Американизация современной

Культуры

Несколько лет назад мы с женой побывали в Малайзии. Нам особенно хотелось увидеть джунг­ли в далекой от цивилизации северной части страны. Мы взяли напрокат машину и ехали на север до тех пор, пока не кончилась дорога, даль­ше можно было только плыть. Путешествие по реке было незабываемым и заняло около пяти часов. Вдоль берегов тянулась непролазная чаща. Толстые ветви свисали над водой, из зарос­лей появлялись и потом исчезали в них какие-то животные, а мы поневоле погружались в причуд­ливый мир грез, чем-то напоминавший Сердце тьмы Джозефа Конрада. Мы знали, что у истоков реки живет племя туземцев, и со смешанным чув­ством любопытства и тревоги ожидали дальней­ших чудес. Наконец, мы достигли совсем уже глу­хих мест, дальше нельзя было продвигаться даже на лодке. На берегу сидел туземец. Он заметил нашу лодку и поднялся с земли, чтобы нас попри­ветствовать. Приблизившись, мы вдруг поняли, что одет он не совсем так, как мы ожидали. На нем была футболка с надписью Chicago Bulls. Можно привести множество примеров подобно­го рода. Симптомы американизации мировой культуры очевидны, перечислять их нет нужды. Едете ли вы в Москву, монгольские степи, индий­скую глубинку или джунгли Малайзии, — повсю­ду налицо сближение культурных практик и форм. Возникающая новая глобальная культура является американской в том смысгэ, что отве­чает американской модели, даже если произво­дится в (онконге или Берлине. Я считаю америка­низацию состоявшимся фактом, который вряд ли можно отменить. Вопросы в этой связи следует сформулировать так: чем объясняется данный процесс? как к нему относиться? что можно ему противопоставить?


В Европе, как известно, ответом на возрастаю­щую американизацию культуры было введение системы квот. Подобные меры можно приветство­вать, ибо они единственно гарантируют поддерж­ку производителям национальной кино-, теле- и музыкальной продукции.

Обычно мировой триумф американской поп-куль­туры трактуется как результат манипуляции или культурного империализма. Но то и другое сегод­ня ставится под сомнение. ДжонТомлинсон* в сво­ем превосходном исследовании теорий культурно­го империализма высказывает похожее мнение: главный вывод полевых исследований, будь-то ло­кальные разработки Энга или крупномасштабные проекты Каца и Либе, состоит в том, что зрители куда активнее и требовательнее, их реакция слож­нее и осознаннее, а их культурные ценности луч­ше противостоят манипуляции и давлению, чем это считалось исследователями СМИ до сих пор. В Америке индустрия развлечения обеспечивала различным этническим группам одну из немногих, и притом важнейшую, возможность достижения эко­номического успеха и социального роста. Поэтому сила воздействия на популярную культуру различ­ных национальных культурных традиций в Америке была значительно больше, чем в других странах мира. Результатом, особенно заметным в области поп-музыки, стало появление своеобразного гибри­да европейской и африканской традиций. Благодаря многонацинальному, мультикультурно-му составу аудитории, особенно в решающие годы становления развлекательной индустрии, амери­канская поп-культура столкнулась с особым ти­пом потребительского рынка, который в своем разнообразии и многоязычии предвосхищал со­временный глобальный рынок. Реакцией на раз­нородность стал поиск универсального, единого для всех языка межкультурного общения, нача­тый в Америке гораздо раньше и осуществляв­шийся в условиях более острой конкуренции, чем в европейских странах. Одним из его результатов

Tomlinson J. Cultural Imperialism. Baltimore, 1991.

никогда не приближается к уровню процветания ядра, но в демографичес­ком плане картина иная. Именно в бедных окраинах происходит демогра­фический взрыв, а его выбросы — в виде потока мигрантов — захлестыва­ют ядро. Раньше и теперь это наблюдается в неослабевающих потоках миг­рантов из бедных стран, бывших колоний, в развитые страны культурного ядра, прежде всего в США и Западную Европу.

