В Вашингтоне открывается первый Музей американских индейцев
В столице США откроется первый в стране Национальный музей американских индейцев. В нем собрано более восьми тысяч предметов, связанных с историей коренных жителей Америки. Музей станет частью знаменитого комплекса вашингтонских музеев, среди которых музей натуральной истории и музей космонавтики. Стоимость создания музейного комплекса работы архитектора-индейца Дугласа Кардинала из Канады составляет 219 млн долл. Половина этих средств — частные пожертвования. Здание музея представляет собой абстрактную фигуру, выполненную в форме индейских тотемов. Национальный музей индейцев, на торжественное открытие которого прибудут тысячи представителей различных индейских племен в национальных одеждах, должен, по мнению Washington Post, «разрушить стереотипное восприятие индейцев в американском обществе». «Музей создан с учетом мнений индейских общин, выражающих свое собственное восприятие событий и часть его миссии — изменить мифы и стереотипы», — пишет издание. Создатели музея уделили внимание истории индейских племен на территории США, включая и такие его современные аспекты, как владение индейскими племенами игорным бизнесом и предприятиями народных промыслов. Однако создатели музея не стали посвящать специальную экспозицию музея жестоким событиям XIX в., когда индейцы вели войну против белых колонизаторов. По словам куратора музея Ричарда Веста, выходца одного из индейских племен,
создатели музея не хотят показывать индейцев в качестве «жертв».
В то же время среди известных представителей индейских племен, о которых рассказывает экспозиция музея, присутствует имя индейского политического активиста Леонарда Пэлтиера, которого его сторонники в США и за рубежом считают политическим заключенным. Он отбывает многолетний срок тюремного заключения в тюрьме штата Канзас по обвинению в убийстве офи-
цера ФБР во время волнений в индейской резервации в штате Дакота.
В настоящее время на территории США, по данным переписи 2000 г., проживает 2,4 млн человек, относящих себя к индейцам. Еще одна часть американского населения - 1,9 млн человек - считает себя потомками смешанных браков с индейцами. Больше всего индейцы представлены в штатах Калифорния, Оклахома, Аризона и Техас. Несмотря на то, что благодаря принятым в середине 1970-х гг. законам, индейцы смогли осуществлять самоуправление в своих резервациях, а впоследствии открывать на них казино, их положение по-прежнему оставляет желает лучшего Источник: NEWSru.com. 21.09.2004
75 Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М
76 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. 2000
Весьма своеобразно идет модернизация в национальных окраинах России. Увлечение индустриализацией хозяйства республики Тува привело к радикальным изменениям социокультурной ситуации в ней: упал социальный престиж профессии животновода (чабана) — коренного занятия народа; молодежь не идет работать в животноводство, забыты вековые навыки отгонного животноводства (овцеводства, коне-, верблюдо-, олене- и яковод-ства), скотоперегонные пути и тропы. У населения теряются навыки по первичной обработке шерсти, выделке шкур, обработке кожи, изготовлению изделий из кожи и шерсти. В результате происходит резкое изменение образа
жизни тувинского народа, не соответствующее национальному стереотипу поведения и национальному характеру, растрата части культуры нации, что в сочетании с низким уровнем развития социальной инфраструктуры села приводит к возникновению миграционных потоков «село—город-село», низкой адаптации тувинцев к условиям жизни и труда урбанизированного региона, возникновению установок на ограничение общения только рамками своей нации77.
Модернизация касается всех народов на нашей планете — даже тех, кто спрятался от нее в глухих зарослях джунглей или изолировался в горах восточно-центральной Африки. Когда племя Teuso посетил антрополог Кол и н Тернбалл, это было открытое, дружелюбное племя, занимающееся охотой и собирательством78. Драматические изменения произошли после Второй мировой войны. В Африке образовались централизованные государства, которых мало интересовала судьба маленького племени. Его территорию превратили в национальный парк, а племя переименовали в Ik. Чиновники попытались сделать из них фермеров. Это потребовало перейти от бродячего образа жизни к оседлому. Для поселения им выделили малопригодную землю — каменистую и без дождей. Поскольку у фермеров не было технологии для фермерского дела, голодные бедствия стали неминуемы. Когда антрополог Тернбалл посетил племя второй раз в 1960-е, он обнаружил, что Ik стало недружелюбным, негостеприимным. Эмоциональные связи между людьми исчезли. Под угрозой вымирания люди действовали, думали только в терминах сиюминутной выгоды, часто отбирая еду у детей и больных. Что же случилось с людьми? Крупные изменения в способе производства повлекли за собой все другие изменения, включая личность. Слишком быстрые изменения разрушили культуру и социальную структуру племени.
Нет ни одной культуры, ни одного самого простого общества, которое сегодня существует точно в том же виде, в каком оно существовало 500 или
77 Балашна Г. Ф. Современная Тува: социокультурный аспект развития //Социс. 1994.№ 10. С. 159-161.
78 Hess B.B. et al. Sociology. N.Y., 1991. Р. 478-479.
Ь лет назад. Социальные изменения — это процесс, благодаря которому ценности, нормы, институты, социальные отношения и система стратификации становятся другими спустя определенное время.
Когда Колумб открыл Америку, здесь проживали 5 млн человек. Всех местных назвали «индейцами», хотя у них была самая разная культура. Белые завоеватели завезли эпидемии и неизвестные болезни, разрушили кул ь,-туру, социальные связи, сообщество. В течение XIX в. их расселили в резервации вдалеке от деловых и промышленных центров. В 1900 г. местных осталось 250 тыс. В 1980 г. им отвели 2,4% всех земель США под резервации. Сегодня они — самая бедная и бесправная группа среди всех расовых и этнических групп, населяющих США. Лишь половина всех индейцев сейчас проживает в резервациях, другие стали фермерами. Уровень смертности среди них выше, чем среди всего населения США, смертность от алкоголизма в 22 раза выше, самоубийств больше в 2 раза, уровень рождаемости индейцев выше, чем в населении в целом. Сейчас их насчитывается совсем немного, зато они с гордостью могут сказать о себе, что они — жители самого богатого и современного общества. Некоторое время назад власти США разрешили индейцам содержать игорный бизнес, не облагаемый налогом. И вот уже среди них появились миллионеры, которые могут позволить себе ездить в дорогих автомобилях и жить в роскошных домах, о которых не могли мечтать их предки.
Бывшие колониальные страны испытывают культурное воздействие Запада и сегодня они полностью отошли от традиционной культуры. Кения считается цивилизованной страной экваториальной Африки. Настоящим дикарем здесь чувствует себя тот, кто не знает английского языка. В столице Кении Найроби даже местные жители говорят между собой на английском, и суахили тут вам не услышать. Вообще стремление молодых кенийцев к стандарту убивает все надежды на экзотику. По городу носятся клерки, одетые, как все клерки мира: светлые брюки, полосатая рубашка, галстук, темно-синий пиджак. Европейца может хватить тепловой удар при одном взгляде на них. Небоскребы свидетельствуют о тяге страны к капиталистическому образу жизни. А помпезные монументы — о том, что тяга эта появилась недавно. Вообще такое впечатление, что город отстроился за последние десять лет79.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1007;