Социально-нравственные добродетели. ние, столь типичное для семей прошлых столетий
ние, столь типичное для семей прошлых столетий. Од-нодетность практически стала нормой, а ребенку, который вырос один, конечно, не хватает старших и младших близких родственников.
В западных странах во многом потеснен институт дедушек и бабушек. Конечно, очень хорошо, что пожилые люди в развитых странах экономически обеспечены и независимы, мы, россияне, можем только мечтать об этом. Но оборотной стороной независимости является холодность взрослых детей к своим престарелым родителям, внуков — к дедам и наоборот. Становятся все менее значимыми, уходят в прошлое традиции семьи, достоинство рода, семейная гордость. А ведь они были прекрасными, если, конечно, не переходили в необоснованную заносчивость и кичливость.
Несмотря на фиксируемый специалистами кризис семьи, на массовость разводов и множество матерей-одиночек, идеалы семейности все-таки не утрачены. В сущности, каждый человек хочет, чтобы его любили родители, хочет иметь хорошую жену или мужа, славных детей и гордиться тем, что он способен заботиться обо всех своих близких. Любовь к семье остается признанной добродетелью, желанной и сулящей много радости. Это заставляет с надеждой смотреть в будущее.
Лекция 10
ЗАЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА?
1. Какой человек нужен обществу?
Важнейшая функция морали — воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существенным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, только в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологических установок. Однако в детстве ребенок получает именно моральное воспитание, целенаправленное воздействие извне: взрослые учат его, каким следует быть, объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок одновременно получает представление о том, как следует оценивать себя и других, как себя вести с родными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижестоящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь
Зачем воспитывать человека?
старику, уступить место малышу и т. д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты высокой морали, они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и хамство по отношению к людям зависимым.
Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Однако такой процесс представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, впитанные с молоком матери, прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание — такая важная и ответственная вещь.
Моральное воспитание в разное время и у разных людей основывается на различных принципах и приемах и формирует порой противоположные ценностные ориентиры. С древнейших времен старшие в социальной группе (племени, роде, семье) целенаправленно формировали у младших определенные черты, испытывали, экзаменовали их на соответствие заданному образцу поведения. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствующих его объективным потребностям. Правильно воспитанный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Именно поэтому общество никогда не оставляет воспитание на откуп жизненным случайностям, неуклонно создавая подвижный слой разнообразных воспитателей молодого поколения (старейшины и наставники, няни и бонны, воспитатели детских учреждений и учителя, вожатые, тренеры и т. д.). Оно создает социальные ин-
Лекция 10
статуты, специально занятые воспитанием, финансирует их, организует детские сады, интернаты и пансионы, поощряет целую армию педагогов, занимающихся воспитанием и обучением в частном порядке. Однако не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы обнаружить: современный человек воспитывается для реализации иных целей и должен обладать иным набором качеств, нежели гражданин античного полиса, средневековый крестьянин или дворянин XVIII в. Конечно, ряд желательных нравственных свойств остается неизменным. Сегодня, как и вчера, по-прежнему в чести доброта и храбрость, честность и справедливость, и все же в целом образ идеального вопитанника иной.
Чтобы как можно четче представить себе отличие современных требований к человеку от требований предшествующих этапов истории, условно разделим историю на два периода. Первый период (до 40-х гг. XX в.) назовем временем до современности. Второй период (последние 60 лет) — современность, он характеризуется бурным научно-техническим развитием и общим ускорением исторического времени. Так как черты современности назревали в обществе постепенно, готовились предшествующим развитием мировой культуры, новые требования к человеку стали возникать довольно давно, возможно, еще в период восхождения европейского капитализма. Но тогда они не были системными, не носили массового характера, теперь же они приобрели целостность и обращены практически к каждому члену общества. Назовем прежние, работавшие до современности, критерии хорошей воспитанности традиционными.Традиционны они в двух смыслах. Во-первых, они выдвигают на первый план сохранение традиций, умение поддерживать в личном поведении связь времен. Во-вторых, ориентация на верность прошлому и предкам просуществовала тысячелетия и сама является древней традицией
Зачем воспитывать человека?
Каков же облик идеального традиционного человека?
