Искусство XVIII века
В XVIII в. центром духовной жизни Европы становится Франция. Наступившая после смерти Людовика XIV эпоха Регентства внешне выглядит как резкая смена декораций. Эта эпоха породила стиль рококо. Часто об этом стиле говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изысканном и весьма легковесном. В рококо причудливо соединяются гедонизм, похотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики, и – блестящая художественная культура. Стремление к освобождению от официоза выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым «галантным сценам»; пышности, величию и патетике, противопоставляются камерные интимные, связанные бытом формы искусства, экстерьеру – интерьер, где кроме красоты важным становится и удобство; классицистской симметрии – сложная асимметричность. Рококо находит яркое применение в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создают многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, удобная, хотя и вычурная мебель, статуэтки, панно и живопись – преимущественно любовного содержания. Наиболее выдающиеся представители последней: Антуан Ватто (1684 – 1721), Франсуа Буше (1703 – 1770), Оноре Фрагонар (1732 – 1806).
В Италии в это время строится театр «Ла скала», творят драматурги Карло Гоцци (1720 – 1806) и Карло Гольдони (1707 – 1793), пишут картины Пьяцетто и Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Основной вклад в итальянское искусство XVIII века внесла Венеция. Праздничный, маскарадный венецианский стиль сродни французскому рококо.
Параллельно рококо, в атмосфере его отрицания и критики, формируется искусство, опирающееся на идеи Просвещения и претендующее на выражение запросов третьего сословия. «Салоны» Дени Диро (1713 – 1784) – первая форма критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей развивалось искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699 – 1779) и Жана Батиста Грёза (1725 – 1805).
Жан Шарден отражает в своих полотнах уют буржуазного быта, прославляя добропорядочность и трудолюбие. С идеями Ж.-Ж.Руссо связана сентиментально-дидактичное творчество Грёза. А Жак Луи Давид (1748 – 1825), ведущий мастер французской живописи предреволюционной и революционной эпохи, был первым, кто соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль – революционный классицизм.
В отличие от континентальной Европы, в Англии, где революция прошла уже давно, Просвещение было не столь революционным, как во Франции, классицизм здесь не выделился в качестве самостоятельного этапа. Классическим художником английского Просвещения был Уильям Хогарт (1697 – 1764), который своими сатирическими полотнами предвосхищает критический реализм ХІХ века. Джошуа Рейнолдс (1723 – 1792) и Томас Гейнсборо (1727 – 1788) – великие портретисты XVIII столетия. Они выражают две линии Просвещения – рационалистическую и эмоциональную – соответственно. Творчество Т.Гейнсборо можно отнести к искусству сентиментализма, но оно преодолевает узкие рамки этого стиля.
В Германии классицизм проявил себя в поэзии, драматургии, и главным образом, в музыке которая становится «высшим» видом искусства в противовес «обезьяньему» искусству живописи. Первая половина века ознаменована грандиозным, насыщенным философской мыслью творчеством великого Баха. Во второй половине века расцветает венская классика. Творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка дало миру несравненные образцы симфонической, камерной и оперной музыки. Венская классика – не узконациональное явление, она синтезировала все ценное, что было в немецкой, французской, итальянской музыке XVIII века.
В XVIII в. искусство становится преимущественно светским: исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над церковным, «обмирщение» идет в живописи и скульптуре, где жанровое направление завоевывает одно из главных мест. Театр и музыка стали ведущими видами искусства. Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения», в нем усиливаются романтические тенденции. Главным результатом развития искусства XVIII века было рождение основ художественных культур грядущих столетий.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 518;