Инокультурные инородческие окраины как бы мстят метрополии демо­графической экспансией. Потоки мигрантов по численности постепенно сравниваются с местным населением, требуют себе прав и свобод, образу­ют культурные анклавы, превращаясь из культурного меньшинства в куль­турное большинство. Единственный способ защититься от культурной экс-

стало возникновение культуры перформанса и зрелища, которая ощущалась как более отвеча­ющая современным потребностям, чем культура викторианской эпохи.

Обе этих причины (необычайное разнообразие культурных традиций и настоятельная необходи­мость поисков общего языка, способного преодо­леть этническое разноречие) дали американской поп-культуре изначальное преимущество в меж­дународном состязании культурных традиций. Впрочем, американизация современной культуры началась задолго до того, как культура США ста­ла предметом экспорта. Чтобы процесс америка­низации начался в других культурах, он должен был сначала совершиться в самом американском обществе. Иначе говоря: процесс культурных пре-

образований, обозначаемый сегодня понятием американизация, начался отнюдь не в результате вывоза американской культуры в годы после Второй мировой войны, а гораздо раньше, на ру­беже веков, с возникновением новой городской культуры развлечений. Первой жертвой америка­низации стала сама американская культура, по крайней мере в ее викторианском варианте. В ней начался интенсивный поиск культурных форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Речевые средства общения обнаружили при этом очевидную ограниченность, а визуальные образы и музыка очевидные преиму­щества. Если восприятие образа еще предполага­ет наличие у реципиента определенной грамотно­сти в смысле владения визуальным кодом, то му­зыка снимает это потенциальное ограничение.


Поэтому кинематограф, телевидение, но в особен­ности популярная музыка, выступают движущей силой американизации современной культуры. Процесс американизации культуры можно считать частью продолжающегося процесса культурной де-иерархизации западного общества, который начал­ся с приходом современности. До XVIII в. участие в культурной жизни, за исключением фольклорной культуры, было ограничено рядом условий. Чтобы быть допущенным к участию в культурном событии, будь то концерт при дворе или выставка произведе­ний искусства из собрания богатого коллекционера, аристократа или бюргера, нужно было занимать до­статочно высокое социальное положение. Не мень­шее значение имела финансовая обеспеченность. Книги были дороги, только в результате ряда техно­логических открытий в книгопечатании в XVIII в. воз­никнут условия для развития ранних форм массо­вого производства. До этого чтение книг, за исклю­чением религиозной литературы, оставалось привилегией высших классов общества. Наличие большой библиотеки даже и в XVIII в. оставалось церковной или дворянской привилегией, и только с появлением первых передвижных библиотек про­стой народ получил возможность приобщиться к чтению. Наконец, общение с искусством требовало знаний и достаточно высокого уровня образования. Чтение книг было широко распространено в проте­стантских странах, но даже там умение читать пра­вильно не давалось автоматически. Желательно было не только владение латынью или греческим, но также знание греческой мифологии и римской истории. Соответственно, для понимания произве­дения изобразительного искусства необходимо было знание классической иконографии. Термин популярная культура применяется к куль­турным явлениям, которые отрицают, отменяют эти ограничения доступа. Она стала логическим следствием усиления процесса американизации культуры на американском же континенте. Сокращено и адаптировано по источнику: Фпюк В. Американизация современной культуры (www.prof.msu.ru)

пансии окраин — развивать наукоемкие производства в странах культурНо го ядра, повышая материальный уровень жизни и культуру быта, превраща их в некий жизненный стандарт, к которому стремится население некогд покоренных стран.

Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современ ные аудиовизуальные средства —телевидение, радио, кино. Продукция СЩд вытесняет отечественную культурную продукцию в сфере потребления ы массовых художественных предпочтений. Национальное киноискусство и телевидение стран, подвергшихся вестернизации, не может выдерживать кон­куренцию с заграничными, прежде всего американскими фильмами. Особенно явно следы вестернизации чувствуются в сфере рекламы, которая захлестнула российские телеэкраны в 1990-е гг. Тем не менее почти сразу российские теле­зрители выразили протест против заси­лья рекламы и американского образа жизни, пропагандируемого в многочис­ленных сериалах («Санта-Барбара», «Династия», «Полиция нравов Майа­ми» и др.), специальных передачах из Голливуда и т.д.

