С.А. Арутюнов Модернизация на Востоке
Хотя модернизация традиционной культуры нередко протекает параллельно с «европеизацией», явления эти неоднозначны. Модернизация идет в двух направлениях: по пути выработки новых, отвечающих современным запросам, форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых комплексов из арсенала мировой урбанистической культуры. Например, застрачивание складки-напуска (хасёри) на кимоно, употребление однослойного пояса (оби) с накладным бантом в японском национальном женском костюме— всего лишь попытки модернизации традиционной одежды без каких-либо признаков ее европеизации. Модернизации быта несомненно способствует широкое проникновение техники (телефонов, радиоприемников, электроприборов, швейных машинок и т.п.) и использование синтетических материалов. В настоящее время в КНДР в быту все шире применяют электрокотлы и электрокастрюли для варки риса, механические приспособления для изготовления пельменей (манту), электрорезки для овощей. Все эти явления сами по себе еще не служат показателем «европеизации», хотя нередко они воспринимаются как заимствования с Запада. Например, изготовление традиционной корейской или японской посуды из пластмасс, а также корейского или японского типа одежды из синтетических тканей есть не европеизация, а модернизация, которой в равной мере могут подвергаться элементы неевропейского и европейского быта. Однако психологически модернизация и европеизация часто ассоциируются. Так, в последние десятилетия корейские женщины стали носить чхима более короткие, чем предусмотрено традицией. Это несомненно отражает лишь модернизацию национального костюма, однако укороченная чхима сочетается с чулками и обувью обя-
зательно европейского стиля, а чхима традиционной длины — с носками посон и корейской обувью. Любой предмет или комплекс предметов в бытовой среде, окружающей современного корейца или японца, могут быть, как правило, отнесены к одной из двух сфер культуры: национальной и «западной». В Японии традиционная сфера культуры известна под термином «васики», а западная — «сэйёсики» или просто «ёсики». В корейском быту предметы традиционного быта отно-
сятся к категории чосонсик, а «западного» — к категории соянсик, той же этимологии. Сочетание европейского и национального встречается повсюду. В интерьере: украшение комнат, меблированных по-европейски, национальными свитками с живописью или каллиграфией. В одежде: корейский жилет (тынгори) или кофта (чогори) или японская кофта (хаори), украшенные такими европейскими деталями, как хлястик или пуговицы; японское кимоно или костюм кореянки, сшитые из европейской ткани; японская или корейская по фактуре и выделке ткань, но с европейским рисунком; или, напротив, ткань специфически европейского типа, но украшенная корейским или японским орнаментом. В пище: европейская трапеза или блюдо, к которому, однако, подается не хлеб, а сваренный на пару пресный рис гохан (яп.), пап (кор.). Источник: Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 179-181
65 Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?..
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.,
1999. С. 310-320.
66 Красильщиков В.Н., Зиборов Г.М., Рябов А.В. Шанс на обновление России // Мир России. 1993.
Т. II. № 1. С. 106-111.
ния. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизацияявляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991 — 1993 гг.
Догоняющая модернизация, по определению, означает ориентацию на страны, успешно прошедшие модернизацию. Если страны первого эшелона создают культурные образцы современного общества, то догоняющие страны адаптируются к ним, принимают их67, следовательно, подражают. При этом подражание всегда носит стихийный, поверхностный характер и ориентировано в первую очередь на усвоение образцов потребления. Подражание странам первого эшелона поверхностно, ибо способности преобразователя ограничены, даже если речь идет о государстве. Это делает невозможным перенос исходных элементов и внутренних механизмов развития из одной страны в другую. У реформаторов догоняющих стран нет иного выхода, кроме как исходить из аналогии. Копируется только то, что наблюдаемо, то, что является. Явление же всегда поверхностно. При столкновении цивилизаций разного уровня развития более примитивные общества, как правило, перенимают образцы потребления развитой цивилизации68.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда была заимствована технология и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь, служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая — «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части об-
67 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр. философии. 1993. № 7. С. 3.
6S Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под обш. ред. Т.Н. Заславской. М., 1999. С. 310-320.
шества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
По мнению ряда исследователей, догоняющая (запаздывающая) модернизация России, в отличие от органической, характеризуется «высокой социальной ценой», выражающейся в поляризации и люмпенизации общества (А.С. Ахиезер)69, неравномерностью (Л.А. Седов)70 и прерывистостью71. Ча-
Врезкс
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 586;