Концепции универсальной эволюции
Льюис Генри Морган (1818 – 1881) – американский этнограф и историк. Он положил начало научной истории первобытного общества (основное сочинение Моргана – «Древнее общество», 1877 г.). Главную причину прогресса человеческого общества он видел в совершенствовании материального производства, хотя и понимал этот процесс только как историю отдельных изобретений.
Положительное значение для своего времени имела введенная Морганом периодизация (дикость, варварство, цивилизация – с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отдельные ступени), основанная на развитии отдельных элементов материальной культуры.
Автор теории об историческом, преходящем характере частной собственности, развитие которой, с точки зрения Моргана, тесно связано с ростом изобретений и открытий.
Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. Открытие Морганом универсальности материнского рода сыграло важную роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая принципы частной собственности и власти отца. Морган уделял также большое внимание семейно-брачным отношениям.
Книга Моргана и конспект К.Маркса, составленный в 1880 – 1881 гг., были использованы Фридрихом Энгельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма[19]. Спенсер пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков: то, что априорно для личности, апостериорно (приобретено опытным путем, основано на опыте) для рода.
Специфическая особенность позитивизма Спенсера – его учение о всеобщей эволюции. Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения, протекающего в направлении к соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения, что приводит к равновесию. Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления – от неорганических до нравственных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, Спенсер понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Теория эволюции Спенсера не могла объяснить качественных изменений в развитии.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 692;