Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание тела, или окультурива­ние человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жизненного тонуса, физической формы.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собствен­но физкультуру, т.е. любительское занятие физическими упражнениями; 2) спорт, как профессиональное занятие физическими упражнениями с це­лью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность за­работную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой; 4) специализи­рованные виды украшения или совершенствования тела, например, куль­туризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечеб­ное голодание; 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хоро­воды, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т.п.; 6) современная и традици­онная медицина, направленна на избавление организма от физических не­дугов, травм, недомоганий; 7) физическое воспитание детей и подростков, находящее свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях.

По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телес­ности имеет две основные формы: медицина и спорт53. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традицион­ную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспери­ментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разно­видности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину

53 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / ГЛ. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 282.

неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей ■— много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной культуре здесь можно выделить основную и вершин­ную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т.е. результаты профессионального занятия физ­культурой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоровод или диско-танцы — это любительские занятия. Татуирование тела в одном случае явля­ется любительством, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любитель­ских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематичес­ки (рис. 5).

Врезка

Татуировка

Татуировку мы причислили к элементам физиче­ской культуры. Было бы ошибочным считать ее явлением новым. Татуировка — нанесение на тело или лицо человека графического рисунка — служило древнейшей формой фиксации принад­лежности к роду. Она возникла в эпоху среднего палеолита. Специалисты полагают, что первым носителем татуировки, амулета, браслета, бус и т.п. являлась женщина. Археологам более из­вестны украшения графическим рисунком глиня­ной посуды. Она дошла до нас из древних курга­нов. Оказывается, орнаментальное изображение на предмете — лишь частный случай изображе­ния на человеческом лице. Для древнего человека важнее был не сам пред­мет или тело человека, а изображение. Ваза, ко­робка, стена не являются независимыми и ранее существовавшими предметами, которые следова­ло уже позднее украсить. Они приобретали свое окончательное право на существование только после нанесения орнамента и при практическом их использовании. Иначе говоря, культурный сим­вол обладал явным приоритетом над материаль­ным предметом. Он являлся содержанием, а ма­териал — всего лишь его носителем, временной и бренной формой. Если это так, то первобытные люди, во всяком случае близкой к нам эпохи не­андертальцев, были людьми культуры в большем смысле, чем принято думать. А может быть, даже в большей степени, чем некоторые современни­ки, склонные не почитать могилы предков, вар­варски уничтожать культурное достояние, изде­ваться над святынями и символами нации.


По мнению К. Леви-Стросса, человек без тотеми-ческого узора на лице или теле — в восприятии первобытных людей — вроде как еще и не чело­век вовсе. Лишь благодаря ему и только через его посредство он приобретает свое социальное до­стоинство и мистическое значение. Узор задуман для лица, но само «лицо» существует только бла-

годаря узору. Почему для наших предков симво­лический узор на лице (артефакт) был важнее самого лица (естественного объекта)? Для древ­них людей смысл любого узора, орнамента, тату­ировки или амулета состоял в том, что они пред­ставляли собой графическое выражение родства, принадлежности индивида к палеолитическому коллективу, племени. А если у тебя нет «социаль­ной прописки», то ты вроде как еще и не суще­ствуешь.

Адаптировано по: Зеленое Л.А. и др. Культуроло­гия: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 50; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 135, 234, 236

Подведем итоги. Мы рассмотрели основные отрасли, формы, типы, виды культуры и установили, что в каждом существует высокий и низкий уровень достижений. Их можно назвать аспектами культуры. Высокий уровень ха­рактеризует в одних случаях позитивные ценности (собственно культуру), а в других — искусство (профессиональное занятие данным видом деятель­ности). Напротив, низкий уровень характеризует в одних случаях негатив­ные ценности (например, экономическая преступность), в других — люби­тельские занятия, невысокую степень компетентности.

Рис. 5. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

Типы культур представляют чуть ли не самую широкую категорию в клас­сификации культуры, поскольку сюда относятся цивилизационные типы, например евразийская культура, этнонациональные типы, в частности сла­вянская и русская, китайская или лаосская культуры, древнегреческая или древнеегипетская, региональные —латиноамериканская или африканская, а также исторические типы культуры, характеризующие традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Поскольку региональные и национальные культуры изучают в курсе «Мировая художественная куль­тура», мы остановимся на том, что ближе всего к социологии, а именно на хозяйственно-культурном типе.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины про­стое и дописьменное, а также сложное и письменное общество. Дописьмен-ное означает отсутствие зафиксированного на материальных носителях язы­ка и соответственно относится к большинству доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала. Современное общество начинается с наступлением ин­дустриальной эры.

На протяжении всей эволюции в прошлом люди жили небольшими груп­пами от 20 до 60 человек, поддерживавшими существование собиратель­ством: мужчина и женщина в равной мере заботились о потомстве, делились результатами своего труда, объединялись кровными узами и браком и при­нимали решение как единое целое. С наступлением охоты — это случилось примерно 0,5 млн лет назад — появилось разделение труда: молодые муж­чины охотились, а женщины продолжали собирать, отделяемые от основ­ного лагеря на период деторождения и вскармливания. Охота прибавила

знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовЛе

ние и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструменте»

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культур^

♦ охотники и собиратели; ф огородники и фермеры; « скотоводы;

♦ земледельцы;

♦ промышленная (индустриальная).

В основании такой классификации

лежит способ добывания средств суще ствования. Подобные типы культурь (в основании которых лежит хозяй ственный уклад) получили в литерату ре название хозяйственно-культурной типа.

Хозяйственно-культурныйтип(ХКТ) -исторически сложившийся комплею особенностей хозяйства и культуры характерных для народов, обитающи; в определенных естественно-геогра фических условиях, при определеннее уровне их социально-экономического развития54.

В конце XIX в. немецкие ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), зате\ американские антропологи (К. Уисслер, А. Кребер) делили разнообразие культур на Земле на так называемые культурные круги и культурные ареалы В отечественной этнографии эта научная традиция нашла свое отражение i разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко культурных областей» (В.Г. Богораз, СП. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебок-саров). Прообразом понятия «хозяйственно-культурный тип» служат «исто-рико-этнографическая область»55, «этнографические зоны» и «отдельные гео­графические культуры», на базе которых сформировалось понятие этногеографии56. Еще СП. Толстовым (1932) были предложен термин «хозяй­ственно-культурные комплексы», а А.П. Окладников ввел термин «хозяй­ственно-культурная область» (1940).

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотникое и собирателей, подразделяется наряд подтипов: культура охотников прилед-никовой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей при­морских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее

54 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 344.

55 Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические облас­
ти: К постановке вопроса // Советская этнография. 1955. №4. С. 3—17; Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н
Историко-этнографические области: проблемы историко-этнографического районирования // Со­
ветская этнография. 1975. № 3. С. 15—25.

56 Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб.,1998; Гладких М.И. К вопросу о разграниче­
нии хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей позднего палеолита //
Палеоэкология древнего человека. М, 1977. С. 112—117.

знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовле ние и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструменте^ По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культур,

охотники и собиратели; « огородники и фермеры;

скотоводы;

земледельцы;








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 517;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.