Западноевропейская культура XVII века
XVII век – крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств.
Главные события разворачиваются в небольших, но богатых Нидерландах. Именно здесь происходит первая буржуазная революция (1566 – 1609), существенно изменившая европейскую жизнь в области международной торговли и колониальной политики. Как все ранние буржуазные революции, она была ограничена в целях, формах и результатах. Но главное было сделано: образовалась первая в мировой истории буржуазная республика – Голландия.
Особо важную роль в истории Европы и во всемирной истории сыграла революция, которая произошла в Англии (1640 – 1688). Период английской революции совпал во Франции со временем полного расцвета абсолютной монархии. Это был век «Людовика Великого», «короля-Солнца». Классическим образцом абсолютистского государства на протяжении двух веков была именно Франция, хотя абсолютистские государства сложились в большинстве европейских стран. Всевластие монарха было поистине абсолютным, безграничным.
Своеобразие ситуации заключалось в том, что и нарождавшаяся буржуазная Франция в свой рассветный час не могла обойтись без государя, воплощавшего в себе вековую борьбу за жизненно важное для нее единство страны, за подавление сепаратизма.
В промышленном отношении Европа XVII в. – это эпоха мануфактуры и водяного колеса – двигателя мануфактурного производства. Мануфактура стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Наряду с развитием торговли, особенно морской, и ростом торгового капитала в рыночные отношения втягивается деревня. Земля становится предметом купли-продажи. Богатства колониальных стран активно вовлекаются в европейский торговый оборот.
Рациональность мануфактуры в сравнении с предшествующими эпохами заключалась в огромном росте производительности труда. Возрастала роль механизмов. Главным все еще оставался часовой механизм, но появились уже пружинные и маятниковые часы.
Развитие рационального буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Роль естественных наук в культуре неуклонно нарастала. В естествознании ведущее место заняла механика. Опираясь на математические разработки, она добилась крупнейших успехов. Небесная механика, созданная трудами Коперника (1473 – 1543), Галилея (1564 – 1642), Кеплера (1571 – 1630) внесла принципиальные изменения в библейскую картину мироздания. Разработка земной механики (Галилей, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую физику. Математическое естествознание «века гениев», как иногда называют XVII век, достигло вершины в трудах И.Ньютона (1643 – 1727).
Философы и естествоиспытатели стали утверждать, что человек постигает мир посредством своего разума (Р.Декарт, 1596 – 1650), что знания являются силой (Ф.Бэкон, 1561 – 1626), их источник – опыт, а не божественное откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. В качестве важнейших методов познания философы и естествоиспытатели стали рассматривать эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон и др.), механическую гипотезу, механическую модель (Р.Декарт). Были изобретены микроскоп (Левенгук) и телескоп (Галилей), благодаря чему горизонты познания раздвинулись вглубь и вширь.
0собенностью новой эпохи было то, что наука переставала быть кабинетным занятием ученого-одиночки. Возникают новые формы организации исследовательской работы – научные общества, академии наук. Особо значительную роль в Европе XVII века сыграли Лондонское Королевское общество, существующее до сих пор, и Парижская естественнонаучная Академия.
Благодаря новым теориям и методам в XVII веке было сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике; сформулирован ряд важнейших законов в физике (Ньютон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеплер). В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получает разработку теория вероятностей и т.д. и т.п. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев».
Неустойчивость социальной жизни, характерная для XVII века, приводила к появлению трагических мотивов в произведениях искусства и философских текстах. Философия Б.Паскаля в полной мере отразила пессимистические настроения своего времени.
Но имелись и другие подходы к проблеме. Особенно это заметно в учении Лейбница о предустановленной гармонии. Существует, утверждал философ, величайшая согласованность, гармония, красота универсума, которую можно познать заметным образом только во времени. Бог создал мир по принципу наилучшего, раз и навсегда согласовав физическое с духовным, животный и растительные миры и т.д. и т.п. Гармония универсума есть следствие происшедшего при сотворении вещей чуда, «она есть беспрестанное чудо в такой же мере, как и множество естественных вещей». Зло составляет необходимый компонент гармонии, но оно становится менее значительным по мере расширения нашего кругозора. В мире осуществляется непрерывный прогресс цивилизации и культуры.
