II. Индская цивилизация в XXIII-XVIII вв. до н. э.
Введение в историю Индостана.
Территория.
Индостан – полуостров, отделенный от остальной части Азии с севера и северо-востокаГималайскими горами, с северо-запада горной системой Гиндукуш. С запада полуостров омывается водами Аравийского моря, с востока - Бенгальского залива. К юго-востоку от него расположен крупный остров Ланка (Цейлон). Территория Индостана делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв.
Северо-западная часть полуострова в глубокой древности была покрыты лесами. По ней протекает крупная река Инд, берущая начало в Гималаях. Здесь возникли первые на полуострове поселения земледельцев. В III тысячелетии до н. э. в регионе сложилась древнейшая в Южной Азии цивилизация.
Северо-восток Индостана - район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей здесь нередки наводнения. Здесь протекает другая крупная река региона – Ганг. Дельта её в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием. Лишь к середине I тысячелетия до н. э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района.
В северной части полуострова простирается Индо-Гангская равнина, одна из крупнейших в Азии. Она отделена невысокими горами от плоскогорья Декан (древнеиндийское «Дакшина» - юг). Здесь лишь в начале новой эры возникли первые государства. В труднодоступных горных и лесных районах вплоть до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя.
Центральная часть острова Цейлон - лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной, покрытой густыми лесами низменности. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с Южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале новой эры - также с Юго-Восточной Азией, с Аравией и Египтом.
Полуостров Индостан, Цейлон и несколько мелких островов составляют географический регион, именуемый Южной Азией.
Население.
Общепринято мнение о том, что в IV - III тысячелетиях до н.э. Индостан населяли дравиды, принадлежащие к отдельной темнокожей расе. Установлено, что они были пришельцами, занявшими территории, населенные ранее народами австралоидной (австроазийской) группы. Остатками последних являются народности Индии, говорящие на языках мунда, ведда и андаманских.
Около середины 2-го тысячелетия до н. э. в на северо-западе Индостана появились новые пришельцы - племена ариев, родственные мидянам и персам. Расселение их растянулось на столетия. Оно повлекло за собой глубокие перемены в этнической карте субконтинента. Постепенно пришельцы смешались с местным населением. Язык ариев испытал заметное влияние дравидийских языков и менее заметное языка мунда.
В настоящее время почти весь Северный и частично Южный Индостан населяют народности, которые говорят на индоарийских языках - пенджаби, гуджарати, хинди, урду, маратхи, бенгали и др. В большей части Южной Индии распространены дравидские языки - телугу, тамили, малаяли и др. Здесь же сохранились малочисленные племена ведда. В Центральной Индии говорят на языках мунда.
Периодизация
История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды:
1. Древнейшая цивилизация - Индская. Датируется примерно XXIII-XVIII вв. до н.э.
2. Ведийский - с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э.
Можно выделить два его основных этапа:
Ранний (XIII-X вв. до н. э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;
Поздний (IX -VI вв. до н. э.) - образование индоевропейских государств.
3. «Буддийский» (V-III вв. до н. э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Появление крупных государств. Создание первой общеиндийской державы Маурьев.
4. «Классическая эпоха» (II в. до н. э.- V в. н. э.) - становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.
Источники
Письменные источники. Древнейшими эпиграфическими памятниками полуострова являются короткие надписи на печатях Индской цивилизации. Более поздние надписи на камне в основном повествуют о благочестивых деяниях правителей - дарениях жрецам и монастырям, совершении крупных жертвоприношений, строительстве водоемов и т.п. О военных походах и победах в них сообщается редко.
Древнейшая индийская литература представлена главным образом религиозными гимнами – ведами и брахманами - комментариями к ним, эпическими поэмами - «Махабхарата» и «Рамаяна», сборниками притч и т.п. До нас дошли также «Пураны» («Древние былины») - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В них описывается мифологическая «история вселенной», генеалогия царей, богов, героев и т.п.
Для изучения общественных отношений в качестве источников используются древние трактаты о религиозно-моральном долге - дхарме (так называемые «Законы Ману»), о политике («Артхашастра») или о любви («Камасутра»). Практически все эти произведения многослойны. Время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Исторические события упоминаются в литературе довольно редко и обычно в полулегендарных повествованиях.
