Глобализация культуры и миграция
Населения
В США растет этническое и культурное многообразие населения. Но и у мультикультурной модели есть свои минусы. В частности, белые из группы большинства превращаются в меньшинство. В результате они начинают активно бороться за свою этническую идентификацию: открываются специальные клубы для белых, поднимают голову ультранационалистические организации. Но у нее есть и несомненные плюсы: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам, они знакомятся с культурной географией мира. Где еще можно найти такую уникальную лабораторию культурного опыта? Неузнаваемо преобразились современные города, где в супермаркетах можно купить продукты и одежду из любого уголка мира, отведать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре. Параллельно процессу усиления культурного разнообразия и культурного плюрализма в развитых странах, каждая из которых, в том числе и большинство европейских стран, похожа на географический атлас в миниатюре, идет процесс глобализации культуры. Что это значит? Мультфильмы Уолта Диснея или песни «Битлз», доллары и имена голливудских кинозвезд знают сегодня практически во
всех странах мира, даже в племенных объединениях Африки. К ним приобщаются с помощью телевидения и радио.
Несколько факторов способствовали движению Северной Америки от ассимиляционной к мультикультурной модели. Прежде всего это крупно-
масштабная миграция людей из развивающихся стран в США и Западную Европу. Граждане слаборазвитых стран переселяются на постоянное место жительства в развитые страны. Одновременно растет культурный туризм: граждане развитых стран, используя современные транспортные средства и прежде всего авиацию, легко достигают самых экзотических уголков страны, остаются там на время, знакомясь с местными обычаями и традициями. Прочитав о культурных особенностях Таиланда, современный американец легко может на летних каникулах «пройти практику» непосредственно на месте. Адаптировано по: Kottak С.Ph. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 60-62
81 Kottak C.Ph. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 58-59.
склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у Ceh
на родине, а, скажем, в США или Западной Европе82. ч
Для бедных и богатых стран глобализация поворачивается совершены разными сторонами. Первые превращаются в культурный придаток для вт ° рых, поскольку миллионы богатых туристов приезжают в страны Третье/ мира на отдых, за экзотикой, приключениями. Но потока туристов из бед° ных стран в богатые еще не наблюдалось83. У бедных стран культуру вывп зят, в богатые страны ее ввозят. Богатые страны развиваются по принципу «все культуры в гости к нам». В США или Западной Европе круглый гол можно отведать не только экзотические фрукты, там не произрастающие и туда лишь экспортируемые, но и этнографические ансамбли, фольклорные группы и просто музыкантов из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, которые приезжают в чужую страну на заработки. Со всего мира стекаются в США самобытные творцы, ремесленных дел мастера, поэты и писатели, доставляя на дом заморский культурный продукт. «Глобальная деревня», которой уподобился современный мир, имеет свой центр и периферию, как экономическую, так и культурную. Центр выполняет функцию культурной метрополии, а периферия — культурной колонии.
82 О 'Hara-Devereaux M., Johansen R. Global Work: Bridging Distance, Culture & Time. San Francisco, 1994;
Hill R. WeEuropeans. Brussels, 1997.
83 Согласно статистике, 80% мирового туристического потока дают 20 развитых стран, при этом 50%
приходится всего на пять богатейших стран: США, Япония, Германия, Франция и Англия (источ
ник: World Tourism Organisation, 2004).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 694;