В отличие от оптимистичного Лейбница, английские философы Т.Гоббс и Дж.Локк видели дисгармонию социального бытия и обратились к анатомии зла и поиску способов его лечения. Эти мыслители стоят у истоков той линии утилитаризма и прагматизма, которая проходит через культуру Нового времени.
Т.Гоббс – родоначальник теории естественного права. Ее исходная посылка – понятие человеческой природы. Природа человека, считает Гоббс, зла и эгоистична; главный инстинкт, направляющий все поступки, – инстинкт самосохранения. Естественное право – это право силы. Именно им руководствуется человек в естественном состоянии (status naturalis). Естественное состояние – это «война всех против всех». Поскольку эта война грозит человеку самоистреблением, возникает необходимость сменить естественное состояние на гражданское (status civilis), что и делают люди посредством заключения общественного договора. Они уступают государству часть своих прав и свобод и уславливаются о соблюдении законов. В противовес естественному праву силы, естественные законы выражают разумную и моральную природу человека, но они могут обрести реальную жизнь только в государстве. Гоббс рассматривает государство как дело рук человеческих, как важнейшее из создаваемых им искусственных тел. Государство составляет необходимое условие культуры, потому что «вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве – владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знания и благосклонность».
XVII век пронизан ощущением трагического одиночества человека в мире, игрушки в руках судьбы, правителей. Из этих чувств и настроений вырастали идеи необходимости сильного государства, способного защитить своего гражданина.
В отличие от Т.Гоббса, Дж.Локк не ограничился общей постановкой вопроса о происхождении государства и его роли в обществе. Его интересовал вопрос, каким образом государство сможет обеспечить неотъемлемые права личности, какие права следует считать неотъемлемыми, естественными? Главными естественными правами человека Локк считает не право силы, а право на собственность и право на труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Люди объединяются в общество для совместной защиты своих естественных прав. Этой же цели служит образование государства. Лучше всего права личности обеспечиваются принципом разделения властей. В истории политической мысли эта идея была впервые сформулирована именно Дж.Локком. В интерпретации она предполагала закрепление законодательной власти за парламентом, федеративной (отношения с другими государствами) – за королем и министрами, а третья, исполнительная власть должна принадлежать суду и армии. Таким образом, Локк заслуженно является родоначальником буржуазного либерализма, а последующие мыслители лишь развивали его идеи.
XVII в. – начальная эпоха в становлении буржуазного общества – это период усиленной разработки нового буржуазного мировоззрения, время создания целостных картин мироздания. Буржуазная эпоха произвела новый философский передел мира. При этом роль Бога все еще остается весьма существенной: ведь если природа представляет собой огромный «космический механизм», подобный часовому, то он с необходимостью должен иметь своего сверхприродного и сверхмудрого мастера, однажды создавшего и заведшего его. Поэтому не случайно обращение многих естествоиспытателей к идее Бога. Паскаль, например, утверждал, что бесконечная бездна Вселенной может быть, заполнена лишь чем-то «бесконечным и неизменным», т.е. Богом. Декарт отводил Богу роль создателя материи, сообщившего ей первотолчок. А.И.Ньютон был убежден, что «изящнейшее соединение Солнца, Планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого существа».
Б.Спиноза говорит о Боге как о первооснове бытия, первопричине всех вещей, а также причине самого себя. Человек не может адекватно познать божественный механизм творения, ибо тот скрыт и недоступен. Но при помощи своего разума человек может объяснить природу вещей.
Таким образом, в лице Декарта, Гоббса, Спинозы и других ученых буржуазия вступила в борьбу со старым феодальным мировоззрением. Лозунгом старого мира был Бог, лозунгом нового мира стал человеческий разум. Рационализм становится доминантой культуры; наука – главное орудие Разума – обретает мировоззренческий статус, познание обретает социальную ориентацию.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 747;