Политическая культура
Считается, что первым это понятие употребил немецкий историк-просветитель XVIII в. И. Гердер. Однако в широкий научный оборот ввел его и придал ему категориально обоснованный статус в 1956 г. Габриэль Алмонд.
1' Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию:
Пер. с англ. М., 1999. С. 139-144. 12 Там же. С. 146-149.
Благодаря усилиям С. Вербы, Л. Пая, Д. Каванаха, Д. Элазара, У. Розенбау-ма, К. фон Бойме и других оно прочно вошло в политологический лексикон. Проводя после окончания Второй мировой войны сравнительные исследования, ученые задались вопросом: почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву — скажем, из Америки в Азию, — не работают вообще? Они пришли к выводу, что эти системы и институты функционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соответствующими культурными характеристиками. Согласно этой трактовке, у людей в процессе обучения и накопления собственного опыта складываются совокупности устойчивых политических представлений, убеждений, чувств и оценок, которые и управляют политическим поведением.
Политологи часто определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д. Истон); как специфический тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г. Ал-монд и С. Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т. Парсонс). У Г. Алмонда и С.Верба политическая культура сосредоточена прежде всего в нашем сознании и проявляется на трех уровнях: когнитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном) и оценочном. Другие исследователи, например Е. Вятр и Д. Пол, полагают, что наряду с «образцами» политического сознания в политическую культуру должны быть непременно включены и «образцы» политического поведения. При этом важно иметь в виду, что речь идет о сознании и поведении как индивидов, так и различного рода общностей, включая социальные классы и нации. А на со-циетальном уровне она дополнена культурой политической системы и политических институтов.
Политическая культура может быть достаточной, т.е. позитивной (когда люди соблюдают установленные нормы) и недостаточной, или негативной (когда в обществе царит аномия, правовой беспредел, неуважение законов и недоверие к социальным институтам). Правда, соблюдение законов и торжество законов могут быть разными: при Сталине и Гитлере, равно как и при античных тиранах, царило беспрецедентное законопослушание, но именовать такую политическую культуру гуманной мы не можем. Напротив, при демократическом строе очень часто царят весьма большие вольности в поведении, избиратели игнорируют выборы до того, что срывают их проведение, а по отношению к своим президентам столь нелестно отзываются, что в другой ситуации им грозили бы тюрьма или расстрел. Тем не менее большинство народов стремится именно к демократии. Хотя построить ее сложнее, чем совершить революцию или государственный переворот, поскольку воцарение устойчивой демократии зависит не от воли царей, организованности партии или эффективности правительства, а исключительно либо
преимущественно от политической культуры широких масс населения. В своей книге «Гражданская культура» американские политологи Г. Алмонд и С. Верба сформулировали это положение весьма жестко: хотите построить в своей стране демократическое общество — постарайтесь создать адекватную ей политическую культуру11.
Специалисты уверяют: политическую культуру можно изменить, но нельзя «повысить» или «улучшить». Она — продукт естественно-исторического развития. Большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положение страны, социальная и политическая структура общества, характер общественных отношений, политические традиции, особенности национальной психологии14. Роль государства особенно возрастает там, где оно непосредственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием. Наряду с государством в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они формируют политическое мышление и поведение, отношение граждан к политическим объединениям и партийной системе. В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации.
Политическая культура, согласно Г. Алмонду, обладает следующей структурой:
♦ познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей;
♦ эмоциональные ориентации —чувства, испытываемые гражданами по отношению к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет;
♦ оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями.
Собственно говоря, сущность и структуру политической культуры как раз и составляют эти самые ориентации. В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба дали типологию политических культур, куда включили три ее вида: а) приходскую (провинциалистскую) — политика не отделилась еще от религии и экономики; б) подданническую (характеризуется пассивным отношением к политической системе со стороны подданных, интересующихся лишь практическими результатами деятельности правительства); в) партисипативную — граждане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, смело и грамотно выражают свои интересы.
По мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде эти типы в современном мире практически не существуют. Обычно та или иная политическая культура представляет собой их комбинацию. Даже США и Великобритания — родоначальники современной демократии — далеки от идеала. Все, что они создали, именуется пока «гражданской культурой».
Иногда политическую культуру рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержа-
13 Almond С, Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, NJ,
1963. P. 498.
14 Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова.
М., 1997. С. 697.
ние политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (причина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины; 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, свободы действий, инициативы. Итак, характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 725;