ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ
При анализе культуры в науке сложились два подхода — функциональный и экологический. К представителям первого следует отнести А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р. Мертона. Они рассматривали культуру как систему взаимосвязанных элементов, ни один из которых не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций.
Экологический подход стал популярным в последнее время. Его представители, в частности Марвин Харрис, анализируют разнообразие форм культуры исходя из факторов окружающей среды. Культура понимается ими как средство адаптации к природным условиям. Форма и тип хозяйства, жилых построек, орудий труда, одежды и обычаев в значительной, если не в решающей мере определяются климатом, географическим местоположением, флорой и фауной, температурным режимом и другими объективными причинами.
У скотоводов степей и пустынь Африки и Азии молочные продукты занимают более важное место в пище, чем мясо. Во всем же остальном мире растительная пища всегда берет верх в балансе питания над мясной. Длина желудочно-кишечного тракта у людей за последние несколько сот тысяч лет уменьшилась: переваривать пишу, приготовленную на огне, куда проще, чем сырую, и эволюция учла это обстоятельство. А уменьшение удельного веса пищеварительных органов позволило лучше развиваться некоторым другим
органам, они лучше обеспечивались кровью. Возможно, это сказалось^ эволюции человеческого мозга. |
Экологический подход к культуре — эю достижение научной мысли последнего времени: культура понимается как средство адаптации к природным условиям
Задолго до того как появилась глиняная посуда, люди научились варить пищу. В чем же ее варили? Например, в скале выдалбливалось углубление, туда заливалась вода, а поблизости разводился огонь, и в воду подбрасывались раскаленные камни. В субтропиках и тропиках для варки пищи использовали полый ствол бамбука. В такой посуде можно варить мясо надогнем, но это одноразовая посуда (перед едой ее раскалывают).
У каждого народа своя кухня и свои типичные блюда. Строганина из мороженой оленины на Севере, конина в Якутии, мамалыга и свиные костри-цы в Молдавии. Привычка к определенному рациону очень консервативная другая пища кажется негодной, невкусной. Так, в значительной части Китая и в Японии до последнего времени почти не употребляли в пищу молокой молочные продукты. Монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят никакой рыбы, считая ее несъедобной. Коренные народы Сибири, богатой грибами, использовали разве что мухоморы в качестве наркотиков. Во Франции лягушки считаются деликатесом, в Новой Гвинее — гусеницы.
Вкусы определяются исторически. У зулусов и монголов, отказывающихся от рыбы, важнейшее значение в хозяйстве имеет скотоводство. А вОкеа-нии едят даже насекомых, потому что там не хватает в пище белка.
Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт. который употребляют все народы, перешагнувшие определенный рубель своем развитии. Это хлеб. Вплоть до средневековья главным хлебом большей части цивилизованного мира служили пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были оттеснены хлебом из квашеного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб
поначалу был доступен избранным. Опыт его выпечки в Древней 1реции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками, заимствован из Египта. У некоторых индийских племен считалось, что приобщение к хлебу делало ребенка настоящим человеком.
Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство — дележ лепешки между назваными братьями, свадебный обряд — ритуал разделения хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» — это приветствие является символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде причастия верующие «вкушают плоть» бога в виде хлеба.
На протяжении долгой истории человечество не раз меняло свои пристрастия к еде. В рацион древних греков входили пшеничные лепешки, пшеничная же каша, оливковое масло, молоко, виноград и изюм, вино. Средний свободный гражданин Афин мяса потреблял не больше 1 кг в месяц. Дневной рацион раба включал 1,5 кг печеного хлеба. Кроме того, раб получал 0,5 л оливкового масла в месяц, острый рыбный рассол, маслины, уксус, инжир, яблоки, груши (что сами упали с деревьев). А вот вина — от 150 до 260 л в год. Свободные бедняки и даже мелкие земледельцы в Древней Греции и Риме питались ненамного лучше рабов. Западные и северные варвары, которых Рим покорял, питались несколько лучше своих победителей за счет богатой охоты.