В то же самое время во много раз вы­росло число музыкальных радиостан­ций в России, но все они, за исключени­ем «Русского радио», в основном пере­давали зарубежную музыку, в частности американскую. Социологические иссле­дования, в частности И.А. Полуэхтовой и В.П. Коломийца, проведенные мето­дом контент-анализа репертуара мос­ковских кинотеатров, обнаружили опасную тенденцию господства амери­канской кинопродукции на россий­ском кинорынке. Если в 1985 г. из 136 фильмов недельного репертуара кино­театров 101 был отечественного производства, остальные — зарубежного, то в 1992 г. из 70 фильмов только 13 были отечественного производства, а ос­тальные — зарубежного (из них 50% составляли американские фильмы).

Экспансия ценностей и норм американской культуры в любую страну мира, в том числе и западноевропейскую, получила название американи­зации. Она началась в первой четверти XX в. и продолжается поныне, т.е. уже почти сто лет. За последние годы возросла обеспокоенность населения Лат­вии тенденциями американизации культуры, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного центром исследования рынка и общественного мне­ния «Системы социально-коррелятивных данных» (ССКД)55. Если в 1999 г. обеспокоенность американизацией культуры выражало 50,3% населения Латвии, в 2000 г. - 51, в 2001 г. - 58,5, то в 2002 г. - уже 61,2% опрошен-

55 В опросе приняли участие 1002 жителя Латвии в возрасте от 18 до 74 лет.

ных. Не обеспокоены американизацией культуры 31,1% респондентов, а 7,7% не смогли ответить на данный вопрос. По данным опроса, тенденции американизации культуры в большей степени беспокоят людей старшего по­коления, людей с высшим образованием и жителей села. Обеспокоенность американизацией культуры выразили 37,2% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, 59% респондентов в возрасте от 25 до 34 лет, 59,6% респондентов в возрасте от 35 до 44 лет, 68,4% респондентов в возрасте от 45 до 54 лет и 67,9% респондентов старше 55 лет. Утвердительно ответили на вопрос 68,5% респондентов с высшим образованием, 62 — со средним и 46,5% с основным образованием. Американизация культуры волнует 65,1% жителей села, 58,8% рижан и 60,8% жителей других городов.

Американизация российского проката шла параллельно его коммерциа­лизации. Чем больше кинотеатры переходили на принципы самоокупаемо­сти и хозрасчета, тем скорее качественные и некачественные отечественные фильмы вытеснялись разнокачественными американскими.

Американизация российской культуры — часть мирового процесса вестернизации

Американизация — не только международный, но и внутрикультурный процесс, касающийся коренного населения Америки, в том числе индейцев и алеутов. Культура первых полностью деградировала под натиском массо­вой культуры и индустрии развлечений. Не приспособлена была к ним и местная культура Аляски. Известно, после продажи Аляски Соединенным Штатам лишь в пределах православных приходов алеутскому населению правительством и протестантскими властями нового штата было позволе­но говорить на своем языке, обучать ему детей и носить национальную одеж­ду. На прочих территориях произошла стремительная и насильственная

американизация и унификация местной культуры и уже через 50 лет пода(. ляющее число населения Аляски и Алеутских островов мало чем отличал ~ от старателей и рыбаков английского происхождения.

Отрицательно к американской культурной экспансии относятся и вдп,, гих странах. Ряд западноевропейских исследователей (А. Гобар, Е. Тибо цдр", считают, что проникновение американской массовой культуры, американке зация национальных культур Европы представляет собой культурную войну Об американизации европейских культур говорят и французы, и итальянцы" и греки, и другие европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американ­ских кино- и телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки

В СССР существовала развитая киноиндустрия, включавшая такие круп­ные киностудии как Мосфильм, Ленфильм, киностудия имени А. Довжен­ко, Одесская киностудия, киностудия детских и юношеских фильмов име­ни М. Горького, Свердловская киностудия, а также более мелкие союзные республиканские киностудии. С переходом к рынку дотации на киноинду­стрию резко сократились, поиски спонсоров поставили ее перед необходи­мостью изготовления чисто коммерческих фильмов, пользующихся спросом и приносящих прибыль, т.е. самоокупаемых. Неспособное конкурировать с дорогостоящими фильмами Голливуда российское кино стало постепен­но вытесняться.

