С. Кузьмина Реформа языка
Многие убеждены, что реформу письма в 1917 г. «придумали» большевики. Отсюда ее восприятие в искаженном, политизированном виде. Именно так оценивали ее те, кто после оказался в эмиграции. Новое письмо вся эмигрантская интеллигенция, в том числе Бунин и Цветаева, считали неприемлемым. Для них графический облик слова был не просто буквенной оболочкой, но и конструктивным элементом художественного замысла.
Наше письмо — это «платье с чужого плеча»,заимствованное в X в. у южных славян. Постепенно шло приспособление старославянского письма к древнерусскому языку. От некоторых букв, оказавшихся лишними, например от «юсов», отказались очень скоро. Другие — «пси», «кси», «омега» — были отменены реформой Петра I. И тем не менее к началу XX в. русская орфография оставалась в большой степени традиционной, в ней было много условного, устаревшего. Например, писали «старые учебники», но «старыя книги» — в зависимости от рода существительного. А одна буква «ять» чего стоила! Слова «деньги», «десять», «весело» писались через «е», а «дети» или «дело» — через «ять». В слове «ветер» вместо первого «е» стояла «ять». Усваивать грамоту было намного труднее, чем сейчас. Реформа письма готовилась давно.В 1904 г. в Петербурге была создана Орфографическая комиссия, высказавшаяся за упрощение правописания. В частности, в проекте предлагалось исключить некоторые буквы и облегчить правила: не писать твердый знак в конце слов, а мягкий
знак — после букв «ж», «ш», «ч», «щ» в таких словах, как «ночь», «мышь», «рожь», «помощь». В обществе поднялась буря: многие, неправомерно отождествляя язык и письмо, видели в отказе от «обветшавших» букв посягательство на язык Пушкина и Тургенева, на русскую культуру в целом. В конце концов в мае 1917 г. Временное
правительствовыпустило циркуляр о введении нового правописанияс нового учебного года. Как видите, разработали реформу не большевики, хотя они и присвоили себе авторство. Но провели ее в конечном итоге именно они. Декрет о введении нового правописания был издан в декабре 1917 г, однако на него, по словам Луначарского, «никто и ухом не повел». Тогда, уже в 1918 г., появился второй декрет, и Володарский объявил, что появление каких бы то ни было текстов в старой орфографии будет считаться «уступкой контрреволюции». В принципе реформа письма носила демократический характер,вполне соответствуя особенностям нынешнего столетия — с его массовой грамотностью и потребностями быстрого обмена информацией. Аргументы и факты. 1996. № 9
39 Wang Yuan. Hua Luogeng. Beijing, 1994. P. 237-240.
40 Красные гвардейцы были сформированы из студентов вузов в период 1966-1968 гг., они верили,
что являются гвардией Мао Цзэдуна и опорой социализма.
41 Помещения, использовавшиеся для наказания классовых врагов. Термин образован от «и/и» (за
пугивать, усмирять), соединенного со словом «gut» (чудовище, изверг) и «she» (змея, злобный че
ловек) и «shen» (дьявол, демон).
числа научного персонала в КАН, были замучены до смерти4^ Более чем зии тыс. научных работников вместе с другими интеллигентами и специалистами были сосланы на фермы, названные «школой кадров 7 мая» либо их ссылали в сельскую местность, чтобы они прошли «идеологическую революцио-низацию». Еще больший ущерб культурная революция нанесла китайской науке, уничтожая научные институты, которые существовали с начала XX в. На целых десять лет полностью прекратилась деятельность учреждений КАН. К 1973 г. в результате катастрофического сокращения под прямой юрисдикцией КАН осталось только 13 институтов из 7 016 (в 1965 г.). Фундаментальные исследования были свернуты43.
Культурная революция парализовала систему образования Китая. В 1966 г. страна отказалась от формального высшего образования, объявленного «системой культивирования ревизионистской рассады». Студенты старших курсов и аспиранты были принудительно посланы на фабрики, в сельскую местность, в армейские лагеря на «перевоспитание», а исследовательская работа была резко сокращена. Когда университеты вновь распахнули свои двери в конце 1970 г. (аспирантура была восстановлена только в 1978 г.), по-прежнему превалировала деструктивная политика. Так как Мао Цзэдун объявил, что период обучения нужно сократить, стандартный курс обучения продолжался три года. В соответствии с указанием Мао о приеме студентов из рабочих, крестьян и солдат с практическим опытом предполагалось, что все старшеклассники проработают от двух до трех лет на фермах и заводах, после чего мог рассматриваться вопрос об их приеме в вузы, решение которого должно было основываться на рекомендациях коммуны или завода, а не на результатах каких-либо вступительных экзаменов. Студенты 80% своего времени тратили на изучение научных дисциплин и техники, 15% —на заучивание идей марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна и 5% — на сельскохозяйственный труд и изучение опыта Народной освободительной армии44. Профессора и студенты интенсивно посещали заводы и коммуны, чтобы изучать практические проблемы и решать прикладные задачи. Подобная организация не обеспечивала условий для подготовки следующего поколения ученых. Считается, что из-за культурной революции Китай потерял по меньшей мере один миллион выпускников и 100 тыс. аспирантов45. Культурная революция ввергла Китай в хаос на десять лет и оказала влияние на несколько поколений китайцев. Разрыв между Китаем и научно развитыми странами в области науки и техники увеличился.
Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Архео-
42 Wu Heng. Keji zhanxian wushi nian (Пятьдесят лет на фронте науки и техники). Beijing, 1994. Р. 337—
341; Yao Shupinget al. Zhongguo kexueyuan fazhanshi (История Китайской Академии наук) // Zhongguo
kexueyan (Китайская Академия наук) / Ed. Qian Linzhao, GuYu. Beijing, 1994. Vol. 1. P. 154-156.
43 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966-1976 // Науковедение.
2000. № 4.
44 Hoffman M. Lost in the Cultural Revolution //American Scientist. 1994. Vol. 82. № 1. P. 182.
45 Qu Shipei. Zhongguo daxuejiaoyu fazhanshi (Развитие университетского образования в Китае). Shanxi,
1993. P. 648.
jiui и luhsupHi о неолитической революции, специалисты по управлению --о менеджерской революции, социологи — «молчаливой революции» и т.д.
По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.
Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, никакие открытия последних 10 тыс. лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растении. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.
Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Такой процесс называют либо прогрессом(поступательным движением вперед), либо социальным нововведением(процессом внедрения в практику научных проектов и идей).
Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы и традиции. А памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 758;