МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Вестернизация выступает частью более общего процесса, который получил в литературе название модернизации.
Теория модернизации, появившаяся в середине XX в., опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе они ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.
Термин «модернизация»относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского «модернизация» означает «осовременивание».
Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связыва-
ют со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Итак, под модернизаций понимается революционный переход от доиндустри-ального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
В России современное общество концентрируется в мегаполисах, а традиционное — в сельской местности, малых и средних монопроизводственных городах. В мегаполисах сосредоточены высокие технологии, демократические институты, развито общественное мнение, получающее освещение в многочисленных газетах, журналах и на телеканалах; в сельской местности — преобладание рутинного сельского хозяйства в экономике, этатизма в политике и замкнутости общественного мнения на общину.
Образ жизни отдаленных сел определяется закономерностями начального периода модернизации. Первое столкновение крестьян с современной цивилизацией приобщает их к городской культуре с ее внешней праздничностью и праздностью, резко контрастирующей с тяжелым сельскохозяйственным трудом и примитивным сельским бытом (в некоторых селах Пермской области до сих пор носят лапти). Более того, крестьянин видит, что горожане работают меньше, но при этом обладают большими благами. В результате возникает желание освободиться от тягот жизни64. Освобождение (как возможность ничего не делать) выражается в пьянстве, которое несет в себе как модернистские, так и традиционалистские черты. Употребляются, как правило, алкогольные напитки, произведенные индустриальным способом (модернизм), а сам процесс распития носит коллективный характер (традиционализм). Образу жизни отдаленных сел свойственно поверхност-
64 Фэи Снодун. Крестьянство как образ жизни // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992. С. 73.
ное подражание городу, имеющее ярко выраженную потребительскую ориентацию. Потребление характеризуется минимумом современных благ65.
Специалисты различают два вида модернизации66.
Органическая модернизацияявляется моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIIIв. и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного созна-
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 727;