КУЛЬТУРНЫЕ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе.В противном случае имеет место регресс.
Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда и активнее развивается наука.
24 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 180-182.
25 Шахермаир Ф. Александр Македонский. М, 1984. С. 147.
26 Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. М., 1982.
паук.а симулирует технический прогресс. Кучные орудия труда вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. ТрадИ-ционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеар ных — мать, отец, ребенок.
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации назы вается
социальным прогрессом.Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа— частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция— комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Прогресс и регресс правильнее относить к стихийным формам изменения культуры, а реформы к целенаправленным, заранее планируемым и определенным образом организуемым. Культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает некий организующий центр, например политическая партия. Реформы Петра I явились самым крупным в истории нашей страны культурным проектом по преобразованию всех основ жизнедеятельности общества. После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений. Для приобщения к европейской цивилизации знатная молодежь отправлялась за границу учиться наукам и ремеслам. Первой была отправлена в Италию и Голландию партия молодежи из лучших боярских фамилий для изучения навигационной науки. И уже в 1717 г. в одном только Амстердаме числилось 69 русских навигаторов. Молодые люди также посылались Петром для изучения юриспруденции, медицины и изящных искусств27.
Петровские реформы затрагивали не только социальные институты общества, но также бытовую культуру людей. Так, специальными указами
11 Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2; Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры (XVII — нач. XVIII в.). М„ 1996. Т. 3.
1700—1701 гг. Петр установил ношение верхнего платья венгерского, саксонского и французского образцов. Сапоги, башмаки и шапки вводились немецкие. Женщины же должны были носить все немецкое: платья, юбки, башмаки и шляпы. Русские люди начали носить короткие камзолы и кафтаны, ботфорты, напудренные парики. Портным было запрещено шить одежду русского образца, купцам за торговлю русским платьем грозили кнутом и каторгой, а за ношение русского платья и бород штрафовали на улицах караульные. Вернувшись из-за границы в 1698 г., Петр заставил русских людей остричь бороды, а ослушавшихся ожидало наказание: с них было велено «имать по штидесят рублей с человека». Кроме того, был введен особый знак для тех, кто хотел носить бороду и заплатил налог: на железной дощечке изображена была борода и выбита надпись — «деньги взяты»28.
Петровские реформы — попытка «цивилизовать» русское общество — привели к нелепому преклонению перед всем иностранным
В своих реформах Петр был столь же последователен, сколько неумолим и жесткосерден. Царь боролся со всем старым и вводил все новое, не задумываясь над тем, нужно ли было упразднять это старое, не пытаясь разобраться в том, целесообразны ли его «заморские» нововведения. Европеизируя Русь, он вводил и то, что было необходимо для ее дальнейшего развития и укрепления, и то, что было бесполезно и чужеродно и вызывало законное недоумение и недовольство. В общественных верхах привились и иноземное платье, и «политес», и «заморское язычие» голландское, французское, немецкое, но очисткой русского языка позже пришлось заниматься Ломоносову, Тредиаковскому, Сумарокову, Пушкину. Петр, правда, го-
28 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990; Князьков С.А. Из прошлого русской земли: Время Петра Великого. М., 1991; Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М., 1778-1779. Ч. 1.
17S
вирил, чги -западная ьвропа ему нужна на десять лет, а потом он повернется к ней спиной и провозгласит: «Да будет отныне в России все русское», ц0 временное как всегда оказалось прочнее постоянного. Со времен Петра берет начало некритичное преклонение пред всем «иноземным», «заморским» отвращение к родному языку и русской культуре, с которыми русской интеллигенции приходится бороться уже 300 лет.
Бороться приходилось не только с засильем иностранных слов. Но и неуместными обычаями, перенятыми из западных стран и исковерканными на русский манер. В 1718 г. был обнародован указ об ассамблеях. «Ассамблеи ,— говорилось в указе,— слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом»29.
