Социально-нравственные добродетели. Семья — та форма человеческого общежития, которая сопровождает человека с древних времен до наших дней
Любовь к семье
Семья — та форма человеческого общежития, которая сопровождает человека с древних времен до наших дней. В разных культурах в различные исторические периоды она имеет разную форму, несхожие принципы построения, порой весьма различную мораль, но практически всегда она выступает как психологическая и нравственная ценность. Семья — микрогруппа, ближайшее окружение человека, в рамках семьи индивид рождается и вырастает, мужает и взрослеет, здесь он получает фундаментальные основы своего мировоззрения и мировосприятия. Став совершеннолетним, взрослым, человек создает свою семью, рождает детей, повторяя социокультурный семейный цикл, чтобы в кругу своей семьи — с детьми и внуками — проживать свою зрелую жизнь и старость.
Можно ли быть счастливым без семьи? Возможно, отдельные люди и способны хорошо жить в одиночестве, но для абсолютного большинства человечества жизнь без семьи неполна и безрадостна. Семья — это общество родных и близких людей, это психологическая ниша, в которой можно укрыться от холодных социальных ветров, это место, где тебя поймут, оценят, поддержат, всегда помогут и не покинут в беде. Это также сфера саморазвития и самоутверждения. Любовь, дружба, привязанность, взаимопонимание между супругами, детьми и родителями, старшими и младшими поколениями — залог радостной и продуктивной человеческой жизни. Семья строится не только на принципе долга, который, конечно, присутствует в ее бытии, но и на любви — живом, постоянно вопроизводящемся чувстве. Любовь к семье, семейность — не только экзистенциальное состояние, вдохновляющее переживание, но и нравственная добродетель. Это как в случае с патриотизмом, когда душевно-чувственное вовсе не противоречит моральному, а, напротив, питает и поддерживает его.
______________________________________ Лекция 9
Семейная жизнь включает в себя целый ряд отношений. Рассмотрим их.
1. Отношения между мужем и женой. Собственно, семья тогда и возникает, когда мужчина и женщина объединяют свои судьбы, чтобы жить вместе и продолжать род. Создание новой семьи у всех народов отмечается как сакральное событие и как праздник. В христианстве считается, что Господь объединяет души на небесах для совместной жизни, а церковь освящает узы брака. Свадьбы играются в любых культурах, даже у завзятых атеистов, потому что заключение брака — важный переломный момент жизненного пути. Во многих обрядах жених и невеста, стоящие под венцом, дают слово высшим силам и друг другу, что будут всегда друг друга любить, заботиться друг о друге, никогда не покинут свою половину ни в беде, ни в болезни и вместе будут нести все испытания и тяготы, какие бы ни послала им судьба, т. е. они дают поистине нравственный обет. Другой вопрос, насколько в реальной жизни этот обет может быть выполнен и какие моральные послабления возможны и допустимы в ходе долгой и непростой семейной жизни.
В прошлые времена особенно остро ставился вопрос о супружеской верности. Она считалась ярким проявлением любви к семье и порядочности человека. Хотя для мужчин и женщин существовали разные критерии нравственности. Мужская неверность часто не оценивалась как большой грех, в то время как женская неверность влекла за собой страшные кары: от молчаливого общественного презрения до скандального опозоривания, мазания ворот дегтем и побивания камнями. Двойная мораль диктовалась,объективным подчиненным положением женщины в патриархальной семье, где муж являлся экономической основой большого многодетного дома, добытчиком, господином, которого нельзя ослушаться. Жена как существо второго сорта не имела права на собственные желания, на свободу поведения, которые счи-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 665;