ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Классификацией культур по видам, типам, формам и категориям специ­алисты, имеющие к этому прямое (и не только прямое) отношение, зани­маются не одно десятилетие. Опубликованы многие статьи и монографии, посвященные либо обзору существующих подходов, либо обоснованию пра­воты избранной точки зрения и изложению авторской типологии.

Выдающийся ученый-энциклопедист Павел Александрович Флоренский в 1920-е гг. разработал классификацию всех мировых культур. П.А. Флорен­ский выделяет во всей человеческой истории два основных типа культур — традиционный и возрожденческий. Традиционные культуры — это аграр-но-архаические культуры, ориентированные на самовоспроизводство, т.е. на стабилизацию (и даже искусственное, насильственное сдерживание эко­номического роста). Подавляющее большинство их представлено земледель­ческими, специфически деревенскими обществами, сформировавшимися на базе так называемой неолитической революции. Она знаменовала собой стабилизацию, устойчивое решение (с помощью злакового земледелия)

продовольственной проблемы — растущей численности населения в усло­виях уменьшающихся ресурсов пропитания. Возрожденческий тип наибо­лее полно воплотила Европа Нового времени (начиная с Ренессанса), а в зачаточном, недостаточно развернувшемся виде — классическая Греция (начиная с досократиков и самого Сократа)1.

Антропологи и культурологи разработали стройную таксономию (клас­сификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как про­странственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи).

В основание классификации можно положить понятие социализации детей, как это сделала известный антрополог М. Мид2, и получить три типа культур — постфигуративные, конфигуративные и префигуративные. В рамках общей кон­цепции эволюции культуры Л. Уайт3 предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обще­ством) для определения стадий культур­ного развития и сравнительного анали­за культур. О. Шпенглер4 выделял во­семь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, маги­ческая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В каче­стве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Дж. Фейблман5 выделяет пять типов культуры (и оговаривает существова­ние еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, ци-вилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре яв­ляются первоначальными, а последние три — передовыми.

Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д. Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культу­ры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлеж­ность к историческому типу общества (культура традиционного, индустри­ального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индуст­риальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура произ-

1 См.: Акчурин И.Л. Новые аспекты взаимоотношений физической науки и общества // Физика в
системе культуры. М., 1996. С. 140-143.

2 Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970.

3 White L.A. The Evolution of Culture. The Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y., 1959;
Idem. The Science of Culture, a Study of Man and Civilization. N.Y., 1949.

4 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1992.

5 Feibleman J.К. The Theory of Human Culture. N.Y., 1968.

водственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культу­ра); специализация (обыденная и специализированная культура); этниче­ская принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уро­вень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, мас­совая культура)и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической куль­турах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновид­ности (сферы) культуры.

Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид. когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классифика­ции. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культурыследует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, педагогическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание вы­делить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политичес­кая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли куль­туры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промыш­ленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культурыследует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она явля­ется скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с куль­турой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культу­ры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и на­ходить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйствен­ные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустри­ального общества или культура охотников и собирателей должны именовать­ся культурными типами.

Формы культурыотносятся к таким совокупностям правил, норм и мо­делей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то це­лого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая куль­тура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народ­ная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средства-


ми донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительско­го мастерства.

Все культуры основываются на традициях и обычаях. Обычаи превращаются в нравы. Нравы превращаются в законы, составляющие правовой фундамент общества

Видами культурымы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей куль­туры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность гос­подствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит боль­шой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывает-ся ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называ­ют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контр­
культуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплекснымиобразо­ваниями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура6.

Таким образом, существующие типологии культур строятся на основа­нии нескольких критериев:

связь с религией(культуры религиозные и светские); региональная при­надлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземномор­ская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность(русская, французская);

6 См.: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.

ВЗ

принадлежность к историческому типу общества(культура традицион­ного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад(культура охотников и собирателей, огородников земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности(культура производственная, по­литическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художе­ственная и т.п.);

связь с территорией(сельская и городская культура);

специализация(обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность(народная, национальная, этническая куль­тура);

уровень мастерства и тип аудитории(высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Предлагаемую нами типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не ме­нее у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и не­противоречивость.

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

Отраслевая спецификация культуры отражает не только уровень обще­ственного разделения, которое привело к разделению общества на материаль­ное и духовное производство, выделило в каждом из них множество подотрас­лей и специализаций, но также разделение общества — весьма условное и действующее лишь в пределах концептуального анализа (в отличие от преды­дущего, имеющего объективный характер) — на четыре сферы: социальную, экономическую, политическую и духовную. Социальная сфера характеризу­ется бытовой культурой, которая отражает повседневную жизнь людей, образ жизни народа в традиционном либо современном обществе, а духовная сфе­ра не дает нам вообще никакого специализированного вида культуры, по­скольку вся она целиком принадлежит сфере культуры.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 995;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.