Личность и культура
Личность – человек в качестве социального индивида, биосоциального существа, сущность которого составляет совокупность общественных отношений. Каждая личность имеет необходимые природные задатки, но развитие у всех может быть различным .Развитие каждой личности зависит от глубины усвоения социального опыта, накопленных знаний, идей, норм и ценностей общества. Слово личность – persona – первоначально означало маску актера в античном театре.
Достоинство личности в его ответственности, которую он сам себе вменяет. Быть личностью трудно. Даже самая скромная роль предъявляет человеку комплекс обязанностей, если она выбрана всерьез. Если личность берет на себя обязанности политика ответственного за народ и страну – это еще большая трудность. Личностное бытие – это постоянное усилие. За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людей каждый расплачивается по своему. Кто-то доходит до каждого состояния: впадает в лень, мечтательность и завистливость. Если в обществе много таких людей, то может установятся тоталитарная власть.
Личность обязана брать на себя ответственность за свой народ, за свою страну, за свою семью за собственное всестороннее развитие особенно в условиях HТP, когда предъявляются больше претензии к личности со стороны производства, науки, жизни.
Выдающиеся личности оставляют свой след в истории и культуре, что делает и историю и культуру насыщенной и интересной.
БЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе реального своего существования культура приобретает множество национальных образов. Общечеловеческая культура складывается не из какого-то метафизического абстракта, а во взаимодействии разных народов, т.е. национальных культур, единство которых невозможно привести к арифметической сумме, но вбирает в себя все возникшие в истории народов культуры. Т.о., культура как совокупность высших ценностей включает в себя и ценности национальные. По характеру взаимоотношения национального и общечеловеческого культура бывает «открытой», склонной к позитивному взаимодействию с другими культурами и «закрытой» – склонной к самоизоляции. Исследователи относят белорусскую культуру к типу открытых культур. Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым.
Белорусский этнос и его культура сформировались на стыке двух культурных регионов – Западного и Восточного. Общепринято, что характерной чертой Востока является коллективизм как итог тысячелетней устойчивости общинного землепользования и централизованного распределения необходимых для земледелия водных ресурсов. Централизация на ранних этапах содействовала складыванию и укреплению деспотической формы управления. Характерная особенность восточного менталитета – ориентация на волю руководителя, отсутствие индивидуальной инициативы и ставка на силовое преодоление противоречий без плюрализма мнений и предварительного анализа ситуации. Западные ценности, наоборот, складывались на основе индивидуализма, рационалистической аналитики, которая уже проявилась в философии Платона и логике Аристотеля.
Находясь на границе столкновения идей и интересов восточной деспотии и западного прагматизма, белорусский народ был вынужден выработать надёжные средства культурной безопасности.
Положение белорусов на границе двух культурно-исторических типов (условно говоря – восточного и западного) объясняется их собственной историей и обусловленным архетипами менталитетом, а так же их этногенезом. В культурологии в качестве менталитета рассматривается совокупность культуры и образа мышления народа, его универсального творчества.
Важным определяющим элементом в развитии любой культуры в целом является традиционная культура.
Белорусская традиционная культура, как и традиционная культура других этносов, по совокупности элементов, из которых она состоит – многослойна. Её отдельные элементы появились в разные исторические периоды, часто в итоге смешивания предыдущих культурных общностей или были переняты у соседей.
Если рассматривать белорусскую традиционную культуру в историко-генетическом аспекте, то уже самые древние её элементы имеют европейские корни. Они были характерны для большей части Европы и в этом смысле являются европейскими, а не узколокальными, местными явлениями. Появление этих древних элементов традиционной белорусской культуры относится ещё к каменному веку. Такие элементы есть в древних занятиях (рыболовстве и собирательстве), в отдельных названиях рек и озёр. Они похожи на явления культуры европейских финских этнических сообществ. Европейского происхождения и те элементы белорусской традиционной культуры, которые отражают её исторические связи с балцкими культурами. К ним относятся древние черты земледелия и животноводства, некоторые названия рек и озёр. Специфически европейский характер имеет и балцко-финский синтез, смешение балцких и финских культур, ассимиляция балтами финнов и формирование балцких культур с финскими элементами. Этот балцко-финский синтез частично захватил и территорию нашего края, в частности Подвинье. В итоге появились элементы смешанного балцко-финского происхождения, например, название реки Лынтупка. массового расселения славян культурные процессы на территории Беларуси приобретают, таким образом, ещё более широкий европейский характер и ещё в большей степени делают местные культуры европейскими культурными феноменами.