Хроники появляются лишь в первые века нашей эры. Они создавались в буддийских монастырях на Цейлоне. Посвящены были преимущественно распространению учения Будды.
До нашего времени не дошло ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты. В жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения древности.
Нумизматика. Монеты на территории Индостана появились в V- IV вв. до н. э. Долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Лишь для начала нашей эры изучение монетного обращения оказывает существенную помощь в изучении древнеиндийской истории.
Археологические памятники. Длительное время в качестве строительного материала использовалось дерево. Изделия из камня и бронзы появились сравнительно поздно. Погребений сохранилось мало вследствие распространения обычая кремации. Все это существенно ограничивает количество археологических памятников древнейшей истории Индии.
Историография
Индология - отрасль востоковедения, связанная с изучением языков, истории, культуры народов Южной Азии. Начало индологии связано с трудами ученого из Средней Азии Абу Райхана аль-Бируни (973-1048). В труде «Исследования Индии», он описал её политическую и военную историю, детали культуры, науки, религии и социальной структуры.
Рождение европейской индологии относят к концу XVIII века. Ее основоположником считается Уильям Джонс, председатель «Азиатского общества», основанного в 1784 году в Калькутте. Он первым высказал гипотезу о родстве санскрита с другими древними языками. Уильям Джонс также заложил основы древнеиндийской хронологии благодаря отождествлению царя Чандрагупты санскритских текстов с Сандрокоттом, о котором упоминали греческие историки похода Александра Македонского.
Главной заслугой ученых конца XVIII века был перевод важнейших памятников санскритской литературы - «Законов Ману», знаменитой драмы Калидасы «Шакунтала», философской поэмы «Бхагавадгита».
В первой половине XIX века ученые доказали родство санскрита с древнеперсидским, латинским, древнегреческим и основными новыми европейскими языками. Таким образом, было открыто существование индоевропейской языковой семьи. При этом санскрит рассматривался как древнейший и наиболее близкий предполагаемому индоевропейскому праязыку.
В середине XIX века была проделана огромная работа по изданию и переводу памятников древнеиндийской литературы, главным образом древнейшей - ведийской. До сих пор переиздаются и сохраняют научное значение переводы, появившиеся в 50-томной серии «Священные книги Востока» (Оксфорд), основанной Максом Фридрихом Мюллером (1823-1900).
Первым русским индологом был Герасим Степанович Лебедев(1749-1817). Он прожил 12 лет в Индии и оставил описание быта и обычаев её жителей. С середины 19 века в Академии наук России и ряде университетов развивается изучение санскрита, издаются многотомные словари этого языка.
Значительное развитие в XIX веке получает буддология, в том числе российская. Интерес к проблемам буддизма в русской историографии вызывался близостью России к Монголии и Китаю, а также наличием в населении империи народов, исповедующих эту религию.
Тексты на санскрите, тибетском и других восточных языках публиковались в серии «Буддийская библиотека». Она выходила в Петербурге под редакцией Сергея Федоровича Ольденбурга. В работах Федора Ипполитовича Щербатского и его учеников впервые в европейской науке были глубоко проанализированы основные понятия буддийской философии.
В последней трети XIX - начале XX века началось систематическое археологическое исследование Индии. В 20-е годы была открыта Индская цивилизация..
После Второй мировой войны в Западной Европе, США и Японии был опубликован ряд крупных работ по индологии. Среди них следует особо отметить многотомную «Новую Кембриджскую историю Индии» (1987-2000 гг).
II. Индская цивилизация в XXIII-XVIII вв. до н. э.
Возникновение. Древнейшая в Южной Азии цивилизация возникла в районе реки Инд в Северо-западной Индии. Ныне это в основном территория Пакистана. Основателями цивилизации считаются дравиды. Подобно культурам Месопотамии и Египта, она возникла в бассейне великой реки.
История Индской цивилизации известна значительно хуже, чем существовавших одновременно с ней египетской и шумеро-аккадской. Все, что осталось от неё - это руины, набор печатей и краткие надписи, которые до сих пор не прочитаны. Можно определенно утверждать лишь то, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Но этого достаточно для того, чтобы говорить о возникновении здесь цивилизации.
Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было неожиданным. Поэтому что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне, предположительно из Шумера. Лишь в последнее время утвердилось представление об ее уникальности.
