Плюсы и минусы коммерциализации
Коммерциализация способна подорвать дух корпоративной солидарности и доверия, царящий в научном сообществе, и породить такие столкновения и споры, которых прежде не существовало. Профессоров, тратящих много сил на традиционную академическую деятельность, возмутят высокие доходы тех коллег, которые начинают новый бизнес или уходят с головой в частное консультирование. Гуманитарии сочтут себя обделенными. Между преподавателями и администрацией разгорится конфликт по поводу распределения прибыли от продажи патента или доходов предприятия, основанного тем или иным профессором, но частично финансируемого университетом. Аспиранты могут обвинить своего научного руководителя в том, что он воспользовался их идеями и поставил последние на службу компании, акциями которой владеет. Представителям естественно-научных дисциплин может прийтись не по вкусу завеса секретности вокруг исследований какого-нибудь из сотрудников кафедры, финансируемых той или иной корпорацией. Равнодушие университетов, активно занимающихся бизнесом, к академическим ценностям непременно скажется и на отношении профессоров к их университетским обязанностям. У ректоров и деканов не так уж много возможностей принуждения: они не вправе приказать профессорам лучше читать лекции, уделять больше внимания студентам или посвящать больше времени научной работе. Они могут действовать только убеждением, но возможности такого убеждения прямо зависят от их способности снискать симпатию и уважение коллег. А уважение внушают не столько слова, сколько дела. Администрации трудно удержать профессоров от постоянных поисков заработка на стороне, если она вкладывает деньги в компании, основанные сотрудниками университета, и пытается извлечь таким образом доход. Ей также не стоит ожидать, что профессора отка-
жутся продавать свои образовательные услуг интернет-компаниям, если она сама вместе другими частными инвесторами хочет нажитьс на заочном обучении.
Деньги — не единственная причина своекорыстие го поведения преподавателей. Профессора экс плуатировали аспирантов, уклонялись от исполни ния своих преподавательских обязанностей и оп казывались даже говорить о необходимости вест научную работу задолго до того, как появилас
возможность извлекать прибыль из такого образ действий. Однако деньги стали новым — и весь ма действенным! — фактором, который побуждг ет их ставить свои эгоистические интересы выш долга по отношению к студентам и коллегам. Подобная меркантильность наносит университе там сугубый вред, поскольку профессора пользу ются большой свободой и сами планируют многи из своих важнейших дел. В этих условиях акаде мическое сообщество нормально функционируе только тогда, когда оно добровольно и щедро трг тит свое время, помогая университету, коллега! и студентам. Именно это бескорыстное желани сделать для других нечто большее, чем предп!-сывают формальные служебные обязанное™ вполне может исчезнуть в нашу эпоху, когда пе ред способным ученым открывается так мног возможностей искать славы и богатства во вне университетской среде.
Сокращено по источнику: Бок Д. Плюсы и минуем коммерциализации // Отечественные записи 2003. № 6
27 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогик; 1999. № 3. С. 37-42.
Распространение в вузах платного образования и коммерциализация привели к его постепенной девальвации: диплом об окончании университета можно купить на рынке, а хорошую оценку на вступительном экзамене, за курсовую или целую экзаменационную сессию можно оплатить у самих преподавателей. Готовую дипломную работу можно заказать по объявлению в газете за 1,5 тыс. долл., очевидно и защита не составит проблемы, если знать цену. Фиктивное образование за деньги можно было получить и при советской власти, но не так явно. Практически каждый российский учащийся сталкивался с той или иной формой взяточничества в школе или вузе. Вуз превратился в своеобразный конвейер мздоимства: взятки на вступительных экзаменах, поборы во время учебы (за курсовые, лабораторные), мзда за дипломную работу, взятки на сессии и за госэкзамен. В целом же, по данным МВД, в сфере образования в 2001 г. зарегистрировано более 7,3 тыс. преступлений, что на 16,7% больше, чем в 2000 г., причем резко увеличилось число должностных преступлений. В 2002 г. суммы взяток в самые престижные вузы Москвы выросли по сравнению с 2001 г. на 15—20%. Юрфак М ГУ, по опросам студентов, возьмет любого, кто в состоянии заплатить от 14 до 17 тыс. долл. В целом же поступление в лучший вуз страны стоит от 10 тыс. долл. и выше.
Дисфункция педагогической культуры — это девальвация высокоинтеллектуального труда
Студенты старших курсов тоже стараются подработать на абитуриентах и своих сокурсниках. В общежитиях и туалетах вузов полно объявлений вроде: «Пишу рефераты, курсовые и дипломные работы». Раньше, когда студентам и преподавателям позволяли занести ведомости в деканат, те успевали за определенную мзду подделывать подписи или оценки своим товарищам.
В последнее время в российских вузах растет популярность завуалированных взяток — когда студенты открыто переводят деньги на счет института, якобы на ремонт или на какие-то другие нужды. Другая форма — угощение (это называется «проставиться») для преподавателя или экзаменационной комиссии. В 2001 г. нашумела история двух первокурсников, которые впервые убедили одну корпорацию оплатить все расходы по их образованию, взяв на себя обязательство распространять ее рекламу среди студентов своего колледжа.
Высокие моральные ценности уже не определяют педагогический этос и не служат стимулом для педагогов заниматься своим профессиональным трудом, а для учащихся и студентов — обучаться у них производственным навыкам и
нравственным идеалам. Подорваны самые основы педагогической культуры — объективные критерии оценки знаний, академическая свобода, конкурсное поступление, профессиональные критерии оценки деятельности педагога.