Традиционная культура белорусов складывалась в формах, типологически близких культуре народов Северной Европы. Ирландский и германо-скандинавский эпос, а значит и национальная аксиология народов Северной Европы формировались на основе языческой мифологии. Белорусский ранний рыцарский эпос возник также на основе языческой мифологии. Его героями являлись богатыри, такие, как Микула Селянинович, князь Изяслав Василькович и мифологизованый в народных преданиях и в ислючительно языческом «Слове о походе князя Игоря» Всеслав Полоцкий.
Древняя белорусская культура формировалась под существенным воздействием мировоззренческой парадигмы христианства. Это был тип и проявление творчества, одухотворённого идеями и устремлениями христианского гуманизма. Ядро его составляли принцип духовно-моральной самодостаточности человека и идея добра как предпосылка существования и консолидации гражданского общества. На такой общечеловеческой, гуманистической основе возникла и развивалась древняя белорусская культура, что и предопределило характерные для неё возвышенный внутренний пафос и стремление к одухотворению окружающего мира и человека. Эта гуманистическая тенденция достаточно быстро закрепилась в сущности древнебелорусской культуры и постепенно приобрела признаки устойчивой национальной традиции. Творческая сила этой идейной традиции отчётливо проявилась ещё в первый период культурно-исторического развития Беларуси, о чём свидетельствует деятельность славных представителей христианского культурно-просветительского движения ХІІ века: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая и Кирилл Туровский оставались безразличными в отношении к мистике и эсхотологии официального православия. Климент Смолятич в своих проповедях обращался к произведениям Гомера и Аристотеля.
Отказ от слепого копирования норм византийской деспотии и преобразованного фактически в её орудие «православия без христианства» довольно ярко проявляется во всей культуре Х – ХІІ вв. Устойчивость гуманистических традиций была в белорусской культуре той основой, на которой сформировались направления и школы, признанные в культуре как феномены общечеловеческого значения: архитектурные гродненская и полоцкая школы в Х – ХІІ вв., белорусская иконопись, белорусская правовая культура. Данные направления в развитии белорусской культуры являются свидетельством жизненности гуманистических традиций, основы которых уже формировались в языческий период. Культ Солнца, Земли и плодородия, характерный для народной мистерии, был иммунитетом против фанатизма и ригоризма.
Для формирования цивилизационных особенностей культуры большое значение имели характер и «тональность» процесса крещения наших предков. В отличие от принудительного крещения Киевского княжества на белоруских землях приобщение народа к новой религии происходило мирным, эволюционным путём и растянулось по времени почти на 2 столетия. Это была мирная «конвергенция 2-х ментальностей – самобытной народной, языческой и христианской, перенесённой из эллинистической Византии. Летописи и «Слово о полку Игореве» засвидетельствовали, что Всеслав Брячиславович, знаменитый полоцкий князь, которого называли Чародеем, наиболее ярко воплотил это «двуверье»: знаменитый строитель Полоцкой Софии, идеальный прообраз госудаственно-правового начала наших предков, он приорёл славу языческого прорицателя и чародея. Так в «Слове о полку Игореве» отмечается: «Всеслав-князь людям суд судил, городами князей наделял, а сам по ночам волком гулял. Из Киева до петухов достигал Тмутаракани: великому Хорсу (Днепру) волком дорогу перебегал».
Этот синтез христианской духовности и языческой художественной мифологии – одна из причин расцвета белорусского фольклора, особенно обрядовой песни и волшебной сказки.