Наукой установлено, что к западу от реки Инд уже в IV тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры энеолита(медно-каменного века). Население жило в небольших поселках с домами из сырцового кирпича располагались в долинах небольших рек. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о наличии культов плодородия - богини-матери и быка. Есть основания говорить о связях этих культур с соседними регионами, вплоть до Элама.
Города. Наиболее полно исследованные археологами поселения Мохенджо-Даро («Страна Мертвых») и Хараппа (от «Хаара» - одно из имен Шивы). По названию последнего вся археологическая культура именуется иногда хараппской. Позже были открыты менее значительные городские центры - Чанху-Даро, Калибанган,Лотхали другие.
В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации. Они располагались на огромной площади, простиравшейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток.
Хараппские города построены словно по единому плану. Часть их занимала цитадель, находившаяся на искусственном возвышении. Она включала группу высоких зданий, окруженную зубчатыми стенами и наблюдательными башнями. Вероятно, здесь находились общегородские постройки – административные и религиозные.
Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Здесь же найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Хараппе. Возле кирпичной площадки для помола зерна располагались параллельными рядами небольшие помещения.
Площадь Мохенджо-Даро - около двух квадратных километров. На его территории могло проживать несколько десятков тысяч человек. За пределами цитадели город застроен домами высотой в 1-2 этажа, состоявшими из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища.
На прямых улицах города, до десяти метров шириною, могли разминуться две повозки. Пересекаясь под прямыми углами, они делили город на большие кварталы. Внутри них четкой планировки не просматривается. Дома разделены узкими, часто извилистыми переулками. Вокруг всего города возвышалась вторая защитная стена. Большая часть построек возведена из обожженного кирпича стандартного размера.
Исследователей поразил уровень городского благоустройства. В цитадели Хараппы находился бассейн, предназначавшийся для омовений. Он окружен небольшими помещениями, вероятно для переодевания. Во многих домах находят специальные ванные комнаты. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.
Долгое время считалось, что города с цитаделями - результат естественного развития деревень, которые появились в здесь примерно за тысячу лет до возникновения цивилизации. Но раскопки ряда хараппских городов показали, что им предшествовали более ранние поселения, также имевшие оборонительные сооружения. В них обнаружены следы пожаров и разрушения. Затем на месте прежних возникли хараппские города с их единообразной планировкой.
Общественное устройство.По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово - государственным хозяйством Древней Месопотамии.
Сельское хозяйство. Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что здесь выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник. В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу, например, кур.
Ремесла и торговля. В строительстве широко применялся обожженный кирпич. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество ювелирных изделий из бронзы, золота и серебра.
Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати. Найдено уже более двух тысяч экземпляров. В отличие от Месопотамии они не цилиндрические, а прямоугольные. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для шнурка.
Печати, происходящие из одного района, нередко содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Для печатей характерны мифологические сюжеты. Среди них - борьба героя с тиграми, женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д.
Полагают, что изображения животных - буйвола, «единорога» и т. п. имеют сакральный смысл. Одна из наиболее распространенных сцен - бык перед некой «кормушкой». Она, видимо, указывает на ритуальное кормление священного животного. Рисунки и знаки воспроизводят растения и животных Северной Индии. Это свидетельствует о местном происхождения письменности.
Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят далеко за пределами долины Инда - в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о том, что поддерживались широкие внешние связи с ранними цивилизациями Древнего Востока.
Доказательством развития внутренней торговли считают находки каменных гирь. Одно из раскопанных помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать наличие системы раздач продуктов с общественных складов.
Скульптура. Для Индской цивилизации, в отличие от Египта и Месопотамии, не характерна монументальная скульптура. Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Как пример можно привести небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках. Широко известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро.
Многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере. Они мало отличаются от аналогичных культовых статуэток предшествующего времени.
Религия. Изображения на печатях свидетельствуют о культе деревьев, животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большое значение придавалось ритуальному омовению.
Письменность. Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Судя по общему количеству знаков (около 400), хараппское письмо должно иметь морфемно-слоговый характер. Язык индской цивилизации считают близким дравидийским.
Гибель цивилизации.Примерно к концу XVIII века до н. э. хараппская культура перестала существовать. При раскопках были обнаружены скелеты, лежащие непогребенными на улицах. Дома, охваченные огнем, обрушились. Спасающееся население оставляло ценные предметы.