1. Важнейшее свойство традиционного человека —
приверженность и верность существующему порядку,
освященному установлениями предшествующих поколе
ний. Индивид отождествляет себя с родом, народом,
историей своей страны, рассматривает себя как часть це
лого, как орган единого социокультурного организма.
Наличные традиции и обряды воспринимаются им как
сакральные (священные). Другие порядки, иные миро
воззренческие установки, характерные для иных этни
ческих и культурных групп, видятся если не как враж
дебные, то как чуждые. Человек сознательно воспиты
вался как страстный адепт традиции своего социума, что
создавало жесткие оппозиции: наш — не наш, мусуль
манин — неверный, русский — нерусский. Кроме того,
традиционный человек всегда крайне осторожно отно
сится к любым новшествам, считает их подозрительны
ми, разрушительными для заведенного порядка. Нова
ции морально не одобряются, они могут быть приняты
лишь под прикрытием традиции, как ее продолжение,
модификации.
2. Традиционный человек, принадлежащий к конк
ретному сословию, жестко следует поведенческой мат
рице, предписанной его социальной группе. В тради
ционных обществах эталоны поведения разных сословий
кардинально различны: то, что приличествует дворяни
ну, непристойно для священника и недопустимо для кре
стьянина. Писаные и неписаные кодексы поведения же
стко регулируют каждый шаг людей в их повседневной
жизни, их нарушение чревато наказанием вплоть до из
гнания из общины и лишения жизни.
Индивидов, чье поведение с раннего детства определяется традицией, с младых ногтей учат подчиняться старшим по возрасту и по рангу. Подчинение, покорность, кротость — важнейшие добродетели, похвальные нравственные качества. Община принуждает, но она же
Лекция 10
и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные решения занимают в жизни людей небольшое место и часто трактуются как выполнение воли Бога (богов).
3. Традиционный человек ориентирован на сохране
ние полученных с детства способов действия и поведе
ния в течение всей жизни. Характеристики социальной
действительности меняются медленно, лишь на протяже
нии существования нескольких поколений, поэтому в
рамках одной жизни эффективно работают идейные и
нравственно-психологические матрицы, заложенные в
раннем возрасте. Жесткость и неизменность принципов,
верность взглядам, впитанным с молоком матери — доб
родетель традиционного общества.
4. Индивид, воспитанный в традиционном обществе,
испытывает высокую ответственность перед общностью,
которая его порождает и взращивает. Ответственность
перед Богом (богами) и перед социальной группой сли
ваются воедино, так как именно высшие сакральные
силы вменяют данный порядок и поддерживают его. Об
щность отвечает за человека как за свою часть, но и че
ловек держит ответ перед нею и обязан жертвовать соб
ственным благополучием и жизнью ради сохранения
общности.
Консервативный, патриотичный до ксенофобии, покорный и высокоответственный перед другими человек — явление общества определенного типа. Он — реальное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принципам и умение поддерживать связь с прошлым имеют общечеловеческий и надвременной статус, т. е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень проявления этих качеств исторически меняется. Современная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинствами. Какими?
Зачем воспитывать человека?
Перемены, пришедшие к человечеству с утверждением развитого рыночного общества и получившие особенно яркое проявление в XX в., были прекрасно проанализированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер буржуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э.Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и проблемами.
Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние практически на всю планету, прагматично, динамично. Современность применяет к ныне живущим людям новые критерии совершенства, в корне отличающиеся от прежних по набору качеств. Каковы же эти качества?
1. Человек обладает личной автономностью, способ
ностью дистанцироваться от социальности и культуры, в
которой он вырос. Современный человек — активный
мигрант, он переезжает из страны в страну, с континен
та на континент, адаптируясь в новых для него культур
ных и социальных условиях. Ему свойственна мировоз
зренческая открытость, способность критически отнес
тись и к заветам собственных предков, и к наследию чу
жих культур. Оборотной стороной этой критичности вы
ступает терпимость, толерантность, без которой невоз
можно вписаться в жизнь другого этноса и государства.
Конечно, патриотизм не отброшен в современном мире
как нравственная ценность, но ценностью стали здесь и
космополитические взгляды, стремление быть граждани
ном мира. Дистанцированность от традиций своего на
рода означает также позитивное отношение к новациям.
