Искусство XVII века
Два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе. Стиль барокко (итал. bаroссо – вычурный, странный, причудливый) – один из главных художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI – середины ХVIII в., которому присущи выразительность, пышность, динамики. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Возникшая в Реформации протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней, зрелищной стороне культа. Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма. Как нельзя лучше целям католической церкви отвечал стиль барокко с его грандиозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов.
Католическая церковь и феодальная аристократия стремились использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства, мест обитания лиц, приближенных к трону.
Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути, он открывает мир в состоянии становления, а таким миром был тогда мир буржуазии. И в этом открываемом для себя мире буржуа ищет стабильности и порядка.
Центром развития искусства барокко на рубеже XVI – XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а позже натюрморт и пейзаж, – становятся основными видами и жанрами искусства барокко. Главные представители римского барокко – зодчий Борромини (римская церковь Сант Иво, 1642 – 1660) и архитектор и скульптор Дж.Л.Бернини. Католическая столица обрела свой барочный вид во многом благодаря церквам, построенным по проектам Бернини. Но главное его создание – грандиозная колоннада собора Св. Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656 – 1667). Бернини создал множество скульптурных алтарей («Экстаз св. Терезы»), явился родоначальником барочного портрета (портрет герцога д’Эсте, Людовика XIV).
Во Фландрии (совр. Бельгия) основными жанрами искусства были сюжеты из Священного Писания, мифологические сцены, парадные портреты, огромные натюрморты. Господствующий стиль – барокко, с чертами национальной специфики; его центральная фигура – Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Преобладание чувства над разумом, огромная жажда жизни, бурная динамика, восхищение физической силой, красотой тела характерны для самых драматических произведений Рубенса. Художник поэтизирует стихию чувств, благодаря чему образы классической древности обретают темную достоверность, не теряя возвышенности. Алтарные образа для Антверпенского собора «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», «Персей и Андромеда» и многие другие представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства.
Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи – классицизм (лат. classicus – образцовый) – художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре XVII – начала ХIХ вв., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме.
Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко, классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того, привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность. Эстетика классицизма ориентируется на подражание классическим образцам: определяющим для нее является аристотелевский тезис о подражании искусства природе, она разделяет важный принцип античного театра о трех единствах – места, времени и действия. Но, фактически, она базируется на рационалистической философии Р.Декарта.
Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия). Он оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, поэзия Лафонтена, Буало, музыка Люлли, парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена. В классицизме XVII в. самым правдивым было то, что идеал общественного устройства рисовался как мечта. Как мечту о «золотом веке» воспринимаем мы полотна Пуссена, пейзажи Лоррена, и, пожалуй, наивными кажутся нам картины придворных художников-классицистов, аллегорически живописующих монархию как воплощение классических добродетелей.
В XVII в. складывается еще одно направление в искусстве – реализм (лат. realis – действительный вещественный). Реализм – направление и метод в художественном творчестве, основывающийся на объективном, правдивом и натуралистическом изображении действительности. Реалистическое искусство складывается в протестантской Голландии.
Вершиной голландского реализма является творчество Рембрандта (1606 – 1669). Талант Рембрандта позволяет превратить любое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности. Главными выразительными средствами выступают у художника свет и цвет. Их сложное взаимодействие создает определенную эмоциональную среду и психологическую характеристику образа. Картины Рембрандта, будь они написаны на библейские и мифологические сюжеты («Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Святое семейство», «Блудный сын» и др.), изображая природу («Пейзаж с мельницей») или портреты («Портрет старика в красном», «Автопортрет с Саскией на коленях» и др.), всегда передают не фантастическое, а вполне реальное человеческое бытие.
В XVII в. оформляются национальные школы в искусстве. Кроме итальянской, фламандской, голландской и французской очень влиятельной художественной школой была испанская. Расцвет испанской культуры пришелся на время ослабления экономической и политической жизни страны. Он ознаменован творчеством Лопе де Вега, Сервантеса, автора бессмертного «Дон-Кихота» – этой подлинной энциклопедии народной жизни. XVII в. по праву называется золотым веком испанской живописи. Его начало ознаменовано творчеством великого Эль Греко (1541 – 1614), который у самого Тициана учился технике письма масляными краками. Этот век украшают имена Ф.Рибальты, X. Риберы и Ф.Сурбарана. В творчестве испанских художников значительное место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания, наряду с Италией, классическая страна католицизма и связанных с ним процессов. Это «Святое семейство» «Моление о чаше», «Взятие под стражу» Эль Греко; «Апостол Петр», «Евангелист Лука» Рибальты; «Св. Себастьян», «Св Инесса» Риберы и др. Но их привлекает и жанровая живопись.
Самым выдающимся художником «золотого испанского века» был Веласкес (1599 – 1660). Его творчество необычайно многожанрово. В отличие от Эль Греко и X. Риберы – представителей маньеризма[20] – живопись Веласкеса – трудно отнести к определенному направлению. Во многих отношениях он явился гениальным предшественником реализма.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 496;