II. Политическая карта Востока к началу XVII в.
На средневековом Востоке самыми крупными государствами были Китай, империя Великих Моголов (султанат), иранское государство Сефевидов, Османская империя. Менее крупные государства – это Япония, Корея, Вьетнам и другие. На какой стадии политического развития находились эти страны? В отечественной историографии достаточно полно разработаны основные государственные формы в странах средневековой Европы. А как же в Азии и тем более в Африке?
В последнем научном издании «Истории Востока» (в 6-ти томах), применительно к странам Азии XVIII в. выделяются следующие типы государств: феодально-бюрократический, патриархальный, потестарный и догосударственный[12].
К феодально-бюрократическим государствам, по мнению И.М. Смилянской можно отнести Японию, Китай, Османскую империю. «Приближаются» к этому типу Корея и Вьетнам, а также Иран и некоторые княжества Могольской Индии (Майсур и др.). Все они представляли собой авторитарные монархии. В Османской и в Цинской империях, а также в Японии верховная власть имела теократический характер, считает исследователь. Именно теократический характер власти определял право собственности государства на все земли. Государственная собственность на землю предполагала сбор налога-ренты практически со всех земель и его распределение среди правящего слоя. Для феодально-бюрократических государств характерно наличие разветвленного государственного аппарата, иерархической структуры должностных лиц, высокая роль армии и т.д.[13]
Кпатриархальным государствам относились страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Сиам, Лаос, Камбоджа, султанаты Малаккского полуострова). В Центральной и Западной Азии – это Афганистан, Среднеазиатские ханства, Йемен, Хиджаз и др. В Северной Африке к патриархальным государствам относились страны Магриба. Все независимые государства патриархального типа были наследственными монархиями. В большинстве из них верховная власть носила теократический характер. Сакрализация власти была главным способом ее легитимации. Основными критериями патриархальных государств являются:
слабая централизация;
частые династические кризисы;
малоразвитый бюрократический аппарат;
большой удельный вес органов самоуправления;
даннические отношения с населением периферийных вассальных территорий;
сословно-статусный характер социальной организации[14].
Потестарными государствами были казахские ханства, некоторые аравийские султанаты, города-государства в Аравии и на Суматре и др. Большинство из них составляли родоплеменную периферию феодально-бюрократических или патриархальных государств. Они были недолговечными, распадались и возникали снова в зависимости от внешнеполитической ситуации. Во главе таких государственных объединений стояли выборные племенные правители – ханы. Аппарат управления был минимальным, органы принуждения и вооруженные силы отсутствовали. В основу судопроизводства было положено обычное право.
В нашем курсе лекций, исходя из приведенной выше классификации, рассматривается в основном история феодально-бюрократических монархий. Хотя это словосочетание вызывает вопросы, так же как и сочетание «поземельные отношения восточно-феодального характера»[15]. С точки зрения формы государственной власти их можно отнести к восточным деспотиям.
Восточная деспотия – распространенное явление в истории стран Востока. Каковы ее основные черты? Чем отличается восточная деспотия от деспотии вообще? Если объединить идеи трех известных ученых Запада – Гегеля, Маркса и Вебера – вероятно, получится ответ, близкий к истине. Нам кажется, именно эту концепцию излагает Л.С. Васильев в его двухтомной «Истории Востока»[16]. Гегель подчеркивал деспотизм власти на Востоке и бесправие социума. Карл Маркс писал о верховной собственности государства на землю в странах Азии. Макс Вебер в работах «Социология религий» и «Хозяйственная этика мировых религий» отмечал особенности менталитета народов Востока, их религиозную культуру, которая застыла в метафизических спекуляциях, косной традиционности и не знала «рационального» начала, известного Западной Европе эпохи Реформации. По мнению Л.С. Васильева, деспотизм возникает там, где нет частной собственности. Именно на Востоке возник феномен «власть-собственность», и эта связка возможна только в условиях существования деспотического государства. Традиционные же религии Востока этот деспотизм делали нормой! Почему? Вероятно, это связано с сакрализацией верховной власти в странах китайско-конфуцианской и арабо-исламской культурной традиции. В Европе в отдельные исторические периоды встречались монархи-деспоты. Однако деспотизм не стал нормой ни для античного общества, ни для средневекового! Для Востока деспотизм – это норма. Связка «власть-собственность» выросла из свободной прежде общины. Последняя теряла исключительные права на землю и вынуждена была делиться с властью. Таким образом, деспотия[17] – форма самодержавной, неограниченной монархии, отличающаяся полным произволом власти и бесправием подданных.