Для белорусской культуры 11 – первой половины 13 вв. определяющим было византийское влияние. 11 – 12 вв. в истории Византии было периодом мощного расцвета культуры. Переработав традиции древних Греции и Рима, она явилась мостом между Европой и Азией, между античностью и новой Европой, действительно мировым центром культуры. Византийских мастеров приглашали самые богатые дворы, всё византийское рассматривалось в качестве образца для копирования. Не были исключением и древнебелорусские земли. С Византией связано распространение христианства в соответствии с восточным обрядом, развитие каменного зодчества, появление смальтовых мозаик, ряда ювелирных технологий. Воздействие византийской культуры на древнебелорусскую шло различными путями: через торговлю, династические контакты, приглашение мастеров.
Вместе с тем, культура Византийской империи не была однородной. Анализ архитектурных памятников Беларуси 11 – 12 вв. даёт основания утверждать, что не менее ощутимый импульс шёл от византийской провинции, а не только от столицы – Константинополя. Уникальная на восточнославянских землях черта гродненской архитектурной школы – инкрустация фасадов зданий полихромными маёликовыми плитками – была характерна для украшения храмов на территории Греции (Беотия, Аргалида) Храмы-триконхи берут своё начало с Афона. Храм такого типа на белорусских землях находится в Бельчицком монастыре Полоцка. В этот ряд вписывается и версия С.Тарасова о принятии христианства, письменности из Болгарии и построении Софийского собора в Полоцке по образцу Софийских соборов Болгарии.
Постепенно традиции в белорусской культуре, что появились под влиянием Византии, адаптируются, а до половины 13 века – угасают. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. она фактически перестала существовать. В середине 13 в. в результате монголо-татарского нашествия был повержен Киев. На севере белорусских земель заметно активизировался Ливонский орден. Для древнебелорусских земель, т.о. сложилась качественно новая политическая и культурная ситуация. Основным фактором истории стала Западная Европа. Контакты с западным миром фиксируются исследователями ещё в зарубинецкой культуре. В средние века следы этих контактов отчётливо проявились в архитектуре, мелкой пластике, наблюдается во фресковой живописи, в духовной культуре в целом.
Романские следы в духовной культуре связаны были в первую очередь с распространением христианства по западному образцу. Уже в 9 в. на белорусских землях появляются миссионеры, что и было отражено в легендах. Со второй половины 12 в. это явление уже фиксируется документально. Здесь можно отметить и попытку установления в Турове католической бискупии в 1105 г.
Культура Беларуси второй половины 13 – 15 вв. характеризуется доминированием западноевропейского влияния, что проявилось в укреплении позиций римско-католического костёла, расширении его воздействия на общественную жизнь, в первую очередь на образование; усвоении новаций в области фортификаций и вооружений; всё более широким проникновением западноевропейской культуры в быт населения, особенно горожан.
По своему типу и сферах, роли церкви и религиозного мировоззрения духовная жизнь Беларуси в 14 – 16 вв. в целом сохраняла многие характерные черты средневековой культуры. Вместе с тем происходил интенсивный процесс урбанизации общества. В городе в среднем проживало от 1,5 до 3-х тысяч человек. Самыми крупными городами в 15 веке были Полоцк, Наваградок, Витебск, Менск, Слуцк и др. К середине 16 века в Полоцке насчитывалось около 50 тыс. жителей. Бурно развивались ремесло и торговля. Кроме традиционных ремёсел – гончарного, ткацкого, слесарного, распространяются новые – изготовление бумаги и стекла. Наблюдается подъём ювелирного мастерства. Художественно-этнографические традиции белорусов особенно ярко проявились в ремёствах, связанных с изготовлением обуви, одежды, обработке кожи. Ремесленники и купцы объединялись в цехи и гильдии. Белоруские купцы выступали довольно часто посредниками в торговле между западноевропейскими государствами и Великим княжеством Московским. На протяжении 14 – 16 вв. Берестье, Полоцк, Менск, Драгичин, Могилёв, Орша, Пинск, Наваградок и ряд др. городов получили право на самоуправление – Магдебурское право.
