Брак и целибат духовенства на Востоке и Западе

 

Весьма важным вопросом, касающимся духовенства, был вопрос их семейной жизни. В первые три века к этому вопросу Церковь относилась безразлично. На все церковные должности допускались лица как состоявшие, так и не состоящие в браке.

Постепенно все сильнее давала о себе знать тенденция безбрачия духовенства, как сословия, которое по исключительной специфике своего появления в обществе должно было отличаться святостью жизни. Брачная жизнь, ставившая духовенство в житейском отношении в один уровень с мирянами, казалась несоответствующей духовному сану.

Этой тенденции не избежал и Запад, где монтанистические идеи были более живучими, чем на Востоке. Там уже в начале XVII века появились узаконения, направленные против брака для духовенства. Эльвирский собор в Испании (305 г.) решил эту проблему в пользу безбрачия. Вопрос об обязательном безбрачии духовенства был поднят на Первом Вселенском соборе, где также вынашивались идеи безбрачия.

Энергичным защитником семейной жизни духовенства выступил епископ Пафнутий из Фиваиян. Он указал на святость христианского брака и тяжесть безбрачия духовенства, которое может привести только к греху и вредным последствиям для Церкви. Достаточно, говорил он, держаться закона, по которому брак запрещаем был после рукоположения. Довод его как человека, особенно авторитетного и уважаемого имел особенную силу.

Он был сам строгий девственник и отшельник, в результате гонения был лишен правого глаза и искалечен в своем левом бедре и пользовался высокой славой за свою святость. Под его влиянием собор отверг целибат, и на Востоке до VI века сохранялся прежний порадок брачной жизни для всех ступеней духовенства.

И действительно, на Востоке в VI-V веках были епископы, состоявшие в браке (отец Григория Богослова, Григорий Нисский, Синезий Птолемиадский). Но большинство епископов в браке не состояли, т.к. кандидаты в архиереи главным образом выходили из монастырей.

Император Юстиниан своим законом 528 года запретил избирать на епископские кафедры лиц, состоявших в браке, а Трулльский собор 693 года окончательно определил тот порядок относительно семейной жизни духовенства, которого Православная Церковь придерживается и до настоящего времени. По правилам этого собора епископы должны вести жизнь безбрачную, а лица низших степеней клира могли состоять в браке, но только брачный союз должен заключаться ими до посвящения в духовный сан (правила 6 и 13).

В Западной Церкви установился целибат для духовенства. Сильний толчок к введению безбрачия дал папа Сириций своим декретальным посланием 365 года. Он прямо требовал низложения тех, кто не будет подчиняться порядку.

Восточная Церковь на Трулльском соборе осудила целабат. Но чтобы окончательно уничтожить брак западного духовенства, потребовалось время. В XI веке целибат западного духовенства прочно утвердился в жизни. Результаты его была очень печальными: среди западного духовенства развивалась крайняя безнравственноть; незаконые связи с женщинами становидась всеобщим достоянием, что в дальнейшем палучило название конкубината, не встречавшего порицания в обществе.









Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1053;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.