Нам кажется достаточно обоснованной теория редистрибуции, предложенная Л.С. Васильевым. Постепенно складывается феномен перекрывающих друг друга владельческих прав: одна и та же земля, а, точнее, право на продукт с нее, принадлежали обрабатывающему ее крестьянину и общине в целом, от лица которой выступал человек – старейшина, распределяющий угодья; и региональному администратору; и верховному собственнику – т.е. государству. Основной доход с земли составлял налог – рента, не просто налог, и не просто рента, а именно «налог-рента». Налог шел на содержание государя-государства, рента – на содержание промежуточных структур, например, крупного землевладельца, который играл роль связки в схеме «государство-община»[18].
Такая взаимозависимость складывалась постепенно, на протяжении столетий и закреплялась в сознании людей лучше чем закон.
Какие государства были на Востоке? В восточной Азии самым крупным государством был Китай. До сер. XVII в. в Китае правила династия Мин. Государство имело тесные экономические и политические связи со многими странами Азии. По отношению к своим северным и южным соседям Китай проводил имперскую политику. Она основывалась на конфуцианской доктрине «Срединной империи» (Чжунго – Срединное государство), вокруг которой живут только варвары. Правители Китая считали соседние народы своими вассалами и данниками, свое же государство называли «Поднебесной империей». В середине XVII в. (1644) Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин. Маньчжурское государство сложилось на северо-востоке современного Китая. До конца XVI в. в нем сохранялись значительные пережитки родового строя. Поэтому после завоевания «Поднебесной империи» маньчжуры переняли и сохранили традиционную культуру Китая. Они считали себя продолжателями Минской династии.
Северным соседом Китая была Монголия. Когда-то могущественное государство, в XVII в. оно находилось в состоянии глубокого кризиса, чему в значительной степени способствовал ламаизм.. Большая часть мужчин (5/8) была ламаистскими монахами, а значит, исключалась из воспроизводства рабочей силы. Это привело к резкому сокращению численности населения. В 1636 г. маньчжуры захватили южную (Внутреннюю) Монголию, во второй половине XVII в. – северную (Внешнюю), и к концу века на территории Монголии независимым осталось только Ойратское ханство.
Одним из развитых государств Восточной Азии была Корея – Страна Утренней Свежести. Правителя Кореи называли «дважды вскормленным», простые корейцы не пили коровьего молока, исключение – глава государства. Он считал себя младшим братом (ваном) китайского богдыхана. В 1637 г. маньчжуры навязали Корее договор о вассальной зависимости. После завоевания маньчжурами Китая, правители страны продолжали считать Корею своим вассалом. Фактически Страна Утренней Свежести была самостоятельным государством, лишь раз в десять лет корейские правители посылали символические подарки китайским богдыханам.
В XV в. китайские императоры династии Мин пытались присоединить Вьетнам. Народы, населяющие Индокитай, поднялись на борьбу. Антикитайское восстание возглавил рыбак и почтальон Ле Лой. Китайцы были изгнаны из страны, Ле Лой основал династию Ле. При правителях новой династии Вьетнам превратился в сильное государство, имел тесные экономические, политические и культурные связи с Камбоджей и Лаосом.
На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии расположены три островные государства: Индонезия, Филиппины и Япония. Первые два находились на стадии становления государственности и были легко завоеваны во времена Великих географических открытий: Индонезия – голландцами, Филиппины – испанцами.
Япония, пожалуй, была единственным типичным с точки зрения европейских критериев феодальным государством. С XII в. страной правили военные вожди – сёгуны. Династии сёгунов сменяли друг друга. В XVI в. Японию сотрясали длительные междоусобные войны. Результатом междоусобиц стал приход к власти сёгунов из дома Токугава (1603-1868). К середине XVII в. на территории Японии сложился третий сегунат – особая форма государства, своеобразный аналог более или менее централизованного государства абсолютистского типа.