Возникновение белоруской народности и её развитие были связаны прежде всего связаны с территориальным единством. Становление и развитие белоруской народности проходило также под воздействием собсвенно этнических факторов. Общность белоруской культуры особенно ярко проявилась в становлении и развитии белоруского народного и литературного языка. Характерные черты белоруского языка – деканье, твёрдое «р» и др. – постепенно отражаются в памятниках письменности. Главное направление в развитии белоруского литературного языка в 15 – 16 вв. определялся закреплением в ней грамматических и лексических форм народного разговорного языка. Данный период времени характеризовался феноменом этнорелигиозной толерантности. Наиболее значительное проявление взаимодействия и синтеза восточных и западных традиций проявилось в религиозной части белорусской культуры. Для неё характерно сосуществование православия и католицизма. Противоречия, конфликты между католической и православной церковью на Беларуси, на которые обращают большое внимание историки, были обусловлены преимущественно политическими устремлениями соседних государств или социально-экономическими и политическими мотивами отдельных социальных групп. Для большинства представителей белорусского этноса православие и католицизм были культурными явлениями, которые продемонстрировали возможность сосуществования и взаимодействия, взаимовлияния. Взаимовлияние православия и католицизма имело своим итогом, в частности, униатскую религиозную культуру, которая и является как раз ярким образцом синтеза восточных и западных традиций. Так как католицизм и православие оказывали значительное влияние на другие части белорусской культуры, то именно сосуществование этих традиций обусловило значительное своеобразие многих составляющих частей белорусской традиционной культуры, своеобразие белорусского цивилизационного комплекса в целом. Тенденция не замечать этого синтеза, идентифицировать белорусскую культуру или с западной, или с восточной традицией отражает непонимание белорусской традионной культуры как феномена европейской цивилизации. Такой односторонний подход не соответствует сущности белорусской традиционной культуры, не имеет конструктивного характера. Он может явиться одним из условий возникновения напряжённости, разъединения белорусского этнического сообщества, дестабилизации его существования.
В 16 в., в эпоху Ренессанса, белорусская культура становится уже активным, творческим фактором общеевропейского культурного процесса, достигая в некоторых отраслях уровня первооткрывателя. В Беларуси уже во времена Ренессанса сложился западный тип культуры без крайностей индивидуализма и прагматизма. Выработанные во времена язычества нормы были реализованы в демократическом общественном строе. Государственная идеология ВКЛ базировалась на ценностях, выработанных в белорусской культуре со времён язычества. Франциск Скорина в качестве эталона человека называл социально активных созидателей реальной истории. В то же время Н.Макиавелли считал, что цель оправдывает средства для её достижения. Ф.Скорина и А.Волан на первое место ставили нужды всего общества («посполитого доброго») и соответствие действий нормам морали. Демократические традиции были закреплены в «писанном законе» – кодексах шляхецкой вольности, высшей кодификацией которых является Статут 1588 г. Среди других его ренессансовых норм необходимо отметить ликвидацию института холопства и разделение трёх форм власти в государстве – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные институты в Великом княжестве Литовском были созданы и работали в соответствии с этическими нормами индивидуалистического гуманизма – человек – мера всех вещей.
На территории Беларуси постепенно формировался западный тип культуры. Слово «тиран» уже в Виленский период истории приобрело отрицательную семантику. Белорусская культура в восточнославянском регионе в эпоху средневековья была духовной опорой народов в их борьбе с тиранией. Обоснование и утверждение идеи права верховенства закона в обществе, что нашло своё отражение в создании Статутов 16 в. – выдающихся памятников юридической мысли, было проявлением настойчивой социально-политической необходимости упорядочения внутригосударственных отношений на почве общепризнанных принципов и являлось свидетельством наличия в Беларуси прочной традиции выработки правовых, законодательных норм.
В начале 17 в. в Беларуси усиливается роль рационалистических тенденций. Путь выработки рационалистических средств осмысления действительности являлся путём подготовки и утверждения объективного научного познания, что и было осуществлено в эпоху Просвещения. В высших кругах назревает идея унии с Московией с целью присоединения её к западной цивилизации и нейтрализации имперской угрозы. В Беларуси формируется идея государства-дома для своих граждан – альтернатива имперскому государству-казарме. Однако контрреформационное движение на Западе набирало постепенно силу, а имперские амбиции абсолютизма втягивали Европу в бесконечные войны.