В эпоху феодализма в Европе произошел своеобразный экологический кризис. Крестьяне уничтожили большую часть лесов, и хотя хлеба стало в рационе больше — мясо сократилось, а животноводство не было достаточно развито, чтобы заменить охоту.
Недостаток мяса в пищевом рационе привел к серьезным последствиям в организме человека. Ученые объясняют этим сравнительную низкорос-лость средневекового населения Европы. Относительным белковым голоданием объясняют иногда и низкорослость японцев — в Японии и ныне мясо дорого и редко входит в рацион среднего японца. Есть в истории убедительные примеры роли еды для роста и физического развития людей. Так, Исландия в IX—X вв. была заселена высокорослыми выходцами из Норвегии. Но через три века изменился климат, остров стал колонией Дании и исландцы в течение пяти веков вели полуголодное существование. В результате потомки высоких и сильных людей, богатырей из древних саг, стали низкорослыми. С XIX столетия исландцы довольно быстро снова выросли, поскольку улучшились условия жизни.
В книге «Создано человечеством» (М., 1984) Ю.В. Бромлей и Р.Г. По-дольный пишут о том, какую огромную роль в развитии культуры и народов играют естественные условия. Нередко именно они определяют не только различия, но и сходство обществ, далеко расположенных друг от друг. В разных частях света лежат Швейцария и Непал. Их истории никогда не пересекались. Жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам,
говорят на совсем не схожих языках, находятся на разных уровнях развития. Но обе страны горные. И в жизни обитателей высокогорных районов обоих государств исследователи видят множество общих черт.
И тут, и там от пастушьих домиков на высокогорных лугах извилистые тропы ведут к деревням, расположенных на пологих склонах. И тут, и там сады примыкают к двухэтажным домам с двухскатными дощатыми крышами, в которыхлюди живут на втором этаже, а первый этаж —для скота. И тут, и там оконные рамы покрывают сложным резным узором. И у швейцарских горцев, и у непальцев большая часть жизни протекает на кухне, где стоят массивные столы и дымят открытые очаги41.
Очень схожи и способы ведения хозяйства, образ жизни. У каждой семьи есть небольшие поля и покосы в деревне, а кроме того, более отдаленные участки земли на горных склонах. Но сами луга и леса находятся в собственности деревни. Все важнейшие вопросы решаются на общем собрании де-
Врезка
Миграция майя
Команда ученых во главе с профессорами Николасом и Верноной Скарборо из Университета Цинциннати нашла свидетельство главной экологической катастрофы, которое помогает объяснить загадку странных первых поселений и последующей миграции населения майя, будоражащую умы ученых в течение многих десятилетий — почему майя жили в областях, где основные водные источники представляли собой трясину в течение половины года, и почему они затем их покинули?
Оказывается, всему виной сами майя, которые своей жизнедеятельностью привели эти территории к экологической катастрофе и сделали их засушливыми. Но раньше, до прихода человека на эти земли, болота там были постоянными, и засухи никогда не было.
Исследование показывает, почему много первичных центров майя были оставлены спустя приблизительно 1600 лет после того, как эта цивилизация сначала появилась на территории низменности полуострова Юкатан в Латинской Америке. Ученые также выяснили, почему майя мигрировали к новым областям, где они создавали сложные системы водохранилищ, которые позволили их цивилизации процветать в течение нескольких столетий.
Непонятное поведение народности индейцев майя, существовавших в плотнонаселенных городах с развитой культурой, а затем оставивших их, было нерешенной тайной для ученых во всем мире. Первые поселения майя появились около 2000 лет до н.э, но в 950 г. н.э. большинство горо-
дов низменности было покинуто населением. Однажды процветающие города майя, в которых возвышались удивительные по красоте пирамиды, заросли тропическими лесами, пока археологи не начали открывать их вновь в середине XIX столетия.