В условиях конкуренции и борьбы за зрителя отечественные режиссеры начали создавать собственные «вестерны», в основе которых лежала борьба с русской мафией, наркобизнесом и рэкетом. Фильмы, задуманные как иг­ровые, изобиловали погонями и перестрелками на манер американских боевиков. Однако российские копии выглядели много хуже. Зрители расце­нили их как беспросветную «чернуху». Если западные боевики прославля­ли сильную личность — преимущественно положительного героя, борца с преступным миром, то большинство отечественных «вестернов» были ли­шены какой-либо нравственной и духовной основы.

К концу 1990-х гг. большинство деятелей культуры осознали, что амери­канизация и вестернизация — пагубная для отечественной культуры тенден­ция, которую необходимо переломить, создавая собственное искусство но­вого поколения. В российской прессе доминируют исключительно негатив­ные оценки этого процесса:

♦ происходит не возрождение нашей страны, а ее колонизация, амери­канизация культуры, внедрение антикультуры, развал семейных усто­ев и российских нравов;

♦ американизация, вестернизация культуры — неправильное, тупиковое направление;

♦ «американизация» русской культуры приводит к насаждению в созна­нии русских людей культа насилия;

♦ идет американизация в области культуры, целенаправленно ведущая к уничтожению русской нации;

♦ американизация является процессом широкой психологической реп­рессии и т.п.;

♦ Россия для США является рынком сбыта второсортной и даже третье­сортной продукции.

Как считает О.С. Шенин, американизация и коммерциализация культу­ры направлены на растление молодежи, привитие ей низменных инстинк-

тов. Согласна с ним в своих оценках и В. Батина: «...стремительная амери­канизация культуры в целом и молодежной субкультуры особенно приво­дит к тому, что юноши и девушки забывают русские традиции, не интересу­ются российской историей. В итоге патриотическое воспитание сводится к нулю»56. Негативно относятся к экспансии западного христианства и пред­ставители Русской Православной Церкви.

Культурный империализм— принятый в зарубежной культурологии тер­мин, описывающий культурное господство (доминирование) экономически развитых стран над остальным миром. Это понятие указывает на дисбаланс сил в современном мире, культурную монополию западных стран над дру­гими странами. Оно подразумевает навязывание культурных норм и стерео­типов, заимствование западных образа жизни и культурной продукции (главным образом кино- и книжной продукции) представителям других культур. Механизмом этих процессов выступает культурная политика, со­знательно направленная на принудительное насаждение западных ценно­стей в мире. Оказывая культурную помошь восточно-европейским или ла­тиноамериканским странам, Западная Европа и США обязательным усло­вием ставят перенятие либеральных институтов и ценностей, западных образцов демократии, общечеловеческих ценностей (обычно сводимых к протестантской этике) и других культурных достижений.

Культурная экспансия представляет угрозу для национальной культуры по ряду причин. Прежде всего потому, что зарубежные ценности воздейству­ют на самую незащищенную в культурном плане часть общества — подрост­ков и молодежь. Кроме того, импортируемые фильмы часто несут с экрана образцы насилия, жестокости, сексуальной свободы и извращений.

В 1980—1990-е гг. правительства многих европейских и неевропейских стран начали целенаправленную политику на ограничение доступа амери­канских кинофильмов на национальные культурные рынки. Метод квоти­рования (разрешение ограниченного определенной долей, выраженной в процентах, количества иностранных фильмов в сравнении с национальны­ми, которым уделялась преимущественная доля) постепенно оправдывал себя. Сегодня Индия, Мексика, Франция, Япония и ряд других стран зави­сят от американского кинобизнеса в гораздо меньшей степени, способствуя развитию и укреплению национальной культуры.

Процесс весгеонизации российской культуры наиболее разрушителен для нашего кинематографа

56 Батина В. Плечо друга — надежное плечо // Волга. Астрахань. 1999. 5 февр. (№ 24-25).