Нынче быть динамичным похвально, способность не за
стревать во вчерашнем дне высоко ценится.
2. Если в традиционном обществе человек вписан в
жесткую систему предписаний и регламентации и подот-
__________________________________ Лекция 1О
четен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко заданных программ, освобождающих от проявления личной воли. Конечно, неравенство социальных групп сохраняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила поведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам выбирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совершаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий.
Общины в старом понимании больше нет, и покорность ее авторитету ушла в прошлое. Современность морально одобряет самостоятельность и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность.
3. Современный мир высоко ценит творчество, новации, умение быстро приспособиться к новой обстановке, «перестроиться на марше». Поэтому пожизненная верность установкам, стереотипам, привычкам и приемам, приобретенным в раннем возрасте, рассматривается скорее как недостаток, чем как достоинство. Всякое устойчивое воспроизведение стереотипа понимается как ригидность, неповоротливость. Это, конечно, не значит, что верность принципам совсем утратила свою роль, скорее сама система принципов стала более изменчивой и динамичной. Человек должен уметь много раз в жизни менять профессию и специальность, овладевать новыми представлениями о реальности, и его нравственные поступки и суждения должны соответствовать конкретной обстановке. Моральное творчество — это гармоничное разрешение нетривиальных мораль-
Зачем воспитывать человека?
ных коллизий, для которых нет стереотипа, идущего из прошлого.
4. Современное общество, кроме ситуаций войны, не требует жертвенности от своих граждан, ибо оно основано на взаимовыгодности отношений социального целого и его членов. Однако тема ответственности не перестает быть актуальной. Правда, она трансформируется.
Во-первых, в огромной степени возрастает ответственность перед самим собой. Наш современник находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответственности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.
Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — огромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.
Таким образом, современное воспитание направлено на выковывание очень самостоятельного и ответственного индивида, который не может списать последствия своих дел ни на царя, ни на полководца, ни на деревенского старосту и вообще ни на кого. Конечно, формирование подобных характеров — непростой процесс, но именно такая ответственность востребована социокультурной ситуацией.
Модель, которую мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно абстрактна и акцентирует контраст между прежними и нынешними социально-нравственными ориентирами. Хочется подчеркнуть, что образ нужного обще-
Лекция 10
ству человека всегда включает в себя не только чисто моральные черты, но самые разнообразные социальные качества, имеющие, однако, моральное значение и связанные с определенным нравственным идеалом. Подводя итог, можно заметить, что нынешнее воспитание ориентировано на образ свободного, самостоятельного, ответственного, критичного и в то же время терпимого и лояльного человека. Этот человек открыт для перемен и для творчества.
Разумеется, такой человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с другими людьми, с общественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные требования выдвигает социум к индивидам в основных сферах общественной жизни.
Сфера труда.Современный человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) — одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит составной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производства, преобразования характерен не только для Америки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (известно, что в Японии распространен тип человека-трудоголика, полностью погруженного в свою профессиональную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябанность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапизму (уходу от активной социальной жизни), неприемлемы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального масштаба.
Разумеется, чтобы не быть разрушительной для человека, трудовая деятельность должна ограничиваться неки-
Зак. 49 353
Зачем воспитывать человека?
ми внешними и внутренними рамками (всякое нарушение меры оборачивается злом!), и все же эталоном нравственности является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.
Можно сказать, что современное общество так же морально поощряет всякую предпринимательскую активность, всякое новационное действие, способное принести благо как людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.
Сфера государственности.Инициативный и автономный человек конца XX и начала XXI в. должен быть законопослушным. Уплата налогов, соблюдение законов, уважение к государству — не только юридический, но и моральный долг. Характерная для западного общества теория общественного договора предполагает, что и правовые, и моральные отношения — суть единство, это соглашение о том, что люди принимают некие правила игры, помогающие им пресечь эгоистическую войну всех против всех, способную погубить человечество. Поэтому демократическое государство при всех его фактических минусах выступает как гарант мира, стабильности и возможной на данном этапе истории справедливости. Его следует уважать, почитать и поддерживать, ибо именно оно обеспечивает правовую базу и охрану частной собственности и частной инициативы, являющихся столпами наличного миропорядка.