В его указе «О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут» дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которомудолжны следовать все присутствующие. Ассамблеи устраивали поочередно знатные люди. В одном зале танцевали, в других комнатах пили, курили, играли в шашки, шахматы, карты, вели деловые разговоры. Танцевали до упаду, пили тоже до упаду, особенно когда в дело вступал знаменитый «кубок большого орла» — огромный бокал, который должен бьп выпить провинившийся в нарушении ассамблейных правил. Часто этот бокал преподносил виновнику сам Петр — большой любитель ассамблей. Когда хмель ударял в дворянскую голову, наспех нанесенная позолота европейского «политеса» слетала, «благородные» дворяне валялись пьяные, ругались и дрались. Девицы и дамы, осовелые, тупо поглядывали по сторонам, не произнося ни слова, или танцевали так же молча и деловито, до полного изнеможения10.
Однако истинным поводом к учреждению организованной практики публичного пьянства С.А. Князьков31 считал вовсе не стремление Петра споить страну, а просветительские цели: осмеять, припозорить и тем самым отучить от порока своих подданных. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр опирался на европейский опыт. Он побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства, и у него созрел план организации ассамблей в России. Петр преследовал две главные цели — приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенному в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. Историк A.M. Панченко32 подчеркивал, что «всешу-тейший собор» — это утверждение нового взгляда на общение, развлечения, веселье и культуру русского дворянства в целом. Он отмечал, что собор был необходим Петру для противопоставления старинной праздности «новой» праздности, которой «присваивалось качество культурной ценности».
29 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 3. 3(1 Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М., 1778-1779. Ч. 1,2.
31 Князьков С.А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб., 1914. >2 Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ // Из истории русской культуры (XVII- начало XVIII в.). М., 1996. Т. 3. Ч. 1.
Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками. В.О. Ключевский13 писал, что государь потчевал гостей как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демьяновой ухи: «Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, ...причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того
майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада».
По тому же принципу Петр органи
зовал еще одно развлечение для выс
шего общества — катания по Неве.
Жителям Петербурга «для увеселения
народа, наипаче же для лучшего обуче
ния и искусства по водам и смелости в
плавании» были розданы из казны па
русные и гребные суда. Катания по
Неве проходили по особому регламен
ту. В петровском указе определялось
" ~г" " место катаний, одежда, в которой над
лежит явиться приглашенным, и дава
лись предписания о времени сбора: «...в указанный час должен Комиссар в
местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных
дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда
тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару...» В указе
сообщалось, что «на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть», од
нако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, «что
не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины».
Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, по
этому предостерегал катающихся: « за преслушание же и на сих судах, також
штраф брать, как и с парусных»34.
В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». Коллегию пьянства или «сумасброднейший, всешутейший собор» возглавлял князь-папа или «всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы». Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимандритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии. Первейшей заповедью ордена было напиваться каж-
33 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990.
34 Шубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864;
Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. Пг., 1918.
додневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия «Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками». В названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, и эту практику Петр заимствовал из Европы. Действительно, пародия и «шумства», маскарадные клубы и клубы безбожников, шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XVII в.35
Европеизация русской культуры в петровскую эпоху, как полагает Г.Ю. Лит-винцева36, носила ярко выраженный регламентированный и насильственный характер, поскольку ее целью являлось внедрение новых ценностей и уничтожение старых. Иными словами, это была революция «сверху», столь часто осуществлявшаяся в России по воле ее правителей и ради сокращения культурного либо экономического (сталинские реформы) разрыва с Западом. Так думал и Ключевский, который считал петровскую европеизацию обусловленной чисто государственными и прежде всего внешнеполитическими потребностями. Осознавая главную угрозу России со стороны Запада, основной смысл европеизации Петр видел в повышении военной и экономической мощи государства как гарантий его независимости.
Петру некогда было ждать, когда его подданные осознают и воспримут преимущества западноевропейской культуры. Срок отпущенной ему жизни был слишком кратким для глубоких культурных преобразований. Вот почему все новые формы быта, общения и развлечений внедрялись, во-первых, в какой-то особой спешке, во-вторых, насильственно, в директивном порядке. За каждым культурным нововведением стоял особый царский указ, обозначенный точной датой и местом. Отказаться участвовать в культурной кампании, затеянной царем, означало для подданных проявление нелояльности и грозило серьезными санкциями.