Вместе с тем, развалины не содержат брошенного оружия. Нет никаких признаков сражений вокруг городских укреплений. Можно предположить, что разрушения были вызваны землетрясением или наводнением. В последнем случае вода должна была обрушиться внезапно, с большой силой.
Возможно, что выше по течению Инда постепенно образовалась перемычка. Она привела к уменьшению разливов реки и снижению урожайности. Наступили голодные годы. Изучение скелетов свидетельствует о болезнях людей. У большинства обнаружены следы сильной анемии, вызванной, вероятно, недоеданием. Затем под тяжестью скопившейся воды перемычка прорвалась. Вода ринулась вниз, вызвав разрушительное наводнение.
Большинство ученых убеждены в том, что хараппская цивилизация угасала постепенно. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.
III. «Ведийский период».
Основными источниками по истории Северной Индии конца II - первой половины I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы - веды. Они представляют собою сборники гимнов и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священных ритуалов.
Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. По языку, религии и мифологии они обнаруживают сходство с иранской «Авестой». Предки создателей вед и иранцев, очевидно, длительное время составляли группу родственных племен, живших на общей территории.
Ведийская литературы, включающей сотни и тысячи отдельных произведений, была записана довольно поздно. До этого, в течение многих веков, она передавалась из поколения в поколение в устной форме. Расположить тексты в строгой хронологической последовательности сейчас не представляется возможным.
Несомненно то, что Ригведа («Веда гимнов») была создана на столетия раньше чем более поздние сборники - Самаведа (Веда песнопений), Яджурведа (Веда ритуальных заклинаний), Атхарваведа (Веда магических заклинаний).
Ранневедийский период, XIII-X века до н.э. Реконструкция «ранневедийского» общества опирается на анализ «Ригведы» и сведения, относящиеся к древности индоевропейских народов.
Предполагают, что кочевые индоиранские племена прошли в область хараппской цивилизации через Хайберский перевал. Произошло это около XVI века до н.э. Пришельцы называли себя ариями. На сегодняшний день это слово не имеет общепринятого перевода. Наиболее распространённое толкование его - «благородные», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам
Судя по географическим названиям, встречающимся в «Ригведе», арии (индоарии) первоначально заняли территорию Пенджаба («Пандж-аб» - «Пять рек). Ныне это штат на северо-западе Индии. Примерно через столетие они начали продвижение на юг и восток. К этому времени арии еще не имели ни письменности, ни искусства. Но они располагали самым на то время совершенным вооружением.
У ариев были колесницы на колесах со спицами, бронзовые топоры и большие дальнобойные луки. В ходе контактов с местным населением они перенимали навыки земледелия и строительного мастерства.
В экономике ариев основную роль играло скотоводство, главным образом разведение крупного рогатого скота. Мифы и легенды повествовали о том, как боги сражаются со своими противниками, отбирая у них бесчисленные стада коров (это животное до сих пор считается в Индии священным). В ведийском языке даже само слово «гавишти» («война») буквально означает «захват коров». Земледелию первоначально уделялось меньше внимания, хотя «Ригведа» неоднократно упоминает ячмень и некоторые сельскохозяйственные орудия, в том числе плуг.
К концу XIII века до н.э. арии расселяются в Северной и Северо-западной Индии. К жителям более восточных районов они долгое время относились с предубеждением, считая их варварами. Археологические раскопки показывают, что на территории вдоль среднего и нижнего течения Ганга в ранневедийский период была распространена иная культура, чем в верховьях реки. Предполагают, что её создали племена мунда.
В эпоху создания «Ригведы» арии пользовались изделиями из меди и бронзы. Жилища они строили из тростника и глины. В «Ригведе» встречается слово, обозначавшее деревню. Полагают, что первоначально оно относилось не к постоянному поселению, а к временной стоянке. Городов арии не знали вовсе. Словом, которое впоследствии означало «город», они называли ограды, предназначенные для скота.
Все тексты, относящиеся к ранневедийской эпохе, повествуют о бесконечных конфликтах и кровопролитных сражениях. Многие гимны «Ригведы» посвящены подвигам воинственного бога Индры. На колеснице он теснит противников, разрушает их ограды и укрепления, угоняет бесчисленные стада коров. Этот типичный для ведийской поэзии образнавеян , очевидно, земными событиями эпохи.
