КОНТИНУУМ ФОРМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Рассмотренные три формы распространения культуры — заимствования, диффузия и открытия — можно считать общими. Внутри них выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики заимствования новшеств.
Все многообразие частных форм распространения культуры — от торгового обмена народов и туризма до колонизации и насильственной русификации (американизации, европеизации) — можно расположить на некотором континууме (рис. 11). Полюса такого континуума представлены двумя противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправленное) и организованное (целенаправленное) распространение.
Рис. 11 Континуум форм распространения культуры
Организованной формойявляется только такой способ, при котором в качестве основной цели сознательно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов у другой страны, а также организованная форма распространения культурных образцов господствующей культуры на все этносы и социальные группы населения внутри одной страны. Борьба с неграмотностью, принявшая в 1920—1930-е гг. в СССР характер массовой и хорошо спланированной правительством кампании, относится к числу подобных способов распространения культуры. Сегодня Министерство культуры проводит единую политику в сфере государственных средств массовой информации и книгоиздания, осуществляет поддержку деятельности полиграфических предприятий, а также организаций и учреждений одноименного профиля.
В этом смысле миссионерство и шпионаж своей главной целью имеют, в одном случае — насаждение другим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом — заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промышленных секретов и т.п. Торговля междустранами, хотя и является насквозь организованным процессом, относится к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом месте стоит купля и продажа товаров и прибыль (т.е. экономические цели — главные).
К организованным формам относятся экономическая помощь развитых стран слаборазвитым, так как она оказывается при условии, что в странах-реципиентах произойдут демократические преобразования и будут усвоены культурные ценности капитализма. Колонизация располагается посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не распространение западной культуры. Оно происходит позже — как по-
бочный эффект. Колонизация Азии, Африки и Латинской Америки corm"
вождалась не только введением новых технологий, но попытками замеццт'
старые ценности западной моралью и верованиями. Завоеватели считаю
свою культуру выше туземной. Когда СССР вторгся в Афганистан в 1980 /
изменился способ производства туземных племен, политическая структура'
стратификация. " " >
К стихийным формамследует относить лишь те способы распространецИя культурных артефактов, которые возникают сами собой, никем заранее нр планируются, не управляются, никак не организуются и ни оцениваются
Они возникают в точках массовых этнических контактов. Стихийные формы растянуты во времени, а организованные — сжаты, поскольку они планомерно внедряются правительством или местными властями. Когда Петр | выбрал стратегию европеизации (прорубил «окно в Европу»), то в очень короткое время, специальным указом, всему дворянству сбрили бороды. Но если нет вмешательства властей, то процесс стихийного распространения культуры затягивается на десятилетия и столетия. Время сокращается в том случае, если заимствуются более прогрессивные ценности, например, восточные страны перенимают западный образ жизни.
Организованное распространение нередко принимает форму насильственного культурного внедрения. Оно осуществляется по-военному быстро, эффективно, но держится краткое время, часто вызывая народные возмущения. Достаточно вспомнить волнения в Корее в конце XIX в., связанные с попыткой насильственно изменить национальную прическу, а сопротивление старообрядцев религиозной реформе Никона в России продолжалось не одно столетие. Как правило, новые элементы полностью вытесняют старую культуру, при стихийных формах процесс идет медленно, но новшество приживается надолго. Часто новое синтезируется и органично уживается со старым. Процесс врастания в японскую культуру инноваций китайско-корейского происхождения занял целое тысячелетие, об их иностранном происхождении в конечном итоге забыли. Сегодня только филологи напоминают нам об иноязычном происхождении привычных русских слов «халат», «арбуз», «революция» и др.
Наиболее яркий пример _ распространение европейской обуви на Востоке. Устройство интерьера национального дома корейцев и японцев (несмотря на значительные Различия) на протяжении многих столетий выработало у этих народов обычай разуваться и переобуваться, входя в помещение. В результате в современном быту корейцев и японцев преобладает нешнурованная европейская обувь, широко распространены всевозможные приспособления для надевания обуви, используются туфли-слипперы не только в домашнем быту, но и на производстве, в транспорте. В Корее обычай переобуваться сохраняется даже при входе в жилое помещение, обставленное европейской мебелью. Домашние туфли стали непременной деталью сервиса европейских отелей и в Корее, и в Японии. Кроме того, в Японии в
Б
самолетах и в железнодорожных вагонах в креслах устраивают специальные приспособления, которые предусматривают употребление их в одном положении для опоры обутых ног, в других — для опоры разутых. Обычай корейцев обязательно перед едой мыть руки или протирать их влажным полотенцем привел к тому, что деталью костюма корейского рабочего или строителя, одетого по-европейски, стало заткнутое за пояс с правой стороны свернутое полотенце24.
После походов Александра Македонского усиливается увлечение греков религиозными празднествами. Особенно возросло значение празднеств с традиционными для греков спортивными и мусическими состязаниями. Такие празднества стали одной из форм распространения греческой культуры в землях, завоеванных Александром. Он первым использовал их в своей политике слияния греческой и восточной культур25.
В древности люди не могли точно установить, кто из реальных людей является первооткрывателем или изобретателем культурного новшества, поэтому честь открытия нередко приписывалась вымышленным лицам. Основные персонажи древнекитайской мифологии — культурные герои — первопредки, представленные в древних памятниках как реальные правители и сановники глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов: Фу-си изобрел рыболовные сети, Суйжэнь — огонь, Шэнь-нун положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрел средства передвижения — лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счета годам (календарь), а иногда и письменности (по другой версии, ее создал четырехглазый Цан-цзе). Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальных инструментов, что считалось в древности чрезвычайно важным культурным деянием26.
Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара чудесных предметов у их хозяев из иного мира. Античный миф о Прометее, похитившем огонь у богов и передавшим его людям, — один из древнейших образцов организованной формы культурной инновации.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 680;