а самой России противостояние продолжалось целое десятилетие, а ос­новным полем битвы стал кинематограф. Именно кино — наиболее доступ­ный массам жанр искусства и наиболее посещаемый молодежью вид мае. сового зрелища. В 1990-е гг. от 70 до 90% кинофильмов в отечественны* кинотеатрах и на домашних видемагнитофонах были американского прои3-водства. Но уже в конце 1990-х и начале 2000-х гг. стали появляться собствен­ные фильмы, которые получили не только национальное, но и международ­ное признание. Похожие процессы стали происходить и в других областях российской культуры. Можно утверждать, что от культурного шока вестер-низации российское общество оправилось быстрее, чем во многих других странах. Причиной служит то обстоятельство, что за многие десятилетия Россия успела сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры.

Долгие годы наша страна оставалась в политической и культурной изо­ляции от Запада. Такие страны называют закрытыми.Благодаря этому ши­рокомасштабного проникновения ценностей американской культуры в со­ветское общество не происходило, а отдельные культурные заимствования, например, модных причесок, танцев и эстрадных песен, жестко каралось государством.

Однако в 1980-1990-е гг. российское общество стало более открытыми доступным внешним влияниям. Открытие государственных границ одно­временно означало открытие культурных. Участились взаимные поездки делегаций, оживился туризм, телевидение стало показывать все больше за­падных фильмов, исполнение и увлечение зарубежной модой перестало преследоваться. Специалисты начали говорить о начале вестернизацш рос­сийской культуры.

Культурную экспансию испытывают и восточно-европейские, в том чис­ле балканские, страны. Она наблюдалась в годы советской власти, но еще более заметным процесс стал после распада СССР, суверенизации этих стран, а затем их присоединения к Европейскому Сообществу. Открытые полити­ческие границы означали открытый обмен культурными ценностями. Но Западная Европа и Америка почему-то не спешили перенимать ценности и достижения, скажем болгарской или польской культуры, зато молодежь этих стран активно подражала и перенимала западные стандарты жизни. Культур­ный поток в одну сторону всегда чреват откровенной культурной экспанси­ей, а отчасти и культурной колонизацией. Пик влияния пришелся на начало и середину 1990-х гг., когда эти страны, после падения «железного занавеса», как они сами выражались, «глотнули воздуха свободы». Но затем ажиотаж спал, а приобщение к европейскому сообществу, где весьма критически от­носятся к американским ценностям, позволило восточно-европейским стра­нам преодолеть последствия культурного шока и приняться за построение или восстановление самобытной национальной культуры.

Сегодня «наряду с записями американской поп-музыки в общественных местах вы можете купить и слушать кассеты с болгарской и балканской поп-и рок-музыкой. Туры сербских певцов заполняют стадионы, фольк-програм­ма "С Баклицей и Дрианом", передаваемая по субботам по болгарскому те­левидению, занимает третье место по популярности. Очень сильно влияние традиционных культурных форм, особенно в музыке, и это является некото­рой гарантией от возможности потерять свое лицо на национальном и реги-

ональном уровнях. Например, в одном из культурных центров в Болгарии, в городе Пловдиве, где сосуществуют различные этнические сообщества, наряду с радиостанциями, которые транслируют западную музыкальную культурную продукцию, есть радио "Веселина", которое передает только болгарскую и балканскую поп- и фольк-музыку. Такая ситуация, когда различные культуры обогащают друг друга, очень типична для страны. Американизации противо­стоят сильная национальная и региональная культурные традиции, чувство национальной тождественности, что особенно стабильно в странах Юго-Во­сточной Европы. После многих лет унификации, пролетарского интернацио­нализма в бывших коммунистических странах региона, сейчас наблюдается возрождение национализма в сфере культуры. Это характерно для бедных стран, которые имеют очень богатую историю. Значительная часть населе­ ния Балкан обращает взор в прошлое и гордится своей ностальгией. Это явля­ется весьма значительным стимулом для поддержания национального и ре­гионального характера массовой культуры, правда, в региональных границах. Главной особенностью популярной культуры в Болгарии в настоящий момент является параллельное существование этой тенденции вместе с тенденцией к коммерциализации, интернационализации и, как конечному результату, американизации болгарской культуры»57.