Социальная организация индоариев в период их расселения в Пенджабе была племенной. Во главе каждого племени (джана) стоял военный вождь– раджа. Он опирался на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг.
Рядовые члены племени носили оружие. Они принимали активное участие в различного рода собраниях, созывавшихся для решения общих дел. Упоминания боевых колесниц и оружия из бронзы говорят о наличии профессиональных ремесленников, таких, как кузнецы, оружейники, плотники.
Во многих ведийских гимнах встречается слово «даса», которое иногда переводят как «раб». Изначально оно означало «враг», а позже «слуга». Мужчины даса упоминаются довольно редко. Значительно чаще речь идет о женщинах, которых захватывали как военную добычу и превращали в наложниц и домашнюю прислугу. В древних текстах говорится о том, что вождей сопровождали тысячи рабынь (даса). Раджи дарили своим друзьям и приближенным множество прекраснейших девушек.
Поздневедийский период. IX-VI века до н.э.История этого времени восстанавливается с помощью не только ведийской литературы, но и эпоса. Прежде всего это поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».На основании их можно говорить о радикальных переменах в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии.
К этому времени арии уже расселились по всей центральной части Индо-Гангской равнины. Эту область они называли «Срединной страной», или «Землей арьев». Значительное развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства. Основной тягловой силой были волы.
Огромное значение придавалось разведению домашнего скота. Молочные продукты составляли повседневную пищу. По особо торжественным случаям, во время жертвоприношений и празднеств, устраивался забой скота.
У ариев появилось железо. Оно было дорогим и не отличалось высоким качеством. Из железа изготавливали наконечники стрел и копий и другие виды оружия.
Основная часть населения жила в домах из дерева и бамбука. Рядом с деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Раскопки, проведенные в местах, воспетых в «Махабхарате», показали, что здесь находились политические центры начала I тысячелетия до н. э.
В поздневедийских текстах упоминается довольно большое количество различных ремесел. Торговля сохраняла меновый характер. Но в качестве меры стоимости иногда фигурировали золотые шейные украшения типа древнерусской гривны.
По источникам начала I тысячелетия до н. э. можно обозначить область, которую занимало то или иное племя (джанапада – «племя с землей»). Население её часто объединялось не столько общностью происхождения, сколько подчинением одному вождю и правителю. Таким образом, место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования.
Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Общинников объединяли как соседские, так и родственные связи. Старейшины общин пользовались огромным авторитетом. Наиболее важные дела решались на сходе. Главные обряды совершались от имени всей общины.
Часть деревенских жителей не обладали полнотой прав.. Прежде всего, это люди, не связанные с общиной отношениями родства или свойства. Как правило, это были те, кто поздно появился на этой территории. Они не могли участвовать в сходах общины.
Неполноправными считались все, кто был занят обслуживающим трудом, в том числе и деревенские ремесленники. Естественно, не могло быть речи о каких-либо правах тех, кто не имел даже личной свободы. Религиозным выражением обособленности служило отстранение от участия в общинном культе.
Меняется положение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины. Дела всего племени и возникающего территориального государства переходят в исключительную компетенцию раджей.
Во времена «Ригведы» раджи были главным образом военными предводителями. Их называли «вождями», «находящимися впереди», «идущими впереди». В поздневедический период раджа сражался на колеснице, запряженной несколькими лошадьми. В бою ей правил возница. Стоявший рядом с ним вождь стрелял из лука. Состязания в беге на колесницах были необходимой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедических текстах.
Описание битв этого времени сводится, по существу, к описанию поединков колесничных воинов. Лишь за спинами их угадываются массы пеших бойцов. Такая военная организация соответствовала социальной структуре общества. На колесницах сражалась знать. Народ составлял ополчение.
В поздневедийский период власть раджей сохраняется не только в военное, но и в мирное время. Она считалась сакральной. Раджа олицетворял всю общину - «народ», племя, государство. Если осквернен был, к примеру, домашний очаг правителя, считалось, что никто отныне не может варить пищу в своем доме.
Раджа находился в центре мироздания и поэтому он должен был обладать землей «в ее четырех пределах». Слабые правители вынуждены были подчиняться более могущественным соседям. Так возникали довольно обширные временные политические образования. Владыки их именовали себя «верховными» и «самодержавными» государями.
