ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Типология – метод научного исследования, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск их идентификации, стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.
Само понятие «типология» (или «классификация») каких либо явлений отражает стремление упорядочить представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Главным и обязательным методическим условием любой систематизации должно быть очевидное единство избранного основания, как необходимое условие для рассмотрения данной группы объектов в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих объектов в какой-то ряд или иерархию.
Типология культур (от греч. typos – отпечаток, форма, образец + logos – знание, учение) – научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям.
Типология культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических форм существования культуры (этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и др.). Проблема типологии культуры является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной теории культуры.
История развития культурологической мысли знает много различных типологий.
В настоящее время можно назвать более десятка имеющихся в теоретической литературе принципов типологизации культуры.
Среди перечисленных принципов в отечественной гуманитарной науке есть наиболее известные, в частности формационный, который устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический). Каков способ производства, такова и культура.
Цивилизационный принцип встречается у многих авторов, но трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Анализируя культуру под углом зрения цивилизации, многие исследователи пришли к содержательно близким выводам об отрицательном воздействии цивилизационных процессов на культуру (О.Шпенглер, Н.А.Бердяев и др.)
Концептуальный принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Концептуально-мировоззренческое представление о мире, о месте и роли в нём человека, о значимости его поступков, о взаимоотношении с себе подобными и др. дают обширный материал для выстраивания определенной культурной модели мира.
Культурно-исторический принцип является наиболее распространенным и устоявшимся для понимания и использования. Он акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.
Культура дифференцируется также по типу духовно-ценностных ориентаций человека. Так, античный тип культуры определяет как антропокосмогонический. Человек этого времени обладал ценностными ориентациями, которые полностью укладываются в антропокосмогоническую концепцию.
Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от преобладающего типа религиозного мировоззрения. Все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуры на языческую (древнюю) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: буддистская, мусульманская, христианская.
Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Национальные культуры существуют, как правило, на определенной территории локального расселения этноса. Подобный тип культуры тесно связан с этнонациональной ментальностью. Несмотря на то, что национальная культура внутри себя характеризуется чертами общности, в сравнении с другими в ней подчеркиваются черты отличия. (Подробнее смотри ниже)
Демографический принцип типологизации культуры ориентируется на выявление, прежде всего, особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций. Наряду с этим существенное значение приобретает плотность народонаселения, его численность, состав, социальная занятость и пр.
.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1034;