Обыденная и специализированная культура
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную44. Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почи-
44 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 283.
тать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью).
Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности45.
Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура — это, напротив, культура, ставшая институциализиро- ванной.
Обыденная культура — часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы46.
Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.
Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам:
45 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность.
1998. №6. С. 138-148.
46 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 286.
♦ общению в малой группе (семья, ровесники, родня);
♦ обучению в школе и получению общего образования;
♦ средствам массовой информации.
Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются—в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.
Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной культуры — профессиональные языки. Обыденная культура — сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.
Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:
♦ приватное пространство (квартира);
♦ публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.).
В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессиональном уровне.
Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, — вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых; 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п.
Улицы и городской транспорт — места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Культурное взаимодействие здесь протекает по особым правилам, которые облегчают контакты незнакомым или малознакомым людям. Такие правила достаточно просты, однозначны и обязательны47. Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк — места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Подобные структуры включают простые обмены типа «Не одолжите ли мне Вашу солонку?», разговоры на общие темы «Не правда ли, сегодня прекрасная погода?». Сдержанное поведение призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более.
47 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов/ Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 293.
Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.
Место работы занимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону (рис. 3).
Рис. 3. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей
Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют неформальные — дружеские, доверительно-личные — отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные — служебные, безличные — отношения. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей.
Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди — служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.
Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, соци логи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Это имен] формы, а не уровни культуры, как иногда ошибочно считается в литерах ре. Высокая культура, несмотря на свое название, отражает не более вые кий уровень развития культурных вкусов и поведения, а культурную иде1 тичность небольшой части общества, которая создает и потребляет ее. Э часть общества называют элитой, а данную форму культуры — элитарно Народная культура имеет не меньшую эстетическую, культурную и истор! ческую ценность, чем элитарная культура. Даже массовая культура, котору ругают за вульгарность и дурной вкус, обладает не меньшей социально ценностью, чем первые две.
Высокая культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной часты общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включае изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культур например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимани неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережае уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей -высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдата] музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уро вень образования населения растет, круг потребителей высокой культурь расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и са лонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства»
Видный испанский культуролог XX в. X. Ортега-и-Гассет (1883—1955 разработал концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века полагал он, когда общество было разделено на два социальных слоя — знат ных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было услов-ным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное — реалистическое и сатирическое, а новое искусство разделяет публику на два класса — тех, ктс понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, которые художниками не являются.
Народная и высокая культура носят ярко выраженный некоммерческий характер, поскольку их продукция создается авторами не ради того, чтобы принести им экономическую выгоду. Тем не менее отличие высокой культуры от народной заключается как раз в том, что ее создатели не дилетанты и любители, а высококвалифицированные профессионалы, получающие вознаграждение за свой труд. Вот почему первой отличительной чертой такой культуры следует признать профессионализм, хотя этот критерий, взятый в качестве различительной черты, не столь очевиден, как может показаться. К примеру, сочинитель шлягеров тоже пишет за деньги, но его продукцию нельзя относить к сфере высокой культуры. С другой стороны, Веласкес и Рубенс писали портреты выдающихся или просто знатных людей за предварительноевознаграждение, и немалое. Тем не менее их шедевры мы относим к высокой, а не к массовой культуре. В результате мы долж-
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социо-логи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую. Это именно формы, а не уровни культуры, как иногда ошибочно считается в литературе. Высокая культура, несмотря на свое название, отражает не более высокий уровень развития культурных вкусов и поведения, а культурную идентичность небольшой части общества, которая создает и потребляет ее. Эту часть общества называют элитой, а данную форму культуры — элитарной Народная культура имеет не меньшую эстетическую, культурную и историческую ценность, чем элитарная культура. Даже массовая культура, которую ругают за вульгарность и дурной вкус, обладает не меньшей социальной ценностью, чем первые две.
Высокая культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
Видный испанский культуролог XX в. X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) разработал концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, полагал он, когда общество было разделено на два социальных слоя — знатных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное — реалистическое и сатирическое, а новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, которые художниками не являются.
Народная и высокая культура носят ярко выраженный некоммерческий характер, поскольку их продукция создается авторами не ради того, чтобы принести им экономическую выгоду. Тем не менее отличие высокой культуры от народной заключается как раз в том, что ее создатели не дилетанты и любители, а высококвалифицированные профессионалы, получающие вознаграждение за свой труд. Вот почему первой отличительной чертой такой культуры следует признать профессионализм, хотя этот критерий, взятый в качестве различительной черты, не столь очевиден, как может показаться. К примеру, сочинитель шлягеров тоже пишет за деньги, но его продукцию нельзя относить к сфере высокой культуры. С другой стороны, Веласкес и Рубенс писали портреты выдающихся или просто знатных людей за предварительноевознаграждение, и немалое. Тем не менее их шедевры мы относим к высокой, а не к массовой культуре. В результате мы долж-
ны ввести еще один критерий — эстетическое или художественное совершенство произведения. Народная и высокая культура ему соответствуют, а массовая нет. Хотя некоторые продукты массовой культуры, по прошествии некоторого времени, зачисляются экспертами в разряд высокой либо элитарной (в данном случае надо разводить два понятия) культуры. Так случи-лосьс песнями Биттлз и произведениями Энди Уорхола (1928—1987) — американского художника, признанного королем поп-арта, знаковой фигуры мировой культуры XX в.