Популярные и широко распространенные в XX в. идеи революционности к концу столетия резко сузили спектр своего влияния. Человек-революционер, потрясатель основ, титан, разрушающий мир «до основанья» и влекущий толпы вдохновенных сограждан в «прекрасное будущее» потерял былую привлекательность и перестал быть «нравственным идеалом». Реальная история, в том числе российская, показала, что «благими намерениями вы-
Лекция 1О
мощены дороги в ад», что утопический романтизм оборачивается тиранией и культурным упадком. Именно поэтому на роль морального примера в наши дни может скорее претендовать гуманистически настроенный законопослушный гражданин, стремящийся к легальному совершенствованию наличной системы права, чем воинственный бунтарь.
Сфера самоотношения.Современный мир ориентирует индивидов на самоуважение и заботу о себе. Именно индивид является центром творческой активности, внутренний мир каждого уникален и достоин внимания. Знаменитый западный индивидуализм заключается в том, что в качестве главной цели человека полагается его собственное благополучие и счастье, а не благополучие той или иной общности, куда он входит как составная часть. Другой вопрос, как именно понимать собственное благо. Можно, конечно, сводить его исключительно к материальному и финансовому благополучию, самоутверждению и власти, а можно усматривать это благо в полноте развития своих сущностных сил, своих способностей, в «продуктивном» (Э. Фромм) самопроявлении. Тогда личное благо оказывается неразрывно связано с благом других людей. Западное общество, ценности которого доминируют в мире, на первый план выдвигает отдельную личность с ее правами и приоритетами. Собственно, права человека — это права индивидуума. Вопросом о выработке практического самоуважения и любви к себе занята вся современная психотерапия, полагающая, что много бед происходит от того, что люди не умеют любить самих себя и самостоятельно о себе радеть.
Нельзя не отметить, что этот социально-нравственный воспитательный ориентир несет в себе серьезное противоречие. В реальной жизни, где не так уж много людей занимаются этической рефлексией, однозначное выдвижение на первый план индивида оборачивается
12* 355
Зачем воспитывать человека?
расцветом эгоизма и прагматизма сознания. Человек, полностью и без раздумий принявший принцип индивидуализма, рискует оказаться в конфликте с общностями любого уровня от семьи и школьного класса до корпорации и нации.
Сфера отношений с другими.Развитое рыночное общество наших дней диктует человеку не любовь или ненависть к другим, но умение устанавливать паритетные партнерские отношения, что невозможно без значительной доли терпимости к убеждениям, взглядам, верованиям и этнической принадлежности другого человека. Можно сказать, что идеальное отношение к другому должно быть лишено эмоциональных крайностей, это в первую очередь деловое отношение, взаимовыгодное и взаимоудобное, взаимно подстрахованное на случай разрыва установившихся связей. Отношения с другими, как правило, — договорные, ярким примером чему являются брачные контракты. Моральный человек тот, который, уважая себя, уважает других с их свободой и правами, достигает согласия, выполняет заключенные контракты. Такой моральный идеал, разумеется, лишен ореола сентиментальности, милой трогательности или горячности страсти, но он таков, каков есть, и мы не можем искажать его здесь в угоду собственным пристрастиям.
Национально-этническая сфера.Современный мир ориентирует индивидов на соединение патриотизма и космополитизма, т. е. на способность гибко сочетать универсальность и чувство гражданина мира с приверженностью интересам своей страны, с уважением к ее прошлому и настоящему.
Сфера пола.Сегодняшнее отношение к вопросам пола противоречиво. Существует ориентация как на равенство полов, так и на идеалы классического патриархата, т. е.
Лекция IО
в качестве образца нравственного поведения может выступать и человек, признающий права женщин, и сторонник мужского приоритета и господства, впрочем, берущий на себя функции защиты и обеспечения слабого пола. Если в первом случае морально идеализируется вышеупомянутое деловое партнерство и уважение чужой свободы, то во втором воспроизводится нравственный идеал мужчины-героя, мужчины-добытчика. И тем и другим представлениям противостоит агрессивный феминизм, выдвигающий в качестве нравственного образца совершенно самостоятельную и независимую женщину-амазонку, попирающую права мужчин и ставящую их в положение слабой стороны. Деловая супервумен конкурирует с традиционным суперменом.
