Самовоспитание и его высшие цели
До сих пор мы размышляли о воспитании, которое дается человеку обществом, о тех морально-психологических маяках, на которые нас призывает равняться эпоха, а также о многообразных субъектах, берущих на себя роль педагога. Но как бы ни старались окружающие люди, как бы ни складывались обстоятельства, последнее слово в формировании собственного сознания и поведения остается за самим человеком. В конечном счете, он сам себе первейший воспитатель, учитель и педагог. Никто не в силах влезть в чужую душу и вставить другому свой ум, и Сартр совершенно прав, утверждая, что человек в любой ситуации может сказать «нет». Впрочем, точно так же он может сказать «да»: да — честности, стойкости, доброте, которым отнюдь не всегда благоприятствует внешняя действительность в лице других людей и событий.
Разумеется, маленький ребенок еще не умеет воспитывать себя, для этого ему нужно подрасти, развить самосознание, почерпнуть из общения и культуры некие идеалы и образцы, которым хочется следовать, но уже с подросткового возраста — 12—14 лет — каждый в силах влиять на свой характер, культивировать одни качества и отвергать другие, выбирать, к чему стремиться. Самовоспитание — неустранимый компонент жизни всякого думающего самостоятельного человека.
В современной психологии существует представление о «я-концепции». Это целостный образ себя, включающий те черты личности, которые устойчиво проявляются в разное время и при разных обстоятельствах. Например: я — гордый, я — смелый, я — трудолюбивый. Или наоборот: я — закомплексованный, я — трус, я — лентяй. От характера «я-концепции» зависит и самочувствие, и поведение индивида, а складывается она
Лекция 1О
при активном участии самой личности. Неблагоприятный образ себя можно изменить, развивая собственную волю, настойчиво меняя сложившиеся ранее стереотипные реакции и вызывая этим у окружающих новое отношение к себе.
Практическое самоизменение — самовоспитание — всегда предваряется осознанием того, чего я хочу, какие цели я преследую, внося коррективы в собственные привычки, чувства, отношения с близкими и далекими людьми, каков мой идеал себя.
Думаю, что две радикальные позиции, выражающие крайности в решении этих проблем, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Я хочу быть максимально приспособленным к на
личному обществу, к преуспеянию сообразно его ценно
стям, целям и задачам. Я хочу не только выживать в су
ществующих условиях, но и стяжать в них для себя целый
ряд общепризнанных благ — материальный достаток или
богатство, влияние, власть и т. д. (Этот список может
стремиться к полноте, выражаемой формулой: «все воз
можные блага».) Меня устраивает быть скроенным по
меркам данного социума и культуры, я не чувствую от
этого никакой ущербности и буду лишь рад соответство
вать заданным параметрам нормальности и похвальнос-
ти. Суть не в том, чтобы быть оригинальным, а в том,
чтобы быть счастливым.
2. Я хочу быть своеобразной неповторимой индиви
дуальностью, которая не подчиняется никакому внешне
му диктату, никакой навязанной предзаданности. Меня
не устраивают нормы и ценности общества как такового
и того общества, в котором я живу, ибо все они манипу-
лятивны, фальшивы и ведут к противоречиям и страда
ниям. Я хочу развивать в себе умение быть независимым
от людей и обстоятельств, от давления коллективности и
анонимных социальных сил. Я также стремлюсь избавить-
Зачем воспитывать человека?
ся от собственной бессознательности и импульсивности, которые тоже есть форма зависимости. Я хочу быть целостной свободной монадой, способной по своему решению соотноситься как со всей Вселенной, так и с малой ее частицей. Социальная обезличенность не может дать счастья, а порождает лишь суррогаты. Истинное счастье — в неповторимости и свободе.
