Р. Лоури, Р. Рэнкин Модернизация— добро или зло?
Сегодня на эти вопросы пытаются ответить ученые многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 1960-1970-е гг. считали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым странам тем, что: 1) увеличивает урожайность благодаря распространению фермерства и сельскохозяйственных машин; 2) создает запасы наличных денег; 3) формирует рынки дешевой рабочей силы. Хотя авторы проектов оказания международной помощи не были закоренелыми этноцентристами и скорее всего исходили из добрых побуждений, они смотрели на традиционное общество глазами западного бизнесмена. Жителей слаборазвитых стран в плановом порядке заставляли обучаться новым ролям, профессиям, овладевать непривычной для них фермерской техникой. Ожидали больших изменений. Однако позитивных сдвигов не произошло. Запасы наличных денег побудили правительства этих стран к активному выходу на мировой рынок. Но экспорт дешевого сырья — сахара и кофе — сбил мировые цены и принес странам третьего мира убытки. Механизация сельского хозяйства и переход к фермерству вытеснили из деревни мелких производителей. Производство прибрали к рукам крупные монополии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных аграриев. Не прижились и демократические
институты власти. Они противоречили традиционной культуре аборигенов. Усилились сепаратистские устремления. Африка стала дробиться на множество племенных союзов, требующих государственного суверенитета. Возросло число гражданских войн и межэтнических конфликтов. Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть уменьши-
лась, а мужчины — возросла. Женщина стала больше заниматься домашним хозяйством, рожать и воспитывать детей. Желаемого для западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили в одной сфере, но закабалили в другой.
Таким образом, западный вариант модернизации усугубил положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положения большинства населения.
Адаптировано по: Lowry R.R, Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y, 1972. P. 60-62
Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр философии. 1993. № 7. С. 5; Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. № 3-4. С. 9-Ю; Хорос В. Г. Модернизация в России и Японии (цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 8. С. 72.
70 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр фило
софии. 1993. № 7. С. 22; Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Bonn
философии. 1993. № 7. С. 46. Р'
71 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Со
циологический журнал. 1996. № 3-4. С. 6, 10; Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на noDO
ге XXI века // Вопр. философии. 1993. № 7. С. 47. у
сто она сопровождается «псевдомодернизацией», т.е. преобладанием потребительских ориентации и «бездумным переносом и подражательством» (С.Я. Матвеева; Л.А. Седов)72.
России свойственна догоняющая (запаздывающая) модернизация —
так было в XIX в.. так случилось и в веке XX — эффект был один:
капитализм потерпел неудачу
Исторический анализ модернизации Англии показывает, что «колоссальная социальная поляризация общества, огромный разрыв между крайней нищетой и бедностью, с одной стороны, и вызывающим богатством и роскошью — с другой»73, характерны для страны органической модернизации не меньше, чем для России.
Огораживание формировало многотысячную, а возможно, и многомиллионную армию нищих и бродяг. Во второй половине XVII в. число пауперов достигало в Англии 2 825 тыс. человек (для сравнения, крестьяне всех категорий — фригольдеры, копигольдеры и др. — составляли 1 730 тыс. человек74. Органическая модернизация сопровождалась поляризацией общества.
Неравномерность английской модернизации проявилась в противоречивости правовой системы. С одной стороны, вплоть до 1814 г. действовал парламентский «Акт о наказаниях бродяг и упорных нищих», принятый в 1597 г., по которому в случае третьей поимки бродяге или «упорному» нищему грозила смертная казнь. С другой стороны, в 1679 г. был принят небезызвестный «Хабеас корпус акт», который давал арестованному право требовать через суд проверки законности своего ареста.
Политические потрясения середины XVII в. завершились реставрацией (1660-1688), после которой последовала «славная революция» (1688-1689), что доказывает прерывистость органичной модернизации.
72 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр фило
софии. 1993. № 7. С. 22, 24.
73 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Со
циологический журнал. 1996. № 3-4. С. 9.
74 Новая история. Т. 1 (1640-1789 гг.) / Под ред. Б.Ф. Поршнева, С.Д. Сказкина, В.В. Биркжовича.
М, 1953. С. 113.
1аким ооразом, органическая модернизация, как и неорганическая рактеризуется высокой социальной ценой (поляризацией и люмпенизаци ей общества), неравномерностью и дискретностью (рецидивностью)75
Для этнологов суть модернизации — перемещение этнодифференцип ющих признаков из области культуры (материальной и духовной), быта образа жизни в сферу преимущественно национального самосознания Э И явление общее для современных наций. Люди начинают жить все более схо^ ной жизнью, но не чувствуют единства интернациональных интересов чт Ю.В. Бромлей назвал этническим парадоксом. Эта сходная ситуация пр0° является по-разному в разных этнических средах. В целом национально* самосознание как этнодифференцирующий фактор компенсирует отчасти убывающие социально-культурные черты этничности, характерной ди, народов с традиционной культурой76.
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1259;