АККУЛЬТУРАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ГИБРИД

Культура любого конкретного народа, как и культура человечества в це­лом, постоянно изменяется: что-то утрачивается из культурного наследия этноса, а что-то приобретается. Поскольку основными носителями культу­ры выступают люди, то их контакты между собой и становятся главной при­чиной культурных изменений. Наиболее ярко, весомо и всесторонне куль­турная трансформация проявляется в тех случаях, когда в контакт вступают разные народы либо представители различных культур. Итог культурного обмена принимает самые разные формы, в том числе аккультурацию. American Heritage Dictionary определяет аккультурацию как изменение куль­туры группы или индивида, вызванное контактом с другой культурой. А там, где есть контакт, обязательно присутствует диалог. Вот почему аккультура­ция протекает в диалоговом режиме, который завершается появлением на свет культурного гибрида — смешанной формы культуры, возникшей на

стыке двух пРеДшествУ°Щих форм. Термин «гибридность» (hybridity) приду мал Хоми Б^абха, полагавший, что с его помощью лучше всего описыватк те «культурн ые миксеры», которые формируются из смешения разных куль тур в страна* Карибского бассейна. Новое культурное формирование, воз никающее из смешения европейских, латиноамериканских и африкански* элементов, к&к бы автономно обитает в неком промежуточном пространстве (inbetweeness)', которое он назвал «третьим пространством»1.

Культурный гибрид представляет собой полисистемное образование, в ко­тором одни культурные элементы доминируют, а другие подчиняются им

Нередко, особенно в современном гло­бальном обществе, встречаются такие диалоговые формы аккультурации, где ни одни элемент, ни одна группа или культура не доминирует, а все находят­ся в равном положении. Ведущую роль здесь играют социокультурные инсти­туты, в том числе образование и наука (школы с преподаванием иностранного языка, школы, осуществляющие куль­турный обмен), международные семи­нары и конференции, международные гранты и проекты, перевод зарубежной литературы, в том числе художествен­ной. Стимулируют развитие диалого­вой аккультурации такие процессы, как модернизация современного об­щества, глобализация и международная миграция. Недиалоговые формы аккультурации (где есть господство и подчинение) возникают, как прави­ло, вследствие завоевания и колонизации одного народа другим. Таким об­разом, аккультурация может быть как позитивным, так и негативным явле­нием2.

Становление глобального общества предполагает интенсивный обмен между разными народами и культурами, а потому делает проблему аккуль­турации как никогда острой.

Аккультурация {acculturation — англ. неологизм от лат. аа"ки cultura — возделывание) — обозначение одновременно процесса и результата взаим­ного влияния разных культур, при котором все или часть представителей од­ной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности, традиции и нор­мы у представителей другой культуры (донора). Процессом выступает упо­добление одной культуры другой через заимствования и влияние, а результатом -— сходство, похожесть двух культур. Так постулировал в 1948 г. видный американский антрополог А. Кребер, добавив, что процесс аккуль­турации является постепенным (градуированным), а не взрывным, взаимо­образным и эквивалентным и асимметричным. В конечном итоге аккульту­рация всегда оборачивается абсорбцией, т.е. культурным поглощением од­ного народа Другим. Механизмом аккультурации, согласно А. Креберу,

1 Bhabha H. The Location of Culture. London, 1994.

2 Acculturation (www.ditl.inf0)-

выступает диффузия — стихийное перемешивание и взаимопроникновение культурных стандартов и образцов из одного народа в другой. Он писал, что диффузия отвечает на вопрос, что стало с элементами, а аккультурация — какому процессу подверглась культура народа в целом3.

Под аккультурацией этнографы понимают процесс изменения культуры народа под воздействием культуры другого, обычно соседнего народа. Это взаимный процесс: соседние народы оказывают и одновременно испыты­вают влияние друг на друга, что-то при этом заимствуя, что-то передавая соседу, а в результате — изменяя частично или полностью свой уклад куль­туры. Но обычно более сильное влияние оказывает народ, обладающий бо­лее развитой культурой, особенно если культурное воздействие сочетается с политическим и экономическим давлением.