Многие из ранних центров майя были расположены около сезонных болот. Это поставило перед
41 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.
ревни (сколько скота и на какие пастоища гнать, когда и что сеять, где заготовлять лес). И как почти у всех горных народов — особо подчеркнутое уважение к старшим и строжайшая дисциплина42.
Немало общих черт в хозяйстве, быту и искусстве можно отыскать у жителей Гималаев и Альп, Анд в Америке, Тибета и Памира в Азии, Пиренеев и Кавказа в Европе43. Сходство культур горных народов объясняется ограниченным выбором средств приспособления к суровым условиям. Получается достаточно четкая последовательность: люди разных народов, принадлежащие к разным расам, нередко возделывающие разные сельскохозяйственные культуры и ухаживающие за разными домашними животными, создают однотипные системы хозяйства и быта, а шире — культуры, если живут в однотипных природных условиях.
По мере продвижения человека по земле возникали системы взаимоотношений человека с природой или хозяйственно-культурные типы, связан-
учеными другую загадку, которая заключалась в том, что они содержат влагу только с июля до ноября. Это делает их неподходящими, чтобы в данной местности смогли выжить большие массы людей, которым была нужна вода. Но два ученых из Университета Цинцинати и их коллеги обнаружили, что эти сезонные болота были раньше постоянно заболоченными землями или мелкими озерами. И лишь приблизительно с 400 г. до н.э по 250 г. н.э. человеческое вмешательство в климат и окружающую среду преобразовали сезонные болота в непостоянные водосо-держащие гидросистемы.
Изначально эти озера (болота) были гидрологически устойчивыми экосистемами, которые чем-то представляли собой водохранилища и они были потенциально более привлекательным местом, чем те естественные сезонные болота, найденные там сегодня. Ученые утверждают, что осуществленное индейцами майя экологическое преобразование, в тандеме с климатическим изменением, трансформировали по крайней мере некоторые из этих болотистых мест в период между 1700 и 3000 лет назад.
Ученые базируют свои заключения на данных, собранных во время локальных исследований около Ла-Милпа на территории северо-западной части государства Белиз в 1997 и 1998 г., и между Яксха иТикалем в северо-восточной Гватемале в 1999 г. Они изучили топографию, гидрологию, почву, растительность и культурные особенности населения майя, живших в то время. Проанализировали многочисленные образцы осадочных пород, взятых из этих сезонных бо-
лот и старых заброшенных искусственных каналов майя.
Те образцы, что они нашли, датировалось приблизительно 100 г. н.э. Большинство поверхностной воды в этих сезонных болотах исчезло. На несколько футов ниже поверхности там содержится слой заболоченных торфяников, содержащих следы пыльцы от деревьев, водных растений и зерна прошлого. Но в конце вышеуказанной эпохи, этот слой был захоронен в слоях осадка глины. Судя по этим слоям, ученые сделали вывод о том, что сельскохозяйственная деятельность майя начала лишать эту местность лесов по мере роста численности населения майя. С вырубленным лесом, эрозия почв ускорялась. В период дождей вода поступала в болота с частицами верхнего слоя почв, которые постепенно заилили водохранилища и уменьшили их глубину. В результате эти земли превратились в некое подобие трясины и уже не могли давать необходимое количество воды для питья и выращивания урожая. Болота превратились из постоянных в сезонные. Результаты исследований наглядно демонстрируют разрушительные и долгосрочные последствия от вырубки тропического леса, которые проводятся и в настоящее время населением стран Центральной Латинской Америки. Ученые также обращают внимание, что преобразование болот из постоянных в сезонные заболоченные земли произошло приблизительно 2000 лет назад, и несмотря на прошествие столетий и новое зарастание этой территории лесом,болота полностью так еще и не оправились. Источник: SciTecLibrary.com
42 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типоло
гия основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.
43 Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на Земле. Основы этнографии. М.; Л., 1928.