Идет непрерывная дискуссия о допустимости толерантного отношения к половым аномалиям. Наряду с образцом современного гуманиста, допускающего полную свободу действий сексуальных меньшинств, в культуре присутствует образ строгого блюстителя нравов, борющегося за традиционность в области секса.
Таковы основные социально-нравственные и ценностные эталоны, существующие в современном мире и определяющие пути воспитания. Разумеется, представленная мною модель не должна быть принята за прямую кальку реальности. Это лишь описание некоторых тенденций, характерных для рыночного общества конца тысячелетия. Даже на первый взгляд можно заметить, что воспитательные маяки в нашей собственной стране по сей день во многом иные, и это естественно, ибо в реальном воспитательном процессе переплетаются актуальные задачи и традиции, выражаются особенности этнической культуры, черты исторически сложившегося менталитета. Нам просто надо иметь представление, каковы общемировые мировоззренческие и этические тенденции в формировании новых поколений.
Зачем воспитывать человека?
2. Многоликий воспитатель
Вопрос о том, кто воспитывает новое поколение, лишь на первый взгляд может показаться простым. На самом деле это задача со многими переменными, с иксами и игреками, которую не сразу удается решить. Образованный и подготовленный педагог, Учитель с большой буквы не всегда выступает ключевой фигурой воспитательного процесса. Нередко его место занято статистом, человеком вялым и недалеким, лишь формально получившим гордое имя воспитателя. Может быть, именно по<-этому говорят, что главный воспитатель — жизнь, которая лепит из глины задатков реальные способности, человеческий характер и биографию.
Люди, проходящие через одни и те же жизненные испытания, оказываются очень разными, различно думают и различно действуют. Причина этого не только в их врожденных индивидуальных особенностях, но и в том, что они получили разное воспитание, имели разных воспитателей. Такими воспитателями могут быть как отдельные люди (отнюдь не педагоги), так и целые организации или сообщества.
Воспитание бывает непосредственным (при личном контакте с ребенком) и опосредованным (при помощи различных культурных форм: художественных произведений, радио, телевидения и т. д.). Главная функция воспитателя — внедрение в сознание воспитанника определенного типа ценностей, ведущих ориентиров, способных регулировать и контролировать поведение изнутри, как бы из души самого человека. «Нравственный закон во мне» (И. Кант) — всегда результат воспитания.
Обратимся к более подробному рассмотрению того, кто же именно оказывает максимальное морально-воспитательное воздействие на личность. Первым воспитателем человека выступает его ближайшее окружение,
Лекция 1О
прежде всего родители. Именно они обучают его человеческому способу реагирования, предметно-практическим действиям, речи, представлениям о добре и зле, должном и недолжном. Родители очень долго, иногда всю жизнь, остаются главными воспитателями для индивида и являются личностным критерием правильности его поступков: их одобрение и порицание может иметь для человека огромное значение в любом возрасте. То, чему мама в детстве учила, внедряется очень глубоко в сознание и подсознание воспитуемого и порой определяет его поведение помимо его собственной воли, минуя рефлексивный контроль и рациональные пласты. Традиционное общество, о чем я уже говорила, высоко оценивало и всемерно укрепляло родительский авторитет, вменяя даже взрослым детям необходимость подчиняться старшим (эта традиция по сей день существует на Востоке, несмотря на разительность социокультурных перемен). Однако в современных западных странах в связи с резким возрастанием темпа жизни родительское воспитание перестало быть вечным образцом для подражания, а иногда даже расценивается как тормоз на пути самоизменения и самовоспитания индивида, родительские стереотипы устаревают быстро.
Воспитание ребенка родителями — далеко не всегда сознательный процесс. Оно происходит прежде всего через копирование, подражание, непосредственное усвоение ребенком родительского поведения и взглядов. То, что исходит от родителей, воспринимается малышом как единственно возможный способ действия и как норма. Ближайшее окружение, микрогруппа, в которой вырастает индивид, определяет его первичное отношение к действительности и другим людям, хотя впоследствии эти изначальные стереотипы могут быть критически пересмотрены. Известная поговорка «яблоко от яблоньки недалеко падает» подчеркивает глубокую зависимость юного «яблочка» от своих родителей.
Зачем воспитывать человека?
