Социально-нравственные добродетели. тались вполне нормальными и закономерными для мужа.
тались вполне нормальными и закономерными для мужа.
Со временем экономическое и социальное положение женщины в обществе изменилось, она стала равноправным партнером мужчины в экономическом и юридическом отношении, и это дало основание для большей свободы нравов. Супружеская неверность перестала считаться страшным моральным преступлением, и современная жизнь уже не порождает трагедий вроде трагедии Анны Карениной, когда неверная жена подвергается общественному остракизму. Тем не менее, перестав быть грехом, неверность отнюдь не сделалась добродетелью. Несомненно, лучше и с точки зрения нравственности, и с точки зрения эмоций, когда супруги и через десять, и через двадцать лет относятся друг к другу с любовью, нежностью и страстью, не приискивая на стороне компенсаций. Тогда их парный эгрегор, составляющий основу, костяк семьи, не страдает, не нарушается, не дает трещин, способных разрушить все семейное здание.
Страстная и пафосная защита супружеской верности содержится в популярной современной книге Ричарда Баха «Мост через вечность». Главный герой книги, а им является сам автор, ищет идеальную возлюбленную, которой, конечно, не существует, и при этом полагает себя полностью свободным в отношениях с реальной женщиной — Лесли. Но Лесли доказывает ему, что любовь без верности невозможна, она борется с его предрассудком абсолютной свободы и побеждает. Герой книги становится не просто верным мужем, но счастливейшим мужчиной на свете, ибо познает смысл настоящего единства, когда два человека сливаются телесно и духовно, когда одна индивидуальность оказывается для другой вечной прекрасной тайной и источником бесконечной радости.
Конечно, такая гармония не всегда возможна в повседневной жизни, и современные супруги, не желая расставаться, нередко идут на компромиссы, мирятся с эмоциональной избыточностью мужа или жены, если, разу-
______________________________________ Лекция 9
меется, сия избыточность не нарушает любви и дружбы в семье, не делает одного из супругов равнодушным и раздражительным. Вообще, нынешние нравы стараются не противопоставлять мораль и страсть, которая бывает весьма изменчива и капризна, а тяготеют к компромиссам между ними. Развестись, разрушить семью в наши дни легко, однако трудно созидать и начинать сначала.
Как ни странно, человек может иногда «отклоняться в сторону», но любить жену и заботиться о семье, в то время как другой, высокоморальный и неистово соблюдающий верность, способен изводить свою супругу требованиями и придирками, быть злым и тяжелым в поведении. От такого моралиста вся семья готова разбежаться в разные стороны.
Здесь мы касаемся того важного момента, что любовь к жене (мужу) отнюдь не сводится к верности, которая всегда выступала на первый план. Любовь к другому супругу — это все те же забота, ответственность, уважение и знание, о которых мы уже говорили. Кроме того, это доброта и терпимость.
Супруги хороши и моральны друг для друга, когда они оба вносят вклад в материальное благосостояние их небольшого коллектива, поддерживают устраивающий обоих порядок в быту, снисходительно и терпеливо относятся к недостаткам друг друга (а они есть у всех), ненавязчиво воспитывают (совершенствуют) друг друга и, что очень важно, никогда не унижают! Знаменитый психотерапевт Эрик Берн описывает в своих книгах множество весьма неприглядных психологических игр, в которые порой играют супруги, постоянно унижая друг друга, демонстрируя собственное превосходство, насаждая у своей половины чувство вины, доводя ее до отчаяния и получая при этом скудные и порочные психологические выигрыши. Люди, как показывает Берн, не всегда делают это сознательно, они лишь привыкают к негативным поведенческим матрицам и не могут от них избавиться. Не играть в
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 490;