Именно так обстоит дело в Америке, где мощное государство, представ­ляющее доминирующую культуру, давит на слабые и малочисленные индей­ские племена, приспосабливая их культуру к себе, но, с другой стороны, впитывая ее элементы, традиции и нормы. Таким образом, понятие аккуль­турации применимо к национальному меньшинству в составе крупного эт­носа, например к афро-американцам, вынужденным приспосабливаться к ценностям непохожей на их собственную англосаксонской культуре. Ина­че говоря, аккультурация описывает поведение части по отношению к це­лому, ее приспособление и попытку интегрироваться в это целое.

Аккультурация — процесс и одновременно результат взаимопроникновения и поглощения культур: особенно это заметно в США

Хотя в научный оборот термин acculturation, по всей видимости, ввел польский антрополог Бронислав Малиновский (1884—1942), его изобрете­ние приписывают американскому антропологу Дж. Рауэллу (1834—1902). Приблизительно в 1911 г. оно мигрировало во Францию. Ответственность за то, что из области антропологии термин перекочевал в сферу сравнитель-

3 KroeberA.L. Anthropology: Race, Language, Culture, Psychology, Prehistory. N.Y.; Burlingame, 1948. P. 425.

huiu лшсра1ур«лэсл.спим приписывают французскому антропологу Родже­ру Бастиде (1889-1974)4, автору статьи «Аккультурация литературы» (1955)

Собственно говоря, и сам термин «аккультурация» появился в конце XIX в. в США именно в связи с изучением индейцев. Некоторые авторы свя­зывают с этим термином и сам факт появления культурной антропологии которая стала культурной —в отличие от социальной антропологии — имен­но в связи с возникновением проблемы аккультурации малых народов боль­шими. Первоначально новое понятие применялось (Ф. Боас, У. Холмс У. Мак-Джи, Р. Лоуи) в узком значении и включало процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с куль­турой белых американцев.

В научном обороте термин закрепился в 1920-1930-е гг., когда наблюдал -ся особенный расцвет культурной антропологии. Такие исследователи, как М. Мид, М.Уилсон, А. Лессер, И. Шапера, Р. Лоуи, Л. Спайер, Б. Малинов­ский, М. Херсковиц, Р. Редфилд и Р. Линтон и др., активно изучали меха­низмы и специфику аккультурации в связи с влиянием англосаксонской культуры США на индейцев и афро-американцев. Тогда-то и появились понятия донорской и реципиентной группы в культурном контакте. Вторая, а в данном случае это кулыура национального меньшинства, может полно­стью отвергать ценности первой, полностью принимать их либо подходить к ним селективно (избирательно). Результатом последнего, а это самы й рас­пространенный в истории человечества вариант взаимодействия, является возникновение так называемой синкретической культуры. М. Херсковиц5 обнаружил, что реципиентная культура производит отбор элементов куль­туры в «культурном фокусе», адаптируя, отторгая или синкретизируя их. Р. Линтон6 нашел, что доминирующая культура насильственным путем вы­зывает в подчиненной группе «прямое культурное изменение», в то время как неподчиненные общества свободно выбирают направление культурно­го развития. Так, малочисленные и разрозненные индейские племена не могли оказывать успешного сопротивления колонизаторам. Их самобытный социальный и культурный уклад распадался, поскольку традиционная эко­номика подчинилась более крупной и сильной капиталистической системе.

По мнению Р. Линтона, в тех случаях, когда более сильное или более развитое общество стремится насильственно навязать более слабому свои культурные стандарты, т.е. осуществить «прямое культурное изменение», последнее может отвергнуть их. Напротив, когда подчинение одного обще­ства другому отсутствует, неподчиненное свободно выбирает направление культурного развития и культурный обмен становится более плодотворным. В современной социологии и культурологии тема аккультурации получила глубокое развитие и вышла за сферу чисто теоретического интереса. При­кладные программы успешной аккультурации применяются в индейских резервациях в США, а также в ряде африканских стран, бывших европей­ских колониях. В теоретической плоскости вопросы аккультурации иссле­дуются в рамках взаимодействия доминирующей культуры и субкультур.