Внушая своему отпрыску определенные культурные нормы, высокогуманные и нравственные идеи, родители действуют на рациональном, сознательном уровне. Но в то же время они способны неосознанно внедрить в душу ребенка жестокие конфликты, создать скрытую разрушительную программу поведения, влекущую за собой драматические последствия. Именно такому родительскому программированию посвящены работы американского психолога Эрика Берна, о которых я уже говрила. Он показывает, что даже весьма заботливые родители порой закладывают в собственных детей программу неудачника («лягушки») или дают им установку на столь жесткую самокритичность и требовательность к себе, что она превосходит всякие разумные пределы. Голос первого воспитателя звучит в душе ребенка всегда, даже если он сумел преодолеть поработившую его программу.
Второй важный воспитатель подрастающего человека — это круг его товарищей. Если родители пользуются преимущественным влиянием в первые семь лет жизни человека, то, начиная со школьного возраста, на первый план выдвигаются друзья, особенно старшие. В подростковом периоде «плохая» или «хорошая» компания имеет решающее слово в формировании личности. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гласит народная мудрость. Подростковый максимализм воздвигает стену между детьми и родителями, возникают секреты и тайны, которыми, как правило, не делятся со старшей родней (осудят, запретят), но ими можно и должно делиться с друзьями, получая их совет и поддержку, находя взаимное понимание. В этом смысле подростки воспитывают друг друга, хотя, конечно, нельзя сбросить со счетов влияние родителей, учителей и других взрослых. Товарищеский круг практически всегда имеет одного-двух лидеров, более старших, чем остальные. Установка лидеров и определяет микроклимат в коллективе: микроклимат высокой морали, дружбы и
Лекция 10
справедливости или же конкуренции, единоборства и агрессии.
Если выйти за рамки непосредственного окружения растущего человека, шагнуть за пределы его семейных и возрастных референтных групп, то мы обнаружим, что в истории человечества значительную воспитательную роль играли представители церкви, духовные учителя и наставники. Проповедь, институт исповеди и отпущения грехов несли большой воспитательный заряд, формировали не только религиозные, но прежде всего нравственные качества личности. Там, где пастырь-духовник не был фигурой только официальной, он мог оказывать огромное влияние на становление морального сознания детей, так как высказывал свои суждения не просто от себя лично (как родители или товарищи), но от лица Бога — высшей инстанции, силы, многократно превосходящей человека. Кроме того, церковь всегда обладала арсеналом мощных средств воздействия на развивающуюся человеческую душу: это красивая торжественная обрядность, возвышенная музыка, само внутрихрамовое сакральное пространство, настраивающее на строгий и почтительный лад и не позволяющее лгать и предаваться низменным побуждениям. Однако, на мой взгляд, попытка в полной мере реанимировать воспитательную роль церкви в конце XX в. все-таки несостоятельна. В частности, в нашей стране выросло несколько поколений безрелигиозных людей, и это глубоко сказывается и на массовом сознании, не идущем в восприятии религии дальше внешней обрядности, и на деятельности самих отцов церкви.
Интересно, что процесс секуляризации (освобождения сознания от религии), так или иначе прошедший в XX в. в западных странах, сделал важнейшей наставнической фигурой уже не проповедника, а психолога, психотерапевта. Современный психотерапевт во многом принял на себя в развитых странах роль педагога, воспитате-
Зачем воспитывать человека?
ля. Примечательно, что это воспитатель и для детей, и для взрослых людей, желающих усовершенствовать свой внутренний мир, сделать его более гармоничным, а также наладить добрые морально-психологические отношения с окружающими. В школах и детских садах непременно работает психолог. Он не только дает советы воспитателям и учителям, но и сам активно общается с детьми (особенно с наиболее трудными, конфликтными, с теми, кто не вписывается в обычную жизнь), ведет беседы, включает своих подопечных в коллективные психологические тренинги, предназначенные для формирования одних свойств личности и преодоления других. Могут ли психологи и психотерапевты нанести вред воспитанию? Могут в тех случаях, когда личность ребенка слишком подгоняется под жесткие стандарты, когда не учитывается его индивидуальность и характер. Однако это опасность любого педагогического воздействия — оценивать человека лишь в соответствии со стандартом, а не как оригинальную личность.