В результате культурной колонизации часть общества, а именно верхуш­ка, воспринимает ценности и нормы поведения, отражающие либо имити­рующие нормы, присущие странам-метрополиям. Заимствованные нормы укрепляются благодаря таким механизмам, как система образования, СМИ, транснациональная реклама. Реклама — один из самых доходных секторов индустрии информации. Производство рекламы охватило весь мир. Рекла­ма способствует формированию потребительского образа жизни и устано­вок в ущерб другим ценностям. Обладание каким-то предметом возводится в социальную норму, а у людей, не имеющих его, воспитывается чувство ущербности или несоответствия общепринятым нормам. Процесс транс­национализации проходит не только в сфере рекламы, он затрагивает про­мышленность и торговлю. В развивающихся странах финансирование СМИ происходит за счет не просто рекламы, а импортируемой рекламы. Как след­ствие, структура потребления в развивающихся странах отражает не харак­терные для них нужды и абсолютную нищету, а потребности и относитель­ное изобилие развитых стран58.

ЕВРОПЕИЗАЦИЯ

Культурная экспансия может носить не только негативный, но и пози­тивный оттенок. Так, например, европеизация российского общества, нача­тая Петром I и продолженная Екатериной II, положительно отразилась на

57 Николов С, Милев Р., Стаменов С. Болгария между Востоком и Западом (http://cjes.ru).

58 Павлич Б. Новый подход к процессу развития // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 4. С. 63-77.

историческом строе нашей страны и в конечном итоге вывела ее на передо­вые позиции культуры и науки.

К началу XVIII в. в западноевропейских странах произошло осознание того, что на европейском континенте формируется своеобразная историче­ская, этническая и культурная общность — европейская цивилизация. На­роды Германии, Франции, Англии, Голландии, Испании обнаружили свое глубокое родство в мышлении, психологии, укладе жизни. Страны Европы в XVII в. вступили в процесс «европеизации», т.е. формирования европей­ской цивилизации. Англичанин Ньютон и немец Лейбниц одновременно и независимо друг от друга изобретают дифференциальное и интегральное исчисление — совпадение неслучайное, подтверждающее существование европейской (а не только немецкой, английской и т.д.) науки и, больше того, единого стиля мысли, единой проблематики мысли. Рождался особый ев­ропейский тип экономики, государственности, европейский стиль филосо­фии, искусства, литературы, происходил процесс взаимных влияний и меж­дународных контактов — рождалась Европа59.

В этот момент в процесс европеизации включается и Россия. Европеи­зация России означала, что закончился период самоизоляции страны, Рос­сия вышла на контакт с соседними народами. В связи с этим России стали интересны европейские народы, их образ жизни, их языки, их культура. В Россию проникают немецкая мода, немецкая военная наука, немецкие и голландские технологии, английские экономические идеи, французская гастрономия и философия и т.д. С другой стороны, в европейскую культуру входят русские научные достижения, русские товары, русские понятия. Россия приобщается к Европе, обнаруживает в себе родство с европейской идеей.

Как отмечает Г.Ю. Литвинцева60, активное проникновение западноевро­пейской культуры на Русь наблюдалось на протяжении всего XVII в. Тем не менее в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейско­го влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насажда­ются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства — главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями — Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внеш­ней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соот­ветствии с европейскими ценностями.

Еще в XVII в. Немецкая слобода, так называемая «русская заграница», являлась местом, куда стекалось большое количество иностранных мастеров. В петровскую же эпоху можно говорить об огромном наплыве иностранцев, начиная от таких выдающихся, как Д. Трезини, Б. Растрелли с сыном, Ж. Леблон и заканчивая различного рода авантюристами, которые рассмат­ривали Россию как место «отхожего» промысла. С помощью иностранцев, их опыта и знаний Петр стремился решить прежде всего экономические, тех­нические, военные проблемы, но этим их сфера деятельности не исчерпы-

Подковыркин П.Ф. История русской литературы XVIII века (http://ppf.asf.ni).

60 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).