В источниках постоянно подчеркивалась мощь и мужество раджи. Его сравнивали с быком, неустанно стремящимся покрывать коров. Та же символика прослеживается во многих обрядах, связанных с троном, покрытым тигровой шкурой, с поднятым жезлом и т. д. Важнейшим ритуалом с участием царя считалось «жертвоприношение коня».
Специально отобранного коня пускали пастись на воле в течение года. Его сопровождала многочисленная вооруженная охрана. Она принуждала правителя любой местности, куда ступала нога коня, признавать верховную власть и платить дань радже, совершавшему жертвоприношение. Спустя год происходило торжественное заклание коня. Раджа после этого считался «владыкой всей земли». Ритуал «жертвоприношения коня» совершался в Индии до эпохи средневековья.
Развиваются органы управления. Усложняется структура царского двора. Поздневедийские тексты перечисляют ряд категорий лиц, приближенных к правителю. Рядом с ним находились жрецы. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые сообщества. Члены их строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая их из поколения в поколение.
Важное место при дворе занимал военачальник. Из этого делается вывод о том, что руководство войсками перестало быть главной обязанностью самого вождя. Несколько придворных носят титулы, связанные с их функциями во время царского пира - «тот, кто режет мясо», «тот, кто раздает» и т. д. Место на пиру отражало роль человека при дворе.
Важное значение придавалось игре в кости, посредством которой узнавали судьбу или волю богов. Поэтому «бросающий игральные кости» входил в числе советников раджи. Среди его друзей или «слуг его дома» встречаются носители титулов «изготовителя колесниц» и «плотника».
Многие из придворных были родственниками правителя. Их поддержка была необходима для достижения и удержания власти. Поэтому молитвы раджей содержали заклинания о том, чтобы с помощью родственников одолеть соперников.
В первой половине I тысячелетия до н. э. в индоарийском обществе сформировались четырех основных сословия – варны («цвет»):
брахманы (жрецы) – кшатрии (воины) – вайшьи (свободные общинники) – шудры (слуги). Такое деление, по представлениям ариев, было произведено богами. Брахманы произошли из уст Первочеловека, кшатрии из его рук, вайшьи - из бедер и шудры - из ступней. Позже сотворение варн приписывалось богу Брахме, создавшему их из тех же частей своего тела.
Три высших варны, «дважды рождённые» (двиджати), противопоставлялись четвертой – шудрам. Она состояла из людей, лишившихся земли и защиты общины и сородичей, а также из подчиненных племен. Шудры, в отличие от представителей других варн, не проходили в детстве обряд посвящения (инициации), считавшийся вторым рождением.
Поэтому они, в отличие от ««дважды рожденных», подвергались ряду ограничений в религиозной и общественной жизни. Им запрещалось читать и слушать «Веды», участвовать в жертвоприношениях и поминках, занимать должности в правительственном аппарате, иметь право на землю.
IV. «Буддийский период». VI –III века до н.э.
Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась значительными переменами в экономике, социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические памятники, так и письменные источники. Основными из которых являются буддийские тексты.
Гаутама Будда.
Согласно традиции, в 624 году до н.э. в семье Шуддходханы, раджи племени шакьев, населявшего север Индостана, родился наследник, получивший имя Сиддхарха («Достигающий цели»). Мать ребенка, которую звали Майя, умерла на седьмой день после его рождения. Воспитывала наследника младшая сестра матери - Праджапати (Махапраджапати).
Когда Сиддхархе было 29 лет, у него произошли четыре встречи - с дряхлым стариком, прокажённым, похоронной процессией и безмятежным бродячим аскетом. Первые три встречи указали на неизбежность страданий, причиняемых старостью, болезнями, смертью. Последняя, как решил царевич, указывала на его дальнейшую судьбу. Сиддхарха обменялся одеждой со встретившимся ему нищим, обрезал свои длинные волосы, покинул столицу княжества город Капилавасту и стал отшельником с именем Гаутама.
После шести лет жесточайшего аскетизма он обрёл «четыре благородные истины» о «страдании» и путях избавления от него. Дальнейшая жизнь Гаутамы, ставшего Буддой (санскр. «пробудившийся», «просветленный»), прошла в странствиях и проповеди учения. От его учеников дошли многочисленные тексты, позволяющие судить о жизни индийского общества в это время.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1569;