Профессиональная культура
Профессия— это совокупность таких теоретических знаний и практических навыков, которые помогают выполнить данную работу, отражаются на вашем образе жизни, складе мышления и поведении. Профессии — крупные группировки, которые разбиваются на множество специальностей: например столяр (краснодеревщик или др.), инженер (специализации в зависимости от отрасли, в которой он трудится, его уровня и т.д.). Наличие квалификации и специальной подготовки полагается обязательным и всеобщим признаком профессии. В теории М. Вебера15 понятие профессии соотносится не столько с экономической и социальной структурой общества, сколько с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. Понятие «призвание» у Вебера не случайно сопрягается с понятием «профессия» (по-немецки оба понятия обозначаются одним термином Beruf). Проблема профессионального призвания красной нитью проходит через его работы. В Оксфордском словаре социологии (1994) в признаки профессии включаются стандарты выполнения работы, код поведения, расширение знаний и мастерство.
В принципе профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом
Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen, 1980.
труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт, удостоверяемый либо не удостоверяемый каким-либо документом. Навыки представляют собой умения, созданные упражнениями и закрепленные привычкой. Они характеризуются высокой степенью освоения.
В современном обществе насчитывается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно — виды занятий), которые делятся на специальности, а специальности — на специализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохождения профессионального отбора. Профессиональный отбор — это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным моментом при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на данном рабочем месте. Профессиональные качества включают в себя дисциплинированность, ответственность, предприимчивость, инициативность.
Специалисты пришли к общему выводу о том, что профессиональная культура — органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой морали. Они формируются в процессе профессиональной социализации. Под ней подразумевают воспитание профессиональной культуры у будущего специалиста через усвоение им культурных норм, моделей поведения и ролевого репертуара, соответствующих ожиданиям того профессионального сообщества, куда человек вольется с началом трудовой карьеры, будь то производственный коллектив, научное сообщество или артистическая среда. Прежде чем он будет принят взрослыми профессионалами как равный, юноша или девушка обязаны овладеть необходимым набором трудовых норм, знаний, умений, навыков, ценностей и позитивным отношением к избранному роду деятельности, которые обеспечат эффективное выполнение должностных обязанностей.
Основой профессиональной культуры служит трудовая этика. Она проявляется в повседневном отношении людей к труду, в том, на какое место в системе жизненных приоритетов ставится работа. В разных странах и культурах принята разная система трудовых ценностей. Она существенно различается на Востоке и Западе. К примеру, в Таиланде работа и игра тесно переплетены как внутри, так и вне офиса. Здесь считается, что любая деятель-
ность должна доставлять удовольствие или она недостойна того, чтобы ею занимались. «Таиландцы, как и русские, склонны работать рывками в зависимости отчасти от степени близости начальства, отчасти от расположения духа. Корейцы, пребывающие в вечной сутолоке по сравнению с методичными японцами, любят делать вид, что заняты весь день, и больше всех азиатов походят на американцев своим стремлением к состязанию»16.
Профессиональная культура — это знание, умение и желание наиболее рационально подготовиться к продуктивному труду
В основе профессиональной культуры лежит культура труда, вопросами которой в 1920-е гг. активно занимался А.К. Гастев. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня, темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом. На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы по Гастеву основывается на умении приспосабливать
16 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 126.
личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа»17. Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.
Трудовое обучение, как способ воспитания нового человека, у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры. ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условности», которая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого человека. Эти качества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться общей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальными установками, составляющими «искусство коллективной работы»1*.
Культура труда, полагал родоначальник отечественного НОТа (научной организации труда), имеет помимо всего прочего также экономическое измерение: при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой».
Профессиональная культура имеет четко выраженные рыночные параметры. Первый — количество лет, потраченных на ее приобретение и совершенствование. Он включает время обучения в средней школе, колледже или техникуме, вузе и поствузовское образование, а также время приобретения практического опыта (трудовой стаж). Второй параметр — соотношение зарплаты после получения образования и квалификации. Она должна быть достаточно высокой, чтобы покрыть затраты на получение образования. Как правило, зарплата высококвалифицированного работника намного, иногда в разы, превышает зарплату неквалифицированного работника. Тем са-
17 Гастев А.К. Как надо работать. М, 1972. С. 55.