Итак, первая позиция: приспособление и вполне лояльное отношение к возможному обезличиванию. Здесь доминирует идея: «я хочу быть как все и со всеми». Личность принимает социальные правила игры со всеми их противоречиями, соглашается с ними и стремится принять на себя роль, которая представляется ей наиболее выигрышной: быть победителем, а не побежденным, сытым, а не голодным, успешным, а не неудачником. И в любом случае — нормальным, а не странным, функционально-приспособленным членом общества, а не святым, придурком или изгоем. Ценой этого может быть утрата индивидуальности, особых личных способностей и свойств, но в этом случае рассуждают так: «Зачем мне такие индивидуальные черты, которые только мешают подравняться под стандарт?»
Во все времена существовали разного рода устные и письменные руководства, как реализовать свой проект «быть как все». В наши дни образцом литературы, призванной помочь личности хорошо приспособиться к социальному устройству рыночного общества, являются работы Дейла Карнеги. Посмотрите еще раз, как они называются: «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Карнеги честно и добросовестно обобщает опыт успешного приспособления к условиям конкуренции и нервной урбанизированной жизни, он обучает приемам, приводящим нас в состояние уравно-
Лекция 10
вешенности и благожелательности, преподает маленькие уроки манипуляции чужим сознанием, впрочем, не злостные и не пагубные, помогает адаптироваться к агрессивной среде и достичь делового и финансового успеха. Сам по себе деловой и финансовый успех не ставится им под сомнение как неоспоримая ценность. Быть успешным — естественная установка для самосовершенствования в западной цивилизации.
Хороша ли установка на максимальное социальное приспособление? Хорошо ли стремиться быть как другие? Это непростые вопросы. Думаю, что до определенной степени такая установка вполне естественна: люди не живут в одиночку, они вписаны в социокультурный контекст, и их повседневность вместе с присущими ей ценностными ориентирами неизбежно стереотипизирована. Закавыка, однако, в том, что стремясь неукоснительно следовать общепринятым установкам, человек может раствориться в стандартах и образцах, нормах и стереотипах, стать марионеткой мнений и давлений, влияний и ценностных матриц. Вполне пристойная позиция социальной адаптиро-ванности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Эта потеря происходит тогда, когда превосходится некая мера, нарушается баланс между адаптивно-необходимым и адаптивно-избыточным. Избыточная адаптивность превращается в бесхребетность, отсутствие индивидуальности приводит к потере личностного ядра. Люди просто-напросто перестают самостоятельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творчестве то, что нужно именно им, а не требовательной социальной машине, в которой они являются колесиками и винтиками. Их самосовершенствование оборачивается драмой самоутраты. Довольно дорогая цена платится за приспособление как личностный идеал.
Э. Фромм показывает в книге «Человек для самого себя», сколь непродуктивна широко распространенная
Зачем воспитывать человека?
в наши дни рыночная ориентация сознания: индивиды начинают воспринимать себя как товар, который должен продаваться, поэтому они стремятся быстро выработать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забывая о том, каков он на самом деле, становится сплошной вынужденной трансформацией — он должен выгодно продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.
Сохранение гармонии между мерой социального и мерой индивидуального в процессе сознательного приспособления к требованиям общества — дело тонкое и трудное. Именно поэтому возникает вторая обозначенная нами позиция: идеал тотальной свободы индивида от внешних и внутренних ограничений и требований, созидание себя как индивидуальности, не подвластной никаким канонам. Скажем прямо, это идеал самовоспитания с претензией на сверхчеловечность.
Идеал стремления к сверхчеловеческой свободе издревле существует в культуре, он восходит к древним мистериям, к тайнам эзотерических учений и проходит через всю историю, то теряя свой мистический облик и профа-нируясь, то вновь обретая сакральные черты. Мы. находим его и в литературе Ренессанса, и у Ницше, и у Сартра. Особенно ярко, на мой взгляд, описан образец и путь к сверхчеловеческому в работах современных адептов древнего герметизма, в частности Дж. Бейнса.