В результате трёх разделов Речи Посполитой в конце 18-го века белорусские земли были присоединены к Российской империи. Колониальное положение в составе Российской империи перекрыло путь белорусской культуре к общечеловеческому признанию, но сегодня её шедевры становятся всё более известными в разных частях мира. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, развитие белоруской культуры не прекратилось. Новым явлением в национально-культурном развитии на протяжении 19 – начала 20-го века было развёртывание белорусского национально-освободительного движения, которое имело своей целью реализацию собственной субъективно-творческой роли в общечеловеческой цивилизации. В соответствии с уровнем развития национального самосознания в развитии белоруского национального движения условно выделяют два этапа. Первый этап охватывал период с 1794 до 1863 года и характеризовался отдельными проявлениями литературной, научной и культурно-просветительной деятельности. Эта деятельность по существу являлась стихийным протестом против игнорирования исторической самобытности белорусского этноса, его насильственной ассимиляции в форме полонизации или русификации. Научные исследования братьев Константина и Евстафия Тышкевичей, Игната Даниловича, Ивана Григоровича, Теодора Нарбута, Адама Киркора, а также литературное творчество Яна Борщевского, Яна Чачота, Павлюка Багрима, Владислава Сырокомли, Винцента Дунина-Марцинкевича, поэмы «Энеіда навыварат» и «Тарас на Парнасе» явились фактическим доказательством способности отечественной словесности к выработке собственного национального стиля, к преодолению временной «пограничной» белоруско-польской либо белоруско-руской раздвоенности на пути к национальному творческому синтезу, к выработке белоруского литературного языка.
В начале 19 века происходит становление нового белорусского литературного языка. Данный процесс развивался в общем контексте славянского национального возрождения. Однако на Беларуси он был более продолжительным, чем у сербского, хорватского, словенского и украинского народов. Развитие литературного языка, как и культуры в целом, сдерживалось отсутствием государственной самостоятельности Беларуси, а также господством в обществе мнения о том, будто бы белорусский народный язык является диалектом русского или польского языка. Свидетельством формирования нового белорусского языка стала публикация белорусских литературных произведений. Первым печатным произведением на новом белорусском языке была книга религиозного содержания «Кароткі збор хрысціянскай навукі», которая была издана в 1835 году. Однако белоруский литературный язык в 19 веке ещё не имел устойчивых графических, арфографических и лексических норм. Он не допускался в сферу официального делопроизводсва, в систему школьного обучения. Процес становления литературного языка сдерживался использованием двух графических систем: латиники и кирилицы.
Качественно нового уровня в своём развитии белорусское национально-культурное движение достигло в конце 19-го начале 20-го века. Эпоха национального Возрождения конца 19 – начала 20 вв. вдохновила на самоотверженную, творческую работу славную плеяду писателей, публицистов, общественных и политических деятелей: В.Дунина-Марцинкевича, К.Калиновского, народников-гомоновцев, Ф.Богушевича, Я.Купалу, Я.Коласа, М.Богдановича, М.Горецкого, А. и И.Луцкевичей, В.Ластовского, Я.Лёсика и др. Благодаря их усилиям был выработан и утверждён главный принцип национального сознания – понимание собственного исторического пути белорусского народа. Данное ими историческое, культурное, общественно-политическое и этно-территориальное обоснование реальной суверенности, самостоятельности белорусского народа и сегодня сохраняет свою актуальность, а защита языка и исторического наследия и на сегодня остаются органическим компонентом современного национального сознания. Деятельность выдающихся деятелей национального Возрождения определила сущность нового исторического периода формирования белорусской культуры и самосознания. В отличие от старобелорусской культуры, которая опиралась на универсальные мировоззренческие положения христианства, новая белорусская культура возникла на устойчивой фольклорной основе и была преимущественно крестьянской по своему происхождению.
Определённая степень суверенности БССР в 20-е годы 20-го века содействовала развитию белоруской культуры, что было связано в первую очередь с проведением политики белоруссизации. В конце 20-х годов происходит отход от данной политики и переход к борьбе против «нацдемов», в число которых попали лучшие предствители белоруской национальной интеллигенции: Язеп Лёсик, Вацлав Ластовский, Язеп Пушча, Максим Горецкий, Хведор Жилунович, Всеволод Игнатовский и др. В результате репрессий 30-х годов белоруской культуре был нанесён невосполнимый ущерб.
