Биосоциокультурная сущность человека. Понятие общества. Роль общества в формировании человеческого бытия
Общая закономерность живого вещества планеты эволюционировать в сообществах ведет к образованию новых видов и более прогрессивных форм (макроэволюция). Биологический аспект эволюции человека, вместе с тем, указывает на необходимость контроля и защиты телесной целостности человечества: изменение частот генов в популяциях под действием различных факторов эволюции (отбора, дрейфа генов, миграций) не исключает возможности движения и к непрогрессивным формам. Видимые успехи генной инженерии актуализируют проблему возникновения новых видов рода Homo sapiens. Уже сейчас следует обратиться к социальным формам поддержания Homo в деле защиты телесности современного человечества.
Эта проблема имеет множество аспектов. Быстрый путь ее решения возможен адекватным поддержанием экологических условий существования (внешняя сторона существования), и культурно-социальной жизнедеятельности (внутренняя видовая сторона существования). Культурное развитие и деятельность, обращенная к сохранению самого социального существования, - историческая и реальная основа необратимости человеческого как развивающегося в живой природе. Генетические основания человеческого необходимо развиваются в адекватной общественной среде. Каждый человек нуждается в поддержке социальной реальности: в новорожденности и младенчестве особенно – не имея врожденной способности выживания в природе.
Общество может быть определено как организационная форма совместной деятельности людей. Общество как организационная форма взаимной деятельности людей характеризуется постоянной (неисчезающей) способностью культурной коммуникации, мировоззренческого освоения мира, надприродной связностью. «Возникшая в процессе труда потребность в общении обусловила развитие звукового языка, членораздельной речи, мышления. Возможно, что слово первоначально возникло у гоминид как средство коммуникации в совместной трудовой деятельности (выделено нами.- Г.Г.) и лишь впоследствии приобрело и функцию субстрата обобщения» (Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков). В совместной деятельности сохраняется и развивается сознание людей, возникают совместные формы общежития. Человеческое стадо сменилось родовым обществом. В антропосоциогенезе этому времени придается особое значение: формируется интеллектуальная жизнедеятельность, собственно человеческое начало живого во Вселенной.
Первые виды общественности есть семья и род. Род издревле - это группа людей, связанная кровным родством. Факты хозяйственно-культурной жизни человечества свидетельствуют, что он становится первым порождающим общественным образованием. Род отличали хозяйственная деятельность (охотников, собирателей, рыболовов, скотоводов, земледельцев, смешанных форм занятости) и особенности материальной и духовной культуры (набор используемых орудий, одежды, жилищ, культов и др.) Родовое несомненно важнейшее биосоциальное измерение единства людей. Родовая организация обнаруживается у всех народов и племен планеты. Со временем влиятельной в истории становится племенная организация совместной жизнедеятельности людей. Родоплеменная общность – более сложное, чем родовое, общественное образование, характеризующееся организацией жизнедеятельности людей в управляемом союзе родов. На племенной основе вырастают племена и союзы племен как объединения, включающие языковые и этнические возможности родов.
Народ есть население государства или страны в единстве истории и собственного социального и культурного развития. В настоящее время проживает от 3 до 5 тысяч народов (этнических групп и этносов). Народ отличает единство исторических судеб, привязанность к территории и языковому и культурному пространствам.
Нация – исторически сформированный тип народа, представляющий собой социальную целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых отношений собственности, культуры, социально-психического склада и этнического самосознания. Нации развитых стран планеты формируются в эпоху Нового времени.
Социальность существования Homo sapiens охватывает перечисленные многообразные формы совместной деятельности людей в прошлом и современности (род, родоплеменная общность, народ, нация, религиозная общность, классовая общность) и семью.
Основной ячейкой общества и первоначальной среди человеческих форм совместной деятельности является семья. Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции, и основана, как правило, на общности имущества и совместном проживании супругов и родственников. В семье вырабатывались и вырабатываются нормы поведения людей, важнейшие человеческие ценности. Брак супругов есть фундамент семьи. Представители одной семьи, как правило, принадлежат к одному общественному классу или, с изменением классового статуса, сохраняют преимущества избранного социального класса.
Влиятельными социальными общностями в истории человечества являются церкви и классы. Церковь, религиозные конфессии занимают значительное место в жизни населения Земли (более половины населения планеты верующие). Наибольшее распространение получили мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и народностно-национальные религии (индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм). Вне культуры и экономики общества не существовал ни один человек, а становился значительным человек настолько, насколько он был влиятелен во взрастившем его обществе.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2393;