Первобытные художники — создатели наскальных шедевров — являлись дилетантами, поскольку не прошли профессионального ученичества, не состояли ни в каких ассоциациях, цехах или гильдиях, не имели сертификатов, лицензий, дипломов. Они трудились на досуге, художественное творчество не было их единственным средством пропитания и они не жили на продаже своих полотен. То же самое можно отнести к большинству творцов народной культуры, хотя авторы произведений в области народных промыслов являются профессионалами, зарабатывающими деньги таким путем. Стало быть, высокая культура начинается только тогда, когда есть работа за деньги (художники живут только за счет своих полотен), а также художественное совершенство, выражающее идеалы, ценности и духовность.
Хотя в начале параграфа высокую культуру мы употребили как синоним элитарной, между двумя понятиями существует разница, правда, не всегда указываемая в литературе. Очевидно, что культура, репродуцируемая, практикуемая или исповедуемая элитой общества, вовсе не обязательно высоконравственная или высокохудожественная. Бизнес-элита или политическая элита в своих эстетических пристрастиях часто не выходит за рамки массовой культуры, легкой эстрады и детективных романов. Точно так же тех, кого принято относить к художественной богеме, не всегда можно встретить среди завсегдатаев художественных галерей и музеев. Если высокую культуру мы оцениваем прежде всего по эстетической ценности произведений, то элитарную культуру нужно выделять по социальному статусу и рангу ее носителей.
Сегодня уже трудно говорить о высокой культуре как искусстве для элиты. Во всяком случае не для всех стран поголовно. К примеру, по данным американской Ассоциации индустрии путешествий (Travel Industry Association of America), в 1996 г. посетило музеи, выставки, галереи или отправлялось в культурный туризм 65 млн американцев, т.е. каждый четвертый житель США48. Явно, что элита — узкий круг избранных людей — таких размеров быть не может. Во многом благодаря культурному туризму (число туристов во всем мире стремительно приближается к 1 млрд человек) —
48 Miller J. Cultural Tourism Worthy of Note // Hotel and Motel Management. 1997. Vol. 212. P. 7.
посещению исторических памятников, культурных и этнографических достопримечательностей, находящихся в различных уголках планеты, — происходит сближение высокой и массовой культуры.
Народная культура
Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А. Пугачевой или «Не шуми камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздников или русских причитаний, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.
Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.
В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами, высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»49.
Житейские правила и приемы воспитания — это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
49 Культурология: теория и история культуры: Курс лекций. Науч. ред. В.Ф. Мамонов / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1994. Ч. 1. С. 29.
В структуру народной культуры входят фольклор, традиции, обычаи, нравы, табу, ритуалы и церемонии, обряды, а также широкий слой народных знаний, связанный с приметами, гаданиями, верованиями и суевериями, поверьями, легендами, преданиями, сказками, былинками, заклинаниями, заговорами и др.
По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с
устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной — город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.
Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
Массовая культура
Массовая культура, как полагают некоторые специалисты, родилась как восполнение другой, утраченной естественной жизненной среды — традиционного общества и его фольклора. Источник у них один и тот же — широкие народные массы, правда, взятые в разные исторические эпохи и пользующиеся разными техническими средствами для выражения своего творческого «Я». Домбра и гусли отражают эпоху ручного ремесла и фольклора, а магнитофон и музыкальный центр — эпоху автоматизированного производства и безотходных технологий.
Хотя источник, а лучше сказать — аудитория, у этих форм искусства одна и та же, роль народных масс в их возникновении разная. В народной культуре народ являлся автором всех или большинства произведений, в массовой культуре он выступает скорее или преимущественно потребителем той продукции, которую сочиняют вполне профессиональные авторы на коммерческой основе.
Время появления массовой культуры — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и нацио-
нальной. Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, абоевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда — к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.
В табл. 2 собраны основные формы культуры и даны их характерные черты.
Таблица 2 Основные формы культуры
Формы культуры | Опознавательные признаки | Изучающие их науки |
Элитарная (высокая) культура | Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор | Искусствоведение, литературоведение |
Народная культура | Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай | Этнография, антропология, фольклористика |
Массовая культура | Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение | Социология, философия |
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеют читать и писать, т.е. образованные слои
общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры»50.
Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В ней пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы
высшей художественности опережают свое время.
Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня самого примитивного сознания, вторая — требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.
Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.
Понятия высокой и массовой культуры исторически релевантны, т.е. зависят от интересов и оценки, какую давали произведению искусства в разное время. Так, например, пьесы Шекспира или опера, которые сегодня мы относим к высокому искусству, первоначально, в момент своего рождения, являлись формами массовой культуры. Само понятие эстетического, согласно социологическому взгляду, является социальным конструктом.
Согласно мнению некоторых социологов, высокое искусство, в отличие от массовой культуры, требует специальных знаний, позволяющих правильно его оценить. Само его восприятие и оценка являются серьезным интеллектуальным и эстетическим опытом, тогда как массовая культура носит чисто развлекательный характер. Другие авторы полагают, что разделение искусства на «высокое» и «популярное» укоренено в исторический и социальный
50 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 40.
контекст и институциализировано правящими группами с целью укрепления собственного статуса посредством утверждения, что «их» формы искусства «лучше» тех, которые создаются и используются остальными людьми51.
В последнее время границы между высокой и массовой культурой становятся более расплывчатыми, что, в частности, проявляется в таком феномене как high-pop — адаптации высокого искусства к массовой культуре, популяризации того, что раньше считалось доступным лишь более высоким слоям общества (например, «раскрутка» оперных певцов как поп-звезд, или цикл передач на центральном канале телевидения, подробно представляющих французскую кухню, с которой ранее могли ознакомиться лишь очень немногие — представители высших слоев — в дорогих ресторанах52).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 3556;