ные с определенными географическими условиями44. Хозяйственно-культурных типов на земле этнографы насчитывают несколько десятков45. Люди издавна жили по всему свету, кроме, разве что Антарктиды, и сумели вкаж-дом случае создать культуру, приспособленную к конкретным географическим условиям. Яркий пример — эскимосы. Какая бедная досталась им природная зона: многомесячная зима с длинной полярной ночью, снег и лед по 6—8 мес в году. Никаких условий для творчества и изобретательства. Тем не менее орудия труда у аборигенов Арктики, как установили ученые, разнообразнее, чем у тропических охотников и рыболовов: орудия из камня, кости, китового уса и дерева, великолепные лодки из обтянутых кожей деревянных каркасов. Разнообразна одежда народов Арктики, она тепла и удобна.
Видимо, люди отличаются замечательным свойством — чем труднее им приходится, чем в более тяжелых условиях они живут, тем совершеннее они приспосабливаются к этим условиям.
Исследования уральского региона, проведенное Г.Н. Чагиным46, доказало зависимость культурного комплекса от географических и климатических условий среды обитания. Исторически сложившиеся народы Среднего Урала — русские, коми-пермяки, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы — проживали в разных экологических условиях. Разнообразие природной среды, удобство водных и сухопутных путей издавна привлекали на Урал народы, потомки которых продолжают жить здесь и в наши дни. Проложенные через Урал дороги активно использовались для миграций с европейской территории на сибирские просторы. Природные условия вновь освоенных земель не создавали каких-либо препятствий к обращению народов. Всюду были проложены удобные дороги, часть которых превратилась в торгово-почтовые тракты.
Многообразие природно-кламатических условий на территории, занятой народами Среднего Урала, обусловило различия в их хозяйственно-культурной деятельности. В центральных и южных землях получило развитие трехполье, а на севере — трехполье с перелогом и подсечно-огневой системой. На Среднем Урале сложилась специализация районов по выращиванию сельскохозяйственных культур. В южных уездах высевали пшеницу, гречиху, в большом количестве выращивали картофель, в северных — главными культурами оставались озимая рожь и ячмень.
Экологические условия определили специфику характера расселения и размещения сельских поселений. На севере преобладали малодворные, на юге — многодворные поселения. Дворы-хоромы со слитной связью избы и двухъярусного двора дольше бытовали на севере. Компактно-композиционный объем под единой или двумя смежными крышами обеспечивал в зим-
44 Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре // Типология основных элементов традиционной культуры. М, 1984. С. 19-34.
^Арутюнов С.А., Хазанов A.M. Археологические культуры и хозяйственно-культурные типы: проблема соотношения // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 140-147; Левин М.Г., Че-боксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области: К постановке вопроса//Советская этнография. 1955. №4. С. 3-17; РешетовА.М. Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев // Ранние земледельцы. Л., 1980. С. 34-42.
46 Чагин Г.Н. Природная среда и особенности культурно-бытовых традиций народов Среднего Урала в середине XIX — начале XX века // Материальная культура народов России / Гл. ред. В.Т. Пу-ляев, Н.А. Томилов. Новосибирск, 1995. С. 122-139.
нее время сохранение тепла и удобство для ведения хозяйства. Корм для скота на всю зиму хранили на верхнем ярусе двора — повети, навоз накапливали в холодной части двора, из сеней удобно было пройти во двор, не выходя на улицу47.
Природные условия находили отражение в конструктивных приемах и архитектурно-художественном облике жилища. На севере все постройки возводились из дерева — ели, сосны, на столбы подбирали кедр, на нижние венцы лиственницу. В безлесных районах, где не хватало хорошего леса, строили из тонкой древесины, стены обмазывали глиной, иногда делали
каркасно-столбовую конструкцию, внутрь которой закладывали землю, навоз, солому. На севере из-за обильных осадков крыши строили высокими, с крутыми, далеко выступающими от стен скатами, а на юге пологими. В горных районах, где выпадает много осадков, избу, холодный двор и теплые хлевы перекрывали раздельно двускатными крышами, расположенными рядом и параллельно друг другу.