Важный принцип деятельности университетов, практикующих конкурсный набор, состоит в том, что прием студентов должен осуществляться только на основе соответствия их подготовки академическим задачам, иначе говоря — их способности учиться самим, помогать учиться другим и служить интересам общества. Если абитуриенты могут попасть в университет благодаря дружеским связям с представителями его администрации или по другим причинам, не имеющим ничего общего с его предназначением, если отметки становятся предметом купли-продажи или зависят от каких-то иных факторов, то, естественно, зачетки теряют всякий смысл в глазах окружающих и можно утверждать, что морально-психологический климат в этом коллективе, равно как и педагогическая культура в целом измеряются по негативной шкале. Погоня за деньгами вынуждает администрацию вуза превращать курсы обучения в источник прибыли, для достижения которой все средства хороши, даже снижение качества обучения. Со времен Платона и Аристотеля целью педагога было воспитание добродетели и формирование характера питомцев, но сегодняшние университеты руководствуются иными целями.
Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. В тех случаях, когда она характеризует уровень квалификации и компетентность учительско-преподавательского состава, включая этику и этикет взаимоотношений в профессиональном коллективе, она называется профессионально-педагогической культурой2*. Помимо них субъектами педагогического процесса выступают и непрофессиональные агенты обучения, в том числе родители, родственники, друзья, а в широком смысле — и весь народ. В традиционном обществе, где для простого народа начальные и средние школы были часто недоступными, роль педагогов брали на себя взрослые родственники. Педагогический про-
28 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. М., 2002.
цесс начался с первых дней рождения человеческого общества и не прерывается с тех пор ни на минуту. Однако институциональные формы обучения и профессиональные педагоги, во-первых, появились на достаточно поздних стадиях эволюции общества, во-вторых, составляют скорее меньшинство среди тех, кто занимается — стихийно или планомерно — процессом обучения и воспитания молодого поколения. Таким образом, педагогическая культура охватывает гораздо больший круг людей, чем это может показаться на первый взгляд.
В последнее время подчеркивается необходимость, а то и обязательность подключения самих родителей к педагогическому процессу. Оказывается, то,
что упустили в воспитании своих детей они, не в силах потом компенсировать учителя, занимающиеся по существу с чужими детьми. В различных городах ныне открываются родительские лектории, «Университеты педагогических знаний», родительские конференции (общеклассные, общешкольные), тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях), родительские тренинги и ринги29, классные дискуссии (одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей), индивидуальные кон сультации педагога с семьей и др. Основная цель новых педагогических институций — привлечь к воспитанию родителей и семью, повысить их педагогическую культуру. Темами родительских конференций становятся проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье, профилактика аморальных проявлений и поступков, умение предвидеть последствия воспитательных действий, выработка единых подходов семьи и школы к воспитанию детей30.
Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, число окончивших начальную или среднюю школы, но и качественные, в частности уровень интеллектуальности нации. К примеру, в 1970-е гг. советские школьники на международных олимпиадах занимали первые места, к 1990-м гг. они откатились во вторую десятку, в 2000-е гг. они снова вышли на передовые рубежи, побеждая на всемирных олимпиадах. Или: социологи проводят сравнительные исследования и выясняют, что
29 Родительский ринг — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования роди
тельского коллектива. Он готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам,
выбираемым самими родителями. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные
позиции, разные мнения. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, опре
деляя, какая семья была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
30 См.: Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Методическое пособие для преподава
телей школ. М., 2003; Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979; Маленкова Л.И. Педа
гоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000;
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999; Помощь родителям в воспитании
детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я.Попиловского. М., 1992; Хямяляинен Ю. Воспитание родителей.
М., 1993; Щуркова Н.Е. Родители // Классное руководство. М., 1999.
средний школьник в СССР лучше знает классиков своей литературы и мировой науки, чем американский.
Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению, включая объект, субъект, содержание, механизм, систему и цели педагогического процесса. Иными словами, педагогическая культура представляет собой интегральную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения другому31.
Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими, по сравнению с мировым опытом, являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. Только один факт: после того, как в конце 1950-х гг. СССР запустил первые космические спутники, опередив США, американский парламент поставил вопрос о причинах отставания в сфере образования и путях решения проблемы. После чего американцы радикально изменили систему образования и добились заметных успехов. К сожалению, в 1970— 1980-е гг. наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.
Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.
Педагогическая культура базируется на фундаменте морально-этического и религиозно-нравственного воспитания индивида, группы, общества в целом. Нравственное воспитание, как универсальный процесс, следует понимать не только как социализацию и «введение в культуру», формирующие человека как члена того общества, к которому он принадлежит, но и как процесс формирования данного общества12. К числу факторов, влияющих на культурное своеобразие системы воспитания, относится и система традиций, которая является важнейшим механизмом регуляции в обществе, стимулирующей выработку конкретных моделей воспитания. Воспитательная сила морально-этических традиций состоит в том, что люди, включенные в систему таких традиций, обычаев, формируются в соответствии с указанными потребностями, моральными предписаниями незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивал практику нравственных поступков раньше, чем начинал понимать содержание этого понятия. Таким образом, формировался определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий социальным, религиозным, этическим идеалам общества.
31 Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.
32 Леонов A.M. Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (се-
мейских) (http://semeyskie.narod.ru).
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
Виды культуры отражают не части, элементы или уровни общенациональной культуры, а ее аспекты, которые представляют доминирующая культура (духовные ценности всего населения), субкультура и контркультура (умонастроение и культурная идентичность отдельных групп населения). Доминирующая культура может иметь два модуса существования, а именно быть этнической культурой или национальной культурой. О различиях между ними речь пойдет ниже.
К видам культуры мы относим также городскую и сельскую культуры, которые в силу своей универсальности не могут считаться отраслевыми культурами, обыденную и специализированную культуры.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1505;