Впрочем, психотерапевтическая работа с юными душами порождает две важные проблемы. Первая проблема — утилитарная направленность психотерапии. Официальный воспитатель в детском саду или школе, как правило, по крайней мере на словах, преподает детям уроки высокой морали — учит их доброте, справедливости, великодушию, строгому выполнению долга. Психотерапевт, выступающий одновременно в роли воспитателя и избавителя от проблем, жестко не связан какой-либо моральной установкой. Его дело — позаботиться о благополучии клиента. И хотя большинство психотерапевтов придерживаются моральной и гуманистической позиции, среди них можно встретить не одного и не двух, которые прагматически учат своих подопечных определенным приемам манипуляции чужим сознанием, что весьма далеко от благоволения к ближнему. Вторая проблема — образование психологической зависимости воспитанника от
_________________________________ Лекция 10
психотерапевта. Психотерапевт может превратиться для ребенка в доброго волшебника, чудесного спасителя, без которого он не может и шага сделать. Возникают отношения власти и рабской покорности. Вот почему психотерапевты не в меньшей степени, чем педагоги-профессионалы, должны подвергаться проверке на личностную полноценность и моральность.
Важнейшим воспитателем в современном мире выступают средства массовой информации. Влияние их на становление души огромно. Дети проводят у телевизора многие часы, поглощая одну телепередачу за другой. Отдельным средством можно считать видеофильмы, да и компьютерные программы в последние десятилетия с полным правом могут претендовать на роль электронного гувернера.
То, что видится на экране, воспринимается ребенком как норма жизни, норма человеческих отношений. Рефлексия и критические способности еще не развиты, и образ мира, подаваемый телевидением, рассматривается не как одна из возможных интерпретаций, а как сам мир. Добро, зло и справедливость в их телеварианте становятся матрицей, в соответствии с которой ребенок формирует собственное поведение. Вот почему трудно согласиться с авторами, полагающими, что регулярный показ насилия на экране — не более чем возможность безболезненной разрядки агрессивных эмоций. Убийства, мордобои и преследования, буквально затопившие наш телеэфир, делают зло и жестокость обыденными, неподсудными, фактически признанными и одобряемыми.
Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов разных людей, приглашенных в студию. И если фильм во многих случаях только результат погони за коммерческим успехом, финансовая эксплуатация низменных человеческих побуждений, то за передачей стоит целенаправленная воля авторов, желающих внушить зрителю определенные взгляды, идеи и принци-
Зачем воспитывать человека?
пы, создать конкретный образ для подражания. Хорошо, если эти взгляды, идеи и принципы благородны, а образ прекрасен. А если нет? Мне трудно забыть сравнение из какой-то статьи в газете: телевизор — это тот же мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор — нравственный, интеллектуальный и эмоциональный — попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские.
Средства массовой информации — воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечение и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, как бы автоматически приобретает более высокую значимость, чем тот, кто вещает из-за учительского стола или даже ораторствует на митинге). К тому же они охватывают одновременно огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую установку.
Если воспитательное и манипулятивное влияние средств массовой информации хорошо известно и на Западе, и у нас, то роль компьютерных игровых программ осмыслена еще не до конца. Основная масса компьютерных игр, на которых сейчас воспитываются наши дети, представляет собой тренинг по прагматическому целедостижению с применением всех форм уничтожения и жестокости. Трудно даже перечислить те вполне садистские приемы, которые ежедневно осваивает подрастающее поколение на своих дисплеях, а о горах оружия и реках крови и говорить нечего. Даже развивающие игры вроде «Цивилизации» направлены на постоянное преследование и уничтожение противника (других цивилизаций) и завоевание мира. А сказочный запас жизней позволяет спокойно относиться и к своей, и к чужой «компьютерной смерти». Формируются глубинные антигуманные установки, переплетенные с бы-
Лекция 1О
тийным легкомыслием. Таков воспитательный заряд большинства компьютерных игр. Очевидно, обществу необходимо контролировать и регулировать этот вид неявной педагогики.
