КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ И КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ
Культурныйлагописываетситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.
Иногда между культурной динамикой и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть культурный лаг. К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений. Однако влияние нельзя назвать немедленным и прямым. Хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина долж-
на сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши46.
Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные сними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.
Культурный лаг описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.
Культурное запаздываниепроисходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х гг. XX в. от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.
Подобное запаздывание происходит в любой стране, претерпевающей модернизацию, экономическое и социальное ускорение или переживающей культурную революцию. Примером могут служить реформы Петра I, Ленина, Сталина, Горбачева, Ельцина и Путина. Всякий раз перед страной вставала задача догнать передовой Запад, для чего наращивались экономические бицепсы и перестраивалась нервная система управления страной — ее политическая надстройка. Однако нематериальные изменения опаздывали: обычаи, традиционный уклад жизни, ценностные ориентации меняются гораздо медленнее.
Первым с культурным запаздыванием столкнулся все тот же Петр I. Про-европейские намерения царя далеко не всегда совпадали с установками и обычаями патриархального русского общества. Так, в духе своего времени и под влиянием просветительских идей французов в 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Он старался вовлечь их в активную общественную жизнь. Именно так поступали европейские правители. Но допетровская Россия, с которой имел дело царь-преобразователь, жила по домостроевскому укладу жизни, где муж был гос-
46 Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. P. 586.
подином и повелителем, а жена оставалась на положении домашней рабыни. Реформатору некогда было вникать в женскую психологию и особенности общественного уклада жизни. Он спешил, а потому издал инструкции о том, как следует женщине одеваться, что говорить, как сидеть и вести себя в публичных местах. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н. Шу-бинский47, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, «затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными "шлепами", или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть». С.Н. Шубинский также делает замечания по поводу кавалеров, которые были под стать дамам и отличались чрезвычайной неловкостью. Взявшись распоряжаться танцами на ассамблеях, царь, отмечал Ф. Берхгольц, часто выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени48.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1068;