Согласно изложенным Бейнсом герметистским воззрениям, нормальный средний человек — по определению существо ущербное, зависимое и несамостоятельное. Личность, взятая в ее обычном понимании, — лишь совокупность масок, механический агрегат, приводимый в движение могучими внешними силами. Человек не облада-
Лекция 1О
ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пребывает как бы во сне и обречен оставаться таким, если не поставит для себя задачу радикального самосовершенствования — выхода за границы возможностей своего вида. Ибо вид Homo sapiens предполагает полнейшую запрограммированность во всем. Он поставлен в ситуацию жесткого программирования не только на поверхностном социальном уровне, но и гораздо глубже. По герметист-скому преданию, сотворенный Духом вечный человек питался силами семи планет, которые стягивают орбиту Вселенной, был свободен и ни от чего не зависел. Но ему не следовало заглядывать в мир материи, сотворенный Тьмой — антагонистом Духовного света. Когда же он заглянул туда, то увидел свое отражение в воде и тень на земле. Он понравился сам себе, потянулся к отражению и тени, и тогда материя окутала его, обняла и поглотила. Он оделся в «ризы из кожи», стал плотским человеком, чей бессмертный свободный дух погребен в смертном теле. А семь планет, которые прежде питали его, стали управлять им и главенствовать над ним, они сделались Архонтами судьбы и теперь определяют, каким человеку быть и как сложится его жизнь. Кроме Архонтов судьбы
— суровых и безжалостных — человек подчинен коллек
тивной бессознательной душе — источнику его влечений
и аффектов, всей существующей в нем бессознательнос
ти. Она являет собой вместилище архетипов и может быть
названа вселенским компьютером.
Тот, кто хочет действительно усовершенствовать себя, должен обратиться к древним духовным техникам, найти Учителя и освободиться не просто от диктата конкретного общества, но от всех без исключения видов предзадан-ности. Это действительно великая цель самовоспитания
— стать мутантом, обрести свободу от страстей и влече
ний, от норм и правил, от своих и чужих аффектов. Прой
дя мистическое посвящение, «звездный человек» (так на-
Зачем воспитывать человека?
зывает Бейнс продвинутого герметика) оказывается по ту сторону добра и зла, поднимается над всеми противоречиями, над дихотомиями тьмы и света, прошлого и будущего, мужского и женского. Он больше ничего не меряет ограниченной человеческой мерой, хотя может жить среди людей, оставаясь неприметным и безучастным к чужим суетливым нуждам. Он стоит над всякой схваткой. Он — истинная индивидуальность без насильственных внешних личин, без темных импульсов изнутри. Абсолютно свободный и ни в ком не нуждающийся маг, играющий стихиями и прозревающий даль тысячелетий.
Впрочем, платой за такую индивидуальность и такую свободу оказывается... сама человечность. Жаждущий воспитать из себя мага-мутанта должен заранее отказаться от обычной любви и привязанности, вообще от потребности в другом человеке, как и в любом ином ограниченном и частичном существе.
Таким образом, мы видим, что стремление раствориться в обществе уничтожает индивидуальность личности, а стремление вовсе оторваться от общества и людской природы разрушает человечность и вместо человеческой индивидуальности предлагает нам непонятного мутанта.
Видимо, стремясь найти себя, сформировать собственное «я», человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью, всеобщностью и индивидуальностью, ориентацией на коллективность и на собственные предпочтения. Каждый человек интуитивно находит (или не находит) этот динамический баланс, позволяющий ему быть одновременно счастливым и моральным, творческим и соблюдающим общепринятые традиции и нормы. Однако философы XX в. выработали целый ряд понятий, задача которых — представить образцы гармоничной личности и показать человеку путь к себе.
_____________________________________ Лекция IO
Фромм предлагает для этого понятие продуктивности. Этически одобряемая Фроммом продуктивная ориентация не связывается им ни с художественным творчеством, ни с внешней активностью (активность может быть непродуктивной, если, к примеру, человек гоним иррациональными страстями). Продуктивность — реализация способностей человека, егосил. Силой разума человек проникает в глубь явлений, понимает их сущность. Силой любви преодолевает преграды, разделяющие людей. Силой воображения планирует задуманное. Продуктивное отношение не репродуцирует, а генерирует, т. е. оживляет и преобразует мир. Оно — выражение спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека.