В Центральной Азии на территории Индостана потомками монголов был создан султанат – Империя Великих Моголов (1526-1858). Временем наивысшего расцвета государства стал конец XVI столетия. К середине XVII в. потомки монголов захватили Северную и Центральную Индию и распространили свое влияние на большую часть Афганистана и Средней Азии.
Обширные районы Среднего Востока были объединены в государство Сефевидов (1502-1726). Это типичная восточная деспотия. При шахе Аббассе I (1587-1629) империя включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, входящие в состав империи, находились на различных ступенях экономического, социального и культурного развития, поэтому даже во времена расцвета империя Сефевидов была непрочным государственным объединением.
Значительная часть народов Малой Азии и Ближнего Востока входили в состав огромного государства, созданного турками-османами – Османской империи. Ее начало относится к 1299/1300 гг., период расцвета – XVI в. В это время в состав империи входила собственно Турция, весь Балканский полуостров, значительная часть Месопотамии, Аравии и Северной Африки.
Что же представляла собой Африка в эпоху Великих географических открытий?
Условно континент можно разделить на четыре зоны:
– Северная Африка входила в состав Османской империи – это исламский мир;
– Часть Центральной Африки – территория в значительной степени арабизированная и исламизированная, в этой части континента расположены Судан, Мозамбик, Гана и др.;
– в Тропической Африке не было никаких государственных объединений.
– Южная Африка была освоена европейцами во времена Великих географических открытий в XV-XVII вв.
В Центральной Африке Мозамбик и Сомали сложились под влиянием арабо-исламской культуры. На территории современного Судана образовалось несколько исламских султанатов, в центре Африки существовало государство Барну, в верховьях Сенегала и Нигера – Гана и др. На востоке африканского континента христиане-копты жили в Эфиопии. История ранних государств Центральной Африки недостаточно изучена в отечественном востоковедении. Некоторые из них упоминаются в средневековых арабских источниках. Так, например, исламские географы XI в. описали столицу Ганы: «В городе живут ученые-юристы и высокообразованные люди, много дворцов знати и купцов, диковинные растения и животные». Археологи тщетно пытаются найти столицу легендарного царства.
Тропическую и Южную Африку населяли племена и народности, живущие на различных стадиях развития первобытного строя. Лишь отдельные из них вступили в стадию формирования начальных форм государственности.
Чем объяснить такую неравномерность? Почему африканский континент в целом отстал в своем развитии от других регионов земного шара? Ведь именно в долине Нила сложилась одна из великих цивилизаций прошлого – Древний Египет. В исторической науке существуют многочисленные гипотезы отставания Африки. Они или откровенно расистские – негры по своей биологической природе не способны к развитию; или столь же откровенно апологетические – африканцы все умели, все создали самостоятельно, причина их отсталости – в жестокостях колонизации. Конечно, отставание африканских народов невозможно объяснить только одной причиной – их множество. Остановимся на некоторых из них.
Первый фактор – природно-климатический. Тяжелый климат, тропические леса, скудные почвы – в целом малопригодные условия для интенсивного земледелия. Люди адаптировались, но чего им это стоило (болезни, высокая смертность и т.д.)
Второй фактор– это этнокультурные потенции людей. Африканцы тратили неимоверные усилия на адаптацию, что не могло не сказаться отрицательно на темпах развития общества, его культуре, уровне развития привычного бытия. Кроме того, ничтожные средние потребности (скудное питание, минимальная одежда, простейшие жилища) не стимулировали поиска и не вели к выработке навыков высокопроизводительного труда, к накоплению и закреплению в поколениях нового трудового опыта – во всяком случае, в таких размерах, чтобы преодолеть консерватизм традиции.
Третий фактор– относительная изоляция многих этнических общностей и незначительная роль контактов с внешним миром вплоть до конца первого тысячелетия н.э. Все это вместе взятое определило отсталость континента в средние века, новое время и даже в настоящем. В таких условиях колониальные захваты европейских государств – явление вполне объяснимое и реальное[19].
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1613;