валась, так как они оказывали влияние на просвещение, образование, ис­кусство, светскую жизнь дворянского общества. Анализируя просветитель­скую роль иноземцев — пленных шведов, М. Богословский отмечал, что «очевидно на долю этих пленных шведов в первой четверти XVIII в. выпала та­кая же роль в русском обществе, какую в начале XIX в. пришлось повторить французским эмигрантам, оставшимся в России после кампании 1812 г. и сде­лавшимися гувернерами в помещичьих семействах и учителями в школах»61. С 1700 г. Петр I ввел в России принятое в европейских странах летоис­числение «от рождения Христова» вместо летоисчисления «от сотворения

мира», принятого в древней Руси. Изме­нение календаря имело прямое отно­шение к «европеизации», так как рос­сийский календарь приводился в соот­ветствие с западным. В 1702 г. в Москве начала работать «Комидиальная дере­вянная храмина» — первый постоян­ный театр, где подвизалась выписан­ная из Данцига труппа Куншта. В 1703 г. в Москве, а затем в Петербурге стала издаваться первая русская газета «Ве­домости», которую редактировал сам Петр. С 1704 г. были установлены оп­ределенные правила градостроитель­ства. В Москве, в Кремле и Китай-го­роде было разрешено строить только каменные дома. В Петербурге строи­лись дома определенного образца. Введено было мощение улиц булыжником и уличное освещение. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт: вме­сто кириллицы и полуустава были введены близкий к современному так называемый гражданский шрифт и новая азбука. В 1719 г. открыта Кунст­камера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Указом от 28 января 1724 г. создавалась Академия наук.

Повсеместно происходило изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемых по западным меркам: бояр за­ставляли стричь бороды, надевать парики и камзолы и танцевать на ассамб­леях. Так Петр старался приобщить русское общество к просвещению евро­пейских стран: «сперва повелел монарх платью сему быть венгерскому, но потом сие отменил, а указал носить мужескому полу верхнее саксонское и французское, а камзолы и нижнее платье немецкое, и женскому немецкое». Внешне русские дворяне уже ничем не отличались от своих западноевропей­ских собратьев. Одевались они в иноземное платье, пудрили свои парики, в их языке было много иностранных слов и оборотов речи. В своем обраще­нии друг с другом дворяне руководствовались изданной по приказу Петра книгой «Приклады, како пишутся комплименты разные», в быту — книгой «Юности честное зерцало».

Всюду, куда приезжал царь Петр, перенимая европейский опыт, он преж­де всего знакомился с учеными, посещал академии, музеи, университеты, лаборатории, искал «раритеты», «монстры», «куриозите». В Амстердаме он

61 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).

подружился с бургомистром Витзеном, географом и этнографом, и связь между ними не прекращалась и в дальнейшем. Здесь же Петр посетил каби­нет знаменитого анатома, изобретателя способа сохранения анатомических препаратов — доктора Райша и очень интересовался ег~о трудами. В Лейде­не Петр осматривал университет и знакомился с его анатомическим театром В Дельфе Петр впервые заглянул в микроскоп, показанный емуЛевенгуком Заинтересовавшись ботаническими садами Амстердама, Петр завел соб­ственную коллекцию. В Англии Петр посетил Королевское общество, Окс­фордский университет, монетный двор, директором которого был великий математик Исаак Ньютон, Гринвичскую обсерваторию, где беседовал с из­вестным математиком и астрономом Рэллеем. В 1711 г. Петр познакомился с Лейбницем, который еще за несколько лет до того составил по просьбе царя докладную записку о развитии наук и просвещения в России.

Любя и ценя науку, Петр гордился избранием в 1717 г. членом Француз­ской Академии Наук. Он знал истинную цену знаниям и был польщен по­добной оценкой составленной им карты Каспийского моря. До сих пор в европейских городах, в том числе в Антверпене, можно встретить памятни­ки, мемориальные доски и другие достопримечательности, связанные с Петром I. Пожалуй, он был единственным среди русских людей, кто оста­вил по себе такую громкую культурную память за рубежом.

Хотя сам Петр I не особо интересовался вопросами культуры62, своими реформами он способствоват быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом экспансии иноземных идей послу­жили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и техноло­гия, прежде всего кораблестроения, передовые приемы которых царь изу­чал в Голландии. Одновременно происходило ослабление позиций Право­славной церкви, которая выступала ревнительницей старых традиций и защитницей консерватизма.

