КУЛЫ УГНАН ЭКСПАНСИЯ

Культурная экспансия(от лат. expansio — распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культу, ры за первоначальные пределы или государственные границы.

Проникновение западных ценностей и культурных достижений в неза­падные страны, в том числе и в Россию, получило название вестернизацщ,(от англ. west— запад). Это широкий культурный мейнстрим (главное или доминирующее направление потока, движения), который охватил все стра­ны мира, кроме Западной Европы и США. Вестернизация предполагает, что в другие, незападные страны, проникают и утверждаются на национальной почве культурные ценности и нормы жизни, существующие в двух регионах мира — Западной Европе и Северной Америке. Вестернизация в значении культурной экспансии Западной Европы имела смысл для России в XV] I-XIXвв., когда отечественные философы и ученые отмечали очень сильное влияние на высшие и средние слои общества английских, немецких и фран­цузских мигрантов — купцов, учителей и гувернеров, банкиров, промыш­ленников, архитекторов, инженеров. Так, в XIXв. многие русские деятели

Врезка

А. У. Конаре

Разрушение традиционной культуры в

Африке

Технический прогресс принес с собой книги, маг­нитофоны, телевизоры и спутники связи. Но в Африке всеми благами, в частности, книгами и те­левидением пользуются только избранные, живу­щие в городах. В большинстве случаев трансли­руются зарубежные передачи. Происходит про­никновение чуждой культуры. В республике Мали передачи на французском языке занимают 42,9% радиовремени, на языке бамбаре — 37%, на дру­гих национальных языках — 10%. Школьное образование вначале распространи­лось в городах, а затем проникло в сельскую местность. Но в Мали средним образованием ох­вачено пока только 20% населения. Занятия в школе ведутся на иностранных языках. Тем самым насаждается чуждая культура и мораль, поощря­ется индивидуализм, разрушаются духовные цен­ности, на которых держится традиционное обще­ство. Школьное обучение оторвано от жизни и ведет лишь к погоне за дипломами. Учащийся теряет навыки ручного труда, забывает родной язык, не помнит имен своих предков. Детям больше не поют колыбельных, потому что матери разучились петь; никто не расскажет им сказку и не загадает загадку, потому что бабуш­ки и дедушки умерли; нет больше обществ посвя­щения, потому что молодежь уезжает из родных мест. Некоторые традиционные обряды утрачива­ют свой исконный смысл. Сегодня обрезание про­исходит преждевременно, в очень раннем возра-


сте, когда ребенок не способен подготовиться к нему и постичь его сущность. Сущность традици­онной свадьбы тоже извращена, в сочетании с иностранными заимствованиями она предстает в карикатурном виде. Традиционная общественная иерархия разрушена. Основные принципы преем­ственности — хранить и передавать — не выпол-

няются, так как старшие не чувствуют, что моло­дежь в состоянии перенять их традиции. Семья напоминает постоялый двор. Раньше деревенская улица являясь культурным центром общины, находилась под надзором кол­лектива. Сегодня городская улица продолжает оставаться культурным центром со своими заве­дениями, где можно попить чаю или сыграть в карты. Но община не имеет над ней никакого контроля. Она отчуждена от людей. Здесь смот­рят третьесортные фильмы, открывают для себя поп-музыку, западную моду, восхищаются всяко­го рода подражаниями.

Сокращено по: Конаре АУ. Проблемы культурной политики стран Западной Африки // Культуры — диалог народов мира. 1984. № 3. С. 36-53.

культуры выступали против бездумного «европейничанья». Тогда видный философ и социолог Н.А. Данилевский даже выпустил книгу «Россия и Ев­ропа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». Но XX в. прошел под преимущественным влиянием американской культуры, в том числе и на Западную Европу.

В течение прошлого столетия, особенно с его середины, Западная Евро­па испытывает культурную экспансию со стороны более сильного соседа — Соединенных Штатов. Такое проникновение надо считать региональной разновидностью или подвидом вестернизации, получившей специальное название американизации. Всвою очередь, и американизация разбивается на ряд процессов, каждый из которых указывает на определенный ее аспект, например, макдональдизацияописывает проникновение американских стан­дартов потребления и питания в другие страны мира54.

Человечество во второй половине XX в. явилось свидетелем беспрецедент­ной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 1960-е гг. —Японии, в 1970-е — стран Латинской Америки, в 1990-е — России.

Чем шире изучается английский язык во всех странах мира, тем больше будет потенциальных мигрантов в США. То же самое следует сказать об улучшении транспортных средств и воздействии телевидения. Иными сло­вами, вестернизацияслаборазвитых стран ведет к росту потенциальных миг­рантов в развитые страны, поскольку западные стандарты жизни, на кото­рые ориентируется все большая часть населения земли, не всегда удается удовлетворить на родине.

Вестернизациейназывается процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивилизации. Она началась спонтанно как естественное продолжение эпо­хи колониализма и продолжается сегодня уже на иной основе — как влия­ние более развитых в материальном отношении стран на менее развитые.

Португальцы прибыли в Бразилию в апреле 1500 г. в составе экспециции Педро Алвареса Кабрала. Столкнувшись с племенами индейцев, португаль­цы пытались привлечь их на свою сторону или уничтожить силой оружия. Попытки колонизаторов использовать труд порабощенных индейцев не увенчались успехом. В результате контактов с европейцами индейцы при­обретали заболевания, приведшие к демографической катастрофе. В свою очередь, церковь выступала против рабства, считая своей целью обращение индейцев в католическую веру. С 1570 г. португальцы начинают завозить в Бразилию рабов-африканцев, ставших основной рабочей силой, эксплуати­руемой колонизаторами. Открытие золота повлекло за собой увеличение числа португальских иммигрантов. В погоню за золотом были вовлечены жители других районов колонии, что привело к значительному росту город­ского населения.

В колониальной империи культурный поток односторонний: захватчи­ки навязывают покоренному населению свои традиции, нормы и обычаи, но не усваивают их культуру, не ассимилируют ее, не признают как равно­правную. Метрополия не впитывает в себя культурные пласты аборигенных народов, усваивая лишь так называемый культурный минимум — набор язы-

54 Ritzer G. The McDonaldization. Newbury Park, 1993.

кивых средств и знание оОычаев, достаточных для того, чтобы успешно уГи равлять периферией. Империи свойственно растворение в себе массы по­коренных народов.

В традиционных империях — в той же Португалии и Испании колумбовой эпохи — культурное ядро и культурная периферия сильно различались меж­ду собой по уровню и стратегии развития. Ядро являлось более консерватив­ным и неподвижным, поскольку считалось оплотом империи, гарантом ее стабильности (католическая церковь, очень консервативная по своей сути весьма подходила на роль культурного консерватора в Латинской Америке) а культурная периферия представляла собой вечно бурлящее, нищее, бес­покойное и аморфное образование. В экономическом плане периферия

Врезка

В. Флюк








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 666;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.