Этническая и народная культура

Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так ска­зать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнитель­но узком социальном пространстве (племя, общи­на, этническая группа) — основные черты этой культуры. В ней господствуют сила традиции, при­вычки, раз и навсегда принятые обычаи, пере­дающиеся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации является здесь неинсти­туциональное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы на­родной культуры — обряды, обычаи, мифы, пове­рья, легенды, фольклор — сохраняются и переда­ются в границах данной культуры посредством ес­тественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного му­зыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая куль­тура не нуждается для своей трансляции и в пись­менности, является в значительной мере допись-менной культурой.


Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хо­зяйству, имеющему непосредственно-коллектив­ный, общинно-групповой характер: она самодо­статочна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры. Прин-

ципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение и противопоставление «своего» и «чужого». Такая культура лишена вме­сте с тем и именного авторства, она безымянна, анонимна (никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества). Источник: Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар­ных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межу-ев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 39-40

33 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 343-349.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культу­ры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической куль­туры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных, действующих на протяжении нескольких лет или деся­тилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы);

межпоколенных, существующих на про­тяжении исторически длительного вре­мени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей из поколения к по­колению34.

Если этнос указывает на социокуль­турную общность людей, то нация обо­значает территориальное, экономиче­ское и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структу­ру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традици­онно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав нацио­нальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гете-рогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культу­ры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осоз­нали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благо­дарения. Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осоз­нание большими социальными группами своей приверженности к терри­тории своего расселения, общенациональному литературному языку, на­циональным традициям и символам составляет содержание национальной культуры35.

34 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 352-353.

35 Там же. С. 356-357.

В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, жи­вущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнород­ственными отношениями. Обязательным условием появления националь­ной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популяр­ность среди грамотной части населения36.

Таким образом, национальная культура базируется на фундаменте пись­менной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной лите­ратуры. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией, антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой37. Творцов национальной культуры — интелли­генцию — называют часто «мастерами культуры», поскольку именно они несут главную ответственность за духовное состояние нации. Они же фор­мируют эталоны и образцы для массового подражания, определяют культур­ную стратегию общества. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается прежде всего культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.