

В общем плане содержание поведенческих компонен­тов на низших уровнях самосознания характеризуется вре­менной ограниченностью, регуляцией целеообразования и выбором допустимых средств достижения целей в деятель­


ности, преимущественным развертыванием внутри систе-ы «Я-Другие>>> направленностью на достижение социаль­ной адаптации. Содержание поведенческих компонентов на высших уровнях самосознания характеризуется долговре­менной перспективой, постановкой социально и личностно значимых целей, сознательным самоконтролем личности всех звеньев (и их связи) регуляции поведения и сознательной работой личности над собой, преимущественным разверты­ванием внутри системы «Я-Я».

На наш взгляд, представленные Д.А. Леонтьевым [21] системы регуляции поведения человека в мире позволяют использовать их для описания содержания поведенческого компонента самосознания с учетом временной перспективы и предметной направленности поведения. Он выделяет шесть таких систем, непосредственно связанных с удовлетворе­нием потребностей; с реагированием на стимул; с предрас­положенностью, стереотипом, диспозицией; с социальной нормативностью; со смыслом или жизненной необходимос­тью, со свободным выбором. Автор отмечает, что первые три системы регуляции поведения являются общими для человека и животных, онтогенетически ранние (возникают с момента рождения), не нуждаются в представлении о мире как о целом, конкретно ситуативны. Социальная нор­мативность, как система регуляции поведения, онтогене­тически проявляется не ранее 1 года жизни, выходит за пределы конкретной ситуации, расширяет контекст деятель­ности и контекст жизнедеятельности за счет включения в них значимых социальных групп, не связана с миром как целым. Поведение по логике смысла или жизненной необ­ходимости возникает одновременно с логикой социальной нормативности, ориентировано на всю систему отношений человека с миром в целом и на дальнюю временную перс­пективу. Удельный вес этого поведения в общей системе ре­гуляции поведения может служить, по выражению Д.А. Ле­онтьева [21], количественной мерой личности. Все указан­ные системы, обнаруживая индивидуальные вариации и


предпочтения, присущи в той или иной степени всем пси­хически здоровым людям. Последняя, шестая система поведение по логике свободного выбора — имеет место не у всех людей, отражает меру личностной зрелости, прояв­ляется как преодоление личностью заданных детерминант своих действий и осуществление свободного поступка, воз­никает, становится в подростковом возрасте.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.