В северной зоне (Чердынский, Соликамский, Пермский уезды), где крестьянство больше занималось охотой, рыболовством, безгвоздевые крыши украшали зооморфной скульптурой — коньками и птицами, а наличники — накладными или прорезными фигурами уток, лебедей, тетеревов, глухарей. В южный уездах с развитым земледелием наличники оформляли с солярными символами, выполненными на верхних досках глухой выемчатой резьбой или многоцветной росписью. Внутри небеленые стены расписывали цветами, птицами, животными, а также бытовыми сценами48.
Климатическим условиям соответствовали особенности и хозяйственных построек. На севере дворы строили обязательно двухъярусными, со взвозами на поветь, где хранился хозяйственный инвентарь и корм для скота, который содержали в теплых хлевах нижнего яруса. Погреба размещались в холодном крытом дворе или же под полом в сенях. Чтобы уберечь продукты от сырости, грызунов, амбары-житницы ставили на столбы в стороне от дома. Овины делали, как правило, верховые, т.е. с каменкой на земле, а овины с глиняным полом — с долонью49.
Природные условия способствовали многообразию народного костюма. Овчинную одежду (шубы, полушубки) носили преимущественно в северном регионе. Русские, коми-пермяки, манси имели одежду из меха диких животных. Совики, малицы, гусь, порхи глухого покроя шили из оленьих шкур мехом наружу50. Многие народы Среднего Урала носили берестяные и лыковые лапти, кожаные коты, бахилы. Для ходьбы на лыжах манси, коми-пермя-
47 Чагин Г.Н. Сельское расселение в Северном Прикамье (вторая половина XVI — начало XX в.) //
Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1990. С. 24-34.
48 Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: Крестьянский расписной дом. Л., 1988.
С. 76-166.
49 Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища. Свердловск, 1989; Чагин Г.Н. На древней
Пермской земле. М., 1988.
50 Глушков И.Н. Чердынские вогулы: Этнографический очерк. М, 1900. С. 25; На путях из земли
Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-XX вв. М., 1989.
С. 152.
ки, северные русские крестьяне надевали уледи, сшитые целиком из кожи, или порубни, их подошва была из кожи, а верх — из сукна. Общераспространенной зимней обувью являлись валенки. Овчинные шапки-ушанки, валяные колпаки носили преимущественно северные русские, коми-пермяки, манси51. Природные условия определяли и рацион питания. У народов северной зоны основу его составляли продукты животноводства и земледелия. Существенным дополнением было мясо диких животных, дичи и рыбы. В рацион питания входили продукты собирательства — грибы, ягоды, орехи. Овощные блюда больше употреблялись в южных уездах, где благодаря мягкому климату, продолжительному лету огородничество получило большее развитие.
Характеру природно-географичес-кой среды подчинялись также общественные отношения и некоторые стороны духовной жизни. Размещение поселений на местности и их группировка (разбросанная или гнездовая) влияли на социальную организацию и общественную жизнь. На севере и в горной местности (Вишера, Колва, Яй-ва, Косьма, Лозьва, Тура, Тавда, Сось-ва, верховья Чусовой), где немало удаленных друг от друга поселений и труднодоступные пути сообщения, наиболее сплоченным коллективом людей являлась не волостная, а сельская (деревенская) община, объединяющая крестьян одного или нескольких близлежащих поселений. Для регулирования поземельных отношений и взаимоотношений с долго державшимися у северных крестьян нормами обычного права к концу XIX в. сельские (деревенские) общины были заменены сельскими обществами, состоящими также из одного или нескольких поселений52. Общинная жизнь и обычно правовые нормы включали также трудовую взаимопомощь. В местах скученного расселения и компактного размещения гнезд поселений крестьянская волостная община функционировала стабильно, и ее уровень действия был выше сельской общины и общества53. Традиции общинной жизни выглядели намного устойчивыми и эффективными, когда деятельность общин распространялась на территорию с одним церковным приходом.