К опосредованному воспитательному воздействию мы должны, конечно же, отнести влияние книг. Хотя новые поколения читают все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человека. Источником морально-психологического и идейного воспитания является здесь автор. Даже отъединенный от читателей годами и столетиями, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжает транслировать через текст свои нравственные предпочтения, симпатии и антипатии, духовные ценности и ориентиры. Воспитание чтением оказывает не меньшее воздействие на растущего человека, чем ставшие ныне распространенными аудиовизуальные формы — телевидение и кино. Напротив, книга дает большую свободу воображению читателя, заставляет его совершать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек остается примитивным одномерным существом. Поэтому, на мой взгляд, книгу рано списывать в архив, она продолжает демонстрировать огромные педагогические возможности.
Совокупный воспитатель, различные лики которого мы коротко охарактеризовали, всегда дополняется фигурами педагогов-профессионалов, тех, кто посвящает воспитанию свою жизнь и деятельность. Далеко не все люди, получившие педагогическое образование, обладают призванием подлинного воспитателя, и, несомненно, повезло тем детям и подросткам, тем юным, в чьей жизни был настоящий Учитель.
Зачем воспитывать человека?
Каковы же его черты?
1. Истинным воспитателем может быть только тот че
ловек, который сам вполне усвоил идеи и ценности вы
сокой морали и по мере сил стремится воплощать их в
жизни. Настоящий педагог — всегда гуманист, он ори
ентирован на отношение к другим людям «не как к сред
ству, а только как к цели» (И. Кант) и учит этому своих
воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и де
мократичен одновременно. Разумеется, даже самый луч
ший учитель — живой человек, и у него могут быть ошиб
ки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситу
ации он находит поистине человеческий выход, поступа
ет бескорыстно, справедливо и благожелательно, никог
да не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и
мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто
это звучит, учит добру, причем делает это как словесно,
так и личным примером.
2. Подлинное воспитание предполагает живой инте
рес педагога к ученику, к его индивидуальности и внут
реннему миру. Это интерес, который направлен на
утверждение личности воспитанника, ее гармонизацию
и развитие. Никогда не может быть хорошим воспитате
лем тот, кто легко устает от людей. Можно сказать, что
воспитательный интерес сродни любви. Хороший вос
питатель любит детей за то, что они есть, существуют,
имеют потенции для развития, за то, что у них есть душа.
И здесь его любовь к самым разным детям одинакова. Но
он любит их по-разному за душевные и интеллектуаль
ные усилия, проявленные ими самими, поощряет луч
шее в каждом из них, показывает пути, идя по которым
воспитанники смогут развить свои наиболее сильные сто
роны.
3. Педагогическое общение — всегда диалог, который
никогда не прерывается. Его суть — постоянное возоб
новление, всегда существующее «завтра». Воспитатель
Лекция 1О
способен вести его. Он не может говорить один (говорить не только словами, но поступками, всем своим поведением, обликом, образом жизни). Ему необходима обратная связь, ответ, понимание, лишь тогда возникает продуктивное взаимодействие старшего и младшего, ведущего и ведомого. Кроме того, он способен слушать и слышать своих воспитанников, поистине внимать им, проникая в суть чужих проблем, желаний, стремлений. Такой диалог предполагает открытость педагога. Это не значит, что учитель и ученик оказываются полностью на равных (в подобном случае воспитание не смогло бы состояться), но дистанция, отделяющая старшего от младшего, не должна быть слишком большой и строгой. Открытость воспитателя означает достаточную степень откровенности, отсутствие Лицемерия, отсутствие страха показаться несовершенным. Педагог не бастион из нравоучений и норм, он противоречив, как всякий другой, и не должен делать из этого тайну.
4. Воспитательное воздействие включает в себя уважение к ученику, признание его индивидуальных способностей и права на свой жизненный выбор и жизненный путь. Настоящий педагог никого не «ломает через колено», и если он стремится исправить человеческую душу, то делает это, опираясь на естественные качества воспитанника, которые уже ему присущи. Найти лучшее в человеке и сделать это лучшее базой для дальнейшего совершенствования — вот величайшее достоинство воспитателя.
Завершая наш разговор о профессиональном воспитателе, хочется подчеркнуть, что истинный Педагог — человек высокой ответственности. Он чувствует, что при-частен ко всему, что происходит с его детьми, глубоко осознает свою роль в формировании их внутреннего мира и поведения в обществе.
Зачем воспитывать человека?
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 748;