Правление Екатерины II вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техни­ки. Екатерина переписывалась с Вольтером и другими французскими мыс­лителями, создавая себе в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. Императрица приглашает в Россию крупнейших европейских композиторов: Б. Галуппи, Дж. Паизиел-ло, Дж. Сарти, Д. Чимарозо и др. При ней вошло в моду исполнять кантаты (вокально-инструментальные произведения), заменившие исключительно вокальные петровские канты. В течение всего XVIII столетия русские писа­тели перенимали образцы европейской культуры, европейский литератур­ный стиль. Вскоре екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.

Только в начале XIX в., после 75-летнего ученичества у культурной Ев­ропы, в России сложился возвышенный язык светской литературы — осно­ва возникновения современной литературной формы и оригинальной куль­турной продукции. Появление переводной литературы породило поток ори­гинальной русской литературы, новых жанров, новых сюжетов и героев.

62 Петр любил больше всего точные науки и технические отрасли знания, в том числе артиллерию, кораблестроение, фортификацию. Позднее Петр увлекся естественными науками, из которых его больше всего привлекли анатомия и лекарственная ботаника.

Нового в литературе XVI11—XIX вв. стало так много, что традиционные чер­ты, унаследованные ею от древнерусской литературы, оказались малозамет­ными, трудно различимыми. Глубокие перемены произошли в русском язы­ке, причем перемены всеобъемлющие: от фонетики до синтаксиса; измени­лась русская разговорная речь, письменная речь приблизилась по структуре к европейским языкам63. Благодаря европеизации в литературе к нам при­шло античное искусство, наследницей которого всегда считала себя Евро­па. Петр I, в своей попытке перевести мышление русских дворян в европей­скую мифологическую систему, стремился сделать для них привычной ан­тичную мифологию. Свой первый сад он «заселяет» выписанными из Италии мраморными фигурами античных богов, бюстами императоров и героев. В Летнем саду он также размещает скульптуры, которые иллюстрировали басни Эзопа. Как отмечает С.Н. Шубинский «император любил собирать здесь гуляющих и сам объяснял им смысл изображения басен». Огромную поддержку в реализации программы «европеизации» культуры русского дво­рянства Петр получал от иностранцев, проживающих в России.

Процесс европеизации происходит и в XXI в. Термин «европеизация» отражает реальность европейских интеграционных процессов.

Унификация учебного процесса в европейских странах привела к организации двухступенчатого образования в России — бакалавриат и МБА

В сфере образования он предполагает унификацию образовательных систем в различных странах, сближение содержательного аспекта образова­ния. В этой связи в российской высшей школе создалась многоуровневая система, включающая и магистратуру как один из этапов. Введение магист­ратуры в программу российских вузов означает, что наша страна не просто готова к вхождению в международную образовательную систему, но и явля-

63 Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIXbb. Изд. 3-е. М., 1991. С. 64—65; См. также обстоятельную монографию: Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М„ 1996.

ется достойным партнером для серьезно зарекомендовавших себя заруье* ных учебных заведений. В настоящее время международное образователь ное сообщество осуществляет проект «Международный бакалавриат» ( выходом на диплом, дающий право поступать в университеты любой стра ны). В связи с этими основными направлениями реформ называются г1Вр главные цели: а) способствовать приобретению новых знаний; б) добивать ся овладения тремя основными европейскими языками («Белая книга об­разования». Страсбург, 1995). Следствием международного экономическо­го сотрудничества и социальной стабильности стала и единая образователь­ная политика в странах Западной Европы, направленная на формирование стандартизированной системы информации, согласование реформ общего и профессионального образования (Shennan M. Teaching about Europe London, 1991).

От европеизации надо отличать близкое ему понятие европоцентризма. Европоцентризм— мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географические открытия, захват новооткры­тых земель, Великая французская революция, индустриальная революция, раз­витие капитализма и экономический прогресс способствовали формированию сознания и ощущения технического, политического и экономического лидер­ства Европы во всем мире. Согласно европоцентризму, Запад с его экономи­ческим и культурным превосходством представляет безусловную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» восточного мира, в ко­тором усматривали воплощение патриархальной старины и отсталости. Восхо­дящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеческих знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился европейскими философами и учеными как постепенное проникновение евро­пейской цивилизации во все регионы мира.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2234;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.