Также сверху — через приказы и принуждение — проходила другая культурная революция, но уже в другой стране и в другое время.
Культурная революция 1966—1976 гг. была одним из наиболее драматичных периодов в истории современного Китая. Вопреки своему названию, она представляла собой не культурную, а политическую кампанию, которую развязал Мао Цзэдун, возглавлявший тогда коммунистическую партию Китая (КПК),с целью повернуть страну от капитализма, за который выступали его противники по партии, в сторону социализма. Она началась с письма Мао Цзэдуна в ЦК компартии, направленного против «ревизионистского курса» председателя КНРЛю Шаоци, а вслед за ним и против всей партийно-бюрократической иерархии, которая не была особенно лояльной к «великому кормчему». Тот опирался на молодежь, и весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против старых партийцев, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор и не затронувшие только Народно-освободительную армию, фунда-
35 Соловьев СМ. История России. М, 1962-1966. Кн. VII; Живов В.М. Культурные реформы в систе
ме преобразований Петра I // Из истории русской культуры (XVII — начало XVIII в.). М., 1996.
Т. 3; Платонов С.Ф. Из бытовой истории петровской эпохи // Изв. АН СССР. 1926. С. 526-547.
36 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).
Е
мент власти Мао. Он поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна.
Хотя «великая пролетарская культурная революция» и была организована компартией, она проходила зачастую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изменению социальной и культурной обстановки в стране (но не к политическим и экономическим). Подверглись репрессиям сотни преподавателей университетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры. Во время культурной революции интеллигенция была причислена к социальным изгоям наряду с помещиками, кулаками, контрреволюционерами, социально вредными элементами, правыми, предателями, шпионами и «идущими по капиталистическому пути». Партия восприняла просьбы научного сообщества о большей независимости в научной работе как буржуазный вызов, который направлен против ее руководящей роли. Ученые, работавшие до 1949 г. (во время правления националистов) и получившие образование в первые 17 лет существования Китайской Народной Республики, были осуждены как «белые специалисты». В разгар культурной революции многие ученые и другие представители интеллигенции подвергались нападкам в дацзыбао37 за отход от политики, производства и от масс. Университетские профессора обвинялись в «отравлении юных студенческих умов» во время обучения, а на тех, кто учился за границей, наклеивали ярлык американских или советских шпионов38.
Интеллигенцию требовалось «перековать», сделать ее из буржуазной «красной», т.е. придерживаться революционной линии и проводить политику партии. Чтобы преодолеть «белизну» и стать «красными специалистами», интеллигенты должны были подвергнуться долгому и тяжкому «политическому перевоспитанию» и «идеологическому реформированию», участвуя в бесконечных политических учебных сессиях, нередко выдерживая «критику» и «самокритику», выполняя тяжелый физический труд на заводах и в деревне. Партия присваивала названия «красный» и «белый» в зави-
37 Дацзыбао представляли собой большие плакаты с заявлениями, написанными крупными иерогли
фами на широких полосах бумаги, и помещались на стенах или стендах, чтобы их мог прочитать
каждый. Предполагалось, что они будут короткими и излагать только суть, но многие дацзыбао боль
ше походили на бессвязные настенные газеты, чем на концентрированное изложение позиции.
38 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966—1976 // Науковедение.
2000. № 4.
симости оттого, что казалось важнее вданныи момент: эффективность труда ученых или идеологические ценности39. Интеллигентов унижали на публичных собраниях, допрашивали и держали под арестом красные гвардейцы и другие радикальные активисты40; их дома обыскивались, а собственность конфисковывалась; их ссылали в ньюпенги41, оскорбляли, мучили физически и психологически. Из 170 старших научных сотрудников Китайской академии наук (КАН) в Пекине 131 подвергся нападкам; в Шанхае 40% сотрудников Института физиологии растений КАН обвинили в том, что они являются вражескими агентами, на них возложили ответственность за антикоммунистический заговор во время правления националистов. 106 ученых, в том числе 27 старших научных сотрудников, или 0,41% от общего
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 793;