Культурное истощение Гаити

Для культурной самобытности 1аити несут опас­ность аккультурация, ассимиляция и коммерциа­лизация. Экспансия европейской культуры ведет к вырождению и истощению местных культур. В детских садах малышам рассказывают евро­пейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше зна­ют сказки Перро, чем сказки своего собственно­го народа. В средней школе изучают француз­ский, английский, испанский, латынь, а гаитянская культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состо­ятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, а настоящие таланты из народа не име­ют возможности получить хорошее образование. Обучившиеся за границей певцы редко обраща­ются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в услови­ях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках


и галстуках, а женщины — в черных платьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпимая жара. Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли су­мятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и

дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители стеснялись быть чернокожими.

Адаптировано по: Ромен Жан-Батист. Культура стран Карибского бассейна: сохранение и разви­тие самобытности // Культуры — диалог народов мира. 1984. №3. С. 57-74

80 Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. London, 1996.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стал0 оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обра­щали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.

Процесс глобализации касается всех сторон культурной жизни: наиболее ярким примером

в этом направлении создание Оркестра Мира, объединяющего лучших музыкантов

под руководством выдающихся дирижеров современности

Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для боль­шинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Да потому что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами об­щества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются по крайней мере с середины XX в. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.

Культурную политикуследует определить как систему практических ме­роприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуще­ствляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

В области культурной политики чаще всего возникают следующие воп­росы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Всели используемые языки имеют рав­ный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискримина­ции? Является ли официальный государственный язык языком предков или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные язы-

ки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культур­ных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антаго­низма среди языковых групп?

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих куль­турных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых при­держивается большинство, на мулътикулыпурнуюмодель, где индивид социа­лизируется и к доминирующей, и к этнической культурам81.

Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.

Глобальная международная миграция стимулируется структурной пере­стройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокра­щается, и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни,

Врезка

К. Коггак








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 889;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.