Социально-нравственные добродетели. игры, а вести себя открыто, откровенно, доверительно — важный момент, позволяющий поддерживать и сохранять гармонию в семье
игры, а вести себя открыто, откровенно, доверительно — важный момент, позволяющий поддерживать и сохранять гармонию в семье. Доброта и благожелательность — столпы семейного благополучия.
2. Отношения между детьми и родителями. Чадолюбие, забота о здоровье и благополучии детей, об их приспособленности к жизни, духовном и моральном развитии всегда считались важнейшими родительскими добродетелями. Родители созидают своих детей и физически, и социально. Именно они закладывают в детстве ребенку основные латентные программы взаимоотношений с миром, по выражению того же Э. Берна, родительские сценарии. То, что подрастающее поколение понесет в мир, определяется не только сознательными усилиями родителей, но и тем семейным духом, который царит в маленьком семейном сообществе. Если это дух оптимизма, доброжелательности, уверенности и любви, то, скорее всего, ребенок вырастет хорошим и, в лучшем смысле слова, легким человеком: психологически здоровым и не страшащимся реальной жизни. Любовь, полученная в детстве, питает нас до самой старости, именно она оказывается тем светом, который озаряет даже самые тяжелые и темные наши дни.
В хороших семьях вырастают, как правило, люди, высоко ценящие семью, не склонные к разводам, стремящиеся оградить семейный очаг от внешних и внутренних неурядиц. Если же семья была скверной, в ней царили жестокость или равнодушие, то и выросшее в ней дитя, став взрослым, чаще всего не умеет наладить добрых отношений внутри своего семейного круга. Воспитывавшиеся в неполных семьях, где не было отца или матери, нередко довольно спокойно относятся к распаду собственной семьи. Любовь к семье в них отсутствует, ибо они никогда в полной мере не знали семейного тепла. Разумеется, можно назвать и исключения из этого правила, когда взрослый человек действует по контрасту с тем,
______________________________________ Лекция 9
что он знал в детстве, но в массе случаев сценарии родительской семьи продолжают воспроизводиться во взрослой жизни сына или дочери.
Психоаналитики говорят о том, что любовь каждого из родителей к ребенку качественно разнородна. Мать любит ребенка беззаветно, просто за сам факт его существования, отец же требователен к своему созданию, хочет, чтобы сын или дочь соответствовали социокультурным требованиям, т. е. материнская любовь считается приоритетной и более могучей, являясь как бы разновидностью необоримого инстинкта.
Впрочем, были исследователи, которые стремились опровергнуть подобную точку зрения. Так, француженка Элизабет Бадинтер, изучая историю материнства, пришла к выводу, что материнский инстинкт — не более чем миф. Она установила, что чувства женщины к своему ребенку очень сильно варьируют в зависимости от характера культуры. На примере истории Франции Бадинтер показала, что до конца XVIII в. материнская любовь была делом сугубо индивидуальным. Вообще, большая патриархальная семья, тесно связанная с земледелием или землевладением, не располагала к сентиментальности. Дети выступали там с ранних лет либо как «руки» — помощники в трудовых буднях, либо в богатых семьях как наследники и продолжатели дела отца (они наследовали либо титул и владения, либо профессию). При этом, поскольку детей рождалось много, никто особенно не заботился ни об их психологическом здоровье, ни о гигиене (Людовика XIII регулярно пороли с двух лет, а впервые выкупали почти в семилетнем возрасте).
С XVIII в. нежное заботливое материнство становится культурным образцом, да и вообще возникает тенденция к определенному «детоцентризму». Матери теперь больше общаются с детьми, немодными делаются кормилицы, которым прежде отдавали младенца, возникает педиатрия, а в XIX в. начинают шить специальную детскую
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 473;