31 Чагин ГЛ. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. (этнические традиции материальной жизни). Пермь, 1991.
52 См.: Списки населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1909-1912; Власова И.В. Обшина и
обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XV1I-XIX вв.) // Русские: Семейный и
общественный быт. М., 1989. С. 24—44.
53 Власова И.В. Обшина и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XVII—XIX вв.) //
Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989. С. 30.
В характере расселения просматривается и такая взаимообусловленность: население, проживавшее в разных, но близлежащих речных бассейнах с одинаковыми климатом, рельефом, фауной и флорой, в большинстве случаев не обособлялось, а постоянно поддерживало общение на хозяйственном, культурном и семейно-брачном уровнях. В Верхокамье (земли вокруг источников Камы, Сепыча, Лысьвы, Обвы) хозяйственно-культурная общность обладала устойчивыми чертами с XVII в., когда сложились первые общины старообрядцев поморского согласия. Поэтому этот район на многие годы стал объектом изучения народной культуры с различных точек зрения — книжности, фольклора, музыки, этнографии, лингвистики, искусствоведения, социологии54.
Природным началом определялась материальная культура (жилище, одежда, орудия труда, средства передвижения, утварь, пища). В каждом регионе, а порой и у каждого народа склады вались свои нормы взаимодействия с природой, а также свои традиции, регламентирующие сроки охоты, рыболовства, сбора лесных даров, размеры добычи, порядок земледельческих циклов. Устойчивая хозяйственная направленность крестьянских хозяйств, заложенная природным началом, сказалась на своеобразии других жанров народного творчества55. Так, заговоры, пословицы, поговорки, устные рассказы, отражающие полеводство и пчеловодство, знали преимущественно в южных уездах. На севере подобные жанры отражали охотничье-промыс-ловый быт. В горно-таежных районах русские и обрусевшие манси Чердын-ского и Верхотурского уездов имели срубное жилище одного типа, одинаковое устройство интерьера, сходные способы охоты, рыболовства, разработки подсеки, однотипную меховую одежду. У северных русских и северных коми-пермяков Чердынского уезда было идентичное по планировке, устройству, наружным украшениям жилище, похожие охотничьи и рыболовные принадлежности, а также одежда (сарафанный комплекс с кокошником знали только косинско-камские и язьвинские коми-пермяки), посуда и хозяйственная утварь. Много общего (тип жилища, костюм, транспорт, пахотные орудия, порядок проведения сабантуя) сложилось у татар и башкир Южного Прикамья и Зауралья. Близкими им стали и удмурты Осинского уезда56.
4 Димухаметова С.А., Чагин Г.Н. Изучение культуры и быта старообрядческого населения Верхока-мья // Музеи в атеистической пропаганде. Л., 1986. С. 5-18; Никитина СЕ. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1992.
55 Чагин Г.Н. Этнокультурное взаимовлияние русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв. //
Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. С. 72-78.
56 Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.
ТИПОЛОГИЯКУЛЬТУР
Все многообразие существующих на свете культур ученые пытаются систематизировать по видам, формам, уровням, типам, категориям. Занятие на первый взгляд пустяшное и очень сильно смахивает на схоластические упражнения средневековых школяров. Но ученые прекрасно осознают издержки своего труда и... продолжают заниматься тем же самым. По всей видимости, в систематизации научных знаний скрыт таинственный смыл и высшее предназначение, которое заставляет ученых складывать и раскладывать, собирать, записывать, разносить по рубрикам, сравнивать различное и находить сходство в многообразном. В конечном счете только благодаря такой подготовительной работе — а систематизация и каталогизация данных всегда носила предварительный характер, — в науке стали возможными последующие гениальные открытия, сногсшибательные изобретения, головокружительные по сложности теоретические конструкции. Типология культур относится к такой предварительной и весьма кропотливой деятельности в безбрежном море научных изысканий.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1623;