18 Там же. С. 103-104.
мым общество показывает, что оно очень высоко ценит квалифицированный, а в его рамках умственный, труд по сравнению с малоквалифицированным. Третий параметр связан с трудоустройством и безработицей. Тысячи безработных, зарегистрированные на биржах труда, представляют собой неквалифицированную массу. Они не идут в счет, потому что в них не нуждается современное наукоемкое производство.
Огромное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают родители. В традиционном обществе именно они занимались обучением детей профессиональным навыкам, профессиональной социализацией и
передачей профессии по наследству. Один из вариантов — прямое наследование профессии: сын или дочь принимает дело родителей. Отец-плотник учит сына, когда берет его с собой на работу или просит друга взять сына в ученики. Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Не сомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Профессиональный футболист, как правило, хочет, чтобы его сын с раннего детства занимался футболом. Исследования показывают, что примерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру19.
Семейная преемственность лишь в недавнее время заинтересовала социологов, причем ее изучают только у лиц, занятых умственным трудом. Так, киевские социологи отмечают устойчивый рост доли выходцев из семей служащих среди лиц, занятых умственным трудом, требующим высшего образования20. В другой работе отмечается, что по итогам социологического опроса с каждым новым поколением растет число выходцев из служащих и среди художественной интеллигенции21. Известно также исследование эстонских авторов, проследивших профессиональную ориентацию 50,9% выпускников эстоноязычных школ в 1966 г. сразу после окончания, и в 1979 г. Связь между социальным положением, образованием родителей и образованием, социальным положением респондента — явная22. Еще в одной работе, посвященной сельской местности Эстонии, отмечается, что выпускники из «села» чаще поступают в сельскохозяйственный вуз, а из центров хозяйств и поселений городского типа — «поселков» учатся в основном в Тартуском университете23.
19 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 522—536.
20 Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости / Под ред. В.Ф. Черноволенко. Киев, 1984.
21 Семашко А.Н. Социальные источники пополнения художественной интеллигенции // Региональ
ные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. М., 1983.
22 Кирх А., Саар Э. Модель межпоколенной социальной мобильности (Опыт генетического исследо
вания молодежи в Эстонской ССР в 1976-1979 гг.) // Город как среда жизнедеятельности челове
ка: Мат-лы 2-й науч. конф. социологов Прибалтики (г. Бирштонас, 1981 г.) Т. 2. Вильнюс, 1981.
21 Шевцов В.И. Некоторые проблемы системы сельского расселения в социологическом исследовании // Прикладные социально-географические исследования. Тарту, 1984.
Передача своего ремесла как определенная социальная практика известна с древнейших времен и встречается у ремесленников Древнего Египта ц Греции. И в Древней Руси наблюдалась передача своего ремесла от отца « сыну. Из писцовых книг Тотьмы, Великого Устюга и Соль-Вычегодска начала XVII в. известно, что у чернорабочих профессия не передавалась. Д у квалифицированных рабочих дети часто трудились в той же сфере, что и отцы. Так, у носовщиков (иначе лоцманов), относившихся к квалифицированной части работников водного транспорта, а по социально-экономическому положению к разряду «середних» посадских людей, обычно профессия отца переходит к сыну и долго держится в семье. В то же самое время ярыжные (обычные бурлаки), зачислявшиеся в разряд «худых и самых худых посадских, маломочных людей», передавали по наследству свое ремесло: если отец «ходит в судовых ярыжных», сын просто ярыжный, который «питается у винокурни», или бродит «меж дворы по миру», или «кормится всякой черной работой»24.
Более творческий, ответственный и оплачиваемый труд носовщиков позволял гордиться своей профессией, был притягательным для молодежи и нелегок в овладении. Хорошо знать водный фарватер и всевозможные мели, уметь безошибочно проводить суда по сложному морскому лабиринту мог далеко не каждый. Только с годами накапливался нужный профессиональный опыт, который затем передавался по наследству. Напротив, работа ярыжных относилась к неквалифицированному ручному труду, для занятия которым требовалась огромная физическая сила, но не знания. В эту категорию часто нанимали людей случайных, например, беглых или бродяг. Они получали в 4 раза меньше носовщиков.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1191;