Послевоенный период характеризовался усилением тенденций русификации., которые привели к деформации национального самосознания значительной части населения Беларуси.
Качественно новый этап в развитии белоруской культуры начался в конце 80-х годов 20-го века. Беларусь в 1991 году обрела независимость. Создались благоприятные условия для развития белоруской культуры. Важным достижением белоруской культурологии начала 90-х гг. явилась концепция национального возрождения как исторической закономерности в развитии культуры народов, «отодвинутых» в определённый период времени с исторической авансцены, разрабатываемая В.Кононом, Э.Дубенецким и др..
В последнее время довольно часто можно услышать разговоры по поводу возвращения Беларуси в Европу. Они. Безусловно, имеют под собой основание в отношении экономического и политического аспекта современного развития, когда на Беларуси распространяются общеевропейские экономические и политические формы. Что касается белорусской традиционной культуры, то вероятнее всего, для такого суждения оснований нет. Не только географически, но и с точки зрения традиционной культуры Беларусь была в Европе и есть в Европе. Белорусская традиционная культура представляет собою один из феноменов европейской цивилизации. Таковы её исторические корни, таковой она формировалась, таковой она осталась, несмотря на неблагоприятные политические условия развития на протяжении последних столетий. В отличие от экономических и политических, формы белорусской традиционной культуры могут стать своеобразной моделью будущей европейской традиционной культуры. Развитие современной Европы идёт таким образом, что вначале укрепляются экономические и политические связи, а затем будет развёртываться процесс синтеза европейских культур. Тот культурный процесс, который для неё является ещё только ближайшим будущим, на Беларуси, благодаря специфике исторического и культурного развития, начался давно и прошёл уже значительный путь. Теперь задача заключается в том, чтобы придать белорусской традиционной культуре как феномену европейской цивилизации классические черты, классические формы и в современном культурном процессе не допускать предыдущих ошибок, а более основательно опираться на наследие, сохранить то, что не исчезло. Культурное наследие необходимо поддержать, укрепить, сделать полнокровным, обогатить, чтобы оно было фундаментом современной как непрофессиональной, так и профессиональной белорусской культуры.
В настоящее время наиболее важной задачи в сфере культуры, чем создание социально-экономических и других предпосылок для нового подъёма национально-культурного возрождения. Лишь создание конкурентоспособных и пользующихся известностью на международном уровне произведений культуры может вернуть белорусской культурной элите роль цементирующего нацию духовного авангарда и способствовать преодолению ассимиляторских тенденций в массовом сознании.
[1] Webster’s Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Springfield, Massachusetts, USA: Merriam-Webster Inc., 1993. P. 553.
[2] Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний/ С.Я.Левит // Культурология. XX век: Антология. М., 1995 С. 654-655.
[3] Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова. В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и дp. – М.: Наука, 1995. С. 38.
[4] Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. – М.: Наука, 1995. С. 42.
[5] Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996. С. 258-259.
[6] Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. - М., Наука, 1994. – С. 343-349.
[7] Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др.- М., Наука, 1994. – С.356-357.
[8] Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. – С. 40.
[9] Коган Л.Н. Социология культуры: Уч.пособие/ Л.Н. Коган. - Екатеринбург, 1992. - С. 46.
[11] Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1966. – Т.6. – С. 14.
[12] Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 403, 413.
[13] Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 270.
[14] Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 499.
[15] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 65.
[16] Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1910. – Т. 9. – С. 3.
[17] См. подробно: Бердюгина Л.А. Проблема гуманизации культуры в художественно-философской мысли XX века // Акиндинова Т.А., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий. Л., 1978. – С. 169-195.
[18] лат. inversio – перестановка.
[19] от лат. positivus (положительный) – идеалистич. направление философии, которое исходит из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением.
[20] Итал. manierismo – манера, стиль; буквально – вычурность – художественный стиль в европейском искусстве XVI века, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и умной манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. Для произведений искусства, этого стиля свойственна усложненность, изощренность формы, вычурность образов.
[21] от фр. «рокайль» – раковина.
[22] Турчин B.C. Дали // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв.ред. Т.Г Музрукова. М., 1997.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 539;