4 Acculturation (www.ditI.info).

5 Herskovitz M.J. Acculturation. The Study of Cultural Contact. N.Y., 1938; Idem. Some Comments on the
Study of Cultural Contact//American Anthropologist. 1941. №43. P. 1-10.

6 Linton R. Acculturation in Seven American Indian Tribes, 1963.

E

Изучение аккультурации в те годы признавалось одной из важнейших задач этнографии. Для координации усилий в этом направлении и общего идейного руководства ими был еще в середине 1930-х гг. создан особый ко­митет из трех видных ученых: Роберта Редфилда, Ральфа Линтона и Мел-вилла Херсковица. Они составили и опубликовали в 1935 и 1936 гг. особый «Меморандум для изучения аккультурации». В нем было сформулировано общее определение самого понятия «аккультурация». Оно гласило: «Под аккультурацией понимаются те явления, которые возникают, когда группы индивидуумов с различными культурами вступают в продолжительный и

непосредственный контакт, вслед­ствие чего изменяются первоначаль­ные культурные модели одной или обе­их групп»7. Этим определением в Аме­рике пользовались и этнопсихологи, и те этнографы, которые придержива­лись более широкой, исторической точки зрения: сам Редфилд, Ральф Биле и др.8 Богатый фактический мате­риал по проблеме аккультурации и не­которые теоретические выводы содер­жатся в сборнике «Аккультурация» (под ред. Бернарда Зигеля), где сжато изложено содержание 39 книг и 55 жур­нальных статей по этой проблеме9.

Сегодня аккультурация превратилась в самостоятельную теоретическую и эмпирическую область изучения. Возникло множество моделей и концеп­ций, объясняющих причины, механизм протекания, последствия аккульту­рации в разных культурных системах и типах общества. Так, еще в 1935 г. Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации. Они определяли ее как совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происхо­дят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиционные паттерна под вли­янием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культур­ных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить тра­диционные паттерны в неизменном состоянии).

В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретизма религиоз-

7 Redfild R., Linton R., Herskovits M. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist.
1936. Vol. 38. P. 149-152.

8 Подробнее см.: Вахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе
США // Современная американская этнография. М., 1963; Хорошаева И.Ф. Там же.

9 Acculturation. Critical abstracts, North America / Ed. by B.J. Siegel. Stanford, Calif., 1955.

ных культов;", л интон и Малиновский анализиро вали негативную реакц
«примитивных культур» на ситуацию контакта с ^западной индустриальн"11?
культурой (Линтон ввел с этой целью понятие «ь-штивистские движенц °Й
Малиновский использовал термин «трайбализм»)— Линтон разработал тип* '
логию нативистских движений. °~

Важное значение имела работа Линтона «Аккультурация в семи пле\
нах американских индейцев» (1940)", где были вы делены два типа услови^
в которых может происходить аккультурация: 1) свободное заимствован ^
контактирующими культурами элементов друг др^га, протекающее при ^
сутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2) &~
правляемое культурное изменение, при котором д. оминирующая в военное
или политическом отношении группа проводит пголитику насильственно
культурной ассимиляции подчиненной группы. И

Начиная с 1950-1960-х гг. возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных ку-Льтур и таким процессам как испанизация, японизация, китаизация, присущих периферийным куль турным регионам (Дж. Фостер12, Дж. Фелан и др.) -

В современной социологии и культурологии теь*а аккультурации получи­ла глубокое развитие и вышла за рамки чисто теоретического интереса Прикладные программы успешной аккультурации применяются в индей­ских резервациях в США, а также в ряде африканс ких стран, бывших евро­пейских колониях. В теоретической плоскости вопросы аккультурации ис­следуются в рамках взаимодействия доминирующе й культуры и субкультур. С помощью аккультурации даже стараются объяснить распад «новой исто­рической общности — советского народа», которы й в годы советской влас­ти пытался аккумулировать в себя культуру более 120 этносов, но так и не смог этого сделать окончательно. На территории СССР не образовалось устойчивой этнокультурной системы и стабильного политического режима.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1317;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.