Только одну силу негативно оценивает Фромм. «Силу над» — власть одного человека над другими. Ее он считает непродуктивной, ибо, по его мнению, тот, кто стремится к власти над окружающими, просто не способен ни к познанию, ни к воображению, ни к любви.
В продуктивности Фромма сбалансированы и гармонизированы ориентация на обладание и владение и ориентация на свободное, ничем не владеющее бытийство-вание; любовь к самому себе и любовь к другим людям; подчиненность лишь голосу собственной совести и учет общечеловеческих моральных ценностей. Простых рецептов достижения продуктивности Фромм не дает, он лишь призывает людей прислушиваться к внутреннему миру, отзываться на глубинные движения собственной души.
Юнг говорит о процессе индивидуации. Как известно, он рассматривает жизнь человеческого сознания через призму влияния архетипов — бессознательных структур, закодированных в мозгу и общих для всего человечества. Важнейшим архетипом, по Юнгу, является самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспре-
Зачем воспитывать человека?
дельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К самости как раз и ведет процесс индиви-дуации. Это — интеграция коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывается на объективации образов бессознательного и вступлении в диалог с ними; пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.
Индивидуация предназначена не только для невротиков, обремененных патологическими симптомами, но и для всякого обычного человека, который выступает в современном мире как разорванный, противоречивый, расщепленный на фрагментарные личности. Индивидуация преодолевает не только внутреннюю раздробленность целостного человека, но и разрыв между атомизированным сознанием и теми психическими и бытийными началами, которые едины для всех,
Наконец, А. Маслоу говорит о самоактуализации. Люди, которые смогли самоактуализироваться, — это поистине здоровые люди, зрелые, достигшие единства и целостности внутреннего мира и внешнего поведения. Они способны испытывать пиковые переживания, о которых мы уже говорили.
Таким людям присущи следующие свойства:
• более ясное и адекватное восприятие реальности;
• большая открытость переживаниям;
• большая интегрированность, целостность и единство
личности;
• большая спонтанность и экспрессивность; идеальное
функционирование, жизнеспособность;
_____________________________________ Лекция 10
• подлинная самость; Полная самобытность, автоном
ность и уникальность;
• более высокая степень объективности, отстраненнос
ти, умения подняться над своим «я»;
• новое обретение творческого подхода;
• умение соединять конкретику с абстракциями;
• демократизм в структуре характера;
• способность любить.
Как видим, самоактуализированный человек Маслоу, хотя и является ярко выраженной индивидуальностью, свободной и независимой, тем не менее способен на любовь и демократизм, он выходит за рамки своего «я» и имеет объективный взгляд на происходящее, а значит, способность быть справедливым. Таким образом,, он не асоциален, а гибко вписан в наш противоречивый и несовершенный мир. Он не повелитель и не враг других людей, но товарищ и образец наиболее удачного и счастливого мироотношения.
Заметим, что образцы гармоничной личности, представленные в понятиях Фромма, Юнга и Маслоу, не идеологизированы. Они не замкнуты на какое-либо представление об образцовом обществе, будь то средневековая иерархия, социализм сталинского толка или либерально-демократическая модель. Речь не идет также о верующих или неверующих, христианах, буддистах или синтоистах. Видимо, поистине гармоничная личность, какой хорошо бы стать любому из нас, вписывается в любой конкретный социальный строй, уживается с ним, но не в силу своего полного подчинения и растворения в нем, а в силу своей определенной «дистантности» по отношению к нему. Разные религии ведут, в конечном счете, к одному Богу, а разные общества являются полем возможностей для того, чтобы целостный самостоятельный человек в полной мере реализовал себя, раскрыл максимум своих возможностей и нашел свою судь-
бу. Не ту судьбу, которая волей злого рока толкает его в спину, а ту, которая предначертана ему высшими силами бытия для счастья и творчества. Вот почему самовоспитание так тесно связано с пониманием себя, своего высшего предназначения, своей внутренней уникальной и всегда интересной задачи. Но этот сюжет уже выходит за рамки разговора о цели воспитания. О нем я напишу другую книгу.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 534;