КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ
Культурная аккумуляция — накопление знаний, навыков, традиций и обычаев, жизненных впечатлений и жизненного опыта, а также материальных артефактов — происходит на двух уровнях и в двух формах, а именно в индивидуальной и коллективной. Турист, совершающий свои путешествия по стране или за рубеж с научно-познавательными целями, с каждым разом накапливает не только эмоциональные впечатления, расширяет свой кругозор и тренирует эстетические навыки. Он аккумулирует культурные знания о других странах, которые фиксирует в своих дневниках и фотоальбомах, рассказывая затем друзьям и знакомым. В дальнейшем он может передать их другим людям. Это индивидуальный уровень культурной аккумуляции.
Коллективный уровень культурной аккумуляции касается общества в целом и происходит в форме накопления культурного наследия страны, его
51 В исследовании они использовали модель концентрических зон, созданную их коллегами по Чикагской школе Парком и Берджесом (подробнее о ней в т. 6 «Фундаментальной социологии»).
19С
охраны, реставрации, музеификации, распространения и передачи последующим поколениям людей.
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.Мы уже встречались с этим понятием и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Можно согласиться с таким определением культуры: «Культура — своеобразный механизм, отбирающий из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоящему и проявляться в поведении людей в организациях. Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющихся в деятельности организаций»52.
Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи, библиотеки и резервации.
Музеи(от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты и состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея — научно-просветительское.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе, в Афинах, в Дельфий-
- Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент». М., 1998. С. 6.
ском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелир, ных изделий выросло настолько, что они уже не помещал ись в храмах и ддя их хранения строились дополнительные помещения.
В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собря на коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальныйцнститут который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоцио-нальное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин эллинистической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г,до н.э.) и Пергамская библиотека (IIIв. до н.э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.
Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XVвв. Многие состоятельныеторговые дворы флорентийских купцов и аристократов увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVIвв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVIв. возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии. Франции и Швейцарии53.
В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVIв. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II.Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, каталогизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставрируются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функция — просветительская.
53 Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Со-цис. 1996. №7. С. 71-73.
Библиотека (от греч. biblion — книга и... тека) — учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие библиотеки получили в монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в XV в. после изобретения книгопечатания. В XIX в. публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в XI—XII вв., а первые светские — в XVIII в. при Академии наук и Московском университете.
Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контингента, называемого читателями. В нормативных документах библиотеки проведены как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции.
Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя.
Библиотека — один из самых мощных и распространенных факторов культурной аккумуляции
В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи помимо паспорта необходимо так называемое «отношение» — документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, на-
пример, академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.
Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая Библиотека им. В.И. Ленина хранит обязательный экземпляр, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.
Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 1970—1980-е гг., когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры.
Мощным средством культурной аккумуляции выступает письменность,благодаря которой информация перестала теряться, но точно фиксировалась и передавалась следующим поколениям. Она явилась одним из величайших культурных изобретений человечества, появившихся в процессе неолитической революции.
Культурная резервация(от лат. reserve — сберегаю) — специфический социальный институт, государственное учреждение, призванное защищать и оберегать этносы, подвергающиеся гонению и дискриминации. Примером является коренное население США, Канады, Австралии, ЮАР. Задача этого института здесь — сохранение самого социального состава культурно-исторических этносов, защита их культуры, традиций, социального уклада, образа жизни, культурных ценностей. Культурная резервация принадлежит к одному классу природоохранных и экологических учреждений, что и специальные заказники, национальные парки, заповедники и т.д. В отличие от зоопарков, призванных не только охранять исчезающие виды животных, но и демонстрировать их посетителям за плату, культурные резервации не выполняют коммерческих функций. Их цель — оградить этносы как носителей традиционной культуры от разрушающего воздействия индустриального общества, к которому они не приспособлены, сохранить самобытные ценности, нормы и обычаи. Однако нередко культурная резервация становится формой вытеснения и изоляции коренного населения. В результате отчуждения территорий под сельское хозяйство и промышленные объекты сужается жизненное пространство, культура и обеспечивающая пропитанием территория коренного этноса, представителям которого приходится уходить в города на поиск работы. Здесь они превращаются в люмпенов, подвергаются разрушительному действию алкоголизма и наркомании. Активное общение с большим обществом и другими этносами засоряет самобытную культуру чужеродными элементами, она утрачивает свою специфику и начинает деградировать. Принимаемые правительствами США и Канады меры по развитию культурного плюрализма и сохранению культуры национальных меньшинств постепенно начинает приносить плоды. Культурная резервация превращается из культурных гетто в очаги народной культуры.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1221;